Урок литературного чтения в 3 классе по теме "И.А.Крылов "Ворона и Лисица".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Данный урок составлен с учетом всех требований ФГОС.Я проводила данный урок в 3 классе. Детям он очень понравился. Урок достиг всех поставленных целей. Надеюсь, что мои разработки помогут коллегам в проведении урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_po_basne_krylova_vorona_i_lisitsa_abramovoy_e.a.doc | 303.5 КБ |
k_uroku_po_basne_krylova_vorona_i_lisitsa.ppt | 1.56 МБ |
rebus_1_k_uroku.doc | 289.5 КБ |
rebus_2_k_uroku.doc | 472.5 КБ |
test_k_uroku.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 – 2
Учитель: Абрамова Е.А.
Дата урока: 01.11.2013
И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(басня)
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Работа в парах
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Цели:
Обучающие:
- продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
- учить понимать глубину содержания произведения;
- формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
- находить мораль в произведении;
- учить читать басню по ролям;
- различать речь автора и героев басни;
- развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
- содействовать развитию мыслительных операций:
- сравнение, анализ, синтез, систематизация;
- развивать творческое воображение, познавательную активность,
- работать над развитием разговорной речи .
Воспитательные:
- воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
- формировать положительные качества,
- вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
- пробуждать добрые чувства,
- воспитывать интерес к чтению.
Здоровье сберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
- обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- способствовать созданию ситуации успеха;
- разно уровневые задания и вопросы;
- организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
- осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
- выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
- планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
- строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
- участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.
| Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. И приветствуем гостей: Улыбнёмся, раз и два. Поработать уж пора!!! -Желаю успеха. | Приветствуют гостей, учителя. Настраиваются на работу |
2.Проверка домашнего задания. | Из рисунков учащихся организуется выставка. – Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему? – Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки? – Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками. – Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»? – Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно... – А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»? Послушаем басню еще раз. Учащиеся читают басню по ролям. | Отвечают на вопросы. Рассуждают. Романова Настя – Мартышка Галимов Эмиль – автор Николаев Ярослав - Мишка
|
3. Проверка изученного материала. | ТЕСТ Выберите правильный ответ 1. БАСНЯ – это:
2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
4. В БАСНЕ:
5. В чём успех басен И.А.Крылова?
6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова:
| Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ. ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА |
Речевая разминка (на экране) 4. Формулирование темы урока, постановка цели.
| Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип. Архип осип. - Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка) - Прочитайте орфографически (как пишем). - Прочитайте орфоэпически (как произносим) - Прочитайте медленно, затем с ускорением. Что высмеивает народ этой скороговоркой ?(неумение слушать друг друга) Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать
- Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке? Сегодня мы услышим басню в исполнении замечательного народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского. - Понравилась ли вам басня? О ком она? | Читают хором . Работают в парах.. Отгадывают ребусы. Произносят разгаданные слова. Формулируют тему урока. Ставят цели урока. Дети слушают басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица», текст которой читает И.В.Ильинский. Дети отвечают на поставленные вопросы. |
| Чтобы басню легко было читать, Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил – заворожил. Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу. Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. | Прочитывают слова , объясняют значение слов. |
6. Работа над текстом. Анализ произведения. | Работа по учебнику (стр.137- 138 ) – Из-за чего пострадала Ворона? – Жалко ли вам ее? – А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно? - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека). – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы). - Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….) . Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый). – Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет) – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!») – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает) – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок») – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр) – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам) – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. – В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»). Прочитайте народные пословицы (слайд на экране) | Индивидуально читают басню. Работают с текстом Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены. Дети находят мораль басни и читают: «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Читают пословицы и соотносят их с моралью. |
7. Физминутка.
| Поработали мы дружно, «Мишка» «Пчелы» «Деревца»
| Встают. Выполняют движение по тексту. Садятся на места. Проводят зарядку: Аргир Анастасия Махмутов Михаил Быков Никита |
Сравнение басни Крылова и басни Эзопа 8. Работа в группах. Составление и написание синквейна на главных героев басни. | Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого – Послушайте и скажите, о чем она. Ворон и Лисица Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит: «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем». - Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа? РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите и все *синквейн* составьте (основные черты характера героя – какой он?) запишите В конце представляют свой синквейн на героинь басни. | Работают над поставленной задачей. * Синквейн (французское слово - «пять») – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами Классу представляют свою работу. |
Творческая работа | Театральная постановка басни по ролям. | Лисица – Куликова Олеся Автор – Крутиков Павел Ворона – Серебрякова Елизавета |
|
| |
Рефлексия.
| Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске) Покажите солнышку свой лучик.
- Продолжите одно из предложений Сегодня я для себя открыл(а), что… Для меня этот урок был … , потому что … | Отвечают на вопросы. Показывают один цвет лучика (красный, жёлтый или оранжевый), оценивая работу на уроке, магнитом прикрепляют лучики к солнцу на доске. Продолжают одно из предложений. Дарят свою улыбку всем! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
«Ворона и лисица» И.А. Крылов
Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип. Архип осип.
Словарная работа Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить - очаровать, покорить чем-либо. Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский - нежный, добрый. Царь - птица - главная среди птиц. Вещуньина (голова) - предсказательница.
Глаз не сводит- смотрит пристально, не отрываясь. На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно. Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать. Во всё горло - каркнула очень громко. Была такова - исчезла, скрылась. Дыханье сперло - трудно стало дышать. Бог послал - нашёл случайно, без особого труда. Словарная работа
Крупная птица, голова, крылья, хвост - черные, остальное оперенье - грязно-серое. Клюв длинный, толстый Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 1.
«Верь своим очам, а не чужим речам». «На языке медок, а на сердце - ледок». «У лести нет чести»
Глупая, доверчивая. Верит, слушает, каркает. Вороне нравятся льстивые слова. Простофиля. Хитрая, коварная. Обманывает, льстит, лукавит. Лисица всегда добивается своего. Плутовка. Лисица Ворона Синквейн
1. В ыразительное чтение басни стр.137 - 139 Домашнее задание 2. В ыучить наизусть одну из трёх изученных басен И.А.Крылова
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТЕСТ
Выберите правильный ответ
1. БАСНЯ – это:
- краткий рассказ;
- поучительный рассказ;
- краткий иносказательный рассказ поучительного характера
2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:
- высмеять пороки людей
- научить правильному поведению
- показать пример для подражания
3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:
- прямое значение
- иносказательное значении
4. В БАСНЕ:
- есть вывод – мораль
- вывода нет, каждый придумывает его сам.
- вывод не нужен.
5. В чём успех басен И.А.Крылова?
- Они высмеивают не людей, а животных.
- Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
- Они высмеивают только богатых людей.
6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова:
- «…Не любит узнавать никто себя в сатире»
- «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»
- «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях, какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное ...
Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".
Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Урок литературного чтения 3 класс. Тема "И.А. Крылов "Ворона и Лисица"
Данный урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Великие русские писатели» по программе "Школа России"...
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"...
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Задачи урока:- способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...