Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
статья по теме
Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opytavystuplenie_na_nauchno-_prakticheskoy_konferentsii.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Сотрудничество учителя и родителей как средство повышения познавательной активности учащихся».
С.В.Белоусова
МОУ СОШ№1 г. Оханск
Выступление на научно- практической конференции.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Момент перехода ребенка из дошкольного учреждения в школу является стрессовым. Переход от игровой деятельности к учебной требует от ребенка определенной готовности. Как взаимодействовать всем нам, чтобы добиться эффективного результата?
В своем классе я постаралась организовать сотрудничество учителя и родителей, чтобы добиться эффективного результата в повышении познавательной активности учащихся. Вот некоторые итоги такого сотрудничества.
Взяв первый класс и просмотрев результаты тестирования детей психологом, я выяснила, что в мой класс идут дети со средним и даже с низким уровнем готовности к школе. Проводя уроки, меня удивило то, что у этих детей мал словарный запас, они не могут выразить свою мысль, очень пассивны, их ничего не интересует. Я поняла, что необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы дети быстрее адаптировались, и у них появился интерес к учебной деятельности, которая для них новая.
В детском саду главной деятельностью является игра. Поэтому, именно, нетрадиционные формы уроков в первом классе являются мостиком от игровой формы в детском саду к познавательной деятельности в школе.
Наблюдения показали, что даже на уроках, где дети играют, они затрудняются выразить свою мысль, они не уверены в себе, им трудно общаться друг с другом и, главное, они не активны на уроке. Ребятам нужны помощники, которые бы их поддержали на уроке, с которых оно смогли бы взять пример. И мне вспомнился случай из своей практики, когда такими помощниками были родители.
И вот первый совместный урок по чтению « Путешествие в сказку». По моему совету одна из мам, принеся старинную свечу, этим самым, создавая атмосферу интереса, рассказала о своей любимой сказке и даже наизусть ее воспроизвела. И, вдруг после ее выступления дети стали поднимать руки и рассказывать о своей любимой сказке. Лед тронулся. А когда группа родителей показала детям кукольный театр, то у детей было столько радости. Ведь они даже не узнали своих мам по голосу! Это выступление подтолкнуло ребят в дальнейшем не бояться участвовать в ролевых играх.
Научить детей высказывать свои мнения и не бояться большой аудитории, очень сложно. Нужна работа в группах. Дети уже в детском саду играют группами, но в любой группе должен быть лидер, который может организовать их деятельность. В первом классе еще нет таких детей с организаторскими способностями. И опять на помощь приходят родители. Провели праздник « День рождения класса». Дети были разделены на группы, а в каждой группе главными были назначены родители. Каждая группа должна была выполнить несколько заданий: дать название нашему городу, в котором предстоит жить 4 года, придумать девиз и эмблему. И тут родители опять показали свои организаторские способности. Они сплотили детей в группах, учили их слушать высказывания других, обсуждали, выбирали общее решение. Главное, каждый ребенок высказал свое мнение. Он был услышан. У него появился интерес. Результат был достигнут.
Теперь можно было привлечь родителей, как консультантов в работе в группах, и на открытых уроках. Так произошло и на уроке окружающего мира « Наши верные друзья», на классном часе « Все профессии важны», на занятии « Одуванчик – сорняк, но полезный» и т.д.
У родителей, как и у детей, появился интерес. Но чаще всего принимали участие одни и те же родители. Другие же проявляли закомплексованность. Пришла идея разделить всех родителей на 4 группы по количеству четвертей. Каждая группа сама составляла план работы на четверть. Родители принимали участие в проведение уроков, во внеклассной работе, посещали кружки. Они, как дети, играли, разгадывая шарады, кроссворды, логические задачи. Дети видели интерес родителей и активно включались в данную работу, а родители в свою очередь наблюдали за своими детьми, сравнивали с другими, видели, в чем их ребенок затрудняется.
Сотрудничество с родителями способствует повышению познавательной деятельности детей. Они не бояться высказывать свое мнение , учатся сами слушать других и принимать общее решение. Они видят, что родители интересуются их учебой, познавательной деятельностью. В то же время родители наблюдают за детьми со стороны, получают информацию, как нужно работать с детьми дома, чтобы ребенок был интеллектуально развитым человеком.
Такое сотрудничество приносит большую пользу всем участникам
Учебного процесса и способствует повышению познавательной активности учащихся.
Г.Оханск 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Формирование УУД ОС "Школа2100"...
Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...
Доклад: "Преемственность при переходе со ступени начального образования на основную"
Выступление на педагогическом совете по теме....
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования.
Стандарты второго поколения. Методические рекомендации с презентацией....
Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.
Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольн...
Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.
С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...