Подборка скороговорок для уроков литературного чтения(1-4 классы)
материал по чтению (1 класс) на тему

Гусельникова  Валентина  Ильинична

Цель: отработка чистоты звука ,интонации, развитие речевого аппарата, темпа речи, силы голоса, четкости произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guselnikova_v.i.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ   «Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»

Подборка скороговорок  для  уроков

литературного  чтения(1-4 классы)

Цель: отработка чистоты звука ,интонации, развитие речевого аппарата, темпа речи, силы голоса, четкости произношения.

                                Автор:

                                               учитель начальных классов

первой категории

                                                                                                       Гусельникова Валентина Ильинична

2014г.

           При работе со скороговорками следует придерживаться следующего алгоритма: в скороговорках следует выяснить её смысл, затем преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходить на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о чёткости произношения.

          Работа со скороговоркой направлена на отработку чистоты звука, а затем интонации с помощью заданий. Например: « Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».

           От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. На первом этапе обязательно беру короткие, а затем более сложные скороговорки:
«Наш Полкан – попал в капкан».
«Три сороки на пороге, три вороны на воротах».
«Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела – белой даже не была».

В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.

 

Забавной обезьяне
Бросили бананы,
Бросили бананы
Забавной обезьяне.

Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо погреться
Бедной осинке.

У быка губа тупа, 
Тупа губа у быка.

Пять утят, пять опят.
У Вити утята, у Пети опята.

Из-под Костромы, из-под Костромицы
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Везет да скороговорками так и сыплет:
Мол: у гусыни усов не ищи, не сыщешь.
Мол: тетерев сидел на дереве
От дерева тень тетерева.
Мол: чижик в чаще чушь чирикал.
 
Марина грибы мариновала.
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
Дудку дал Додону дед,
Дед, которому сто лет.

Мышки машут мешком Мишке.

Как смешон для мышек мишка.

Из мешка пошили мышки,

Мешковатые штанишки!

Мышонку шепчет мышь:

Ты все еще шуршишь?

Мышонок шепчет мыши:

Шуршать я буду тише.

Мэры хапают не в меру.

Не знакома мера мэрам.

Установим меру мэру.

Ко всем мэрам примем меру.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

На сосне и на берёзе -  бахрома:

Белой пряжей их закутала Зима.

И оставила распутывать Весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

На сосне и на берёзе -  бахрома:

Белой пряжей их закутала Зима.

И оставила распутывать Весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

 

Не смейся надо мной,

Не пересмехотствуйся,

Я сам себя пересмехотствую

И высмехотствую.

 

Павка на лавке

Плетёт лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

 

Первая скороговорка

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Вторая скороговорка

Косарь Касьян

Косой косит косо,

Не скосит Касьян-косарь

Покоса.

Третья скороговорка

В поле

Полет

Фрося

Просо,

Сорняки

Выносит

Фрося.

Четвертая скороговорка

Купила Марусе

Бусы бабуся.

На рынке споткнулась

Бабуся о гуся...

Не будет подарка

У внучки Маруси:

Все бусы склевали

По бусинке гуси.

Пятая скороговорка

Мама Милу

С мылом мыла,

В глаз попало

Миле мыло...

Мама Миле говорила:

- Не сердись, дочурка Мила!

- Не сержусь, - сказала Мила, -

Я выплакиваю мыло!

Шестая скороговорка

Краб крабу

Сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

- Грабь граблями

Гравий, краб!

Седьмая скороговорка

Встретил в чаще ёж ежа:

- Как погода, ёж?

- Свежа. -

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Восьмая скороговорка

У пруда

Растут

Две ели,

Мы ершей

Под елью

Ели.

Мы их еле-еле съели,

Съели - спать легли под ели.

Девятая скороговорка

Кукушка

Кукушонку

Купила

Капюшон.

Надел

Кукушонок

Капюшон.

Как в капюшоне

Он смешон!

 

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

Пошёл Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шёл через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

 

Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла,

До норы не дорыла.

На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

 

Скороговорки сложные и длинные

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких курчавеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.

Зачерпнула цапля чашкой
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая.
Цапля-врач больных встречает.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно, 
Чтоб было всем понятно.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

СКОРОГОВОРКИ

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.

В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живет еще жилец -
Водяной жук-плавунец.

Я – весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

 И пуглив,

 Чив, чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитёр и шаловлив, 

Суетлив,

 Чив, чив.

Я – весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

 И пуглив,

 Чив, чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитёр и шаловлив, 

Суетлив,

 Чив, чив.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый ………………

 

  Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. 

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком 

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров). 

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у детей возникают трудности или проблемы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка к празднику Осени в 1 классе

Подборка материала к проведению осеннего праздника для первоклассников....

Подборка стихов Есенина к урокам чтения в 4 классе.

Это подборка стихов Сергея Есенина, которые используются на уроках чтения в 4 классе.Стихи подобраны с учетом возрастных особенностей детей....

Подборка стихов Есенина к урокам чтения в 4 классе.

Это подборка стихов Сергея Есенина, которые используются на уроках чтения в 4 классе.Стихи подобраны с учетом возрастных особенностей детей....

подборка новогодних стихов для 1 класса

подборка новогодних стихов для 1 класса на 30 человек...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...