Литературная гостиная
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
План – конспект урока литературного чтения
по теме «Творчество К.И.Чуковского»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнил:
учитель начальных классов
МАОУ гимназия №12
им.Г.Р. Державина
г. Тамбов
Решня Вера Николаевна
План – конспект урока литературного чтения
по теме «Творчество К.И.Чуковского»
(Литературная гостиная. 1 класс.)
Цель: обобщить, систематизировать и расширить представление детей о творчестве К.И. Чуковского.
Задачи: активизировать эмоциональный, мыслительный настрой детей на материале произведений К.И.Чуковского, пробуждать способность развивать речь, интерес к произведениям К.И.Чуковского, расширять словарный запас, способствовать нравственному совершенствованию детей.
Оборудование. Портрет писателя, грамзаписи произведений К.И.Чуковского в исполнении автора, отрывок из оперы Ю.Левитина «Мойдодыр», костюмы для инсценировки сказки «Муха-Цокотуха», атрибуты для сценок, выставка детских иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского, выставка книг писателя.
Записи из серии «Фонохрестоматия для общеобразовательных школ» (эти произведения использую для музыкальной инсценировки «Мухи-Цокотухи»):
- Вальс (фортепиано);
- Вальс-шутка (оркестр);
- Три вида марша;
- Калинка (балалайка, гармонь)
Оформление доски.
Корней Иванович Чуковский.
поэт сказочник переводчик критик литературовед | Портрет писателя. | «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный» И. Андроников. |
В ходе подготовки к занятию класс делится на три группы по желанию. В первую группу входят дети, желающие представлять стихи и загадки писателя, во вторую группу, составляющую половину класса, – сказки, а третья группа представляет произведения в переводе К.И.Чуковского.
Перед началом занятия учащиеся рассаживаются по группам, причём три пары столов расставлены полукругом так, чтобы в центре класса было свободное место.
Ход урока.
- Ребята, сегодня наше занятие проходит в литературной гостиной. Кто знает, что значит «гостиная»? (Место, где встречаются друзья, гости, беседуют, общаются.) Вот и мы сегодня встречаем у себя гостей, давайте поприветствуем всех присутствующих.
1. Художественное слово учителя. - В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной страны и за её рубежом. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своём саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или цветнике перед домом. | P.S. На данном этапе можно использовать магнитофонную запись с голосом учителя. Но практика показывает, что живая речь учителя, когда дети видят его глаза, жесты, мимику, производит глубокое впечатление на маленьких читателей, задаёт положительный тон на дальнейшее течение занятия. |
В 6 часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным простым столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Этим маленьким его друзьям «от 2 до 5» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «ЧУКОША».
Вы, конечно же сразу догадались, что речь идёт о замечательном детском поэте, сказочнике, переводчике – Корнее Ивановиче Чуковском.
(Обращаюсь к портрету писателя.)
- Сейчас нет среди нас К.И.Чуковского, но книги его живут и будут долго жить.
Свою книгу «От 2 до5» (показываю книгу), он посвятил детям, где собрал свои наблюдения за детьми в течение всей своей жизни. Милая детская речь! Как она прекрасно звучит!
(Зачитываю некоторые детские изречения из книги.)
- Об этой книге знали дети прошлого века, узнали и вы, живущие в XXI веке.
- Мы с вами разделились на три группы, 1 группа будет представлять стихи писателя, вторая – Чуковского - сказочника, а третья – Чуковского - переводчика. Но на этом талант писателя не ограничен. А вот кем он был ещё, вы узнаете в конце нашего занятия.
2. Стихи, загадки К.И. Чуковского.
У. - С ранних лет стихи Корнея Ивановича приносят всем нам радость. Они великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.
(Дети рассказывают стихи «Ёжики смеются», «Радость», «Поросёнок», «Бутерброд», «Ёлка», «Головастики», инсценируют «Закаляку». Обычно дети эмоционально рассказывают стихи, инсценируют, что вызывает неподдельный интерес маленьких слушателей.)
У. – К.И.Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, -писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности». Давайте и мы поразмышляем, поотгадывав загадки.
(Дети читают наизусть загадки К.И.Чуковского, остальные отгадывают их.)
3. Чуковский – сказочник.
У. - С ранних лет стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
- И вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович.
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
- Стихи Чуковского музыкальны. По произведению «Мойдодыр» была написана опера композитором Ю.Левитиным.
- Кто знает, что такое опера? Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.
Звучит отрывок из оперы Ю.Левитина «Мойдодыр».
- Если вам когда-нибудь придётся услышать эту оперу, где лучезарный солнечный марш сменяется тревожной музыкой, а затем снова оживлённой, светлой музыкой, вы вспомните и неряшливого замарашку, и Великого Умывальника с его неутомимыми помощниками.
- Все вы хорошо знаете сказку «Муха-Цокотуха». А знаете ли вы, как она создавалась? Вот послушайте.
Читаю: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.
Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.
В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душой отпраздновал оба».
Проводится музыкальная инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».
- - А вот как создавалась сказка «Федорино горе».
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми разные фигурки из глины. Дети вытирали руки об его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».
Дети читают по ролям отрывок из сказки «Федорино горе».
- Чуковский – переводчик.
- Итак, мы ещё раз убедились, что К.И.Чуковский – замечательный сказочник. Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича «Котауси и Мауси». Звучит голос автора!
Прослушивается грамзапись.
- Какие произведения в переводе К.И.Чуковского вам известны?
Дети читают английские народные песенки «Храбрецы», «Курица», «Скрюченная песня».
- Книги каких авторов в переводе К.И.Чуковского вам известны?
Ученик показывает и читает аннотацию английской сказки «Джек – покоритель великанов». Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» - аннотация и пересказ одной из частей.
У. - Мы ещё много раз будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы встретимся с Чуковским-переводчиком ещё не раз. Ведь это он перевёл такие известные произведения с английского языка, как «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Приключения маленького оборвыша», «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави».
5. Чуковский – критик и литературовед.
У. (По ходу вывешиваю на доску карточки со словами критик, литературовед) - К.И.Чуковский - это ещё и критик, человек, который очень профессионально и толково высказывал свои суждения по поводу тех или иных произведений. В старших классах вы прочитаете повесть К.И.Чуковского «Серебряный герб» и книгу о русском языке «Живой, как жизнь».
К.И.Чуковский – исследователь – литературовед, он прекрасно изучил творчество великого русского поэта Н.Некрасова.
6. Итог.
У. - Мы начали нашу встречу со стихов и сказок К.И.Чуковского, и закончить её нельзя, не предоставив слово герою его нескольких сказок – славному доктору Айболиту.
Мальчик в костюме Айболита:
- Вы знаете, ребята, что я очень люблю зверей, птиц. Очень хочется верить, что вы также являетесь друзьями всех животных. Ведь человек, любящий животных, всегда по-доброму будет относиться и к людям. В память о встрече с творчеством К.И.Чуковского, я подарю вам по зайчику, которого я однажды вылечил. Помните? –
И доктор пришил ему ножку,
И заинька прыгает снова.
Вместе с этим сувениром я передаю вам искорку доброты и тепла, чтобы эта искорка переросла в большую любовь ко всему живому. Ведь именно этому нас учат произведения К.И.Чуковского.
Из своей сумочки он достаёт и раздаёт всем по зайчику-сувениру.
У. – Спасибо тебе, Айболит, за твои добрые слова.
Да, ребята, сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К.И.Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. А без этой способности человек – не человек. Всем нам очень полюбились произведения К.И.Чуковского. Об этом говорят ваши выступления на сегодняшней встрече, ваши рисунки.
Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"
Материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина....
Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."
Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие речевых умений и творческих способностей. Урок способствует развит...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Программа литературного кружка для 1-4 классов « ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
Программа литературного кружка "Литературная гостинная" по фгос...
Сценарий литературно-музыкальной композиции « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»
Внеклассное мероприятие .Знакомство с творчеством А.М.Горького...
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....