Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: звук [й’], буква Й, й.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

На уроке ( с презентацией) представлены разные виды работ: дидактические игры, анализ   слова, парная работа по карточкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lit_chtenie_zvuk_i_bukva_y.zip2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока      ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема

 Звук  [й’],   буква Й, й.

Предметные

цели

УУД

Оборудование

познакомить со звуком [й’] и буквой его обозначающей; упражнять в чтении слов и в умении определять гласные и согласные звуки в словах, формировать умения дополнять стихотворный текст, выделять лишнюю букву по разным признакам.

Личностные УУД:  проявлять  интерес к отдельным заданиям, положительное отношение к школе и учебной деятельности,   интерес к занятиям по Азбуке, понимать  заданные  критерии успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:   искать нужную информацию в Азбуке, понимать знаки, символы, приведенные в учебнике, понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ, соотносить учебный материал с собственным опытом.

Регулятивные УУД:   принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной речи и в уме, осуществлять пошаговый контроль   по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:   участвовать в разных формах работы в классе, использовать в общении правила вежливости.

Презентация, учебники «Азбука», плакат, карточки

Мотивация

 

Доброе утро!

Новая учебная неделя начинается с урока литературного чтения, и я желаю вам внимательно слушать учителя и одноклассников, активно работать на уроках и стать самым лучшим учеником недели. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всего доброго!

 Введение

в тему урока, постановка учебной задачи  

1.Вступительное слово учителя

 - В начале урока мы вспомним о знакомых чудесах русского языка и узнаем о новых.

2. Чтение стихотворения наизусть по ролям (иллюстрации)

Кто вы?

 - Мы ЛИСИЧКИ,

 Дружные сестрички.

 Ну, а вы-то кто же?

 - Мы ЛИСИЧКИ тоже.

 - Как, с одной-то лапкой?

 -  Нет, ещё — со шляпкой!

 - О каких лисичках идёт речь?

 - Какое слово появилось раньше: лисички – звери или лисички грибы?

 - Почему?

 - О каких чудесах родного языка идёт речь?

3. Индивидуальная работа у доски

 - Соотнести слово и схему

Кружки          Замок

Кружки          Замок

- О каких чудесах родного языка идёт речь?

 - Чем слова похожи, чем различаются?

4. Подскажи словечко

Пьём его мы каждый день,

Наслаждаться нам не лень.

Он на юге созревает –

Нам здоровья прибавляет.

Зелёный, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

«Что утром пьёшь с лимоном»? Чай!

 Открытие нового знания, способа действия

1.Беседа с учащимися

 - Что вы знаете о чае?

- Какие виды чая знаете?

 - Когда пьют чай?

 - Какая посуда нужна, чтобы приготовить чай?

 

2. Рассказ учителя о чае

     Чай - напиток, получаемый  завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом.

Чаем также называется сам лист чайного куста, обработанный и подготовленный для приготовления напитка. С чайных кустов собирали лист, резали, сушили, обливали кипящей водой и пили.

   Однажды 5 тысяч лет тому назад, китайский император, отдыхая в    лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и  чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами   они чай называют ча-е, отсюда и наше слово чай.

     Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории европейцы смогли разводить чай.

     Но для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться».  

     Если регулярно пить чай, станешь благодушным и миролюбивым.

В чае много витаминов, но пить надо только свежезаваренный чай.

3. Звуковой анализ слова

 - Мы узнали о чае, как о предмете, а теперь проанализируем слово, обозначающее этот предмет.

 - Произнесите слово и сосчитайте количество звуков.

( схема слова на доске)

 - Какой звук первый: гласный или согласный? Второй? Третий?

 - Сегодня мы исследуем этот звук. Попробуйте определить тему нашего урока.

 - Тема сегодняшнего урока  «Звук [й’] и буква, которая его обозначает».

  - Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:

  • Познакомимся с … звуком и с новой …;
  • Будем учиться отличать звук… от других звуков и букв;
  • Будем учиться читать … и … с новой буквой.

 - Произнесите звук [й’] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук.

При произнесении звука [й’] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.

4. Выделение слов со звуком й в начале слова, в середине, в конце.

Майка, йод, йог, лейка, улей, муравей.

( картинки, которые постепенно распределяются в 3 столбика)

 

5. Соотнесение звука с буквой

  • показ на плакате (печатный и письменный варианты)
  • место буквы в алфавите

Букву й зовут «и кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

6. Нахождение  изучаемого звука в рисунках в Азбуке,  с 34

7. Анализ имени Айболит

 - Как образовалось имя Айболит?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелят

Добрый доктор Айболит!

 Включение нового  

в активное использование

в сочетании

с ранее изученным, освоенным

1.Слушание рифмованных строк и обозначение буквы в словах,

с 34

2. Игра «4 лишнее», с 34

1) лишняя буква И, т.к. большая

2) лишняя буква И, т.к обозначает гласный звук

                     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наклоняйся!   Подтягивайся!   Приседай! Поворачивайся! Поморгай!   Улыбайся! Присаживайся!

3. Чтение столбиков слов с доски, работа со словами, с. 34

 - Значение, каких слов непонятно?

 - Подчеркните буквы согласных звуков

 - Какие слова в последнем столбике относятся к девочке, мальчику?

4. Подбор слов – признаков предмета, с 34

Шарф (какой?) шерстяной, голубой, мужской; тёплый, пушистый; синий, зимний.

5 Чтение схемы названий предметов, вписывание букв, определение 4 лишнего слова и предмета, с 34

Лейка, чайник, таз, воробей.

Слово: таз ( нет буквы й)

Предмет: воробей (одуш. предмет)

Подведение итогов.

Итоговая рефлексия учебной деятельности

1.Парная работа по карточкам. Проверка

Выделить слова, в которых есть звук и буква й ( рисунки даны не цветные для того, чтобы дети потом раскрасили)

Яйцо, диван, мишка,  воробей, двойка, лайка, чайник, аист.

              

2. Продолжение фразы

 - Сегодня я узнал новое…

 - Мне было интересно узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. Тема: «Звук ш, буква ш».

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе Школа России....

Урок обучения грамоте. Тема "Звук [Ш], буквы Ш, ш".

Проблемный вопрос урока. Какова характеристика звука? Какими буквами обозначается звук?Как определить структуру слов?Как составить слово из недостающих букв?Каковы признаки предложения?Дидактиче...

Урок литературного чтения /обучение грамоте/. Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.

   На уроке литературного чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з» была использована проблемно-диалогическая технология. Цель её применения &ndash...

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема.Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к\'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований. Данный урок  -попытка организации урока в рамках данных требов...

Урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».

Тип урока:  совершенствование знаний, умений и навыков.Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунк...

Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»

Конспект урока  литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...