Открытый урок. "Знакомство с буквой Ш (ш)."
презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему
Предмет: литературное чтение ( обучение грамоте )
Класс: 1
Авторы учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Знакомство с буквой Ш (ш)».
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.
Тип урока: открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Методическая цель любого современного урока – создать условия для проявления познавательной активности учеников. Один из возможных путей в достижении этой цели - создание учителем на уроке проблемных ситуаций, в основе которых лежит противоречие, а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез, что завершается нахождением решения, то есть открытием нового знания.
Первый класс – особенно сложный и ответственный этап, как для учителя, так и для учеников.
Качество организации учебно-познавательной деятельности первоклассников способствует развитию у них учебной мотивации. Веры в свои силы и возможности, что в немалой степени обеспечивает становление учебной деятельности. Ученик с первого года пребывания в школе приучается к работе в системе самостоятельного поиска знаний, совместной деятельности с одноклассниками, учителем.
Считаю, что уроки обучения грамоте определяют одно из основных направлений в становлении учебной деятельности первоклассников.
Обоснование выбора темы:
Урок изучения буквы Ш - особый. Это урок знакомства с буквой, обозначающей твердый согласный звук, в багаже знаний первоклассников. От того, насколько успешными будут результаты сегодня, зависит дальнейшее успешное обучение их чтению.
Методическая разработка урока
Бигаевой Ларисы Васильевны,
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №13
г. Донецка Ростовской области
Предмет: литературное чтение ( обучение грамоте )
Класс: 1
Авторы учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Знакомство с буквой Ш (ш)».
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока:
1.
* Совершенствование умения правильно произносить звук [ш], слышать его в слове.
* Совершенствование умения отличать звук [ш] от других речевых звуков (по характеристике).
* Совершенствование зрительного образа буквы Ш, ш, как письменное обозначение согласного звука [ш].
* Совершенствование умения отличать по образу букву Ш, ш от других букв.
* Формирование умения читать слоги с данной буквой.
2.
* Развитие фонематического слуха.
* Развитие звуковой, произносительной стороны речи, техники чтения слогов с буквой Ш.
3. Воспитание учебных навыков и умений.
4. Воспитание интереса к чтению, как к способу узнать новое интересное
Методы обучения: наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый.
Формы организации обучения: фронтальные, парные, индивидуальные.
Средства обучения:
- Учебник «Букварь» 1 часть. Авторы: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова М. «Вентана – граф» 2012г.
- ПК, мультимедийный проектор , магнитная доска, цветные магниты, изображения Маши, Медведя, фонограмма песни из м/ф «Маша и медведь», отрывоки из м/ф «Маша и медведь», «Дядюшка Сова», елочные игрушки, елка, презентация в формате Power Point, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал, слоговые таблицы (у каждого).
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения читать слоги с изменением буквы гласного; объяснять значение слова; различать звучание слов.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Воспринимать на слух литературное произведение.
Осознавать смысл текста при его прослушивании.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения |
I. Самоопределение к деятельности. (организационный момент). |
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Если буквы изучать То научимся читать. - Ребята, сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твердого. А теперь – с согласного мягкого. - Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается. - Какое самое главное правило на уроке? | Подготовка класса к работе Внимательно слушать и слышать учителя и товарищей. | Песенка из м/ф «Маша и медведь» (аудио) |
II. Актуализация опорных знаний ( повторение изученного материала). | - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова? - Из чего состоят слоги? - Какие бывают звуки? - Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках. | Из предложений. Из слов. Из слогов. Из звуков. При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия | |
-Согласные звуки могут быть… | Твердые и мягкие. | ||
- Давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв. Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. | Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим. | ||
- Ребята, со всеми звуками мы знакомы? | Нет | ||
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. |
-В начале урока вы слышали песенку. -Кто догадался, из какого мультфильма эта песенка? | «Маша и медведь» | Отрывок из мультфильма «Маша и Медведь» |
Информация учителя. «Ма́ша и Медве́дь» — российский мультипликационный сериал.Транслируется на телевизионном канале «Россия 1» в программе «Спокойной ночи, малыши!» и на канале Карусель. Также был показан во Франции, Швейцарии и Канаде. Создатель фильма Олег Кузовков. | |||
- Ребята, к нам торопится героиня этого мультфильма. | Шалунья, шутница, она шумная, шустрая. Она не слушалась и елка сгорела. | Слайд 1 | |
-Узнали? Кто же не знает Машу! Она очень любит петь, играть на музыкальных инструментах. Маша настоящая выдумщица, баловница и непоседа. -А еще как мы можем охарактеризовать ее поведение? -Что случилось с Машей ? -Значит , Новый год может не наступить? А еще Маша не все звуки знает, даже в своем имени. | |||
- Может быть, поможем Маше? Мы объясним ей об одном замечательном звуке в ее имени. И поможем нарядить елочку. – Медведь очень просил ей помочь, он даже елку нам привез. | Дети соглашаются. | Показываю елку | |
Формулирование темы и цели. | - Вместе с Машей, к нам в гости пришли наши друзья - сказочные герои. | Тигренок из м/ф «По дороге с облаками», Попугай Кеша из м/ф «Возвращение блудного попугая», Кошка из м/ф «Кошкин дом», Снеговик из м/ф «Снеговик почтовик» | На столах раздаточный материал |
Назовите первую букву в этих словах – Почему герои смотрят друг на друга? – Что их объединяет? – С собой эти герои привели новичка. | Т,П,К,С. Эти буквы обозначают глухие согласные звуки; эти буквы обозначают два звука: твёрдый и мягкий (дети закрашивают квадратики в синие и зелёные цвета ) | Слайд 2 | |
-Что заметили? -Какой у вас возникает вопрос? | Вместо картинки, пустое место. Чем новый звук отличается от других звуков? | ||
-Вот это нам и предстоит сегодня открыть – новый звук, новую букву и понять, чем отличается новый звук от других звуков. | |||
Узнать его имя нам поможет мультфильм | Мультфильм про сову | ||
Беседа с детьми после просмотра. - О какой букве и звуке поется в песенке? -Знакомы ли мы с таким звуком? -Сформулируйте тему урока. | О букве и звуке Ш,[ш]. Пока нет. Звук [ш], буква ш. | ||
Постановка задач урока | Каковы задачи урока? 1. Познакомиться … 2. Учиться отличать… 3. Научиться … (потом кружочки, меняются на шарики и вешаются на елку) - По мере того как мы будем решать задачи урока, Маша вместе с нами будет наряжать елочку. | Дети ставят задачи, учитель прикрепляет на доску кружочки. 1.Познакомиться … ( узнать о новом звуке и новой букве); 2.Учиться отличать… звук [ ш ] от других звуков; 3.Научиться … (читать слоги и слова с новой буквой). | |
IV «Открытие» нового знания. (введение нового звука).
| - Произнесите первый звук в слове (звук ш). Повернитесь друг к другу. Произнесите звук ш и понаблюдайте как работает речевой аппарат? Звук ш: губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (голоса нет). | Произносят звук ш и наблюдают, как работает речевой аппарат | Слайд 3 (шары) |
| - С каким звуком будем сегодня работать? - Давайте выполним упражнение «Насос». Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш . Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... - Дайте характеристику этому звуку. - Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим. -Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? | Со звуком [ш]. Выполняется упражнение «Наос». Звук произносится отрывисто. Звук произносится плавно, с переходом на шепот. Этот звук согласный, потому что произносится с преградой, глухой, произносится без голоса. Послушать, как он звучит в слогах и словах. | |
Работа в парах | - Составьте схемы слов | 3 человека работают у доски | Ответ на слайде 4 |
-Дайте характеристику нового звука. | [ш] – твёрдый | ||
-Может быть, все же этот звук произносится мягко? | Первый ряд говорит слова, а второй шипит | Лабиринт | |
-Ребята, какой мы можем сделать вывод? [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий. Обозначение – синий квадратик. | Звук [ш] всегда твёрдый, поэтому после буквы Ш не пишут букву Ы (слайд) . | Слайд 5 | |
-Выполнили мы с вами первую задачу урока? -Значит, можем убрать один кружок? | Учитель убирает с доски один кружок и вешает на елку игрушку. | ||
V. Знакомство с печатной буквой ш. | -Звук [ш] обозначается буквой ш. - Эта буква бывает заглавная и строчная. - Почему звук один, а буквы две? | С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы. | Слайд 6 |
-Что напоминает вам эта буква? Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, -Давайте в пустой клеточке напишем заглавную букву Ш. | Дети обсуждают. Пишем сначала заглавную, а потом строчную (печатную) | Слайд 7 | |
Первичное закрепление. | 1.Задание. -Открыть «Слоговые таблицы». -Найти букву Ш. -Чтение слогов по таблице. -Произношение, какого звука отрабатывали? | ||
2.Задание. Послушайте стихотворение (аудио), какие слова с новым звуком вы услышали и запомнили, назовите. | Мышь, шкаф, шоколад, шерстяные шарфики, шуршит, шорох, шерстяные шапочки, шубы, сорок штук, шали. | Аудиозапись | |
3.Задание. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов)? | Ка..., кры..., гру..., ча..., афи... | Слайд 8 | |
-Выполнили мы с вами вторую задачу урока? Значит, можем убрать еще один кружок? | Учитель убирает с доски один кружок и вешает на елку игрушку. | ||
Физкульминутка. | Мы во двор пошли гулять Раз, два, три, четыре, пять, Птичек крошками кормили Бабу снежную лепили Машу дружно мы позвали. И в снежки с ней поиграли. Все в снегу домой пришли, Делаем уроки мы . | Дети встают, шагают Раз, два, три, четыре, пять, крошить крошки всеми пальчиками имитируем лепку комков дети кричат бросают снежки отряхивают ладошками одежду садимся | |
VI. Работа по учебнику (с. 125) | - Перейдем к работе с буквой ш. - Прочитаем слоги, а теперь слова с буквой ш. Что произошло со словами? | Заменили первую букву (1столбик) в словах на другую букву. Получились другие слова, во втором столбике заменили в середине слова. Чтение по цепочке. | |
Устанавление осознанности восприятия. Первичное обобщение. стр. 126 | Игры «Найди слово»Поставить учебную задачу перед каждой группой. Организовать проверку. Работа по рядам: 1 ряд – найди слово в слове ( шарф, шутка, машина). 2 ряд – Соедини слоги так, чтобы получились слова ( дру – жу, ды – шу, ле – жу, про – шу…) | ||
VII. Организация деятельности по применению новых знаний Работа с текстом стр.127 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Прочитай текст на стр.127 найди и подчеркни предложение, в котором рассказывается, что любила делать Пушинка. - Ребята мы справились с третьей задачей нашего урока? | Читая текст, дети подчёркивают предложение: «Пушинка катала по комнате бабушкины катушки». Учитель убирает с доски последний кружок и вешает на елку игрушку. | |
VIII. Рефлексия. (итог урока) | - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. -Давайте вернемся к началу урока и вспомним , о том что у нас остался пустой квадратик . - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какие звуки обозначает эта буква? - Дайте характеристику этих звуков. - Посмотрите герои из сказок, которые нам знакомы с детства весь урок были с нами , только прятались. (Показываю изображения героев). - Они наблюдали, как мы справлялись с учебными задачами, которые ставили перед уроком. | Рассказывают о букве, звуке, о том, что квадратик надо закрасить синим цветом. Слова- картинки новогодние шары и воздушные шары приклеиваем (т.к они обозначают один и тот же первый звук[Ш]) | Звучит новогодняя музыка |
-Ребята мы помогли Маше? -А где же она? Давайте посмотрим! - Ребята, Маша нам оставила поздравления с Новым годом. – Какое у вас настроение? Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке. | Каждый ученик называет слово с буквой Ш и вешает шарик на елку. (Елка светится разноцветными огнями) Как у нашей Маши. Хорошее. | Отрывок из м/ф «Маша и Медведь» |
Используемые источники:
- Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века"
- Беседы с учителем. 1 класс. Методика обучения. Под ред. Л.Е.Журовой. М. Вентана-Граф. 2005
- А.О.Евдокимова, Е.Э.Кочурова, М.Н.Кузнецова. 1 класс. Грамота. Методический комментарий. Вентана-Граф. 2009
- Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова Букварь (ч.1). М. Вентана-Граф. 2012
- Смирнова И. Г. Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой "Букварь". Ч. I.
- Смирнова И. Г. и др. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой "Букварь".
- Е.А.Смирнова Грамота. 1 класс. Поурочные планы. Ч.2. В. 2004
- Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995
- Гладина О.В. Организация уроков обучения грамоте - http://festival.1september.ru/articles/503344/
- Беляева Т.П. Реализация нового ФГОС в интегрированном курсе "Обучение грамоте" в УМК "Начальная школа XXI века" - http://festival.1september.ru/articles/587223/
Самоанализ урока
Урок литературное чтение ( обучение грамоте ) проведен в 1 классе «Б» «Знакомство с буквой Ш (ш)» (№55), проведен по типу изучения новых знаний и первичного закрепления по теме «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш» (1 урок в теме). Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению (обучение грамоте) для 1 класса начальной школы.
Авторы учебника: Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, УМК «Начальная школа XXI века»
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи урока:
1. Обучающие.
* Совершенствование умения правильно произносить звук [ш], слышать его в слове.
* Совершенствование умения отличать звук [ш] от других речевых звуков (по характеристике).
* Совершенствование зрительного образа буквы Ш, ш, как письменное обозначение согласного звука [ш].
* Совершенствование умения отличать по образу букву Ш, ш от других букв.
* Формирование умения читать слоги с данной буквой.
2. Развивающие.
* Развитие фонематического слуха.
* Развитие звуковой, произносительной стороны речи, техники чтения слогов с буквой Ш.
3. Воспитание учебных навыков и умений.
4. Воспитание интереса к чтению, как к способу узнать новое интересное
Методы обучения: наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый.
Формы организации обучения: фронтальные, парные, индивидуальные.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к современному уроку. На уроке используется системно-деятельностный подход в обучении с применением информационных, здоровьесберегающих технологий .
Считаю, что структура построения данного урока выдержана, просматривается логика процесса изучения новых знаний и первичного закрепления. Все этапы урока взаимосвязаны. Занятие проведено с частичным использованием технологии КСО (коллективный способ обучения), игровых технологий.
На уроке я решала следующие задачи:
Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); давать характеристику звуку; учить находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;
Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей. Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.
Урок начался организованно, созданы все условия для дальнейшей работы. Был проведен эмоциональный настрой. Подготовила обучающихся к восприятию нового материала через актуализацию опорных знаний, видео и аудио материалов, выполнение фонетического упражнения «Насос», работу со слоговыми схемами, чтение стихотворений о новой букве.
Совместно с учениками вывела тему урока, определила целеполагание.
С учётом возможностей и особенностей класса было подобрано содержание учебного материала, по - моему, материал для учащихся был познавателен, интересен, разнообразен с различными целевыми заданиями (занимательный материал, аудиозапись, видеозапись, беседа, задания практического характера, использование ИКТ), мне кажется, что это способствовало реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей. Старалась, чтобы ученики делали выводы на каждом этапе урока. Через индивидуальную, самостоятельную, частично коллективную деятельность осуществила первичное закрепление и проверку знаний обучающихся.
На протяжении всего урока активизировала учебно – познавательную деятельность учащихся, используя различные методы, принципы обучения такие, как (индивидуальная работа, работа в паре), методы обучения (практические, наглядные), принципы МО паритетности (сотрудничество с др. другом, с учителем), взаимодополнения, равноправия – всё это влияло на уровень решения дидактических задач, а также на уроке видна и практическая направленность обучения, это связь с жизнью. Думаю, что учащимся было интересно на уроке, т.к. они работали неплохо, организованно, целенаправленно; осуществляли взаимопомощь. Высокая работоспособность, мне кажется, обеспечивалась за счёт чередования интересных заданий, видов работ, игровых моментов, использование ИКТ. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики : артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, мультимедийный проектор, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.
На уроке применяла и методы мотивации для поддержания интереса к предмету, к изученной теме: создание ситуации успеха, формирование творческой активности, работа по развитию диалогической и монологической речи, заинтересованность в результатах своей деятельности. Все эти методы мотивации и рефлексии способствовали достижению положительного результата. Думаю, что учащиеся тему поняли. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
А главное мне легко было работать на уроке, т.к. считаю, были созданы все условия для сотрудничества и успешной работы, для реализации поставленных мною целей.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13
г. Донецка Ростовской области
Бигаева Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Знакомство с геометрическими фигурами" УМК "Планета знаний"
Цели урока: Познакомить с новыми геометрическими фигурами (точка, отрезок, овал, прямоугольник). Обобщить и систематизировать представления о квадрате, круге, треугольнике.Задачи:1....
Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.
Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...
Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"
Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...
Открытый урок "Знакомство с названием раздела"
Урок по Литературному чтению в 3 классе "Знакомство с разелом "Поэтическая тетрадь"...
Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».
Тема урока: «Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...
Конспект урока «Знакомство с новой буквой Uu»
Конспект урока по английскому языку для 2 - го классапо теме «Знакомство с новой буквой Uu». Автор учеюного пособия Афанасьева О.В. Михеева И.В....
Открытый урок «Знакомство с частями речи»
Открытый урок «Знакомство с частями речи»...