Формирование УУД. Смысловое чтение текстов на ступени начального общего образования
статья по теме

Белоусова Светлана Вениаминовна

Формирование  УУД. Смысловое  чтение текстов  на ступени начального  общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Тема  «Сотрудничество учителя и родителей как средство повышения познавательной активности учащихся».

С.В.Белоусова 

МОУ СОШ№1 г. Оханск

Выступление на научно- практической конференции.

Роль  семьи  в обществе  несравнима  по  своей  силе  ни с какими  другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

   Момент перехода ребенка из  дошкольного  учреждения  в школу является стрессовым. Переход от игровой деятельности к учебной требует от ребенка определенной  готовности.  Как  взаимодействовать  всем  нам,  чтобы  добиться  эффективного  результата?

   В  своем  классе я  постаралась  организовать  сотрудничество  учителя  и родителей, чтобы  добиться  эффективного  результата  в повышении  познавательной  активности  учащихся. Вот некоторые  итоги  такого  сотрудничества.

    Взяв  первый  класс и  просмотрев  результаты  тестирования  детей  психологом, я  выяснила,  что  в  мой  класс  идут  дети  со  средним  и  даже  с  низким  уровнем  готовности  к школе.  Проводя  уроки, меня  удивило  то,  что  у  этих  детей  мал  словарный  запас,  они  не  могут  выразить  свою  мысль,  очень  пассивны,  их  ничего  не  интересует.  Я  поняла,  что необходимо  так  организовать  учебную  деятельность,  чтобы  дети  быстрее  адаптировались, и  у  них  появился  интерес  к  учебной  деятельности,  которая  для  них  новая.

В  детском  саду  главной  деятельностью  является  игра.  Поэтому, именно, нетрадиционные   формы  уроков  в  первом  классе являются  мостиком  от  игровой  формы  в  детском  саду  к  познавательной  деятельности  в  школе.

Наблюдения  показали, что  даже  на  уроках,  где  дети  играют,  они  затрудняются  выразить  свою мысль,  они  не  уверены  в  себе, им  трудно  общаться  друг с другом и, главное,  они  не  активны  на  уроке.  Ребятам  нужны  помощники,   которые  бы  их  поддержали  на  уроке,  с  которых  оно  смогли  бы  взять  пример.  И  мне  вспомнился  случай  из  своей  практики,  когда  такими  помощниками  были  родители.

  И  вот  первый  совместный  урок  по  чтению  « Путешествие  в  сказку».  По  моему  совету  одна  из  мам, принеся  старинную  свечу, этим  самым, создавая атмосферу интереса,  рассказала  о  своей  любимой  сказке  и  даже  наизусть  ее  воспроизвела. И, вдруг  после  ее  выступления  дети  стали  поднимать  руки  и  рассказывать  о  своей  любимой  сказке.  Лед  тронулся. А  когда  группа  родителей  показала  детям  кукольный  театр,  то  у  детей  было  столько  радости.  Ведь  они  даже  не  узнали  своих  мам  по  голосу! Это  выступление  подтолкнуло  ребят  в  дальнейшем  не  бояться  участвовать  в  ролевых  играх.

  Научить  детей  высказывать  свои  мнения  и  не  бояться  большой  аудитории, очень  сложно. Нужна  работа  в  группах. Дети  уже  в  детском саду  играют  группами, но  в  любой  группе  должен  быть  лидер,  который  может  организовать  их  деятельность. В  первом  классе  еще  нет  таких  детей  с  организаторскими  способностями. И  опять  на  помощь  приходят  родители. Провели  праздник  « День  рождения  класса». Дети  были  разделены  на  группы, а  в  каждой  группе  главными  были  назначены  родители. Каждая  группа  должна  была  выполнить  несколько  заданий:  дать  название  нашему городу,  в  котором  предстоит  жить  4  года,  придумать девиз  и эмблему.  И  тут  родители  опять  показали  свои  организаторские  способности.  Они  сплотили  детей  в  группах, учили  их  слушать  высказывания  других, обсуждали, выбирали  общее  решение.  Главное,  каждый  ребенок  высказал  свое  мнение. Он  был  услышан.  У  него  появился  интерес.  Результат  был  достигнут.

  Теперь  можно  было  привлечь  родителей, как  консультантов  в  работе  в  группах, и на  открытых  уроках.  Так   произошло и  на   уроке окружающего  мира « Наши  верные  друзья», на  классном  часе « Все  профессии  важны», на  занятии « Одуванчик – сорняк, но полезный» и  т.д.

   У  родителей, как и у детей, появился  интерес. Но  чаще  всего  принимали  участие  одни  и  те  же  родители.  Другие  же проявляли  закомплексованность. Пришла идея  разделить  всех  родителей  на  4  группы  по  количеству  четвертей. Каждая  группа  сама  составляла  план работы  на  четверть. Родители  принимали  участие  в  проведение  уроков, во  внеклассной  работе,  посещали  кружки.  Они, как дети,  играли,  разгадывая  шарады,  кроссворды, логические  задачи.  Дети  видели  интерес  родителей и  активно  включались  в данную  работу, а  родители  в  свою  очередь  наблюдали  за  своими  детьми, сравнивали  с  другими, видели, в  чем  их  ребенок затрудняется.

  Сотрудничество  с  родителями способствует повышению  познавательной  деятельности  детей. Они  не  бояться  высказывать  свое  мнение , учатся  сами  слушать  других  и  принимать  общее  решение.  Они  видят, что  родители  интересуются  их  учебой, познавательной  деятельностью.  В  то  же  время  родители наблюдают  за  детьми  со стороны,  получают  информацию, как  нужно  работать   с детьми  дома,  чтобы  ребенок  был  интеллектуально  развитым  человеком.

   Такое  сотрудничество  приносит  большую  пользу  всем  участникам  

Учебного процесса и способствует повышению познавательной активности учащихся.

Г.Оханск 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Преемственность дошкольного образования и начальной ступени школьного образования.

Краткая статья посвящена проблемам преемственности дошкольного и школьного образования. В ней раскрываются различия между личностными, интеллектуальными и психологическими особенностями детей дошкольн...

Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.

С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...