Программа по литературному чтению, 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Материал содержит развернутое тематическое планирование по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ – 28 ЧАСОВ, 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального  общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;
  •  введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  •  приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через   введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

УМК  для учащихся

  • Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Литературное чтение «Капельки солнца» (учебник), М., «Баласс», 2011 год.

УМК для учителя

  • Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Литературное чтение «Капельки солнца» (учебник), М., «Баласс», 2011 год.
  • О. В. Пронина, « Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» (методические рекомендации), М., «Баласс», 1997 год

п/п

Содержательные линии

Обязательный минимум

знать

уметь

1.

Попрыгать, поиграть – 8 ч.

Понятия: стихотворение, рифма, ритм, настроение, рассказ, герои рассказа и автор, словесное рисование.

Объяснять заглавие текста, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать с опорой на план из картинок.

2.

Наш дом – 5 ч.

3.

Ребятам о зверятах – 5 ч.

4.

Маленькие открытия – 10 ч.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

п/п

Раздел

Тема

Дата

Кол-во

часов

Историко – литературные сведения

Основные теоретико – литературные понятия

Основные виды деятельности

Способы отслеживания уровня обученности

З.

Ф.

1.

Попрыгать, поиграть

Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости. А.Барто «Я выросла». Я.Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку».

12.04

8 ч

1

Тема детства в произведениях поэтов 20 века

Жанры художественной литературы

 Воспринимать  (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание текстов,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Ответы на вопросы учебника.

В. Драгунский «Друг детства», В. Берестов «Про машину».

15.04

1

Писатели 20 века о детях.

Жанры художественной литературы

Определять последовательность событий, задавать вопросы по

услышанному и прочитанному   тексту.

Ответы на вопросы учебника.

А.Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С.Маршак «Цирк шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

17.04

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Стихотворные произведения, рассказ

Читать (вслух и про себя) произведения со скоростью, позволяющей

осознавать(понимать) смысл прочитанного.

Выборочное чтение.

Вн. чт. Стихотворения С. Маршака, Ю. Мориц.

18.04

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Стихотворения, рифма

Читать осознанно и выразительно выбранные произведения.

Краткий пересказ произведений.

Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И.Демьянов «Скакалочка». А.Барто «Малыши среди двора…». Е.Чарушин «Никита-охотник».

19.04

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Стихотворения, рифма

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев.

Составление характеристик героев.

Третий урок вежливости «Как нужно играть» Ю.Мориц «Поиграть. Попрыгать». А.Барто «Игра в слова». И.Токмакова  "Плим", «Динь-дон». С.Маршак «Вот маленький».

22.04

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Стихотворения, рифма

Обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.

Выразительное прочтение понравившегося произведения. Аргументирование выбора.

Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

24.04

1

Писатели 20 века для детей о сказочных персонажах.

Рассказы с элементами сказки

Читать по ролям литературное произведение;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ

 текстов, выделяя два-три существенных признака.

Ответы на вопросы учебника.

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

25.04

1

Писатели 20 века для детей о сказочных персонажах.

Рассказы с элементами сказки

 Выразительное чтение произведения.

 Отличать прозаический текст от поэтического.

Составление плана пересказа.

2.

Наш дом

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

26.04

5 ч

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Рассказ

Осознанно воспринимать    содержание текста,  определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

 

Выразительное чтение отрывка из произведения.

В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на брата», Я. Аким «Мой брат Миша».

29.04

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Стихотворные произведения, рассказ

 Обсуждать прочитанное, доказывать

собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.

Портрет – характеристика главных героев произведений.

А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь».

01.05

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Стихотворение

Определять тематику и главную мысль произведения, сравнивать произведения по теме, главной мысли, работать над заглавием текста, делать выводы.

Выразительное чтение произведений.

Четвертый урок вежливости. Г. Остер «Вредные советы» Стихи И. Демьянова, М. Коршунов « Дом в Черемушках».

02.05

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Рассказ

Проводить несложные наблюдения по плану и делать самостоятельные выводы, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ответы на вопросы учебника. Выборочный пересказ одного из произведений.

Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история», стихотворения В. Бирюкова «Почему рано встал», О. Григорьева «Обновка».

03.05

1

Тема детства в произведениях поэтов и писателей 20 века.

Стихотворные произведения, рассказ

Читать по ролям произведение. Составлять краткий пересказ произведения с опорой на ключевые слова и понятия.

Выразительное чтение произведений. Составление словесного портрета одного из героев.

3.

Ребятам о зверятах

Б. Заходер «Мохнатая Азбука».

06.05

5 ч

1

Мир животных глазами писателей и поэтов 20 века.

Стихотворения, рифма

 Повторение алфавита в занимательной форме.

Прочтение произведения от первого лица.

Ответы на вопросы учебника.

М. Пришвин «Медведь», Стихотворения Г. Граубина «У ручья», «Беспокойные мыши», С. Черный «Слоник…»

08.05

1

Мир животных глазами писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, главы, части, стихотворные произведения

Сравнительный анализ 2 стихотворений. Выразительное произведение рассказа.

Озаглавливание частей произведений.

Е. Чарушин «Томкины сны», С. Михалков «Щенок», Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина», М. Коршунов «Рисунок с натуры», «Дом в Черемушках».

09.05

1

Мир животных глазами писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, главы, части, стихотворные произведения

Выразительное чтение произведений.

Составление плана ответов на вопросы.

Ответы на вопросы учебника. Рисование словесного портрета понравившегося героя произведений.

Вн. чт М. Коршунов «Дом в Черемушках».

10.05

1

Мир животных глазами писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, краткий пересказ

Краткий пересказ. Нахождение и прочтение ответов на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы к услышанным частям произведения.

Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята». Шестой урок вежливости. Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».

13.05

1

Мир животных глазами писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, главы, части, стихотворные произведения

Выразительное чтение стихотворений. Ответы на вопросы по содержанию.

Сравнительный анализ стихотворений.

4.

Маленькие открытия

С. Граубин «Сон», «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи – зеваки», В. Песков «Листья опадают с кленов».

15.05

10 ч

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, стихотворение, опорные слова, план.

Выразительное чтение произведений. Ответы по содержанию.

Сравнительный анализ стихотворений.

И. Токмакова «Туман», «Осень», Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?», Е. Благинина « Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь».

16.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, стихотворение, опорные слова, план.

Выразительное чтение произведений. Краткий пересказ одного из произведений.

Словесное рисование картин природы.

Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут?».

17.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, стихотворение, опорные слова, план.

Выразительное чтение произведений. Составление плана.

Пересказ одного из произведений по опорным словам.

Вн. чт. Произведения о природе. Н. Сладков. Рассказы.

20.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ.

Краткий пересказ произведений. Зачитывание наиболее понравившегося эпизода.

Ответы на вопросы по содержанию.

Н. Сладкова «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна», Н. Сладков «Бегство цветов», В. Лапин «Утро».

22.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рифма, стихотворение.

Выразительное чтение произведений, словесное рисование весенней картины природы.

Ответы на вопросы учебника.

Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь на елку…», К. Паустовский «Приточная трава».

23.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, краткий пересказ.

Чтение произведений, выборочный  пересказ одной из глав произведения.

Составление плана по опорным словам.

М. Пришвин «Берестяная трубочка».

24.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, опорные слова.

Выразительное чтение произведения.

Пересказ понравившейся части произведения.

А. Александрова «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок».

27.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, стихотворение.

Сравнительный анализ 2 видов произведений: описание природы.

Выразительное чтение произведения по выбору.

Ю. Мориц «Что над чем», С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце».

29.05

1

Особенности произведений о природе и природных явлениях в произведениях писателей и поэтов 20 века.

Рассказ, стихотворение, опорные слова, план.

Осознанное, выразительное чтение произведений. Составление вопросов по содержанию.

Краткий пересказ по опорным словам одного из произведений.

Обобщающий урок.

30.05

1

Поэты и писатели 20 века.

Рассказ, главы, части, стихотворные произведения, их особенности.

Краткий пересказ понравившихся произведений.  Рисование словесного портрета одного из героев этого произведения.

Составление небольшого рассказа о понравившемся авторе и его произведении, героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...