Конспект урока по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
2-я часть занятия по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 106.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 401
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
Тема: сказка В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.)
Автор: Учитель начальных классов
Садовникова Татьяна Викторовна
Санкт-Петербург, Колпино
2014 г.
Цели:
- обеспечение целостного восприятия и понимания текста;
- осмысление заглавия произведения;
- формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
- давать характеристику героини произведения;
- развитие творческих способностей, связной речи, памяти;
- содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.
Ход урока 1.
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, порядок на рабочем месте.
II. Проверка домашнего задания.
-Какое произведение читали дома? (Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост)
-Кто автор? (Мамин-Сибиряк)
-Сейчас мы проверим, какими внимательными вы были при чтении.
-Соедините вопрос с правильным ответом линией. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ, записывайте на листок номер ответа. Оцените свою работу.
ВОПРОСЫ.
1.Какой зайчик родился в лесу? | 1.Засмеялись | |
2.Что случилось с зайчиком? | 2.Хихикнули | |
3.Как он сообщил всем свое решение? | 3.Трусливый | |
4. Как отреагировали на сообщение молодые зайчата? | 4.Никого я не боюсь! | |
5. Что сделали старушки-зайчихи? | 5.Улыбнулись | |
6. Как приняли такое решение старые зайцы? | 6.Надоело ему бояться | |
Ответ: | Самооценка: | Оценка: |
-Поменяйтесь работами и проведём проверку по образцу( работа в парах).
3 6 4 2 1 5 |
(Учащиеся по ключу проверяют работу соседа, находят ошибки, меняются работами.)
-Поднимите руки те, кто выполнил работу правильно.
-Поднимите руки те, кто допустил ошибки. Будьте внимательны на уроке.
III. Введение в тему.
1. Беседа.
-Сегодня мы будем читать новое произведение. Главная героиня этого произведения- животное. Описание животного: зеленое, прыгает, всего боится, любит ловить мух.
-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать. (Тексты с загадками о разных животных у каждого ученика). Читают загадки только те ученики, кто догадался, о каком животном идет речь.
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
(Лягушка)
На болоте мы живём,
Хором песенки поём.
(Лягушка)
Из малька выходят лапки -
Длинноногие ребятки.
В луже прыгает квакушка –
Длинноногая… (лягушка).
Кто это сидит в пруду?
Как зовут эту кваку?
Зелёную толстушку,
Зовут её – ( Лягушка)
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает (Лягушка)
Прыг да шлеп по дорожке
Голова четыре ножки.
Распевала голова
Очень громко: ква-ква-ква.
(Лягушка)
Зелёная,но не трава.
Холодная,но не лёд.
Поёт,но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же ... ! (Лягушка)
На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спят в кувшинках –
без подушки?
Это видимо ( Лягушки)
Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду.
(Лягушка)
-На выставке найдите книгу, которую мы будем читать.
-Как называется книга? («Лягушка-путешественница»)
-К какому жанру относится данное произведение?( сказки )Почему?
-Просмотр фрагмент мультфильма «Лягушка-путешественница»
-Как вы думаете, к какому виду сказок относится сказка про лягушку?(авторская)
-Давайте узнаем автора этой сказки. Раскрасьте те клетки с буквами, где нарисованы лягушки.
А | П | С |
Д | Н | Р |
Х | Г | У |
Ш | Ю | И |
-Какие буквы выделили? Расставьте в правильном порядке буквы так, чтобы сложилась фамилия автора.
А Н Р Г Ш И |
- Правильно Гаршин Всеволод Михайлович ( 1855-1888)
2. Рассказ учителя об авторе с презентацией.
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.
IV. Физкультминутка (проводят учащиеся в масках лягушек).
На болоте две лягушки,
Две весёлые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали,
Ножками топали,
Плечиками двигали,
По болоту прыгали.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство со сказкой.
Цель перед прослушиваем сказки: какие незнакомые слова или выражения встретятся в тексте?
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
2. Беседа по содержанию.
А) Словарная работа. Использование словаря С.Ожегова.
1. Уронить достоинство | Авторитет, честь и т. п. |
2. Захватило дух | Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра; |
3. Присутствие духа | Полное самообладание, уверенность в себе; |
4. Бумажный паяц | Старинное название клоуна (паяц) |
5. Скирды | Большой, обычно продолговатый стог сена |
6. Стук цепов | Ручное орудие для молотьбы (цеп) |
9. Верста | Старинная русская мера равная 1 км. 6 м. |
Б) Вопросы по содержанию.
-Понравилась ли вам сказка? Чем?
VI. Рефлексия.
-Составление синквейна про лягушку.
- Тема, существительное (Кто? Что?)- Лягушка.
- Описание темы в двух словах –прилагательных (Какая?) – Умная, хвастливая.
- Описание действия – глаголы (Что делала?) – Думала, летела, хвасталась.
- Предложение по теме – Бедная лягушка болталась в воздухе, как бумажный паяц.
- Синоним из одного слова по теме – Хвастовство.
VII. Подведение итогов урока.
-Докажите, что «Лягушка-путешественница» - это сказка.
VIII. Домашнее задание.
-Подготовить выразительное, безошибочное чтение сказки.
Ход урока 2.
I. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки учащимися.
Цели: выразительное, безошибочное чтение; какая из пословиц подходит к сказке «Лягушка-путешественница»? Отметьте правильный ответ.
Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть. | |
Задумав дело, подумай, к чему оно приведёт. | |
Не бей из пушки по лягушке |
II. Работа по теме урока.
- Беседа по прочитанному.
-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)
-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)
-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким
дождиком.)
-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)
-Куда летели утки? (На юг.)
-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)
-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)
-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)
-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)
-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)
2. Чтение в лицах диалога уток и лягушки.
Распределение ролей. Стр. 189-191.
Цель: прочитайте в лицах диалог, показав голосом, как разговаривают главные героя «перелета».
3.Характеристика лягушки. Беседа о ее путешествии.
А) Выберите из предложенных картинок наиболее подходящую, ярко изображающую характер нашей героини, раскрасьте.
Б) Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки, используя карточки на доске.
УМНАЯ | ГЛУПАЯ | НАХОДЧИВАЯ |
ХВАСТЛИВАЯ | ЗАСТЕНЧИВАЯ | СКРОМНАЯ |
БОЛТЛИВАЯ | МЕЧТАТЕЛЬНАЯ | ЛЮБОПЫТНАЯ |
4.Анализ прочитанного.
– Докажите, глядя на карточки, характеризующие лягушку, что она была именно такой.
Вывод. Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.
– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?
– Итак, наша лягушка поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
– Так ли это? А вы уверены?
– Давайте обратимся к тексту. Найдите подтверждение ваших слов в тексте.
Выборочное чтение.
«Хотела послушать, что о ней говорят…», «…от высоты кружится голова, и я боюсь, вдруг мне сделается дурно…».
– Так значит, ей вовсе не хотелось хвалиться, она просто боялась, что ей станет плохо. Согласны?
– Докажите, что это не так словами текста.
«Тут лягушка не выдержала...»
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки:
ХИТРАЯ, ТЩЕСЛАВНАЯ (Учитель добавляет ещё две карточки к портрету лягушки)
– Это уже более полный портрет нашей героини. А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.
ХВАСТОВСТВО (Выводим карточку на первое место)
Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».
– Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим.
Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ (карточки выставляются на доску, рядом с первой группой)
– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими словами он пользовался в конце.
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
III. Подведение итогов урока
– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).
IV.Домашнее задание.
На стр. 59 учебника ответить на вопросы к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке "Настоятель и служка"
Рассматривается поэтапный ход урока....
Конспект урока по сказке "Петух и собака" Литературное чтение 1 класс
Конспект урока по сказке "Петух и собака" 1 класс Литературное чтение...
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
Конспект урока по сказке "Гуси-лебеди" (преемственность детского сада и начальной школы )
Конспектоткрытого интегрированного урока математикидля учащихся 4 класса и выпускников детского сада,с элементами русского этнокультурного компонента,по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»на...
литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая Шейка" Д.Н. Мамина-Сибиряка
В материале представлен полный литературно-методический анализ и конспект урока по сказке "Серая шейка" Д.Н. Мамина-Сибяряка по программе "Школа России", 2 класс. Соответствует требованиям ФГОС....
конспект урока-викторины "Сказки Чуковского"
конспект- презентация позволяет закрепить изученный материал по сказкам Чуковского...