Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Елена Владимировна Чеботарь

В методической литературе отличают 4 навыка чтения:правильность, беглость( скорость), сознательность, выразительность. Прием, скорость чтения, является самым главным фактором влияющих на успеваемость. От скорости чтения зависит также процесс развития. в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. Развитию беглости чтения способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желании и потребности читать книги, т.е речь идет о сотрудничестве о понимании учеников и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_nad_pravilnostyu_i_beglostyu_chteniya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

             Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.

           В методической литературе отмечаются четыре навыка чтения:

правильность, беглость (скорость), сознательность, выразительность.

          Прием, скорость чтения является самым важным фактором из числа

 влияющих на успеваемость.  Это доказал В.Н.Занков, производя не сложные подсчеты: в 9 классе домашнее задание на один день в сред-

нем составляет примерно восемь страниц учебника или 6500 слов. Раз-

делим на 90 ( минимальную норму чтения ) и получим приблизительно

72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это

уже составляет 3,5 часа. Еще прибавить затраты времени, требуемые на

выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2,5 часа.

И в сумме получим около 6 часов. Таким образом, многие школьники об-

речены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному –

читать.

          От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают

обычно те ученики, которые много читают.В процессе чтения  совершен-

ствуется  оперативная память и устойчивость внимания.

          Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники на-

чальной школы плохо читают , то в 5 классе падает их успеваемость, прос-

то по тому, что они не успевают перерабатывать  (прочитывать) возросший

поток информации, им не хватает времени для выполнения домашних за-

                                                  - 2-

даний. Учащиеся  делают для себя вывод: «Учиться хорошо – на «4» м «5»

невозможно».

           Значит, единственный вариант – тройка. Хоть старайся, хоть нет – выше оценку не получить.

            Вывод, навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Развитию беглости чтения способствует прежде всего заинтересованность

учащихся в чтении, желании и потребности читать книги; то есть речь

идет о сотрудничестве, о понимании учителя и учеников.

            Свою работу начинаю со стихотворения:

Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами – не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Все лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто все – гляди:

        Везде ряды замков висят

        Снаружи и внутри.

        И связками ключей звеня,

        Тут не помочь мечте

Один лишь ключ, что у меня

Замки откроет те.

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать,

Ведь сундуки те  - книг ряды, Мой ключ – уметь читать.

                                        - 3 –

А дальше начинается работа над скоростью чтения, рассчитанная на

Весь курс обучения в начальной школе.

1.Это подготовительные упражнения, начинается он в 1 классе, еще до

того как дети начнут изучать буквы.

            Эти упражнения направлены на развитие слухового и речевого аппа-

рата детей, на отработку четкости произношения. Провожу различные игры, например, «Повторяй - не зевай!», «Эхо»( используются чистоговор-

ки), «Попутчики» и другие.

            Далее идет формирование трех моделей: модель чтения, модель

качества чтения, модель способностей.

              Модель скорости чтения. Модель – это программа действий.На

этом этапе учу  детей уметь быстро видеть и узнавать буквы, слоги, слова.

  1. Игра «Покажи букву» ( моделирование букв)
  2. Игра «Волшебный мешочек» ( узнать букву с закрытыми глазами)Буквы берем объемные из магнитной азбуки.
  3. Игра «Зеркало» и другие.

В этот период (1 класс, букварный ) использую известные, дающие

хороший результат приемы:

- жужжащее чтение;

- ежедневные пятиминутки чтения после уроков;

- чтение цепочкой;

- чтение в парах;

- метод « буксира»;

- развитие оперативной памяти с помощью диктантов.

     Модель качества чтения.Упражнения направлены на чтение без ошибок, для этого учу быстро понимать значение слов и смысловых рядов.

1.Отгадывание загадок.

2.Закончи стихотворение.

3.Игра «Ключевое слово» и другие.

           Все приемы  словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

           Модель способностей. Развитие всех психических процессов, внимания, памяти, мышления.

           Большая часть игр и упражнений проводится во внеурочное время на

в кружке информатики.

           Большая часть видов и приемов работы годится и для применения в домашних условиях.Поэтому  знакомлю со всеми играми родителей класса,

Рассказываю на классном собрании о важности семейного чтения книг.

           С 1 класса ежемесячно вожу детей в краевую детскую библиотеку

имени Кузьмина.

            Подводя итог отмечу, что при обучении скорости чтения выделяю

 группы упражнений, направленные на :

1)  развитие речевого аппарата;

2) расширение оперативного поля чтения;

3) развитие правильности, безошибочности восприятия текста;

4) развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;

5) развитие памяти и внимания в процессе восприятия.

   

                                   

       

 

 

   

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием беглости чтения.

Приемы индивидуальной и фронтальной работы,позволяющие существенно увеличить беглость чтения в начальной школе....

Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".

"Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения"...

Приемы работы по развитию интереса к чтению

Современные приемы работы на уроках чтения, способствующие повышению интереса к чтению книг....

Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...

Методика работы над беглостью чтения.

Приемы работы над беглостью чтения младших школьников.Современные учебные и научно-методические пособия по формированию техники чтения....