Анализ смысловой структуры предложения в начальной школе.
статья по русскому языку (3 класс)
Анализ смысловой структуры предложения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ смысловой структуры предложения в начальной школе. | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Овчинникова Н.Г.
Анализ смысловой структуры предложения
в начальной школе
Важная задача уроков русского языка в начальной школе – формирование у обучающихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Работа над предложением очень важна, так как на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве основной единицы речи, на основе которой младшие школьники осознают роль имён существительных, прилагательных и других частей речи. Чтобы осознать предложение как целостную единицу речи, ученики должны научиться выделять грамматическую основу предложения.
Основным направлением обучения синтаксису русского языка является синтаксис членов предложения. Но члены предложения многоаспектны, поэтому всестороннее изучение их предполагает учёт всех аспектов деления предложения.
В начальной школе ученикам нужно давать представление о том, что предложение – это смысловая единица. Работа на уроках показывает, что детям доступно выявление смысла в предложении. Для этого необходимо вводить некоторые категории семантического синтаксиса, потому как семантический аспект поможет объяснить такие явления в структуре предложения, которые непонятны при формальном подходе. Создана система уроков, на которых решались следующие задачи:
- дать ученикам понятие о семантическом субъекте как одном из смысловых компонентов предложения;
- направить внимание школьников на то, что предложение можно анализировать с разных сторон: с точки зрения смысла (нахождение семантического субъекта) и с точки зрения формы (разбор по членам предложения).
В первую группу входили уроки, посвящённые ознакомлению со смысловой устроенностью предложения. Дети обобщали имеющиеся сведения о предложении: отличие предложения от слова; для чего служит предложение; как можно разбирать предложение.
Детям предлагалось сделать иллюстрации к предложениям:
В лесу поют птицы.
У Тани упала кукла.
На дереве сидит сорока.
Нужно было записать предложения в тетрадь и разобрать их по членам.
- О чём говорится в данных предложениях? ( О птицах, кукле, сороке)
А на рисунках детей изображены лес, Таня, дерево.
В ходе беседы выяснилось, что все правы, потому что рассматривали предложение с разных сторон. В первом случае школьники анализировали состав предложения, а во втором они определяли мысль, выраженную в предложении. При смысловом разборе можно выделить смысловые компоненты, т.е. части. Одна из этих частей называется субъект.
Во вторую группу входили уроки, посвящённые наблюдению за субъектом и способом его выражения.
Записываются следующие предложения:
У сестры начался учебный год.
Сестра скоро пойдёт в школу.
У сестры есть новый портфель.
Нужно найти субъект и подчеркнуть его зелёным цветом, потом найти и подчеркнуть подлежащее.
В процессе работы выясняется, что подлежащее может быть выражено только именительным падежом, а субъект выражается разными падежами.
В третью группу входили уроки, посвящённые ознакомлению с порядком смыслового разбора предложения и составлению памятки по разбору предложения. Дети учились разбирать предложение со стороны формы и со стороны смысла.
Ученики составляли памятку по разбору предложения.
1. Разобрать по членам предложения:
- найти и подчеркнуть главные члены;
- найти и подчеркнуть второстепенные члены.
2. Выполнить смысловой разбор:
- какая мысль выражена в предложении;
- в каком падеже это слово употреблено.
Использование комплексного подхода к анализу предложения способствует развитию речи школьников, позволяет детям более точно формулировать свои мысли, применять разные языковые средства для выражения смысла. У учащихся появляется возможность перестраивать предложения, добиваясь наиболее удачной конструкции при написании изложений и сочинений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами
Определение понятия «универсальные учебные действия». Функции универсальных учебных действий. Номенклатура универсальных учебных действий . Связи коммуникативных УУД с основными...
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоя...
Культурно-смысловые занятия для учащихся начальной школы.
Данное занятие можно использоватьна уроках окружающего мира, на уроках технологии. А так же для занятих с группой продленного дня....
Структура портфолио ученика начальной школы
Представлена модель портфолио по разделам....
Выступление на методическом объединении «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
Тема. «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»....
Доклад "Смысловое чтение на уроках начальной школы"
Смысловое чтение на уроках начальной школы...