Урок литературного чтения в 4 классе по теме" Авторская позиция в сказке В,М. Гаршина "Лягушка-путешественница"(конспект урока, презентация)
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему
конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе. Программа «Школа 21 века»
Тема:. Авторская позиция в сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Оборудование: перезентация, книжная выставка, карточки с пословицами для групповой работы, карточки с терминами, названиями черт характера, темой урока, выставка детских рисунков и поделок.
Цель: формирование умения работы с текстом и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи: создать условия для формирования ууд:
Личностные:
-учиться принимать другую точку зрения,
-учиться определять свою позицию;
-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
- понимание духовной сущности произведения
Коммуникативные:
-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,
- сотрудничать в группе для решения учебной задачи.
Регулятивные:
-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;
Познавательные:
-учиться находить информацию в тексте;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;
Предметные:
-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
Ход урока
Актуализация
-Назовите автора произведения, с которым вы познакомились самостоятельно дома? ( Всеволод Михайлович Гаршин )
Слайд1.(портрет Гаршина и обложки книг)
-Обратите внимание на его портрет и обложки книг с его произведениями. Также рассмотрите книжную выставку.
-Можете ли вы сказать,какие по жанру произведения писал В.М. Гаршин?(рассказы, стихи)
-Давайте найдем подтверждение ваших слов в учебнике в статье о писателе ( стр. 91)
-Каким литературным жанрам он отдавал предпочтение?(сказки, рассказы, легенды, очерки, стихи)
-Назовите темы его произведений? ( человек)
-Какое по жанру произведение вы прочитали ?(сказка)
- К какой группе сказок вы её отнесли бы? По авторской принадлежности, по тематике? (авторская(литературная) , о животных) – карточки на дос.
- Эта сказка хоть и литературная, но есть и элемент народной сказки. Какими словами она начинается? (Жили-были) Так начинаются многие народные сказки.
- Как озаглавил свою сказку Гаршин? –На чём можно путешествовать в реальной жизни? ( поезд, самолёт, автомобиль…)
-Какой способ путешествия придумал Гаршин?
- Кто главный персонаж сказки?( вывешиваю на доску слово Лягушка)
Слайд 2. (фото с изображениями лягушек)
-Какая лягушка в реальной жизни? ( не очень приятная, со скользкой кожей, пупырчатая…)
-Какие чувства вызывает лягушка у людей чаще всего в обычной жизни?(брезгливости, отвращения, …)
- А в сказке Гаршина она вызывает такие чувства?( Нет. )
-Действительно.У Грашина лягушка совсем другая
Постановка цели урока.
- Сегодня попробуем разобраться, как же автор относится к своей лягушке-путешественнице. Какой он её изображает. И какая главная мысль произведения.
Характеристика главной героини сказки.
На доску вывешиваю карточку с темой урока: :. Авторская позиция в сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».
-Найдите в тексте отрывок, в котором Гаршин описывает внешность лягушки.(с. 103, 104)( пёстренькая, лакированная спинка, квакушка, лупоглазая)
-Рассмотрите строение слова и скажите, что автор использует, чтобы показать своё любование лягушкой? ( суффиксы –еньк, ушк, -к) Слайд 3.
-Как вы отнеслись к такой лягушке? Она вызвала у вас какие-то негативные, отрицательные чувства?(нет)
- Почему? (Гаршин описал её внешне приятной, красивой)
На доску вывешиваю картинку с изображением лягушки.
- Вот она какая красавица у Гаршина.
-Это внешность.
-А какой она была по характеру? Как это показывает Гаршин?Давайте выясним.
Назовите качества характера лягушки. Поясните своими словами и докажите своё мнение словами из текста.
Любопытная, сообразительная, смекалистая, умная, изобретательная, смелая, отважная. тщеславная, хвастливая, общительная, сдержанная , осторожная(по ходу ответов вывешиваю карточки вокруг картинки с изображением лягушки)
(Качества характера можно называть синонимичными рядами: сообразительная, смекалистая, изобретательная , умная; осторожная, сдержанная)
(Дети зачитывают эпизоды сказки, подтверждающие их мысли. Если не могут назвать, то сначала вывешиваю карточку с качеством характера, а дети уже потом зачитывают эпизод)
- Посмотрите, сколько качеств характера лягушки мы выявили.
- Как вы считаете, каких качеств в характере лягушки , которыми наделил её Гаршин больше?(положительных)
-Какие из качеств вы бы не отнесли к положительным? ( хвастливая, тщеславная)
Народ с давних пор осуждал хвастливых людей и даже об этом сложил пословицы.
Работа в группах
- Я вам предлагаю поработать в группах. Задание следующее: соберите рассыпавшиеся пословицы о хвастовстве.
Проверка.
- Сверим получившиеся пословицы с пословицами на слайде 3:
1. Хвастовство само себя наказывает.
2. Кто хвалится, тот с горы свалится.
3. Коли хорош, так не хвастай: тебя итак заметят.
Ребята, хвастовство- это же качество человека. И тематика произведений Гаршина – это человек., его жизнь.
А у нас Гаршин наделил лягушку человеческими качествами, которые осуждают люди, и. через образ лягушки высмеял их.
- Вспомните, пожалуйста, как называется такой приём в литературе? ( аллегория)( На доску вывешиваю карточку)
- В каком жанре мы ещё встречали этот приём? ( басня)
Выявление главной мысли
- Кчему же привело, к какому финалу привело желание лягушки хвастаться? ( из-за того, что она стала хвастаться, она не смогла больше продолжать путешествие с утками на юг и так и не смогла узнать, что это такое)
- Подумайте, какая из пословиц точнее всего выражает главную мысль всей сказки? Чему хотел нас научить Гаршин(Хвастовство само себя наказывает) (Слайд 4)
- Поясните.
- Гаршин осудил, высмеял хвастливую лягушку. Но можем ли мы сказать, что он высмеивает её зло, не по доброму? Как вы считаете?
- А какой он приём использует? ( ирония- карточка)
-Если не можете вспомнить, нам поможет задание в печатной тетради( с. 56 №2)
-Что означает слово ирония?( с. 40 в учебнике, если не смогут ответить)
- Выполнив задание № 3 в тетради, вы сможете найти те слова , в которых заключена скрытая насмешка. Слайд №5 ( барахталась, шлёпнулась, летела вверх тормашками)
Рефлексия
-Вернёмся к началу урока. Смогли ли мы разобраться в отношении Гаршина к своей героине? Как он к ней относится?
-Да, действительно, Гаршину нравится его героиня, он симпатизирует ей. Он ею восхищается. Автор наделил её большим количеством положительных качеств. Но он шутит над ней с лёгкой насмешкой.
-Когда вы дома читали сказку, то смогли это заметить, почувствовать, потому что лягушка на ваших рисунках к сказке и на поделках тоже очень симпатичная, милая, приятная. Я увидела, что она вам очень понравилась.
Домашнее задание.
Подготовьте список произведений, в которых главной героиней является лягушка. И подумайте, а какой она показана в этих произведениях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
пословицы Хвастовство само себя накажет. Кто хвалится, тот с горы свалится. Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
ш лёпнулась б ултыхнулась п олетела вверх тормашками д рыгала всеми лапами
Хвастовство само себя наказывает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....