Урок литературного чтения по теме Е.И Чарушин "Теремок"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Мазурова Валентина Викторовна

1)образовательные: познакомить детей с авторской сказкой (чтение- сканирование), познакомить с творчеством М.М.Пришвина, провести сравнительный анализ  содержания народной и авторской сказок;

2)развивающие: учить высказывать своё мнение, учить работать в группах, искать способы решения поставленных задач, учить выделять существенную информацию из текста;

3)воспитательные: обогащать нравственный опыт, формировать представление о дружбе и добре, развивать читательскую компетентность, оценивать образность словесного и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Мазурова Валентина Викторовна

Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1

Предмет: литературное чтение.

Тема: Е.И.Чарушин. «Теремок».

Класс: 1

Учебно-методическое обеспечение: учебники, рабочие тетради, выставка книг со сказками, презентация, иллюстрации к сказке.

Время реализации занятия: 45минут

Цели урока:1. Познакомить со сказкой Е.И.Чарушина «Теремок».

                     2. Выявить различие между народной сказкой «Теремок» и авторской.

                     3. Путём использования проблемных вопросов подвести детей к

                       объяснению, почему мы читаем сказку в пересказе М.М.Пришвина, а

                       а не других писателей.

                     4. Решить проблему мирного существования людей, правильного

                         отношения  друг к другу.

Задачи урока:

1)образовательные: познакомить детей с авторской сказкой (чтение- сканирование), познакомить с творчеством М.М.Пришвина, провести сравнительный анализ  содержания народной и авторской сказок;

2)развивающие: учить высказывать своё мнение, учить работать в группах, искать способы решения поставленных задач, учить выделять существенную информацию из текста;

3)воспитательные: обогащать нравственный опыт, формировать представление о дружбе и добре, развивать читательскую компетентность, оценивать образность словесного и изобразительного искусства.

Тип урока: диалогический проблемный урок.

Форма урока: диалог.

Оборудование: компьютер, классная доска с иллюстрациями, книжная выставка.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1.Тренинг эмоций.

 Учитель:

 Мы друг друга понимаем?

 Хорошо уже читаем?

 Буквы все мы тоже знаем?

 На уроке засыпаем?

 Я дарю всем улыбку, поделитесь и вы со мной улыбкой, друг с другом, ощутите тепло, радость и счастье от общения.

1мин.

2. Познавательная минутка.( По карточке с текстом).

   «Жужжащее» чтение. Дети читают подготовленный учителем небольшой по объёму текст познавательного характера о повадках животных.

   Учитель: -Что интересного узнали из прочитанного?

                   - Сегодня мы будем ещё узнавать много интересного.

                   Но,самое главное то, что для этого мы будем решать

             многие  проблемы.А для этого сейчас подготовимся.

               

2 мин.

3. Тренинг органов речи, дыхания.

  «Дыхательная гимнастика». Упражнение «Мы дышим»: глубокий вдох носом, выдох через рот.(3-4раза). Упражнение «Разомнём язычок»: расчешем губки, просушим, покрутим язычком во рту. Упражнение «Чистим зубки».

2 мин.

4 Отработка навыка чтения. (Слайд №2. Таблица слогов).

   - читаем на выдох слоги;

   - читаем по цепочке;

   - читаем «за указкой».

2 мин.

5. «Мозговой штурм». (Блиц- опрос).Очень быстро отвечаем на вопросы:

   - сколько человек тянуло репку?

   - какого зверя называют Топтыгин?

   - на чём передвигается Баба Яга и ведьма?

   - отчество известного змея из сказок?

   - героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца?

   - чем играл Иванушка из сказки «Гуси- лебеди» у Бабы Яги?

   - кто выручил Петушка из беды в р.н.сказке «Кот, Петух и

      Лиса»?

   - чем ловил рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и серый

      Волк»?

2 мин.

6. Физминутка.

1 мин.

7. Работа по теме.

   - Беседа. Я поняла, что вы очень любите и знаете сказки. Назовите ваши любимые сказки. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника литературного чтения, который называется «Сказки».Что такое сказка?(Ответы детей).

   - Чтение пословицы о сказке. (Слайд №3)

   - Работа по учебнику стр. 28. Дети читают название раздела, рассматривают иллюстрации.

    Учитель: Как вы думаете, ребята, какую работу можно провести по этой теме?(Ответы детей: читать, пересказывать).А ещё, ребята, мы будем решать такие вопросы: почему одни сказки называют народными, а другие авторскими , почему в нашем учебнике размещены сказки именно этих авторов, а не других. Интересно ли вам это знать? Приступаем к работе.

   - Работа по вопросам и заданиям учителя.

1) разделим книги на нашей книжной полке на 2 группы. Что мы видим? (Ответы детей: книги с народными и авторскими сказками).

2) чем отличаются они? Чем заканчиваются сказки?

3) для того, чтобы узнать, какую сказку мы будем читать, вам необходимо угадать героев. (Учитель читает загадки, дети называют отгадки). (Слайд №4. Изображение зайца, лисы, лягушки, мышки)

№1. Хвост короче уха                 №2.Посмотрите-ка, какая

        Быстрые повадки                       Вся горит, как золотая,

        Мчусь я что есть духу               Ходит в шубе дорогой,

        На праздник без оглядки.          Хвост пушистый и большой.

       Кто я, угадай-ка!

        Ну, конечно…

№3. Скачет зверушка                №4.Эта маленькая крошка

        Не рот, а ловушка.                   Рада даже хлебной крошке.

        Попадут в ловушку                 Потому что до темна

        И комар, и мушка.                   В норке прячется она.

Вы догадались, что эта сказка «Теремок». А какая она?(Ответы детей: русская народная. Читали дома, в детском саду)

- Работа по учебнику:  

   Посмотрим в разделе «Сказки» эта ли сказка размещена. (Ответы детей: эта же сказка, но авторская.

  Как такое может быть?(Дети затрудняются ответить, учитель объясняет: что такие сказки необыкновенные: и народные, и авторские).

 Учитель: прочитайте фамилию автора сказки «Теремок». (Е.И.Чарушин).Что вы о нём знаете?(Ответы детей слабые).

Ребята, вы должны знать, что эту сказку пересказывали многие известные писатели: К.Ушинский, А.Толстой, С.Маршак и многие другие.А мы будем читать сказка в пересказе С.Я.Маршака.

- Постановка учебной задачи: объяснить, почему в нашем учебнике размещена сказка «Теремок» в пересказе Е.И. Чарушина?Слушайте внимательно мой рассказ о жизни и творчестве писателя.

 - Слово учителя о писателе, показ портрета, показ иллюстраций к книгам М.М.Пришвина, С.Маршака, рисунков обложки к сказке Е.И.Чарушина. (Слайды№ 5, №6 )

 - Прогнозирование детей:

  Размещена  сказка этого автора потому, что он не только талантливо пересказал, но и прекрасно проиллюстрировал сказку. А остальные писатели только пересказывали. А ещё потому, что Е.И.Чарушин очень любил , понимал, помогал животным. Они были его друзья.

 - Знакомство с авторской сказкой. (Слайд №7- обложка сказки Е.И.Чарушина «Теремок»). Чтение в лицах сказки.

 - Работа по сказке.

Работа в группах по карточкам:

1 группа: чем похожи сказки- авторская и народная? Сравните героев, события, начало сказок, конец.

2 группа: чем различаются сказки – авторская и народная? Сравните героев, события, начало сказок, конец.

3 группа : Чему учит сказка Е.И.Чарушина?

- Ответы детей.

- Обобщение.

1.Сказки похожи героями: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса.

2. События разворачиваются вокруг теремков – домов.

3.Сказки различаются героями: в авторской нет Мухи, Комара, Волка, Медведя.

4 Начало и конец разные.В русской народной сказке конец плохой : сел Медведь на горшок и раздавил его, всех зверей распугал. А в авторской сказке все стали жить в мире и согласии.

5. Сказка учит жить в мире и согласии, помогать друг другу.

- Вывод.

Сегодня мы не всегда по-доброму относимся друг к другу, не заботимся о близких, ссоримся, обижаем животных.К чему это приводит? Друзей становится мало , родители расстраиваются и переживают , очень тяжело всем.

А надо не так. Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга и жить станет легче и счастливее. Вспоминайте почаще Евгения Ивановича Чарушина и его сказку «Теремок».

Всего 33мин.

1 мин.

1мин.

2 мин.

8 мин.

3 мин.

1 мин.

5 мин.

1 мин.

5 мин.

3 мин

1 мин.

1 мин.

1 мин.

8. Рефлексия.(Приготовлены язычки пламени из  цветной бумаги красного цвета)

 Учитель: я дарю вам частицу огонька человеческой души, чтобы вы всегда чувствовали друг друга , помогали друг другу. Ведь вам быть вместе все школьные годы. У кого  есть такой огонёк, тот настоящий друг.

1мин.

9. Итог урока. Все работали очень хорошо, были дружными, помогали друг другу. Спасибо!

1 мин.

Используемая литература:

1. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор Л.Ф.Климанова М., «Просвещение».2012год.

2. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой. М., «Просвещение». 2012 год.

3.Школьный словарик. СПб ООО «Полиграфуслуги», 2006 год.

4 yandex.ru. kotmurr.spb.ru > мир Животных.

   

Resource id #5762

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Презентация к уроку литературного чтения по теме КВН "Литературные сказки"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе (УМК "Школа России") по теме КВН "Литературные сказки"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...