Приемы работы по развитию интереса к чтению
статья по чтению (1, 4 класс) на тему

Современные приемы работы на уроках чтения, способствующие повышению интереса к чтению книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_po_razvitiyu_interesa_k_chteniyu.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

“Приемы работы по развитию интереса к чтению?” Ибрагимова Г.Х. Воспитатель начальных классов.

Сейчас очень актуальна проблема: нежелание детей читать книги. Они много времени уделяют компьютерным играм и просмотру телепередач, но совсем не хотят садиться за чтение книг. Отсюда часто возникают проблемы в учебе:

  • Сложности при понимании условий математических задач;
  • Ошибки при выполнении письменных заданий по русскому языку;
  • Трудности понимания и анализа текста по окружающему миру.

Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливает учителей на формирование ученика думающего и созидающего, на развитие у учащихся самостоятельности и ответственности, умения учиться и получать знания, используя различные источники информации. Школьные учителя сталкиваются с трудностями, связанными с организацией такого процесса обучения, который обеспечил бы развитие интереса к чтению и формировал бы универсальные учебный действия, способствующие достижению метопредметных результатов. Современные образовательные технологии позволяют организовать такой образовательный процесс. Это технологии диалогового взаимодействия, педагогические мастерские, проектные, исследовательские, развитие критического мышления и др. Учитель сам выбирает технологию, которая соответствует его педагогическим задачам и психологическим особенностям класса. Раскроем несколько приемов развития интереса к чтению.

  1. Приём “Дерево предсказаний” помогает строить гипотезы связанные с развитием сюжетной линии в тексте. Этим приемом мы формируем познавательные логические УУД. Правила работы с таким приемом следующее: ответы-гипотезы детей моделируют дальнейший финал данного текста. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – “Возможно” и “Вероятно”. А “Листья” – обоснования этих предположений. Мы строим предположение, что должен или может сделать главный герой текста, какими будут его действия. Дерево можно нарисовать на доске и заполнять его цветными мелками. Этот прием побуждает детей к высказываниям; терпимо относиться к чужому мнению; не бояться высказывать своё, т.е. способствует формированию коммуникативных УУД.
  2. Приём “Чтение с остановками” направлен на осмысление, обсуждение текстовой информации. Чтение текста проходит по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы учителя, дети высказывают предположения о содержании, говорят о своих эмоциях и ассоциациях о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Такое обсуждение помогает понять характер главного героя, погружает во внутренний мир человека. При этом происходит развитие системно-аналитических и прогностических способностей, развиваем и формируем познавательные общеучебные действия.
  3. Приём  игры “Верю – не верю”. При чтении рассказа В.Драгунского “Дымка и Антон” при первичном знакомстве с героями была проведена беседа на выявление того, что дети знают о собаках и их значении в жизни человека. Дети выдвинули предположение о том, кто такие Антон и Дымка, и мы провели игру “Верю – не верю”. Детям на карточках были заданы вопросы:
  • Верите ли вы, что герои рассказа сказочные герои?
  • Верите ли вы, что такие имена дают домашним питомцам?
  • Верите ли вы, что собаки способны думать и переживать?
  • Верите ли вы, что домашние питомцы могут вернуться в дикую природу?

Вопросы заинтересовали детей и таким образом был создан побуждающий мотив к чтению текста. Далее дети в тексте самостоятельно должны были найти подтверждение или наоборот опровержение своих предположений. Для некоторых детей представляется достаточно трудным выделение в тексте нужной информации, поэтому потом нужно вернуться к вопросам и обсудить их, подкрепив своё мнение чтением необходимых отрывков.

Эти приёмы будут способствовать развитию интереса к чтению, помогают активизировать мышление и формируют и развивают все виды УУД.

Литература

  1. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56с. –(Постдипломное образование педагога).
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2009 – 144с. – (Серия «Уроки для педагогов»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Памятка по развитию интереса к чтению

Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Роль семьи в развитии интереса к чтению.

Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Экспериментальная работа на тему: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКА»

 Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры, что способствует формированию любви к Родине, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою Родину...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...