Логическая и смысловая структура текста
статья по чтению (4 класс) по теме

Дубинчик Светлана Анатольевна

В приведенном ниже материале рассматриваются основные типы текста и приемы его осмысления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskaya_i_smyslovaya_struktura_teksta.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логическая и смысловая структура текста

Под структурой текста исследователи подразумевают особенности построения письменной (печатной) речи: типы текстов, их композиция, логика повествования, деление текста на части, главы, разделы, абзацы. Знание особенностей структуры текста способствует более эффективному и быстрому восприятию печатной информации.

Вся печатная продукция делится на четыре основных типа текстов:

  1. Художественные тексты;
  2. Научные и учебные тексты;
  3. Научно-популярные тексты;
  4. Общественно-политические тексты.

Конечно же, подобная классификация, несомненно, носит условный характер, так как нередко художественный текст бывает и учебным, и научно-популярным,
и наоборот. Однако подобное условное деление на основные типы позволяет лучше разобраться в работе с текстом.

Первый прием осмысления текста заключается в постановке читателем вопросов самому себе и нахождении ответа на них.

Второй прием – постановка вопросов-предположений. К подобным вопросам относятся: «Может, это объясняется, что? А не потому ли… что? … и т.д.»

Третий прием осмысления текста – предвидение (предвосхищение,
или антиципация) плана изложения того, о чем будет идти речь дальше.

Четвертый прием заключается в мысленном возвращении к уже прочитанному под воздействием новой мысли.

И, наконец, пятый прием осмысления текста – его критический анализ
и оценка.

Основная цель заключается в понимании темы, общей структуры текста
и определении дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами.

Указания при работе с текстом могут быть следующими:

  • Внимательно прочитайте заголовок, спрогнозируйте тему;
  • Выделите подзаголовки, просмотрите рисунки, схемы, подписи к ним (если таковые имеются), сформулируйте название темы;
  • Просмотрите текст по абзацам, опираясь на существительные и обращая особое внимание на главные предложения каждого абзаца, назовите подтемы (план текста);
  • Оформите результаты работы в виде аннотации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Наблюдение за структурой текста и структурой предложения, их оформление на письме", 1 класс, русский язык.

Учебник Т.Г.Рамзаевой "Русский язык" 1 класс, тема:" Предложение и текст- единицы речи (сопоставление)". Наблюдение за структурой текста и структурой предложения, их оформление на письме на примере уп...

«Формирование универсального учебного действия: смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования»

Многие учителя начинают осознавать  понимание текста как дидактическую проблему, которой на начальном этапе обучения необходимо уделять особое внимание....

Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования

Формирование  УУД. Смысловое  чтение текстов  на ступени начального  общего образования...

Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования

Формирование  УУД. Смысловое  чтение текстов  на ступени начального  общего образования...

Методическое пособие "Смысловой анализ текста"

Данное пособие поможет учителям, как научить детей работать с текстом, анализиоровать его и подготовиться к экзаменам в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )...

Анализ смысловой структуры предложения в начальной школе.

Анализ смысловой структуры предложения в начальной школе....