Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме
В методической литературе отличают 4 навыка чтения:правильность, беглость( скорость), сознательность, выразительность. Прием, скорость чтения, является самым главным фактором влияющих на успеваемость. От скорости чтения зависит также процесс развития. в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. Развитию беглости чтения способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желании и потребности читать книги, т.е речь идет о сотрудничестве о понимании учеников и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_nad_pravilnostyu_i_beglostyu_chteniya.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.
В методической литературе отмечаются четыре навыка чтения:
правильность, беглость (скорость), сознательность, выразительность.
Прием, скорость чтения является самым важным фактором из числа
влияющих на успеваемость. Это доказал В.Н.Занков, производя не сложные подсчеты: в 9 классе домашнее задание на один день в сред-
нем составляет примерно восемь страниц учебника или 6500 слов. Раз-
делим на 90 ( минимальную норму чтения ) и получим приблизительно
72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это
уже составляет 3,5 часа. Еще прибавить затраты времени, требуемые на
выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2,5 часа.
И в сумме получим около 6 часов. Таким образом, многие школьники об-
речены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному –
читать.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают
обычно те ученики, которые много читают.В процессе чтения совершен-
ствуется оперативная память и устойчивость внимания.
Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники на-
чальной школы плохо читают , то в 5 классе падает их успеваемость, прос-
то по тому, что они не успевают перерабатывать (прочитывать) возросший
поток информации, им не хватает времени для выполнения домашних за-
- 2-
даний. Учащиеся делают для себя вывод: «Учиться хорошо – на «4» м «5»
невозможно».
Значит, единственный вариант – тройка. Хоть старайся, хоть нет – выше оценку не получить.
Вывод, навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.
Развитию беглости чтения способствует прежде всего заинтересованность
учащихся в чтении, желании и потребности читать книги; то есть речь
идет о сотрудничестве, о понимании учителя и учеников.
Свою работу начинаю со стихотворения:
Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами – не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Все лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Непросто все – гляди:
Везде ряды замков висят
Снаружи и внутри.
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте
Один лишь ключ, что у меня
Замки откроет те.
Бери мой ключ! С ним можешь ты
Своим весь клад считать,
Ведь сундуки те - книг ряды, Мой ключ – уметь читать.
- 3 –
А дальше начинается работа над скоростью чтения, рассчитанная на
Весь курс обучения в начальной школе.
1.Это подготовительные упражнения, начинается он в 1 классе, еще до
того как дети начнут изучать буквы.
Эти упражнения направлены на развитие слухового и речевого аппа-
рата детей, на отработку четкости произношения. Провожу различные игры, например, «Повторяй - не зевай!», «Эхо»( используются чистоговор-
ки), «Попутчики» и другие.
Далее идет формирование трех моделей: модель чтения, модель
качества чтения, модель способностей.
Модель скорости чтения. Модель – это программа действий.На
этом этапе учу детей уметь быстро видеть и узнавать буквы, слоги, слова.
- Игра «Покажи букву» ( моделирование букв)
- Игра «Волшебный мешочек» ( узнать букву с закрытыми глазами)Буквы берем объемные из магнитной азбуки.
- Игра «Зеркало» и другие.
В этот период (1 класс, букварный ) использую известные, дающие
хороший результат приемы:
- жужжащее чтение;
- ежедневные пятиминутки чтения после уроков;
- чтение цепочкой;
- чтение в парах;
- метод « буксира»;
- развитие оперативной памяти с помощью диктантов.
Модель качества чтения.Упражнения направлены на чтение без ошибок, для этого учу быстро понимать значение слов и смысловых рядов.
1.Отгадывание загадок.
2.Закончи стихотворение.
3.Игра «Ключевое слово» и другие.
Все приемы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.
Модель способностей. Развитие всех психических процессов, внимания, памяти, мышления.
Большая часть игр и упражнений проводится во внеурочное время на
в кружке информатики.
Большая часть видов и приемов работы годится и для применения в домашних условиях.Поэтому знакомлю со всеми играми родителей класса,
Рассказываю на классном собрании о важности семейного чтения книг.
С 1 класса ежемесячно вожу детей в краевую детскую библиотеку
имени Кузьмина.
Подводя итог отмечу, что при обучении скорости чтения выделяю
группы упражнений, направленные на :
1) развитие речевого аппарата;
2) расширение оперативного поля чтения;
3) развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
4) развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
5) развитие памяти и внимания в процессе восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием беглости чтения.
Приемы индивидуальной и фронтальной работы,позволяющие существенно увеличить беглость чтения в начальной школе....
Доклад на тему «Развитие беглости чтения в начальной школе»
Работа над техникой чтения....
Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".
"Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения"...
"Способы и приемы способствующие формированию правильного беглого чтения"
Раскрыты способы и приемы беглого чтения...
Приемы работы по развитию интереса к чтению
Современные приемы работы на уроках чтения, способствующие повышению интереса к чтению книг....
Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ
Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...
Методика работы над беглостью чтения.
Приемы работы над беглостью чтения младших школьников.Современные учебные и научно-методические пособия по формированию техники чтения....