Рабочая программа по учебному курсу "Литератулное чтение" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Данная программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч.1/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_literat_chtenie.docx67.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. / Школа России. Концепция и программа для нач. кл. В 2 ч. Ч.1/М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.– 3-е изд.– М.: Просвещение, 2008.–158с.

Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Цели:

            – развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

         - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

      - формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

  ▪развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,

 ▪сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

 ▪формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;

 ▪развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

 ▪формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

 ▪формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

 ▪обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

 ▪расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

 ▪обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

 ▪создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

   Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование: программа «Школа России» рассчитана на 102 часа в год. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком (приказ №198 от 02.08. 2013 года) продолжительность учебного года во 2 - 4 классах - 35 учебных недель, т.е. на изучение литературного чтения во 3  классе отводится   105 часов. На раздел «Из русской классической литературы» вместо 20 часов - 17, «Зарубежная литература» вместо 7 часов- 12 часов.

Внеклассное чтение в 4 классе проводится 2 раза в неделю  по 20 минут (Школа России. Концепция и программа для нач. кл.)

    Формы организации учебного процесса: фронтальные, групповые, индивидуальные.

   Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:  Родная речь. Учебник   для 4 класса нач. шк. В 2 ч. (Сост. Климанова Л. Ф. и др.) 3 изд. – М.:Просвещение, 2008год.

  Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по литературному чтению,– 105 ч, в т. ч. количество часов для проведения

                       - контрольных работ–8,

                     - тестирование – 4,

                     - проверка навыка чтения – 3

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы            учебного времени

Плановые сроки прохожде

ния

Примечание

Былины. Летописи. Жития. (6 часов)

1

Ознакомление с учебником. Летописи Вн. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом

1

2

«И вспомнил Олег коня своего…» Вн. чт. Летописи

1

3

Былины. «Ильины три поездочки»

1

4

«Ильины три поездочки» Вн. чт. Былины, сказания

1

5

«Житие Сергия Радонежского» Вн. чт. Путешествие по земле русской, богатырской.

1

6

Обобщающий урок. Контрольная работа по теме: «Былины. Летописи. Жития»

1

Из русской классической литературы. (17 часов)

7

П. П. Ершов «Конёк-горбунок» Вн. чт. Что такое «серии книг» и каково их назначение?

1

8

П. П. Ершов «Конёк-горбунок» Вн. чт. Творчество П. П. Ершова

1

9

П. П. Ершов «Конёк-горбунок»

1

10

А. С. Пушкин Стихи «Няне», «Туча» Вн. чт. Создаём книгу

1

11

А. С. Пушкин Стихи «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…» Вн. чт. Творчество А. С. Пушкина

1

12

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Контроль техники чтения

1

13

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»  Вн. чт. Творчество А. С. Пушкина

1

14

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Вн. чт. КВН по сказкам А. С. Пушкина

1

15

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

1

16

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»  Вн. чт. Творчество М. Ю. Лермонтова

1

17

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Вн. чт.  М.Ю.Лермонтов. Проза.

1

18

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

19

Л. Н. Толстой «Детство» Вн. чт . Творчество Л.Н.Толстого.

1

20

Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» (басня) Вн. чт.  Литературное 1путешествие по творчеству Л. Н. Толстого

1

21

А. П. Чехов «Мальчишки»

1

22

А. П. Чехов «Мальчишки» Вн. чт. Творчество А.П.Чехова.

1

23

Обобщающий урок. Контрольная работа по теме: «Русская классическая литература»                                                         

1

Поэтическая тетрадь (8 часов)

24

Ф. И. Тютчев Стихи «Ещё земли печален вид…»/ Вн. чт.  Творчество Ф.И.Тютчева.

1

25

А. А. Фет Стихи «Весенний дождь», «Бабочка»

1

26

Е. А. Баратынский Стихи «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот…»/ Вн. чт.  Творчество Е.А. Баратынского

1

27.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

Вн. чт. А. Н. Плещеев «Бабушка и внучек»

1

28.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

29.

Н. А. Некрасов Стихи

Вн. чт. Н. А. Некрасов «Зелёный шум», «Пчёлы»

1

30.

И. А. Бунин «Листопад»

Вн. чт. И. Бунин «На пруде», «Северная берёза»

1

31.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Викторина

1

Сказки русских писателей (13 часов)

32.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Вн. чт.  Творчество В.Ф.Одоевского 

1

33.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Вн. чт.  В. Одоевский «Бедный Гнедко»

1

34.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

35.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Вн. чт.  Вн. чт. Творчество В.М.Гаршина.

1

36.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Вн. чт.  Вн. чт. Творчество В.М.Гаршина.

1

37.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

38.

П. П. Бажов «Серебряное копытце» Вн. чт.  Творчество П.П.Бажова

1

39.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Вн. чт. П. Бажов «Голубая змейка»

1

40.

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

41.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Вн. чт. Творчество С.Т.Аксакова.  

1

42.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Вн. чт.  Творчество С.Т.Аксакова.  

1

43.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

44

Обобщающий урок. Контрольная работа по теме: «Сказки русских писателей»

1

Делу время — потехе час (7 часов)

45.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Вн. чт. Творчество Е.Д.Шварца

1

46.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»  Контроль техники чтения

1

47.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Вн. чт.  Викторина по сказкам русских писателей  

1

48.

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

Вн. чт. Творчество В. Ю. Драгунского

1

49.

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

50.

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Вн. чт. Весёлые рассказы о детях

1

51

Обобщающий урок по разделу «Делу время — потехе час»

1

Страна  далёкого детства (7 часов)

52.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Вн. чт. Творчество Б. Житкова

1

53.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

54.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Вн. чт.  Творчество К.Г.Паустовского

1

55.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Вн. чт. К. Паустовский «Похождения жука-носорога»

1

56.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

57.

М. М. Зощенко «Ёлка» Вн. чт. Творчество М.М.Зощенко.

1

58.

Обобщение по разделу «Страна детства»

Вн. чт. М. Зощенко «Галоши и мороженое»

1

Поэтическая тетрадь (6 часов)

59

В. Я. Брюсов «Опять сон».

1

60

В. Я. Брюсов Стихи

Вн. чт.  Творчество В.Я.Брюсова

1

61

С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Вн. чт. Творчество С.А.Есенина.

1

62

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»

1

63

М. И. Цветаева «Наши царства»

Вн. чт.  Творчество М.И.Цветаевой

1

64.

Обобщающий урок. Контрольная работа по темам «Страна далекого детства», «Поэтическая тетрадь»

1

Природа и мы (11 часов)

65.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

66.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Вн. чт. Творчество Д. Мамина-Сибиряка

1

67.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Вн. чт. Рассказы о животных

1

68.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

69.

М. М. Пришвин «Выскочка»

Вн. чт. М Пришвин «Курица на столбах»

1

70.

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

71.

Е. И. Чарушин «Кабан»

Вн. чт. Творчество Е. Чарушина

1

72

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Вн. чт. А. Астафьев «Весенний остров»

1

73

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

74

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Вн. чт. А. Астафьев «Конь с розовой гривой»

1

75.

Обобщающий урок по теме: «Природа и мы». Вн. чт. Рассказы о животных

1

Поэтическая тетрадь (6 часов)

76.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

77.

С. А. Клычков «Весна в лесу»

Вн. чт. Стихи о природе

1

78

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Вн. чт. Стихи о временах года

1

79

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

80.

С. А. Есенин «Лебёдушка»

Вн. чт. Творчество С.А.Есенина

1

81.

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь». Вн. чт.  Конкурс чтецов

1

Родина (5 часов)

82.

И. С. Никитин «Русь»

1

83.

С. С. Дрожжин «Родине»

Вн. чт. Творчество  С.Д. Дрожжина

1

84.

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Вн. чт. Стихи А. Жигулина

1

85.

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

86.

Обобщающий урок.

Контрольная работа по теме «Родные просторы»

1

Страна «Фантазия» (7 часов)

87.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Вн. чт. Творчество Е.С.Велтистова.                                                                

1

88.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Вн. чт. Фантастические рассказы

1

89.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

90.

К. Булычев «Путешествие Алисы».                                   Вн. чт. Творчество К. Булычева.

1

91.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Вн. чт. Литературная викторина по произведениям Кира Булычёва

1

92.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

1

93.

Обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Страна «Фантазия»

1

Зарубежная литература (12 часов)

94.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

Вн. чт.  Творчество Дж.Свифта.

1

95.

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

1

96.

Г. Х. Андерсен «Русалочка» Вн. чт. Творчество Г.Х.Андерсена

1

97.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Вн. чт.  Литературная викторина по сказкам Андерсена

1

98.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

99.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Вн. чт. Творчество М.Твена

1

100.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Контроль техники чтения

1

101.

Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

Вн. чт. «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»

1

102.

Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

1

103

Сельма Лагерлёф «В Назарете»

Вн. чт.  С.Лагерлеф. Творчество

1

104

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

1

105

Урок-викторина «Герои любимых книг»

1

Содержание программы

4 класс

Раздел

Название раздела

Кол – во часов

Былины. Летописи. Жития.         

6ч.                

Из русской классической литературы        

17ч.              

Поэтическая тетрадь        

8 ч.

Сказки русских писателей        

13 ч

Делу время – потехе час        

7 ч

Страна далёкого детства        

7 ч

Поэтическая тетрадь        

6 ч

Природа и мы        

11 ч

Поэтическая тетрадь        

6 ч

Родина        

5 ч

Страна «Фантазия»        

 7ч.

Зарубежная литература        

12ч.

ВСЕГО

105часов

Содержание учебного курса

4 класс (103 ч)

Выделить не менее 8 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Былины. Летописи. Жития  (6 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (20 ч)

1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (49 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка  бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин.    «О,    Родина!    В    неярком    блеске...»; 4.        Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия»

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (7 ч)

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

        Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 4 класса

Обучающuеся должны:

  • владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в мин;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Обучающuеся должны уметь:

  • устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;
  • вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающuеся должны знать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  • не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

                    Формы и средства контроля

        Количество проверки техники чтения в 4 классе – 3 раза (входная, 1 полугодие, 2 полугодие).

№ п/п

Виды работ

Количество

1

Контрольная работа по теме: «Былины. Летописи. Жития»

1

2

Контрольная работа по теме: «Русская классическая литература»

1

3

Контрольная работа по теме: «Сказки русских писателей».

1

4

Контрольная работа по теме «Страна далекого детства»

1

5

Контрольная работа по теме «Родные просторы»

1

6.

Контрольная работа по теме «Страна «Фантазия»

1

7

Контроль техники чтения.

3

Контрольная работа по теме  «Летописи. Былины. Жития»

Выбери правильный ответ:

  1. Что такое летопись?

А) историческое повествование

Б) ежегодная запись исторических событий, производимая

    современником

В) собрание старинных исторических рассказов, правдивых или

    легендарных

  1. Что такое былина?

а) один из видов русского народного творчества, где рассказывается о

    богатырях

б) старинная легенда

в) старинная легенда, которая имеет историческую основу

  1. Что такое житие?

А) повествование о жизни святого

Б) повествование о реальной жизни (в отличии от сказки)

В) старинная легенда

  1. Являются ли летописи и жития фольклорными произведениями?

А) да

Б) нет

В) некоторые

  1. От каких родителей родился Сергий?

А) красивых

Б) умных

Г) праведных

      6.  Куда приехал богатырь?

А) на светошную сторону

Б) к мощной крепости

В) в богатый город

Г) в чужую страну

  1. Как сбылось предсказание кудесника?

А) из черепа коня выползла змея и ужалила князя

Б) из могилы кудесника выползла змея и ужалила князя

В) из норы выползла змея и ужалила князя

Г) вдруг напали враги и убили князя

       8. Благодаря кому нам известно содержание самых древних летописей?

А) князьям

Б) боярам – летописцам

В) монахам – летописцам

Г) дружинникам – летописцам

ПЕРЕПОЛОХ  В  ИГРУШЕЧНОМ  ГОРОДЕ.

         По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька - Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На всякий случай подошел ближе к куклам: тигр все-таки. Вдруг понадобиться защита.

         Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька - Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.

         Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:

  • Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу ?
  • Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе ! – сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку.  – Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
  • Рразве мне жалко ? – сказал Тигр. – Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр !

        Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.

                                                              173 слова  (Т. Александрова)

ВОТ И НОЯБРЬ

        Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».

       Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.

       Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет.  Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.

       Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки -  в лес. А утром наоборот: ворона -  в лес, а сорока  - в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.

103 слова

Контрольная работа по теме «Страна далекого детства»

1 вариант

1. Определи жанр произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». Отметь ответ.

  • сказка
  • рассказ
  • басня

2. Прочитай отрывок. Кто автор произведения? Отметь ответ.

 - Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

- Что тебе?

-Мне ничего,- отвечаю,- я просто так…

-Тебе нечего делать?

-Ага.

-Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

-Вижу.

-Поди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

  • В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»
  • Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени»
  • В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

3. Отметь фамилию поэта.

  • Б.С.Житков
  • С.А.Есенин
  • В.В.Голявкин

4. Прочитай отрывок. Вспомни и отметь название произведения С.А.Есенина.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

  • «Детская»
  • «Опять сон»
  • «Бабушкины сказки»

5.Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

  • сказка
  • рассказ
  • былина

6. Кто автор стихотворения «Детская»? Отметь ответ.

  • В.Я.Брюсов
  • С.А.Есенин
  • М.И.Цветаева

7. Какой подарок оставил   композитор Григ для Дагни  Педерсен в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками?»

  • колечко
  • куклу
  • музыкальную пьесу

8. Отметь название юмористического рассказа.

  • К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
  • В.Ю.Драгунский «Главные реки»
  • М.М.Зощенко «Ёлка»

9.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

 Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. А из дырочек глядел, не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно.

  • «Что любит Мишка»
  • «Ёлка»
  • «Как я ловил человечков»

10. Какими словами начинается «Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварца? Отметь ответ.

  • «В тридевятом царстве…»
  • «Жил-был мальчик по имени…»
  • «Давным-давно…»

                                                        2 вариант

1. Определи жанр произведения  М.И.Цветаевой «Наши царства». Отметь ответ.

  • сказка
  • рассказ
  • стихотворение

2.Прочитай отрывок. Кто автор произведения? Отметь ответ.

Бабушка не убрала пароходика. Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И  всё больше и больше он мне казался настоящим.

  • «Как я ловил человечков»
  • «Корзина с еловыми шишками»
  • «Никакой я горчицы не ел»

3.Прочитай отрывок. Отметь название стихотворения В.Я.Брюсова.

Мне опять приснились дебри

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш.

  • «Опять сон»
  • «Бабушкины сказки»
  • «Детская»

4.В каком произведении Е.Л.Шварца школьники превращаются в стариков. Отметь ответ.

  • «Как я ловил человечков»
  • «Сказка о потерянном времени»
  • «Корзина с еловыми шишками»

5.Вспомни и отметь, где встретились композитор Григ и девочка Дагни из рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

  • на концерте
  • в лесу
  • на катке

6.Определи жанр и тему произведения В.Ю.Драгунского «Главные реки». Отметь ответ.

  • сказка о путешествиях
  • рассказ о мальчике, который не учил уроки
  • повесть о смелом мальчике

7.Отметь название юмористического рассказа.

  • «Ёлка»
  • «Что любит Мишка»
  • «Корзина с еловыми шишками»

8.Каких человечков ловил мальчик в рассказе Б.С.Житкова «Как я ловил человечков?» Отметь ответ.

  • настоящих
  • выдуманных
  • волшебных

9.Вспомни и отметь имена детей в рассказе М.М.Зощенко «Ёлка»?

  • Маша и Гриша
  • Минька и Лёля
  • Гринька и Лида

10.Соотнеси подходящую по смыслу пословицу с рассказом В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Отметь ответ.

  • Хорошо тому делать добро, кто помнит.
  • Всякий хлопочет, себе добра хочет.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Контрольная работа по теме «Родные просторы»

                                              1 вариант

1.Определи жанр произведения В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Отметь ответ.

  • сказка
  • рассказ
  • былина

2.Прочитай отрывок. Кто автор произведения? Отметь ответ.

…Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок.

  • Д.Н.Мамин – Сибиряк
  • А.И.Куприн
  • М.М.Пришвин

3.Отметь фамилию поэта.

  • Е.И.Чарушин
  • В.П.Астафьев
  • Б.Л.Пастернак

4.В каком произведении заголовок совпадает с именем главного героя? Отметь ответ.

  • Е.И.Чарушин «Кабан»
  • М.М.Пришвин «Выскочка»
  • Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

5.Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

…В это утро вместе с солнышком

Уж не из тех ли тёмных зарослей

Выплывала, словно зоренька,

Белоснежная лебёдушка.

  • рассказ
  • сказка
  • стихотворение

6.Кто автор стихотворения «Лебёдушка»? Отметь ответ.

  • Б.А.Слуцкий
  • И.С.Никитин
  • С.А.Есенин

7.Вспомни и отметь название произведения, в котором собака проучила наглую сороку, оставив её без хвоста.

  • «Стрижонок Скрип»
  • «Выскочка»
  • «Кабан»

8.Из какого произведения строфа? Отметь ответ.

 Как не гордиться мне тобой,

О Родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

  • С.Д.Дрожжин «Родине»
  • И.С.Никитин «Русь»
  • Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

9.Вспомни и отметь, как погибла мама-стрижиха в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип?»

  • сокол унёс в когтях
  • не вернулась с охоты
  • улетела в тёплые края

                                           

    2 вариант

1.Определи жанр произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

  • сказка
  • рассказ
  • басня

2.Прочитай отрывок. Кто автор произведения? Отметь ответ.

 И все стрижи с криком «Тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все  как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

  • Е.И.Чарушин
  • М.М.Пришвин
  • В.П.Астафьев

3.Кто автор стихотворения «Русь?» Отметь ответ.

  • И.С.Никитин
  • Б.А.Слуцкий
  • С.А.Есенин

4.Отметь юмористический рассказ.

  • «Барбос и Жулька»
  • «Кабан»
  • «Приёмыш»

5.Из какого произведения строфа. Отметь ответ.

…Солнце! Что на свете слаже

После зябкого денька?..

Паутинок лёгких пряжа

Обвилась вокруг сучка».

  • «Бабье лето»
  • «Весна в лесу»
  • «Лебёдушка»

6.Вспомни и отметь название произведения, в котором во время войны были потоплены тысяча лошадей с корабля «Глория».

  • А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
  • Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
  • И.С.Никитин «Русь»

7.В каком произведении заголовком является имя главного героя? Отметь ответ.

  • «Кабан»
  • «Лебёдушка»
  • «Стрижонок Скрип»

8.Вспомни и отметь, что случилось с главной героиней стихотворения С.А.Есенина «Лебёдушка»? Отметь ответ.

  • погибла от когтей коршуна
  • погибла от болезни
  • погибла от тоски

9. Кто автор стихотворения «Лебёдушка»? Отметь ответ.

  • Б.А.Слуцкий
  • И.С.Никитин
  • С.А.Есенин

Контрольная работа по теме «Страна «Фантазия»

1.Из какого произведения  отрывок? Отметь ответ.

Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.

  • К.Булычёв «Путешествие Алисы»
  • М.М.Пришвин «Выскочка»
  • Е.С.Велтистов «Приключения Электроники»

2.Отметь название фантастического рассказа.

  • «Кабан»
  • «Выскочка»
  • «Путешествие Алисы»

3.Вспомни и отметь название произведения, в котором между главными героями «царствовало редкое согласие и самая нежная любовь».

  • «Путешествие Алисы»
  • «Приключения Электроника»
  • «Барбос и Жулька»

4. Кто приехал к гостинице  «Дубки» с большим чемоданом?

  • Алиса,
  •  Карлсон,
  • Громов

5.Что находилось в чемодане?

  • Электроник,
  • спящая красавица,
  • кукла

6.Какая была фамилия у друга Громова, который искал с ним Электроника?

  • Светловидов,
  •  Галустян,
  •  Куклачёв

7. К какому экзамену в «Новых приключениях» готовились Сыроежкин и Электроник?

  • алгебра,
  • физика,
  • анатомия.

СКАЗКА О ВЕСНЕ

Собралась Весна-красна в гости в северные края. Всю зиму она провела вместе с перелётными птицами на тёплом юге, а как стало солнышко всё выше на небе подниматься, тут она и решила лететь.

Просит Весна перелётных птиц — гусей, лебедей: «Отнесите меня подальше на север, там меня ждут не дождутся и люди, и звери, и птицы, и разные крохотные жучки-паучки». Но птицы побоялись лететь на север: «Там, говорят, снег и лёд, холод и голод, там, говорят, мы все замёрзнем и погибнем». Сколько Весна ни просила, никто не хотел её в северные края отнести. Со¬всем она загрустила: что же, видно, придётся всю жизнь на юге проживать. Вдруг она слышит голос откуда-то с вершины: «Не печалься, Весна-красна, садись на меня, я тебя быстро на север доставлю». Взглянула вверх, а по небу над ней плывёт белое пушистое Облако. Обрадовалась Весна, забралась на Облако и полетела в северные края. Летит да вниз, на землю, поглядывает. А там, на земле, все радуются, все её встречают. В полях пестреют проталины, бегут ручьи, взламывают на речке лёд, а кусты и деревья в лесах и садах покрываются крупными, готовыми вот-вот уже раскрыться почками.

Полетела Весна-красна с юга на север на белом пушистом Облаке. А следом за ней потянулись в родные края несметные стаи перелётных птиц — гусей, лебедей и всякой крылатой мелочи: жаворонки, скворцы, дрозды, зяблики, пеночки, славки...

Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако — так, значит, на нём Весна-красна прилетит. Жди теперь со дня на день тепла, жди с юга весёлых крылатых гостей...

Г.Скребицкий

Вопросы и задания:

1. Прочитайте вступление сказки. Что вы из него узнали?

2. Какой вы представляете себе Весну-красну? Опишите её.

3. Из основной части сказки прочтите красивые сказочные моменты.

4. Перечислите признаки сказки.

5. Прочитайте концовку сказки. С какой интонацией вы её читали?

6. Хотелось ли вам продолжить сказку? Доскажите сказку.

7. Объясните смысл выделенных слов в тексте.

Список литературы

для учителя:

1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2008 год стр. 80 – 93.

2. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2008 год.

        3. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.– М.: ВАКО, 2011

для обучающихся:

1. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд.  Москва, Просвещение, 2008 год.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

                 

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...