Прошлое и настоящее нашей Азбуки
материал для подготовки к егэ (гиа) по чтению (1 класс) по теме

Урок посвящен истории создания Азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 1 классе, «Школа России»

Тема: Прошлое и настоящее нашей Азбуки.

Автор: учитель начальных классов Волкова В.В.,

МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ»

 Дрожжановского муниципального района

Республики Татарстан

   Цели и задачи:

   1) познакомить детей с Кириллом и Мефодием – создателями славянских букв и славянской азбуки – Кириллицы;

   2)формировать чёткое представление о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества;

   3)способствовать развитию умения рассуждать, вести диалог, четко отвечать на поставленные вопросы;

   4)воспитывать национальную гордость, интерес к историческому наследию русского и родного – чувашского народов.

   Наглядность и оборудование:

   для учащихся: учебник «Русская азбука», игрушка – телефон;

   для учителя: портреты Кирилла и Мефодия, первопечатника И.Фёдорова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, великого учителя чувашского народа  И.Я.Яковлева, лента времени, иллюстрации к произведениям известных писателей и поэтов, песочные часы, музыкальный центр, запись школьных песен, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

   Ход урока.

  1. Организационная часть.

        Настрой к уроку.

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Развитие навыков чтения и умения работать с книгой.

Учитель:  

- Ребята, представьте, вы получили в библиотеке новую книжку или вам подарили ее. Как вы начнете работать по новой книжке?

  1.Беседа с книжкой.

Ученик:

- Здравствуй, книжка. Давай знакомиться. Меня зовут … . Я знаю, кто тебя написал. Тебя написал … . Я знаю, где тебя издали. Тебя издали в … . Я с тобой хочу подружиться. Итак, я начинаю читать.

2.Минутка чтения.

3.Беседа о прочитанном со своими друзьями по телефону.

Учитель:

- С кем вы хотите поделиться о прочитанном? (Со своими друзьями)

- Алло, здравствуйте, можно Аню?

- Кто её спрашивает?

- Это её подруга Эльза.

- Подождите, сейчас.

- Привет, Эльза! Слушаю тебя.

- Я читала книжку. Она со сказками. Очень интересная. А ты чем занимаешься?

- Я тоже читаю. У меня книжка про животных. Мне нравится читать про животных.

- Продолжаем читать дальше. Ну, пока, Аня.

- Пока, Эльза.

III. Сообщение темы, целей урока.

Учитель:

- Ребята, вам интересно читать?  (Да)

- Хорошо уметь читать? (Да)

- А почему вы так считаете? (Все сам узнаешь, не надо никого просить, ведь у родителей много дел. А с книг можно узнать обо всем на свете)

- А ключики к чтению – это что? (Буквы)

- Правильно. Без знания букв – мы неумейки.

- А с буквами нас знакомит наша любимая …. (Азбука) – слайд№1

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы там новое увидели? (Лента времени)

- Что означает 2013? (Идет 2013 год) – слайд №2

- Ребята, а вы знаете, что в этом году наша Азбука отмечает юбилей? И этот урок я хочу посвятить нашей Азбуке, поговорить с вами о прошлом и настоящем нашей Азбуки.

IV. Работа по теме урока.

1.Речь устная и письменная.

 Учитель:

- Ребята, мы с вами беседуем, рассказываем друг другу разные истории. Как называется все это? (Устная)

- Кто создал эту речь? (Народ)

- Еще какую речь вы знаете? (Письменную) – слайды №3,4

- Вот об этом то мы сегодня узнаем подробно.

2. Об истории создания славянской азбуки.

1)Чтение рассказа «Первоучители словенские» (амурская методика: ученики читают за учителем)

2)Проверка понимания:

- О ком рассказ? (О Кирилле и Мефодии)

- Почему Кирилла и Мефодия называют первоучителями? (Они создали славянскую азбуку)

- А что значит «славянская азбука»? (Азбука для славян: русских, украинцев, белорусов…)

- Почему Кирилла и Мефодия называют равноапостольными? (Они как ученики самого господа, Иисуса Христа)

3)Вывод по рассказу.

Учитель:

- Какой вывод сделаете по рассказу? (Люди на Земле все равны. Значит, грамоту все должны знать.) – слайд №5

- А подробнее об этом узнаем из рассказов одноклассников.

1ученик. Наш народ умел пахать, да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты предки не ведали, не умели читать и письма писать.

2 ученик. В IX веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык. – Слайд №6

3 ученик. По просьбе славянского князя Константина греческий царь Михаил послал братьев к славянам. Братья Константин и Мефодий должны были рассказать им о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл.

4 ученик. Кирилл решил написать книги, но для этого нужно было придумать славянские буквы. – Слайд №7

           В монастырской келье узкой,

 В четырех глухих стенах

 О земле, о древнерусской,

 Быль записывал монах.

 Он писал зимой и летом,

 Озаренный тусклым светом,

 Он писал из года в год

 Про великий наш народ.

Учитель:

- Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. Как она называется? (Кириллица) – слайды №8,9

- Почему она так названа? (От имени Кирилл – автора азбуки)

- Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Да, некоторые похожи на наши буквы)

- Каждая буква в древней славянской  азбуке была особенной. У буквы было имя. А – Азъ, Б – Буки, В – Веди…

- А теперь мы называем буквы просто: а, бэ, вэ, гэ и т.д.

V. Физкультминутка. (Под мелодию  песни «Учат в школе» учитель называет буквы, а дети изображают их)

VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Учитель:

- Часто Кирилла и Мефодия изображают идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им путь. 44 буквы – сестрицы смотрят на нас с этого свитка и приглашают к дальнейшему знакомству.

2.Первый букварь. – Слайд №10.

Учитель:

- Ребята, посмотрите на ленту времени

               1574 г.                                    

                  I

В 1574 году великий русский человек Иван Федоров создал очень важное для своего народа. Что же это было?

- Угадайте это слово по буквам. (Букварь) – слайд №11

- Чему же учились дети по этому букварю? ( Хорошо вести себя, слушаться родителей)

- Заканчивался букварь молитвами и поучениями (хоровое чтение) – слайд №12:

«Дитяти, слушайтесь своих родителей. Благо будет вам и долголетни будете на земле».

3.Работа в парах. Сообщения о великих русских писателях и поэтах, об учителе чувашского народа. – Слайд №13.

Учитель:

- Ребята, здесь портреты выдающихся писателей и поэтов, подготовьте сообщение в парах.

Ответы:

А.С.Пушкин – слава и гордость нашей Родины, родоначальник современного литературного языка. Он первым начал писать простым народным языком. Он нам подарил пять удивительных сказок, стихотворения о природе, о Родине….

Л.Н.Толстой – великий русский писатель, мудрый учитель, открыл школу для детей бедняков, сам обучал их, создал для них «Азбуку», нам нравится читать его рассказы-были.

И.Я.Яковлев – создатель чувашского алфавита, букваря. Его мы называем великим учителем чувашского народа.

4. Работа по иллюстрациям.

Учитель:

- Из каких произведений иллюстрации? Сможете назвать автора?

(1) «Курочка Ряба» - И.Я.Яковлев – слайд№14,

2) «Лев и собачка» - Л.Н.Толстой – слайд №15,

3) «У лукоморья дуб зеленый…» - А.С.Пушкин – слайд №16,

4) «Айболит» - К.И.Чуковский – слайд №17,

5) «Сентти» - К.В.Иванов – слайд №18,

6) «Дядя Стёпа» - С.В.Михалков - слайд №19,

7) «Вини Пух» - Б.В.Заходер – слайд №20)

5. Дополните.

Учитель:

- Кощей - … (Бессмертный)

- Василиса … (Прекрасная)

- Братец - … (Иванушка)

- Змей - … (Горыныч)

- Мороз - … (Красный Нос)

- Крошечка - … (Хаврошечка)

- Мальчик - … (Спальчик)

VII. Подведение итогов урока.

  1. Игра «Корреспондент»

Учитель:

- У нас в гостях корреспондент местной районной газеты «Родной край» (под мелодию школьной песни).

Ученик корреспондент:

- Что было интересного для вас на уроке?

А что нового узнали?

     2.Стихотворение В.Берестова «Читалочка»

Учитель:

-Завершим урок стихотворением В.Берестова «Читалочка»

 

Слайд №21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по кубановедению : «Без прошлого нет настоящего »

Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого....

План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"

Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...

Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее"  содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего  Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...

Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок русского языка по теме "Из прошлого в настоящее" : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 3 класс

Урок русского языка по теме "Из прошлого в настоящее" : М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»,  3 класс...