Урок чтения во 2 классе "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Познакомить детей с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята"
Урок с использованием технологии БОС (правильное дыхание)
Цели урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.doc_novoe.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
учителя начальных классов
ГБСКОУ (VII вида) школы №5
Центрального района города Санкт-Петербурга
Войновой Ирины Владимировны
Тема урока : М.М.Пришвин «Ребята и утята».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД.
Личностных: мотивация учения, нравственно-этитеское оценивание (оценивание усваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных на охрану окружающей среды.
Познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделении информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижении гипотез и их обоснование.
Коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Коррекционно-развивающие задачи урока:
- коррекция речевого слуха с использованием тренировочных упражнений и контрольных заданий;
- работа над звукопроизношением – устранить недостатки, отработать артикуляцию, чтобы включить речедвигательный анализатор;
- коррекция недостатков слогового чтения, связного побуквенным предварительным произношением;
- коррекция умений осмыслить заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;
- формулировать главную мысль текста;
- находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;
- коррекция умения работать, в сотрудничестве с другими, используя преимущество диагностического общения;
- Развитие творческих аналитических способностей;
- Коррекция умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова.
- Воспитывать чувство толерантности.
Здоровьесберегающие цели: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
Оборудование:
- портрет М.М Пришвина, выставка книг М.М.Пришвина;
- плакат « Любить и охранять природу – значит любить и ; музыкальное сопровождение; презентация;
- иллюстрации к сложным для понимания словам и словосочетаниям, которые встречаются в тексте рассказа ("паровое поле", "овсяное поле","верста", "кузница", "вода спала");
- фотография чирка-свистунка;
- незаконченные пословицы к тексту и т.д
План урока
№ | Ход урока | Примечание |
1 | Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок. |
2 | Фонетическая зарядка | Для мобилизации (с использованием технологии БОС) |
3 | Формирование положительной мотивации | Слушают и отгадывают загадку |
4 | Актуализация знаний | Презентация картинок, загадок |
5 | Словарная работа | Презентация картинок. |
6 | Изучение нового материала | Работа у доски. |
7 | Гимнастика для глаз | Презентация. |
8 | Закрепление изученного материала | Иллюстрации |
9 | Работа с текстом после чтения | Презентация |
10 | Итог урока. | Рефлексия- самооценка |
Этаты урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
I. Организационный момент |
И пусть осень прохладой дышит Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Ребята вы любите отгадывать загадки? Эдик подготовил для вас загадку, которую он сейчас загадает. По лужку он важно бродит, ( Гусь) Молодцы! | Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок. Ответы ребят. Слушают и отгадывают загадку. | Коммуникативные УУД
|
II. Фонетическая зарядка. | А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжение всего урока правильно и четко говорить. Читаем наше стихотворение сначала в медленном, потом в быстром темпе. Не забудет про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе наше стихотворение. «Гусь Гага» Гусь Гога и гусь Гага Не могут друг без друга Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить. | -Выразительно читают стихотворение (с использованием технологии БОС) | Регулятивные. |
III. Формирование положительной мотивации. | -Ребята, я загадаю вам загадку. И если вы её отгадаете, то узнаете тему нашего урока Загадка -А кто автор этого произведения? -А что мы знаем о нём? -Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.М Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, река и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. | -Слушают и отгадывают загадку. . -М.М.Пришвин * писатель * автор * рассказы * о природе | Регулятивные УУД
(Методический приём « Корзина понятий») Познавательные. Личностные. |
IV. Актулизация знаний. | -Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше. 1.)-Постановка цели урока. - Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. 2) -Откройте учебник на стр. 116.,прочитайте название. -Вспомните, о чём пойдёт речь. | -Учащиеся сами формулируют цель урока: - продолжим знакомство с произведением М.М.Пришвина. -Открывают учебник. -« Ребята и утята». -Вспоминают. | Регулятивные. Антиципация. Приём моделирования. Регулятивные. |
V. Словарная работа | Верно, мы прочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина «Ребята и утята». Но при чтении этого произведения попадутся «хитрые слова». Давайте прочитаем и объясним значения этих слов. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Кузница – помещение, где работают кузнецы. | -Учащиеся читают, обращая внимание на ударение, объясняют смысловое значение. | (Словарь. Энциклопедия) Познавательные УУД
|
VI. Изучение нового материала | 1. Работа с текстом во время чтения. -Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин, был неравнодушным человеком. 2) Первичное чтение.( читает учитель или хорошо читающие дети). 2) Выявление первичного восприятия. -Понравилось ли произведение? -Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать? - К какому жанру относится это произведение? -Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? .3)Перечитывание текста
|
-Читает хорошо читающий ученик. -Слушают. -Участвуют в диалоге. -Да. -Высказывают свою точку зрения. -Сравнивают свои предположения по обложке. Делают вывод. -Поучительный. - Читают медленно, вдумчиво. | Регулятивные. Личностные. |
VII.Гимнастика для глаз | Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственное в тексте, дадим им немного отдохнуть. Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево | Ребята выполняют соответствующие упражнения. | |
4) Анализ и выборочное чтение. - Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера? - Докажите строчками из произведения. - Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? - Что значит для утят свобода? -Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? Докажите строчками из произведения. -Сколько надо было идти до озера? -Сколько это километров? -Это много или мало для человека? -А для маленьких утят? -Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами. -Почему уточка-мать шла позади утят? Какие враги были у уток? -Кто страшнее? Почему? -Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения. -Зачем ребята это делали? -Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. -Могла ли утка кричать? - Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях. -А какое чувство пережили утята? -Как вы думаете , если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое вы слово кричите, когда боитесь? -А ваша мама переживает за вас? -Как она ведёт себя при этом? -Как в рассказе чаще всего называет автор уточку? -А какая она мама? -Вам жалко её? - Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. -Какие пословицы о маме вы знаете? -Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. -Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? -Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите. -Назовите слова, которые показывают строгость автора. С какой интонацией будем читать эти слова? - Что делали бы вы, оказавшись рядом? -Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? Докажите строчками из произведения. -Как шла уточка-мать в начале рассказа? - А почему сейчас она побежала впереди? -Как М. Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Перед кем этот знак уважения? Почему?
-Как мальчишки на это прореагировали? Почему? -Что пожелали люди уточке? -Почему? Докажите строчками из произведения. Нужно ли было пожелание уточке? 6) Беседа по содержанию в целом. Работа над иллюстрацией. -Посмотрите на иллюстрацию стр.118. -Кто изображён на переднем плане? - Что они делают? -Кто изображён на заднем плане? - Что они делают? -Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. -Для чего М. Пришвин написал свой рассказ? - Что его волновало? -Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? -Кто именно? -А кто нет? -Почему? 7)Выявление совпадений первичных с окончательными. 8)Определение главной мысли рассказа. -Как автор назвал свой рассказ? -Почему? -Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? -Что же вы можете сказать о М. Пришвине? -Докажите, что М. Пришвин - человек а) добрый б) строгий в) неравнодушный | - Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. - На свободу. -Вода, корм, озеро. -Решилась наконец-то. -3 версты. -Чуть больше 3 километров. - Много. -Очень много. -Мать шла позади. Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. -Люди, лисица, ястреб. Высказывают своё мнение. -Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. -Просто так, для забавы. -Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. -Нет. -Страх, испуг,… -Мама! - Мама. -Переживает. -Высказывают своё мнение. -Мать. -Заботливая. -Жалко. -Вспоминают пословицы. -Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её. -Автор. -Нет. Они струсили. -Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят! -Строго спросил. - Строго. -Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил. - Нет. Поэтому автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. -Мать отлетела немного и, когда ребята ушли , бросилась спасать своих сыновей и дочерей. -Мать шла позади. -Считала себя виноватой. -Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята! -Знак уважения. -Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек. -Они засмеялись. -Счастливого пути. Все разом закричали ребята: - До свидания, утята! -Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята. -Утка- мать и утята. -Бегут. -Ребята. -Машут шапками, кричат. -По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру. Чтобы мы не совершали глупых поступков. -Утята могли погибнуть. -Да. Маленькие утята. -Ребята. Они, не подумав, совершили глупость. -Сравнивают свои, делают вывод. «Ребята и утята» -Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то есть в совместном существовании. -Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. -Доказывают. | (Словарь. Энциклопедия) Регулятивные. Личностные. Познавательные УУД
Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы. Регулятивные. Личностные. Регулятивные. Личностные УУД
Регулятивные. Личностные. Личностные. Личностные. Регулятивные. Личностные УУД
Личностные. Регулятивные | |
VIII.Закрепление изученного материала. Работа с текстом после чтения. | 1)Знакомство с писателем. (портрет) (выставка книг) Михаил Михайлович родом из Орловщины, зелёного, щедрого края. За годы своей жизни он был агрономом, охотником, землепроходцем, учителем. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и о природе. Обратите внимание на книги (выставка). -Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя) Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги М.М. Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее. 2) Творческая работа. Работа с заглавием. -Придумайте своё заглавие к рассказу. Работа с пословицами. (работа в паре) -Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая. Умел ошибиться - умей и поправиться. Сей добро, посылай добро, оделяй добром. По выбору: Работа в тетради «Литературное чтение» стр.77 4* или составить рассказ об уточке. | -Придумывают своё. -Работают с пословицами. Работают в паре. -Определяют, к кому из действующих лиц подходят пословицы. | Познавательные. Личностные. Познавательные Личностные. |
IX .Итог урока Рефлексия-самооценка. | - Давайте хором прочитаем слова Михаила Михайловича Пришвина (плакат) « Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин -Как вы понимаете эти слова? -Чему вас научил урок? -Кто доволен своей работой? -Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению? | -Осуществляют рефлексию. | Коммуникативные. |
X. Д/З. Выставление оценок. | Домашнее задание: перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"
На этом уроке проводится очень интересная творческая работа в парах....
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....
Презентация к уроку М Пришвин "Ребята и утята"
Презентация составлена к уроку литературног чтения М.Пришвин "Ребята и утята"...
Конспект урока М. Пришвин «Ребята и утята
2 классЦели урока:организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к пр...
Конспект урока М.Пришвин "Ребята и утята"
Урок литературного чтения проводится во 2 классе УМК Школа России...
Литературное чтение Пришвин "Ребята и утята" 2 класс
познакомить с биографией Пришвина, научить работать с текстом...
Технологическая карта урока М.Пришвин "Ребята и утята"
Технологическая карта урока по литературному чтению...