Урок литературного чтения по теме Е.И Чарушин "Теремок"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
1)образовательные: познакомить детей с авторской сказкой (чтение- сканирование), познакомить с творчеством М.М.Пришвина, провести сравнительный анализ содержания народной и авторской сказок;
2)развивающие: учить высказывать своё мнение, учить работать в группах, искать способы решения поставленных задач, учить выделять существенную информацию из текста;
3)воспитательные: обогащать нравственный опыт, формировать представление о дружбе и добре, развивать читательскую компетентность, оценивать образность словесного и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мазурова Валентина Викторовна
Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1
Предмет: литературное чтение.
Тема: Е.И.Чарушин. «Теремок».
Класс: 1
Учебно-методическое обеспечение: учебники, рабочие тетради, выставка книг со сказками, презентация, иллюстрации к сказке.
Время реализации занятия: 45минут
Цели урока:1. Познакомить со сказкой Е.И.Чарушина «Теремок».
2. Выявить различие между народной сказкой «Теремок» и авторской.
3. Путём использования проблемных вопросов подвести детей к
объяснению, почему мы читаем сказку в пересказе М.М.Пришвина, а
а не других писателей.
4. Решить проблему мирного существования людей, правильного
отношения друг к другу.
Задачи урока:
1)образовательные: познакомить детей с авторской сказкой (чтение- сканирование), познакомить с творчеством М.М.Пришвина, провести сравнительный анализ содержания народной и авторской сказок;
2)развивающие: учить высказывать своё мнение, учить работать в группах, искать способы решения поставленных задач, учить выделять существенную информацию из текста;
3)воспитательные: обогащать нравственный опыт, формировать представление о дружбе и добре, развивать читательскую компетентность, оценивать образность словесного и изобразительного искусства.
Тип урока: диалогический проблемный урок.
Форма урока: диалог.
Оборудование: компьютер, классная доска с иллюстрациями, книжная выставка.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1.Тренинг эмоций. Учитель: Мы друг друга понимаем? Хорошо уже читаем? Буквы все мы тоже знаем? На уроке засыпаем? Я дарю всем улыбку, поделитесь и вы со мной улыбкой, друг с другом, ощутите тепло, радость и счастье от общения. | 1мин. |
2. Познавательная минутка.( По карточке с текстом). «Жужжащее» чтение. Дети читают подготовленный учителем небольшой по объёму текст познавательного характера о повадках животных. Учитель: -Что интересного узнали из прочитанного? - Сегодня мы будем ещё узнавать много интересного. Но,самое главное то, что для этого мы будем решать многие проблемы.А для этого сейчас подготовимся.
| 2 мин. |
3. Тренинг органов речи, дыхания. «Дыхательная гимнастика». Упражнение «Мы дышим»: глубокий вдох носом, выдох через рот.(3-4раза). Упражнение «Разомнём язычок»: расчешем губки, просушим, покрутим язычком во рту. Упражнение «Чистим зубки». | 2 мин. |
4 Отработка навыка чтения. (Слайд №2. Таблица слогов). - читаем на выдох слоги; - читаем по цепочке; - читаем «за указкой». | 2 мин. |
5. «Мозговой штурм». (Блиц- опрос).Очень быстро отвечаем на вопросы: - сколько человек тянуло репку? - какого зверя называют Топтыгин? - на чём передвигается Баба Яга и ведьма? - отчество известного змея из сказок? - героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? - чем играл Иванушка из сказки «Гуси- лебеди» у Бабы Яги? - кто выручил Петушка из беды в р.н.сказке «Кот, Петух и Лиса»? - чем ловил рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и серый Волк»? | 2 мин. |
6. Физминутка. | 1 мин. |
7. Работа по теме. - Беседа. Я поняла, что вы очень любите и знаете сказки. Назовите ваши любимые сказки. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника литературного чтения, который называется «Сказки».Что такое сказка?(Ответы детей). - Чтение пословицы о сказке. (Слайд №3) - Работа по учебнику стр. 28. Дети читают название раздела, рассматривают иллюстрации. Учитель: Как вы думаете, ребята, какую работу можно провести по этой теме?(Ответы детей: читать, пересказывать).А ещё, ребята, мы будем решать такие вопросы: почему одни сказки называют народными, а другие авторскими , почему в нашем учебнике размещены сказки именно этих авторов, а не других. Интересно ли вам это знать? Приступаем к работе. - Работа по вопросам и заданиям учителя. 1) разделим книги на нашей книжной полке на 2 группы. Что мы видим? (Ответы детей: книги с народными и авторскими сказками). 2) чем отличаются они? Чем заканчиваются сказки? 3) для того, чтобы узнать, какую сказку мы будем читать, вам необходимо угадать героев. (Учитель читает загадки, дети называют отгадки). (Слайд №4. Изображение зайца, лисы, лягушки, мышки) №1. Хвост короче уха №2.Посмотрите-ка, какая Быстрые повадки Вся горит, как золотая, Мчусь я что есть духу Ходит в шубе дорогой, На праздник без оглядки. Хвост пушистый и большой. Кто я, угадай-ка! Ну, конечно… №3. Скачет зверушка №4.Эта маленькая крошка Не рот, а ловушка. Рада даже хлебной крошке. Попадут в ловушку Потому что до темна И комар, и мушка. В норке прячется она. Вы догадались, что эта сказка «Теремок». А какая она?(Ответы детей: русская народная. Читали дома, в детском саду) - Работа по учебнику: Посмотрим в разделе «Сказки» эта ли сказка размещена. (Ответы детей: эта же сказка, но авторская. Как такое может быть?(Дети затрудняются ответить, учитель объясняет: что такие сказки необыкновенные: и народные, и авторские). Учитель: прочитайте фамилию автора сказки «Теремок». (Е.И.Чарушин).Что вы о нём знаете?(Ответы детей слабые). Ребята, вы должны знать, что эту сказку пересказывали многие известные писатели: К.Ушинский, А.Толстой, С.Маршак и многие другие.А мы будем читать сказка в пересказе С.Я.Маршака. - Постановка учебной задачи: объяснить, почему в нашем учебнике размещена сказка «Теремок» в пересказе Е.И. Чарушина?Слушайте внимательно мой рассказ о жизни и творчестве писателя. - Слово учителя о писателе, показ портрета, показ иллюстраций к книгам М.М.Пришвина, С.Маршака, рисунков обложки к сказке Е.И.Чарушина. (Слайды№ 5, №6 ) - Прогнозирование детей: Размещена сказка этого автора потому, что он не только талантливо пересказал, но и прекрасно проиллюстрировал сказку. А остальные писатели только пересказывали. А ещё потому, что Е.И.Чарушин очень любил , понимал, помогал животным. Они были его друзья. - Знакомство с авторской сказкой. (Слайд №7- обложка сказки Е.И.Чарушина «Теремок»). Чтение в лицах сказки. - Работа по сказке. Работа в группах по карточкам: 1 группа: чем похожи сказки- авторская и народная? Сравните героев, события, начало сказок, конец. 2 группа: чем различаются сказки – авторская и народная? Сравните героев, события, начало сказок, конец. 3 группа : Чему учит сказка Е.И.Чарушина? - Ответы детей. - Обобщение. 1.Сказки похожи героями: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса. 2. События разворачиваются вокруг теремков – домов. 3.Сказки различаются героями: в авторской нет Мухи, Комара, Волка, Медведя. 4 Начало и конец разные.В русской народной сказке конец плохой : сел Медведь на горшок и раздавил его, всех зверей распугал. А в авторской сказке все стали жить в мире и согласии. 5. Сказка учит жить в мире и согласии, помогать друг другу. - Вывод. Сегодня мы не всегда по-доброму относимся друг к другу, не заботимся о близких, ссоримся, обижаем животных.К чему это приводит? Друзей становится мало , родители расстраиваются и переживают , очень тяжело всем. А надо не так. Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга и жить станет легче и счастливее. Вспоминайте почаще Евгения Ивановича Чарушина и его сказку «Теремок». | Всего 33мин. 1 мин. 1мин. 2 мин. 8 мин. 3 мин. 1 мин. 5 мин. 1 мин. 5 мин. 3 мин 1 мин. 1 мин. 1 мин. |
8. Рефлексия.(Приготовлены язычки пламени из цветной бумаги красного цвета) Учитель: я дарю вам частицу огонька человеческой души, чтобы вы всегда чувствовали друг друга , помогали друг другу. Ведь вам быть вместе все школьные годы. У кого есть такой огонёк, тот настоящий друг. | 1мин. |
9. Итог урока. Все работали очень хорошо, были дружными, помогали друг другу. Спасибо! | 1 мин. |
Используемая литература:
1. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор Л.Ф.Климанова М., «Просвещение».2012год.
2. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой. М., «Просвещение». 2012 год.
3.Школьный словарик. СПб ООО «Полиграфуслуги», 2006 год.
4 yandex.ru. kotmurr.spb.ru > мир Животных.
Resource id #5762
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
Презентация к уроку литературного чтения по теме КВН "Литературные сказки"
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе (УМК "Школа России") по теме КВН "Литературные сказки"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.
Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....
Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.
Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...