урок обучения грамоте(чтение) тема: "Буквы Оо - ё" УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте тема: «Буквы Оо – ё»
Цель урока:
- познакомить с буквой «ё» и её «работой» - обозначать звук (о) и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;
- развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;
- воспитывать трудолюбие, добрые взаимоотношения.
Оборудование:
«Букварь» М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, 2 часть, Смоленск «Ассоциация XXI век»; звуковые схемы слов.
Ход урока:
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Глазки смотрят и всё…(видят),
Ушки слушают и всё…(слышат), а голова хорошо…(думает).
Всё это пригодится нам, чтобы раскрыть ещё одну тайну русского языка.
Актуализация опорных знаний
Чтение ряда гласных с доски:
А О И У ы е я Э О ё
- Какие звуки обозначают данные буквы?
- Чем гласные звуки отличаются от согласных?
- Какую из этих букв можно назвать лишней и почему?
Целеполагание
С какой буквой познакомимся?(ё). Тема нашего урока «Буква ё»
Чему будем учиться? (читать слоги и слова с буквой ё) и узнаем об особенности буквы ё
обозначать звук (о) и указывать на мягкость впереди стоящего согласного.
Открытие нового знания.
Посмотрите, дети к нам пришёл гость? Кто это? (пёс Стёпа)
Пёс Стёпа принёс нам задания?
Посмотрим! (Выполнить звуковой анализ слова нос).
- Достаньте звуковые значки работаем со значками. А у доски работает Алина.
- А Стёпа спрашивает: «Как слово нос превратить в слово нёс?»
- Послушайте слова, сравните звуки и определите, на месте каких из них звуковые значки можно оставить, а на месте каких нужно заменить? (Требует замены лишь первый звук!)
- Не ломайте схему, а рядом составьте новую схему – слова нёс. У доски Оля.
- Подставим буквы в первую схему.
- Обозначим буквами звуки второго слова.
- Нужны ли разные буквы для твёрдого и мягкого согласных звуков? (Нет)
- Надо ли заменять первую букву во втором слове? (Нет)
- нужна ли другая буква на месте последнего звука во втором слове? (нет)
- Можно ли и вторую на месте гласного звука оставить той же? (Проводиться опыт: пробуется буква о).
- Слово нёс не получается.
- Какой вывод сделаем? Нужна другая буква. А какая? «ё» А вот наш гость принёс нам новую букву. (Показ строчной буквы)
- Прочитайте. Что заметили? (Читаются одинаково)
Но разве мы разбирали одинаковые слова?
- Сравните схемы. Чем они отличаются?
Вывод: Там, где согласный произносится твёрдо, пишется буква «О». Где согласный произносится мягко, пишется буква Ё. Она и командует согласному: звучи мягко!
Найдите букву ё в Буквограде. Где она живёт? В алфавите?
Физминутка.
Применение нового знания.
Пока мы с вами отдыхали. Наш пёс Стёпа напечатал своё имя на доске. И просит нас помочь ему разобраться есть ли в его имени новая буква? Где она стоит? Какой звук обозначает? Как она командует стоящим перед ней согласным?
Стёпе очень нравится, как вы работаете на уроке, и он хочет с вами познакомиться.
Вполголоса произнесите своё собственное имя. Встаньте те, кто обнаружил в своём имени звук .
- Произносим, проверяем. (Алёна, Артём, Оля). Дети выходят к доске.
- Взгляните на эти две схемы. (схемы с именами детей начерчены на доске)
- Кто видит звуковую схему своего имени?
- Останьтесь у доски, остальные ребята могут сесть.
- Итак, остались Алёна, Артём.
- Алёна, дай характеристику первым трём звукам твоего имени. Какой буквой ты обозначишь звук ? (ё) Почему?
- Артём, сделай вывод.
Я начну, а ты продолжи: После твёрдого согласного звук обозначим буквой… (О). А после мягкого согласного звук обозначим буквой… (ё).
Стёпа принёс нам задание. ( Прочитать слоги напечатанные на доске).
но - нё
ло - лё
ро - рё
по - пё
во - вё
то - тё
со - сё
(на доске висит плакат).
Найдите букву ё в словах на плакате. А чем буква Ё отличается от буквы Е?
За хорошую работу пёс Стёпа приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки.
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.
- Понравилась вам сказка? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).
- А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё
(слова напечатаны на доске)
ПЕНЁК
ЗВЕРЁК
ВЕСЁЛЫЙ
А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.
Поскольку это всем грамотным людям известно, договорились в словах с буквой ё ударение не обозначать.
Работа по учебнику.
Откройте «Букварь» на с. 14.
Найдите новую букву в верхней розовой рамке. О чем нам говорят буквы в рамке?
Нам необходимо завершить схемы. Как зовут девочку? Стёпа нам подсказывает, что имя девочки начинается с твёрдого согласного.
Как зовут мальчика? Если его имя начинается с мягкого согласного?
- Читаем слоги по строчкам, по столбикам.
- Жужжащее чтение текста «Первоклассники»
Работа в паре:
-Чтение друг другу в паре.
- Поднимите руку те, у кого получилось без ошибок прочитать текст. Молодцы! Остальные ребята обязательно научатся читать без ошибок и тоже очень скоро порадуются своему успеху.
- Угадайте имена первоклассников, зашифрованные на с.14.
- Читаем получившиеся имена первоклассников.
- На с.15 чтение слов с буквой «Ё»
1 строка: Какая общая часть есть у слов?
2 строка: Назови лишнее слово, объясни свой выбор
3,4 строки: Почему про Алёну мы говорим «принесла», а про Артёма – принёс?
В следующем задании мальчики находят слова, отвечающие на вопрос Что ОНА делала? или Что ОНА сделала? Девочки, наоборот, Что ОН делал, Что Он сделал? (слова читают сначала девочки, потом мальчики). Один ученик читает только слова с буквой «Ё».
Итог урока:
- Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё»)
- Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)
- Что еще интересного запомнили о букве ё? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).
- А кто нам помог в работе? Скажем ему спасибо!
- Ах, да, чуть не забыла! Стёпа на прощанье придумал последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»
Урок-путешествие, который помогает :развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению;воспитывать любознательность, ...
Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»
ЦЕЛИ:· познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б,], [б];· учить давать характеристику звукам;· развивать фонематический слух, р...
Презентация к уроку обучения грамоте (чтение) по теме "Буква Ф,ф"
УМК "Школа России"...
Урок обучения грамоте . Чтение и письмо. 1 класс.Тема : " Буква Д, звуки [д ] и [ д\']."
Урок изучения нового материала.Цели урока: Познакомить детей с согласными звуками [д] и [д\'], буквой д.Выработать навыки осознанного чтения.Продолжить формировать навыки правильного напиcания бу...
Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....
Урок обучения грамоте (чтение) на тему "Буквы Щ, щ (закрепление)"
Технологическая карта и презентация к уроку обучение грамоте (чтение) на тему: "Буквы Щ, щ (закрепление)"....