Урок литературного чтения в 3 классе по теме "И.А.Крылов "Ворона и Лисица".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Абрамова Елена Александровна

Данный урок составлен с учетом всех требований ФГОС.Я проводила данный урок в 3 классе. Детям он  очень понравился. Урок достиг всех поставленных целей. Надеюсь, что мои разработки помогут  коллегам в проведении урока по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3 – 2

Учитель: Абрамова Е.А.

Дата урока: 01.11.2013

И. А. КРЫЛОВ. «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
(
басня)

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной  деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Групповая
  4. Работа в парах

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.

Раздаточный материал на каждой парте.

Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Цели:

Обучающие:

  1.  продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.
  2.  учить понимать глубину содержания произведения;
  3.  формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
  4.  находить мораль в произведении;
  5.  учить читать басню по ролям;
  6.  различать речь автора и героев басни;
  7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие: 

  1. содействовать развитию мыслительных операций:
  2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
  3.  развивать творческое воображение, познавательную активность,
  4.  работать над развитием разговорной речи .

Воспитательные: 

  1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
  2. формировать положительные качества,
  3. вызвать внутреннее неприятие  пороков персонажей басни и нежелание им подражать и  на них походить.
  4. пробуждать добрые чувства,
  5. воспитывать интерес к чтению.

Здоровье сберегающие:

  1. способствовать  созданию  благоприятного психологического климата на уроке;
  2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
  3. способствовать  созданию ситуации успеха;
  4. разно уровневые задания и вопросы;
  5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни,   характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

 Познавательные: 

  1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
  2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные: 

  1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
  2.  выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
  3. планируют свои действия для решения учебной  задачи,

Коммуникативные: 

  1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
  2.  участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
  3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

 

    Прозвенел  звонок и смолк.

     Начинается урок.
    Повернёмся поскорей

     И приветствуем гостей:

     Улыбнёмся, раз и два.
    Все садимся, детвора!

     Поработать уж  пора!!!

   -Желаю успеха.

Приветствуют гостей, учителя.  

Настраиваются на работу

2.Проверка домашнего задания.

         Из рисунков учащихся организуется выставка.

– Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему?

– Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки?

– Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками.

– Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»?

– Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно...

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?

Послушаем басню еще раз.

Учащиеся читают басню по ролям.

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

Романова Настя – Мартышка

Галимов Эмиль – автор

Николаев Ярослав - Мишка

                                                                                                                                                     

3. Проверка изученного материала.

ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. БАСНЯ – это:

  • краткий рассказ;
  • поучительный рассказ;
  • краткий иносказательный рассказ поучительного характера 

2.  БАСНИ  ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей
  • научить правильному поведению
  • показать пример для подражания

3. ФОРМА  РЕЧИ  БАСНИ  ИМЕЕТ:

  • прямое значение 
  • иносказательное значении     

4. В БАСНЕ:

  • есть вывод – мораль
  • вывода нет, каждый придумывает его сам.
  • вывод не нужен.

5. В чём успех басен И.А.Крылова?

  • Они высмеивают не людей, а животных.
  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
  • Они высмеивают только богатых людей.

6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова:

  • «…Не любит узнавать никто себя в сатире»
  • «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»
  • «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе»

Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ.

ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА

Речевая разминка (на экране)

4. Формулирование темы урока, постановка цели.

 

Осип орёт, Архип не отстаёт.

Кто кого переорёт?

Осип охрип. Архип осип.

- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)

- Прочитайте орфографически (как пишем).

- Прочитайте орфоэпически (как произносим)

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

Что высмеивает народ  этой скороговоркой ?(неумение слушать друг друга)

Чтобы название ещё одной  басни Крылова узнать, по вариантам  ребусы надо отгадать

                                         

- Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Сегодня мы услышим басню в исполнении замечательного народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского.

- Понравилась ли вам басня? О ком она?

Читают хором .

Работают в парах.. Отгадывают ребусы.

Произносят разгаданные слова.

Формулируют тему урока.

Ставят цели урока.

Дети слушают басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица», текст которой читает  И.В.Ильинский.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Словарная работа

   

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием,  тяжестью на что-то высокое.                                           

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение.                                                                                                                                                                                                     Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                                                                                       Бог послал – случайно нашла.                                                                                                                                                                               Лесть – лицемерное, уродливое  восхваление.                                                                                     Льстить – хвалить из корыстного  желания расположить к себе.                                                                                                                                                Не впрок – не на пользу.

Зоб -  у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

Прочитывают слова , объясняют значение слов.

 6. Работа над текстом.

Анализ произведения.

Работа по учебнику (стр.137- 138 )

– Из-за чего пострадала Ворона?

– Жалко ли вам ее?

– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

     - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)

. Опишите внешний вид вороны  (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

 – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

 – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

 – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

Прочитайте народные  пословицы (слайд на экране)

Индивидуально  читают басню.  

Работают с текстом

Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены.

Дети находят мораль басни и читают:

«Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец  всегда отыщет уголок»

Читают пословицы и соотносят их с моралью.

7. Физминутка.

 

  Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно

«Мишка»

«Пчелы»

«Деревца»

 

Встают. Выполняют движение по тексту. Садятся на места.

Проводят зарядку:

 Аргир Анастасия

Махмутов Михаил

Быков Никита                                                                                                                        

 Сравнение басни Крылова и басни Эзопа

8. Работа в группах.

 Составление и написание синквейна на  главных героев басни.

Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого

– Послушайте и скажите, о чем она.

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит:

 «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем».

-  Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?

РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА

Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите

и все *синквейн* составьте (основные черты  характера героя – какой он?)  запишите

В конце представляют свой синквейн на героинь басни.

Работают над поставленной задачей.

* Синквейн (французское слово - «пять») – это не обычное стихотворение,  написанное в соответствии  с определёнными правилами

Классу представляют свою работу.

          Творческая работа

 Театральная постановка  басни по ролям.

Лисица – Куликова Олеся

Автор – Крутиков Павел

Ворона – Серебрякова Елизавета

  1. Домашнее задание

         

  • Стр. 137 – 139 выразительное чтение и ответить на вопросы
  • Выучить наизусть одну из 3-х изученных басен И.А.Крылова.

  1.  Самооценка.

     

           

      Рефлексия.

         

Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников  на уроке  и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)

Покажите  солнышку свой лучик.

  •  красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников                      
  • жёлтый, если вы в чём-то не уверены
  • оранжевый, если ничего не понравилось.

- Продолжите одно из предложений

Сегодня я для себя открыл(а), что…

Для меня этот урок был … , потому что …

Отвечают на вопросы. Показывают один цвет лучика (красный, жёлтый или оранжевый), оценивая работу на уроке, магнитом прикрепляют лучики к солнцу на доске.

Продолжают одно из предложений.

Дарят свою улыбку всем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Слайд 3

«Ворона и лисица» И.А. Крылов

Слайд 4

Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип. Архип осип.

Слайд 5

Словарная работа Лесть - угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный - отвратительный, омерзительный. Не впрок - не на пользу. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить - очаровать, покорить чем-либо. Плутовка - хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский - нежный, добрый. Царь - птица - главная среди птиц. Вещуньина (голова) - предсказательница.

Слайд 6

Глаз не сводит- смотрит пристально, не отрываясь. На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно. Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать. Во всё горло - каркнула очень громко. Была такова - исчезла, скрылась. Дыханье сперло - трудно стало дышать. Бог послал - нашёл случайно, без особого труда. Словарная работа

Слайд 7

Крупная птица, голова, крылья, хвост - черные, остальное оперенье - грязно-серое. Клюв длинный, толстый Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 1.

Слайд 8

«Верь своим очам, а не чужим речам». «На языке медок, а на сердце - ледок». «У лести нет чести»

Слайд 9

Глупая, доверчивая. Верит, слушает, каркает. Вороне нравятся льстивые слова. Простофиля. Хитрая, коварная. Обманывает, льстит, лукавит. Лисица всегда добивается своего. Плутовка. Лисица Ворона Синквейн

Слайд 10

1. В ыразительное чтение басни стр.137 - 139 Домашнее задание 2. В ыучить наизусть одну из трёх изученных басен И.А.Крылова



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ТЕСТ

Выберите   правильный ответ  

1. БАСНЯ – это:

  • краткий рассказ;
  • поучительный рассказ;
  • краткий иносказательный рассказ поучительного характера 

2.  БАСНИ  ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ:

  • высмеять пороки людей
  • научить правильному поведению
  • показать пример для подражания

3. ФОРМА  РЕЧИ  БАСНИ  ИМЕЕТ:

  • прямое значение 
  • иносказательное значении     

4. В БАСНЕ:

  • есть вывод – мораль
  • вывода нет, каждый придумывает его сам.
  • вывод не нужен.

5. В чём успех басен И.А.Крылова?

  • Они высмеивают не людей, а животных.
  • Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.
  • Они высмеивают только богатых людей.

6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова:

  • «…Не любит узнавать никто себя в сатире»
  • «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа»
  • «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

- Кто из вас знает, что такое басня? (ответы детей)- Найдите в толковых словарях,  какое определение дает Ожегов и В.Даль.(Басня (по С.И.Ожегову) –  краткое иносказательное, нравоучительное ...

Проблемно - диалогический урок. Литературное чтение. 3 класс. И.А. Крылов "Ворона и лисица".

Конспект проблемно - диалогического урока по литературному чтению для 3 класса по ФГОС....

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)

Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица»  (урок литературного чтения, 3 класс)...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Урок литературного чтения 3 класс. Тема "И.А. Крылов "Ворона и Лисица"

Данный урок  литературного чтения в 3 классе из раздела «Великие русские писатели» по программе "Школа России"...

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"...

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 КЛАСС ТЕМА: БАСНЯ И.А. КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Задачи урока:-  способствовать формированию умения понимать смысл басни И. А. Крылова; - показать, что занимательный басенный сюжет, героями которой часто являются животные, служит основание...