Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
статья по теме
Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opyta_rmo_smyslovoe_chtenie.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД.
Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования.
Белоусова С.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ 1
Осознанное чтение- это такое качества чтения, при котором достигается понимание информационной , смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения , т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач.
Для этого учитель использует разнообразные методы подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию демонстрацию картин. Иллюстрации видио материал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов плана, пересказ, а также обобщающие беседы.
Осмысленность чтения предполагают формирование следующих умений.
- выявлять в тексте слова и выражения, значение которых не понятно и осозновать потребность в выявлении их смысла.
- пользоваться сносками и школьным толковым словарем
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста
-определять эмоциональный характер текста
-выделять опорные ( наиболее важные для понимания читаемого) слова
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей
- определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных
-уметь прогнозировать содержание читаемого
-осозновать авторское и собственное отношение к персонажам
-формулировать тему небольшого произведения
-работать с заголовками ( выбирать наиболее точный из предложенных , озоглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывание по заданному заголовку.)
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст
-определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль
-определять характер книги ( тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию,рисункам
3 уровня понимания текса
- о чем говорится
- не только о чем говорится в тексте , но и что говорится в высказывании
-что написано и как написано
Понимание смысла слова. Сказка « Как аукнется, так и откликнется.»
- Какие слова не совсем понятны
- Можно ли догадаться об их смысле по содержанию
- Попытайся сам объяснить эти слова
Понимание фактического содержания. Ушинский. Наше Отечество.
Найди и прочитай на вопрос.
- Почему мы зовем родину мать, отечество
Прогнозирование перед чтением. Б.Заходер. Волчья песня.
- Прочитай заголовок , подумай о ком это произведение.
- Страшное или нет.
- Сказка или рассказ.
Понимать мотивы поведения. Косточка. Л.Н.Толстой.
Выбери правильный ответ
- Ваня испугался.
-Ваня рассердился
- Ване стало стыдно и обидно.
Понимать подтекст.
- Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет.
-Найди слова, которые помогают понять это.
-Объясни, что тебе помогло догадаться об этом.
Осмысленному пониманию текста помогают и другие предметы.
Великий И.В. Гете сказал « Чего человек не понимает, тем он и не владеет». Эту мысль можно продолжить « Чего человек не понимает, тем он не владеет и то не полюбит.»
2013г. РМО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Формирование УУД ОС "Школа2100"...
Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...
Доклад: "Преемственность при переходе со ступени начального образования на основную"
Выступление на педагогическом совете по теме....
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования.
Стандарты второго поколения. Методические рекомендации с презентацией....
Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.
Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольн...
Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.
С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...