Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Н.Н.Носов "Живая шляпа". Домашнее животное-кошка" во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Интегрированный урок для 2 класса по литературному чтению и изобразительному искусству. Изучение нового материала. Урок с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.14 КБ |
презентация к уроку | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства
Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа. Домашнее животное - кошка».
Класс: 2 класс
Цель урока литературное чтение: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Цель урока ИЗО: сформировать представления учащихся об анималистическом жанре, знакомство с творчеством художников – анималистов; познакомить детей с выполнением работ в технике «граттаж».
Задачиурока литературное чтение:
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев;
- Формировать навыки чтения и работы с текстом.
- Развивать мышление, память, воображение, речь
- Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Задачи урока ИЗО:
Обучающие: создать условия для усвоения детьми понятия анималистический жанр; познакомить их с творчеством художников – анималистов; дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; познакомить учащихся с техникой «Граттаж».
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботится о ней, её представителях; графические и живописные навыки, мелкой моторики рук, расширяя и обогащая словарный запас детей; укрепление межпредметных связей (чтение, окружающий мир).
Воспитательные: воспитание любви к животным, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим».
Планируемые результаты:
Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умениесформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные –работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.
Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища.
Коммуникативные - умение донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе
Личностные результаты - умениепроявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Типы уроков: изучение нового материала.
Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах. Для учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские книги с рисунками животных. Презентация к уроку. Для учащихся – альбом, книги.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
БСВ: Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
МВВ: Сегодня у нас не простой урок, а интегрированный - литературное чтение и ИЗО. Пусть наш урок принесет всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, аккуратность, смекалка!
2. Проверка домашнего задания.
БСВ: Пересказ Н.Н.Носова «Затейники»
3. Определение темы и задач урока.
БСВ: Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.
Агния Львовна Барто «Верёвочка»
Самуил Яковлевич Маршак «Кот и лодыри»
Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»
БСВ: Все ли произведения мы читали на предыдущих уроках?
Дети: Нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».
БСВ: Значит какая тема урока литературного чтения?
Дети: Тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»
МВВ: Ребята, скажите, вы любите загадки? Отгадав загадки, вы узнаете тему урока рисования.
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится...
Угадали? Это – (кот)
Прыгать может высоко,
Пьет из блюдца молоко.
И, разлегшись у окошка,
Жмурит глазки наша…(Кошка)
МВВ: Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?
Сегодня на уроке мы познакомимся с художником – анималистом, нарисуем кошку, не используя обычные предметы, которые нужны всегда на урок рисования. Вы уже заметили, что на партах у нас нет красок, ни карандашей, ни кисточек, чем, как и на чем рисовать мы поговорим позже.
БСВ: Сначала вы познакомитесь с новым произведением и его автором, узнаете много нового, а потом поработаете творчески.
5.Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.
Стихотворение о Носове на слайде.
БСВ: Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы. Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
5. Словарная работа.
БСВ: В тексте встретятся слова, уточним их значение.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Плюхнулось – тяжело упало
Трястись (от страха) – дрожать, бояться
Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз
Швырять – бросать с силой
Фыркать – с шумом выпускать воздух
6. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем. БСВ и МВВ
7. Повторное восприятие. Речевая разминка
БСВ: 1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я;
2. Упражнения для дикции:
И – Э – А – О – У – Ы
Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
Чтение рассказа детьми.
8. Анализ содержания.
БСВ: - Кого увидели мальчики?
- Как звали кота?
- Где сидел Васька?
- Кого увидел Васька на шляпе?
- Что Васька делал в начале рассказа?
- Как звали мальчиков, героев рассказа?
- Что предложил сделать Вадик?
- Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).
- Каким стало настроение ребят?
ММВ: - Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
9. Беседа по теме урока.
МВВ:- Значит, не только человек может испытывать страх, тревогу. Вы теперь знаете, что у каждого животного есть свой характер, и свое настроение? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
- Как вы думаете, как называются художники, которые рисуют только животных?
-Их называют анималистами. Слово « анималист» происходит от латинского слова «animal»,что означает «животное». Но рисовать животных не так – то просто.
- Почему?
- Потому, что животные не умеют позировать.
- Давайте познакомимся с таким художником - анималистом.
Е. И. Чарушин настолько хорошо изучил животных, что, создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорции. Герои Е.И. Чарушина - добры, обаятельны.
Проверка домашнего задания.
-Ребята, откройте альбомы и покажите, какими получились ваши герои? Расскажите, какие они по – характеру? Ребята, оказывается вы уже стали художниками – анималистами! Молодцы с домашним заданием все справились на отлично!
- Чтобы у нас все получилось и дальше, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка
Вы наверное устали? И поэтому все встали.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
(Ходьба.)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
(Приседание.)
И сказали три кота: —
Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
МВВ: - Ребята, вы готовы творить красоту?
-Посмотрите, что я вам принесла? (шляпа).
- А почему именно шляпу?
- А как вы думаете, для чего она нам нужна?
- Правильно, мы на ней будем рисовать!
Практическая часть урока.Знакомство с техникой «Граттаж».
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой, необычной и интересной техникой рисования – это техника называется «Граттаж».
-Дети, скажите, что любят делать кошки, когда их сильно разозлить? - правильно, царапаться. Вот так иначе, «Цап, царапки» называют технику «Граттаж»- это способ выполнения рисунка, путем процарапывания острым пером, острым предметом, старой ручкой - бумагу, картон, залитых черной тушью, от франц. скрести, царапать. Вот мы сейчас и будем царапать, вот на таких шляпках, вот такими ручками, которые не пишут.
А для того чтобы продолжить рисовать мы должны перевести свои рисунки из альбомов на нашу шляпу. Возьмите шляпы и подложите их под свои работы, соблюдая правильную композицию, т.е. расположите своих героев прямо в центре шляпы. Берем ручки, которые пишут и прорисовываем рисунок, еще раз надавливая. Смотрим, чтобы все детали были прорисованы. Затем, верхний рисунок убираем в сторонку, берем ручки, которые я вам раздала. Приступаем к работе, быстро по видимому контуру процарапываем нашего котенка. Это занятие не сложное, а очень увлекательное и результат, я думаю, порадует не только вас, но и наших гостей.
Педрисунок.______________________________________________
БСВ читаю, когда рисуют : Домашняя кошка — ласковое, милое, грациозное существо. Ее чаще других животных держат в доме. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом. Но стоит заметить, что только правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.
9. Итог урока. Выставка и обсуждение работ.
МВВ: - Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились.
- Вам понравился наш урок?
- Скажите, а с какой техникой мы познакомились сегодня?
БСВ: - Как называется рассказ, который мы читали?
- Кто его автор?
- Почему шляпа оказалась живой?
- А у вас получилась живая шляпа или живой котенок?
10. Рефлексия.
БСВ: «Дерево успеха»
Выставление оценок за урок, при этом учитывается мнение учащихся
МВВ: Как вы оцените работы друг друга? Молодцы!
11.Домашнее задание
БСВ:Подготовить краткий пересказ по плану на с.59 задание 6.
МВВ: - Понаблюдайте за своими питомцами, какой у них характер, и нарисуйте их в тетрадях по литературному чтению.
МВВ: Завершить урок мне хотелось словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери из произведения «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Будьте внимательны к братьям нашим меньшим, не причиняйте им зла, искренне любите и они ответят вам тем же
Спасибо всем за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока « Н.Н.Носов «Живая шляпа». « Домашнее животное - кошка»
Николай Николаевич Носов (1908 — 1976) Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел!
Словарная работа. Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей). Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.
Словарная работа. Плюхнулось – тяжело упало Трястись (от страха) – дрожать, бояться Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз Швырять – бросать с силой Фыркать – с шумом выпускать воздух
АНИМАЛИСТ Это художник, рисующий животных. У таких художников звери и птицы главные герои рисунков и картин.
Чарушин Евгений Иванович
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"
Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».
Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке "Изобразительные и выразительные средства в поэзии и музыке на примере некоторых стихотворений А.С.Пушкина.
На уроке звучит несколько стихотворений А.С.Пушкина и романсы русских композиторов....
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе (с применением групповой технологии) Тема: «Осень многолика»
Материал содержит в себе интегрированный урок. На этом уроке я использовала групповую технологию. Мне она очень нравится, ведь дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчин...
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», интегрированный урок по литературному чтению с элементами изобразительного искусства и музыки, программа "Гармония" 4 класс...
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 3 класс
Сегодня на уроке научимся выразительно читать стихотворение И. Бунина «Листопад», найдем изобразительные средства, которые использовал поэт, познакомимся с понятием «пейзаж&raqu...
Конспект интегрированного урока по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке во 2-м классе "Какое настроение у зимы в стихотворении Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою..."
В данном конспекте подробно описан интегрированный урок по трем учебным предметам:чтению, изобразительному искусству и музыке.Буду очень рада, если он станет полезным в работе других пед...