Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения во 2 классе
учебно-методический материал (чтение, 2 класс) по теме
Использование иллюстраций на уроках чтения является обязательным условием осознанного изучения учащимися художественного текста.
Приёмы работы с иллюстрациями на уроках литерРаскрывая некоторые приёмы использования текстовых иллюстраций как средства мотивации чтения, а также как средство корректировки и углубления понимания и переживания младшими школьниками произведений, содержащихся в учебниках литературного чтения, необходимо подчеркнуть, что иллюстрация – графическая, фоторепродукция картины, фотопортрет, фотоизображение окружающего мира (природы и общества), учебный рисунок – и её рассматривание – мощный канал установления обратной связи между учащимися и его собеседником – писателем.атурного чтения очень разнообразны и зависят от творческих способностей учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_illyustratsiey_na_urokakh_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с иллюстрацией на уроках
литературного чтения во 2 классе
Использование иллюстраций на уроках чтения является обязательным условием осознанного изучения учащимися художественного текста.
Приёмы работы с иллюстрациями на уроках литературного чтения очень разнообразны и зависят от творческих способностей учителя.
На уроках литературного чтения во 2 классе можно применять следующие приемы работы с художественными иллюстрациями к текстам:
- беседа по содержанию иллюстрации («Кто изображен на рисунке?»);
- совместный с учащимися анализ картин в целях раскрытия художественной близости иллюстрации с изучаемым литературным произведением;
- узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
- рассказ учителя по иллюстрации, картине;
- рассматривание иллюстрации и обдумывание ее содержания с целью ответить на вопрос;
- составление рассказа по иллюстрации (о герое, его состоянии, настроении и др.);
- составление вопросов по иллюстрации;
- пересказ текста по серии иллюстраций;
- пересказ эпизода по иллюстрации;
- сравнение иллюстраций, репродукций картин различных авторов для изучения способов изображения явлений природы, образов главных героев;
- соотнесение иллюстрации и текста («Найди картинку к таким словам...»);
- оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему тебе нравится эта картинка?»);
- составление подписи под иллюстрацию (озаглавливание иллюстрации);
- выбор цитаты к иллюстрации («Какие слова подходят к этой картинке?»);
- соотнесение образов, созданных на иллюстрации, в тексте и музыкальном произведении и др.
Обратимся к традиционным формам работы с иллюстрациями.
В качестве примера возьмём рассказ Л. Толстого «Котёнок». Перед чтением учитель просит вспомнить (по урокам внеклассного чтения), как можно узнать, о чём рассказ или книга, ещё не читая их. (При помощи рассматривания иллюстраций и чтения заголовка). Далее он говорит: «Попробуем это сделать. Раскройте книгу и установите, к какому рассказу относится картинка, где она расположена. Теперь вместе рассмотрим её». Далее идут вопросы учителя (приводим их с вариантами ответов учащихся).
-Кого мы видим на этой картинке? (Собак и мальчика). Как художник изобразил собак? (Одна идёт прямо на мальчика, другая остановилась и смотрит на него сбоку) А как изображён мальчик? (Он лежит на животе). Можно ли по этой картинке сказать, что собаки и мальчик играют? (Нет, у мальчика испуганное лицо, и собаки нарисованы злыми). (Учитель подчёркивает это, повторяя: Да, по выражению лица видно, что мальчик испуган, он очень боится собак… А теперь подумаем, почему же он оказался перед собаками»).
В классе, конечно, найдутся дети, которые прочитали этот рассказ или были знакомы с ним ещё с дошкольного возраста. Поэтому в ответ на поставленный вопрос чаще всего слышится одна фраза-восклицание: «Он спасает котёнка». При этом возникает сильное эмоциональное напряжение, свидетельствующее о «рассекречивании» большинством детей сюжета рассказа.
«Успокойтесь! – просит учитель и продолжает. – Наверное, вы решили так, прочитав заглавие рассказа «Котёнок» или что-то другое подсказало вам ответ?» В этот момент мнения резко разделяются. Одни дети заявляют, что они уже читали (или слышали) этот рассказ и знают, что он про то, как мальчик спас котёнка; другие указывают на заголовок; третьи (их немного) отвечают примерно так: «На картинке нарисован котёнок, мальчик закрыл его собой, чтобы спасти от собак».
Далее учитель предлагает детям найти и показать на иллюстрации котёнка. После этого идёт обобщение: «Да, художник нам показывает очень волнующее событие: мальчик, совсем малыш, забыв об опасности, спасает котёнка, на которого бросились страшные злые собаки. Как котёнок оказался без присмотра, и что произошло дальше? Давайте вместе сочиним об этом небольшой рассказ. Надо не просто рассказать то, о чём поведал писатель, а придумать свой рассказ. Начнём со слова однажды». Обычно ученики без затруднений составляют рассказ на 5-7 предложений, которые при необходимости корректируются и выстраиваются в определённой последовательности.
Затем учитель мотивирует чтение рассказа следующим заданием: «Теперь прочитаем рассказ и поверим, о таком ли случае, какой мы описали, или о другом повествует нам Толстой в рассказе «Котёнок». Читать рекомендуется вполголоса самостоятельно, для контроля предлагаются вопросы, записанные на доске в столбик:
1. Когда пропала кошка? 2. Где нашёл Вася кошку с котятами? 3. Что сделала мать с котятами? 4. Куда дети пошли играть с котёнком? 5. Почему они забыли про него 6. Кто хотел погубить котёнка? 7. Как Вася спас котёнка?
После целостного и выборочного чтения, сопровождающегося обсуждением событийной стороны рассказа (конечно, сразу после чтения выясняются вопросы, мотивирующие чтение), учитель рекомендует снова открыть страницу с иллюстрацией. При этом он обращает особое внимание на детали и задаёт такие вопросы: почему художник изобразил мальчика с поднятыми ногами? (он упал с разбегу, и ноги закинулись вверх сами собой). Верно ли художник показал место действия? (Нет, у Толстого это дорога, а здесь нарисован луг) и т.д.
Этим работа с рассказом, естественно, не ограничивается. По усмотрению учителя проводится и пересказ, и выразительное чтение фрагментов, и словарно-смысловая работа. Однако предложенный вариант рассматривания иллюстрации помогает ему значительно полнее и глубже донести до детей ситуацию, описанную Л. Толстым. Освоение же путём двойного – графического и текстового – наложения её на собственный опыт отношения ребёнка к действительности позволяет органично ставить воспитательные задачи, поскольку хорошая ориентировка детей в специфике авторской картины мира позволяет так или иначе оценивать её.
Младшие школьники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Этому помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Рассмотрим на уроке литературного чтения во 2 классе работу с иллюстрацией на примере знакомства с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Работа начинается с беседы с детьми по содержанию картины. Учитель просит их приготовить листочек для черновых записей, куда они выписывают героев картины, определения их настроения, отношения к главному герою. Можно это сделать в виде таблицы.
Вопросы для беседы по содержанию картины:
1. Где происходит событие, изображённое на картине? Это наше время? Какие подробности, изображённые художником, показывают время?
2. Какой момент изображён художником? Почему вы так решили, кто вам в этом помог?
3. Перечислите героев картины, назовите их. Всмотритесь в их лица. Какие чувства они выражают и почему?
4. Кто главный герой картины? Какие чувства испытывает он? Как это изобразил художник?
5. Какие краски и тона преобладают в картине? Почему?
6. Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рассматривали эту картину?
Заслушав ответы детей на последний вопрос, учитель просит их записать свой развёрнутый ответ на него. В помощь детям — их черновые записи о героях картины со словарём настроений и чувств, который они составили, когда определяли душевное состояние героев. Особого плана можно не составлять, поскольку планом могут служить наши вопросы. Эта работа серьёзная и проводится впервые, поэтому окончательный вариант рассказа по картине можно разрешить написать детям дома. Если же они успели написать сочинение в классе, на дом даётся задание, «обратное» тому, что они только что делали: нарисовать картину по тексту М. М. Зощенко «Пора вставать». Можно в качестве домашнего задания предложить составить диалог по картине Ф. П. Решетникова и разыграть его в классе.
Рассмотрим приемы работы с иллюстрацией при знакомстве с картиной И. И. Левитана «Золотая осень». Известнейшая картина И. И. Левитана «Золотая осень» рассматривается детьми после того, как учащиеся прочитали много прекрасных стихов об осени и сходили в осенний лес, познакомились с тем, как художники слова изображают это время года, и даже попытались сами рисовать словами осенние картинки. Поэтому им будет интересно познакомиться с совершенно иным способом изображения того же образа осени, но только в другом виде искусства — живописи. Можно спросить у детей, в каком ещё виде искусства можно изобразить осенние картины и настроение, и кто-нибудь из учеников наверняка ответит, что в музыке.
Урок начинается с рассматривания репродукции картины в учебнике. Хорошо, если учитель сможет найти репродукцию большего формата и повесить её перед глазами детей. Предложим такую логику разговора:
1. Впечатление от картины, настроение, с которым она рассматривается.
2. Соотнесение с образами осени, нарисованными поэтами; к какому изображению картина ближе всего, строчки, которыми можно её подписать.
3. Рассматривание деталей картины: речка (разная окраска воды, контраст холодноватых тонов воды с яркой золотистой окраской берёз и травы, светлая вода в перспективе течения реки); куст на переднем плане, его цвет; две ближайшие берёзки в сравнении с берёзой, стоящей у изгиба реки (отдельных листьев не видно, художник рисует обобщённо, мазками); озимое (поэтому такой цвет!) поле в перспективе (косвенное присутствие человека, который его засеял); луг с пожелтевшей травой на правом берегу; освещение картины солнечными лучами, контрастные тени, подчёркивающие это, прозрачность воздуха — чёткость и ясность картин.
4. Нравится ли художнику то, что он изображает? В каком душевном состоянии писал он эту картину? Зачем? (Именно здесь можно рассказать о тяжёлой жизни художника, который рано остался сиротой, голодал, не имел своего угла, когда учился, всегда был не удовлетворён своей работой. Почти все его картины грустны; как пример, можно показать детям картину «У омута»).
В качестве домашнего задания ученикам предлагается рассказать о любой детали картины, которая особенно понравилась или похожа на то, что ребёнок видел.
Рассмотрим урок знакомства с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Вначале учитель предлагает учащимся рассмотреть картину И. И. Левитана «Большая вода», чтобы они представили себе половодье.
Далее учитель продолжает:
- Художник выбрал ничем не примечательный, но очень характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Внимательно всмотримся в картину и побеседуем о том, что мы увидели.
Вопросы для беседы по картине И. И. Левитана «Большая вода»:
1. Какое время года изображено на картине?
2. Картина изображает только природу?
3. Так ли уж безлюдна картина? Какие следы пребывания человека изобразил художник? Как вы думаете, зачем?
4. Каких деревьев больше всего на картине? Опишите их, постарайтесь найти точные рисующие слова.
5. Какие ещё деревья нарисовал художник? Зачем? Почему они такие?
6. Рассмотрите внимательно воду. Почему она так необычно нарисована?
7. Докажите, что художник изобразил солнечный день (обратите внимание на освещение и тени).
8. Как вы думаете, нравится художнику то, что он нарисовал? Какое у него было настроение, когда он писал эту картину? А у вас, когда вы на неё смотрите?
После того как дети представили себе половодье, «большую воду», можно начинать чтение стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.
Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому учитель учит детей с помощью образца рассказа или стихотворения.
В качестве примера обратимся к уроку литературного чтения по системе Л.В.Занкова по теме «Образы ветра в различных видах искусства», целью которого является выяснить, какие художественные приемы и художественные средства помогают авторам создать образы ветра; формировать навыки поискового чтения, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.
Для проведения урока используется следующее оборудование: рисунок литературной карты с форзаца учебника В.Ю. Свиридовой; слайды русской народной сказки «Мороз, солнце и ветер»; таблица «Художественные средства в различных видах искусства»; г/з «Звуки ветра»; памятка «Выразительное чтение»; ленты трех цветов; репродукции А.Рылова «Зеленый шум», И.Левитана «Свежий ветер. Волга».
После организационного момента учитель переходит ко второму этапу: актуализация знаний. На доске литературная карта с форзаца учебника «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой.
- Вам знакома эта карта? Она нам снова сегодня необходима. И мы уже на дороге открытий. Как много снега вокруг. И, несмотря на яркое солнце, так сильно щиплет щеки. Это мороз старается, а помогает ему ветер: зимний, холодный, порывистый. Прячем мы от него лицо, кланяемся ему. Завела нас дорога в фольклорную волость.
-В какое литературное произведение мы попали?
-В каком произведении вы встречали образы солнца, мороза? Кто создал эти образы?
-Предлагаю оживить их. Вдохнем в них жизнь.
-Кто хочет в этом поучаствовать?
-Какой образ ты выбрал? Исполнители, зрители (показывает).
- Ваша задача – воздействовать на чувства слушателей, а иллюстрации на экране компьютера помогут вам. Сядьте поудобнее. 1, 2, 3, сказка, к нам иди!
Дети читают сказку «Мороз, солнце и ветер» (по памяти). На экране демонстрируются слайды № 1-10.
-Справились исполнители со своей задачей?
-Поблагодарите их аплодисментами. Как вы считаете, кому поклонился старик?
- Наши предки славяне ощущали свою зависимость от мира природы, поклонялись солнцу, месяцу, дождю, грозе, лесу и, конечно, ветру. Восприятие темы урока происходит в несколько этапов:
1.Подведение к теме. Развитие воображения.
- Закройте глазки. Звучит музыка ветра. Учитель произносит слово «ветер». Представьте ветер. Расскажите о своем ветре.
Ученики описывают ветер.
- Скажите, что было легче: представить ветер, то есть мысленно нарисовать картину, или рассказать о своем ветре словами? Я чувствовала, что вам не хватало слов, умения выражать свои мысли. Обратимся же за помощью к мастерам слова: Аполлону Майкову, Михаилу Исаковскому, Александру Пушкину. Демонстрируются портреты.
2.Формулирование темы. Давайте попытаемся сформулировать тему урока. О чем мы говорили сейчас и будем говорить? Вы правы, и тема нашего урока: «Образы ветра» (тема на доске).
3. Первичное восприятие.
-Послушайте «Колыбельную песню» А. Майкова.
- Какой образ ветра создает поэт? На экране начало таблицы.
Аполлон Майков |
|
|
Добрый ласковый Заботливый |
|
|
- Вам интересно узнать, каким увидел ветер Михаил Исаковский в стихотворении «Ветер»?
Ученик читает стихотворение М. Исаковского «Ветер» (опережающее задание).
- Каким же увидел ветер М. Исаковский?
| М. Исаковский |
|
| молодой любознательный общительный |
|
- Прочитайте последнее произведение самостоятельно и ответьте: какой образ ветра создает А. Пушкин?
- За работу, исследователи!
- Какой ветер у А. Пушкина? (Могучий, сильный, грозный, опасный).
Дети читают прилагательные, характеризующие ветер.
- Что интересного вы заметили? (Разные образы)
- Какой один и тот же прием использовали все три автора, создавая образы ветра? (олицетворение)
- Прием один и тот же, а образы… (продолжите мою мысль).
- Почему? (потому что поэзия – мир чувств, и каждый чувствует и воспринимает этот мир по-своему)
4. Работа над выразительным чтением.
- Авторы рассказывают нам о своих чувствах, а мы постараемся передать их с помощью тона, темпа, мелодики голоса. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
На партах памятка «Выразительное чтение».
- Послушаем, что у вас получилось.
- На следующем уроке у всех будет возможность прочитать эти произведения. Все образы ветра, о которых мы говорили, были созданы при помощи одного инструмента - при помощи слова. Слово - это инструмент, какого вида искусства? (литературы)
На доске появляется таблица:
ЛИТЕРАТУРА |
СЛОВО |
- А я хочу показать вам, как еще можно создать образ ветра.
Звучит «Колыбельная песня» в исполнении учителя.
- Какой еще вид искусства помог мне рассказать о ветре? (Музыка)
- Какое средство мне помогло? (Звуки)
На доске 2-я часть таблицы
ЛИТЕРАТУРА СЛОВО | МУЗЫКА |
|
- Ребята, мы незаметно с вами оказались в области … искусств (обращается к карте).
- Какие еще виды искусства вы знаете? (Живопись)
На экране репродукции картин Аркадия Рылова «Зеленый шум» и Исаака Левитана «Свежий ветер».
- Как вы думаете, почему именно эти картины я предлагаю вам рассмотреть? (Они создают образ ветра)
- У каждого вида искусства свои средства.
Учитель обращается к таблице: литература – слово, музыка – звуки, а живопись – краски, цвет.
- Давайте вернемся к теме урока. Мы увидели образ ветра в литературе, музыке, живописи. Может быть, мы рано поставили точку? Попробуйте продолжить тему, чтобы она звучала более полно.
- Образы ветра…
- Литература, живопись, музыка – это что? (Образы ветра в различных видах искусства)
Учитель предлагает для выполнения творческое домашнее задание:
1. Выучить стихотворение или сочинить свое.
2. Создать образ ветра при помощи красок.
3. Найти музыкальное произведение, где уже созданы образы ветра.
Постепенно роль иллюстрации как регулятора не только смыслового, но и эмоционально-эстетического освоения читаемого возрастает. Причём теперь на неё возлагаются функции создания не просто установки на вычленение и освоение художественного смысла всего произведения или главной черты персонажа, а дифференциация читательских реакций по мере проникновения ребёнка в «словесную действительность».
Кроме того, работа по иллюстрации позволяет ребёнку получить первый опыт «чтения между строк», открытия того, о чём прямо не говорится в произведении, но что обогащает эмоционально-эстетически юного читателя.
И хотя предлагаемое направление в обучении чтению младших школьников с использованием иллюстрации продуктивно, вместе с тем, оно не является единственным и не всегда применимо для организации чтения. В качестве причин можно назвать отсутствие при тексте иллюстраций, некоторые иллюстрации далеко не совершенны, многие тексты требуют совсем иной подготовки: рассказа, экскурсии, тематической картины, других видов искусства и т.д. Но главное в том, что использование иллюстраций на уроках литературного чтения требует тщательной подготовки и тонкого такта учителя при организации этой синтетической работы.
Таким образом, приведённые выше включения иллюстраций в читательскую деятельность младших школьников, не решают всей проблемы формирования у них типа правильного читательского поведения. Раскрывая некоторые приёмы использования текстовых иллюстраций как средства мотивации чтения, а также как средство корректировки и углубления понимания и переживания младшими школьниками произведений, содержащихся в учебниках литературного чтения, необходимо подчеркнуть, что иллюстрация – графическая, фоторепродукция картины, фотопортрет, фотоизображение окружающего мира (природы и общества), учебный рисунок – и её рассматривание – мощный канал установления обратной связи между учащимися и его собеседником – писателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".
"Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения"...
Иллюстрации к урокам чтения 3 класс С.Я.Маршак. "Сказка про козла"
Иллюстрация к сказке "Сказка про козла". С.Я.Маршака...
Приемы работы по развитию интереса к чтению
Современные приемы работы на уроках чтения, способствующие повышению интереса к чтению книг....
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.
В методической литературе отличают 4 навыка чтения:правильность, беглость( скорость), сознательность, выразительность. Прием, скорость чтения, является самым главным фактором влияющих на успеваемость....
Презентация на тему "Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения"
Презентация на тему "Приемы работы с иллюстрацией на уроках литературного чтения"...
Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс
Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....
Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ
Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...