УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ) В 1 КЛАССЕ (по программе «Школа России»).
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Ишкова Мария Николаевна

В процессе работы на уроке  обучающиеся знакомятся с новой буквой Бб, учатся  узнавать ее в словах, правильно читать слова с ней, запомнить ее фонетические характеристики, проводить слого-звуковой анализ слов с буквой Бб, сравнивать и сопоставлять звуковые явления.  При выполнении заданий у детей формируется навык слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_chteniyu_v_1_klasse.rar13.15 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЮ) В 1 КЛАССЕ (по программе «Школа России»).  

Предмет: литературное  чтение.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.

Цели:

  • предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование:  карточки со словами, фишки, компьютер, проектор, экран, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Прежде, чем нам начать урок чтения, проверьте, все ли у вас готово на рабочем столе: учебник «Азбука», пропись, цветные карандаши, ручка.

Слайд 1.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Мотивационный момент

Представьте, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

А давайте мы с ним немного поиграем.

Скажите, а у вас хорошее настроение?

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом и с солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке. (Слайд 2)

     

Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

 Ответы уч-ся.

Перебрасывают «солнышко» с руки на руку.

Да

Улыбаются друг другу

Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко.(  На доску вывешивается солнышко)

Коммуникативные УУД

личностные

Умение  учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

Постановка проблемной ситуации( цели и задач урока)

Организационно – деятельный

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

Постановка цели и задач урока

Работа над новым материалом

Работа с ребусами

Физминутка

Первичное закрепление.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один, хорошо?

  1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.
  2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.
  3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на загадки, отгадайте обязательно! макушку, слушайте внимательно, загадаю вам

-Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян.

Я звонкий, круглый…(барабан)   Слайд 3

-Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка) Слайд 4

-У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? … (Буратино)    Слайд 5

-Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка) .Слайд 6

Посмотрите на экран (там изображены картинки: белка, бабочка, Буратино и барабан).  Слайд 7

 Что объединяет эти слова?

Все эти слова начинаются на букву «б».

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

Верно, сегодня мы будем знакомиться с буквой «б».

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1) Познакомиться с новой буквой.

2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

4) Научиться писать строчную букву «б».

Давайте посмотрим на алфавит и постараемся найти эту букву.

После какой буквы она стоит?

Буква «б» стоит после буквы «а» и в алфавите она вторая.

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

-  Мы выполнили учебную задачу? Что будем делать дальше? (познакомимся с буквой)

– Кто знает, какими буквами обозначаются эти два звука? Слайд 8

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.

- Прочитай: Слайд 9

Борис,  банан-

-Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы?

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква б?

     Буква Б с большим  брюшком,

     в кепке с длинным козырьком) Слайд № 10.

– Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки)

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик отыскать –

Надо на носочки встать.

- Ребята, а почему на экране 4 буквы бэ?

Мы видим 2 большие буквы и две маленькие,

                  2 печатные и две письменные.

- Зачем нужны большие буквы?

Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц.

- Где мы встречаемся с печатными буквами?

Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.

У вас на столе лежат веревочки, попробуйте вместе со своим товарищем по парте сделать букву «б».

Учитель проходит по классу, помогает уч-ся.

Ребята, а скажите, какие слоги видите на слайде, кто хочет попробовать прочитать их?

Чтение слогов.  Слайд 11.

Ба-ба-ба - на избе была труба. 
Бу-бу-бу- побелили мы трубу. 
Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. 
Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.

ба-бя-бо-бё-бу-бю-бы-би-бэ-бе 

би-бю-бо-бы-ба-бе-бё-бу-бя.

  •  выборочное чтение:
  • чтение слогов, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]
  • чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’]          Слайд  12

бу

бус

бусинка

би

бил

билет

ба

бар

барсук

бо

бом

альбом

бр

бра

зебра

Работа с учебником.

Напечатайте в тетради слоги и слова, подчеркните зелёным карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б’]; подчеркните синим карандашом  букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слоги; умение печатать слова; умение определять, какой звук обозначает буква).

ба     бе     би     бу

белка   булка

-  Проверьте себя по образцу.  Слайд 13.

Да

Выбор варианта

Объясняют как удалось отгадать загадки.

Барабан

Бабочка

Буратино

Белка

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей.

Дети исследуют алфавит и находят , где расположена буква Бб.

Произносят хором

Выделяют первый звук [б]

Ответы детей

 

Произносят звуки- [б], [б’]

Чтение имён с буквой Б.

Работа в парах- конструирование буквы.

Читают по одному и хором.

Самостоятельная работа учащихся

УУД

Познавательные:

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

доказательство;

УУД познавательные

целеполагание

самоопределение к деятельности.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство;

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

Логические:

Доказательство.

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Умение контролировать действия партнера.

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

Моделируют букву

Проверка по образцу

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

планирование

             

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

Метапредметные УД

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

планирование

перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб.

Рефлекторно-оценочный

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- Что нового вы узнали?

- Чему научились?

Рефлексия.

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

- Как называется буква, которую изучили?

-Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

У каждого из вас на столе лежит буква «Бэ». Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, закрасьте букву красным карандашом, если не получилось – синим.

Пока вы будете работать я включу вам веселую песенку о смешных Барабариках.

 Давайте , посмотрим, что получилось: поднимите свои буквы вверх и  я покажу, в какой цвет раскрасила букву. Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

Спасибо вам  за урок.

- Познакомились с новой буквой «Бэ»

- Узнали, что буква «Бэ» обозначает звуки [б], [б’]

- Научились читать слоги с новой буквой.

- Научились писать букву «б».

Дети раскрашивают свою букву и вывешивают на доску.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Метапредметные УД

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Буквы В,в"...

Урок обучения грамоте в 1 классе по УМК "Школа России" по теме "Чтение слов и текстов с буквой З,з"

Урок - закрепление по теме "Чтение слов и текстов с буквой З,з". Использован познавательный материал, загадки....

Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Обучение грамоте (азбука) 1 КЛАСС по программе «Школа России» на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАОбучение грамоте (азбука)1 КЛАССпо программе «Школа России»на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»...

Урок обучения грамоты (чтение) 1 класс программа "Школа России"

Урок в 1 классе по теме "Буква Э,э" составлен по ФГОС.При построении урока учтены следующие аспекты:–смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;–межпредметная связь с...

Конспект к уроку по обучению грамоте в 1 классе по программе "Школа России" на тему "Звуки [п ] и [ п’ ], буква П"

В конспекте подробно описан каждый этап урока, приложены сайты, на которых я разместила игры и интерактивные упражнения по теме урока, имеется также раздаточный мтериал в тетради детям и то, что надо ...