Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (УМК "Школа 2100)
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (УМК "Школа 2100)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat.chtenie.doc | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №33»
Согласовано Заместитель директора по УВР ________________Г.Ф.Васильева «______»________________2013г. | Утверждаю Директор МБОУ ООШ №33 _________________Л.П.Трофимова «______»__________________2013г. |
Литературное чтение. 4 класс.
Рабочая программа.
Составлена на основе авторской учебной программы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Чтение и начальное литературное образование», 2004 для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Количество часов: 102
Составитель: Гук С.Ю.
2квал.категория
Рассмотрено на
заседании методического
объединения
протокол № ___от « ___»________2013г.
руководитель м/о _______ Гук С.Ю.
Ленинск – Кузнецкий
2013
Содержание
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..
- ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………….
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ………………………………….
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………………...
- КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН…………………………………………………………….
- ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………..
- КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………………………………
- Пояснительная записка
Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе:- авторской учебной программы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование, 2004.
Цель программы: научить детей читать художественную литературу, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Формирование техники чтения и приёмов понимания текста на базе интереса к чтению.
2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.
4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы.
Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.
Программа 4 класса содержит следующие разделы:
- «Любимые книги»;
- «У истоков детской литературы»;
- « XIX век. Путешествие продолжается»;
- «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения в каждом классе начальной школы отводится 3(4) часа в неделю, всего 380 часов.
Класс | I | II | III | IV | Итого |
Количество часов | 40 | 136 | 102 | 102 | 380ч |
Техника чтения
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.
Проверка техники чтения про себя
Учитель предлагает учащимся прочитать текст. Через минуту он просит детей отметить место, где они остановились. Еще через минуту учащиеся также делают отметку в тексте. (Учитель замеряет скорость чтения про себя, подсчитывая количество слов между двумя отметками.) Потом ученики читают текст до конца и выполняют задания.
Этот же отрывок после самостоятельной подготовки учащихся можно предложить для проверки выразительного чтения.
Вид чтения | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
I | II | I | II | I | II | ||
Вслух | 30-40 | 40-50 | 55-60 | 60-70 | 75-80 | 80-90 | 90 |
Про себя | 50-60 | 65-70 | 80-90 | 95-100 | 140 |
количество проверок техники чения по программе в 4 классе
Вид работ | 1 | 2 | 3 | Год | |
Чтение | Проверка техники чтения | 1 | 1 | 1 | 3 |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чте- ние для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нраво- учительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и
«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров дет- ской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
I ПОЛУГОДИЕ.
Сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух незнакомого текста 80 – 90 слов. Осознанное чтение про себя.
II ПОЛУГОДИЕ.
Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Темп чтения вслух незнакомого текста 90 слов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ:
- самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
- прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.
Развитие умения определять сюжет, основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образом литературных героев.
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ.
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.
Пролог, эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня и ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, ее отличия от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Обучение подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
- составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
- творческим устным рассказам от имени героев с изменением лица рассказчика , с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы:
- переводы с древнерусского на современный русский язык;
- сочинения на заданные темы;
самостоятельное сочинение сказок, рассказов, стихотворений
4. Виды и формы организации учебного процесса
Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: проверочная работа, урок:
Урок работы с новым произведением (в основе которых лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности).
Урок рефлексии.
Цель: повторить содержание раздела (вспомнить тему, авторов, названия, героев произведения и т.д.) и осуществить тематический контроль.
Урок развития речи (условное название, поскольку на соответствующие задания отводиться 20 минут урока и, как правило, соединяются с 20-минутным внеклассным чтением).
Урок внеклассного чтения (условное название, поскольку на беседу и чтение-рассматривание детских книг отводится 20 минут урока).
Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе.
В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.
В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.
I. Работа с текстом до чтения.
1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание
предположений о содержании, героях, событиях произведения;
2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
2. Выявление первичного восприятия.
3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное
воздействие текста, углублять понимание прочитанного.
4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и
его характере).
III. Работа с текстом после чтения.
1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.
2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;
3. Работа с заглавием, его осмысление.
4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);
5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).
Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.
В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
- Тематический план
№ темы | Тема | Кол-во часов | Из них | Формы контроля | ||
По программе | По плану | теория | практика | |||
1 | Произведения современной детской литературы разных жанров. | 7 ч | 7ч | 1-пр/р., 1сочин., 1пр. тех.чтен. | ||
2 | У истоков русской детской литературы | 17ч | 17ч | 2-пр/р., 1-сочин. | ||
2/1 | Зарождение литературы. | 5 | ||||
2/2 | Древнерусская литература XI – XVII в.в. | 4 | 1-пр/р | |||
2/3 | Становление и развитие детской литературы в XVIII веке. | 8 | 1-пр/р., 1-сочин. | |||
3 | Детская литература XIX в. | 30ч | 30ч | 2-пр/р.,3-сочин., 1-пров.тех.чтен. | ||
3/1 | Басни И.А.Крылова | 3 | ||||
3/2 | Первая русская литературная сказка. | 2 | ||||
3/3 | А.С.Пушкин «Сказка…» | 5 | ||||
3/4 | «Как писать для детей?» | 7 | 1-пр/р.,1-сочин. | |||
3/5 | Мир природы на страницах детских книг. | 5 | ||||
3/6 | Учебные книги Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского. | 5 | 2-сочин., | |||
3/7 | Рассказы русских писателей о животных. | 3 | 1-пр/р., 1-пр.тех.чтения | |||
4 | Детская литература XX в. | 48ч | 48ч | 3-пр/р., 1-пров. тех. чтен. | ||
4/1 | Путешествие … в библиотеку. | 4 | ||||
4/2 | Новые встречи со старыми друзьями. | 6 | ||||
4/3 | Сказка Е.Шварца «Два брата». | 2 | ||||
4/4 | Произведения А.Толстого, М.Пришвина, С.Маршака для детских журналов. | 6 | 1-пр/р | |||
4/5 | Сатира и поэзия в произведениях для детей. | 6 | ||||
4/6 | Детская литература 30 – 50-х гг. | 9 | ||||
4/7 | Детская литература 60 – 90-х гг.Мир фантазии в лирике для детей | 8 | 1-пр/р | |||
4/8 | Пьеса–сказка С.Козлова «Снежный цветок». | 2 | ||||
4/9 | Произведения молодых детских писателей. | 5 | 1-пр/р.,1 пров. тех.чтения | |||
всего | 102ч | 102ч | 8пр/р.,5сочин., 3 пров.тех.чтения |
- Календарный план
№урока п/п | Содержание ( разделы, темы) | часы | Сроки проведения | Дом./зад. | |
1 | Произведения современной детской литературы разных жанров. | 7 | |||
1/1 | Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником. Входная проверка техники чтения. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий. | 1 | Выучить стихотворение Г. Сапгира, зад. в тетради | ||
1/2 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Читать ч. 3, рисунок | ||
1/3 | Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной повести. | 1 | Читать ч. 4, зад. 4,5 в тетради | ||
1/4 | Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной повести. | 1 | Пересказ, зад. 2,3 ,4 в тетради | ||
1/5 | Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | 1 | Наизусть отрывок | ||
1/76 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1 | 1 | Рисунок | ||
1/7 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках. Р.р. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе. | 1 | Доп.чтение | ||
2 | У истоков русской детской литературы. | 17 | |||
1. Зарождение литературы. | 5 | ||||
2/1 | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | 1 | Текст наизусть на выбор | ||
2/2 | «Повесть временных лет». Расселение славян. | 1 | С. 45-47 выр. чит | ||
2/3 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | 1 | Наиз.«Слово» А.Бунина | ||
2/4 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | С. 41 № задание 3 | ||
2/5 | «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | 1 | Чит. и пересказ сказки «О поселянине и медведице» | ||
2. Древнерусская литература XI – XVII в.в. | 4 | ||||
2/6 | Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия. | 1 | Выр. чит. стихов Савватия | ||
2/7 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | 1 | Наизусть стих. Полоцкого | ||
2/8 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 (20 минут) | 1 | Задание 4 в тетради | ||
2/9 | Внеклассное чтение. Книги о книгах. | 1 | |||
3. Становление и развитие детской литературы в XVIII веке. | 8 | ||||
2/10 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Детские годы Багрова- внука»-автобиографическая повесть. А.Аксаков. | 1 | Подгот. вопросы автору | ||
2/11 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни» | 1 | С. 68 зад.2, рассказ о герое по плану | ||
2/12 | Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | 1 | Задание 4 в тетради, принести журнал | ||
2/13 | Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи… | 1 | Выр. чтение статей Новикова Н. | ||
2/14 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь». | 1 | С. 84-85, наизусть текст Шишкова А. | ||
2/15 | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3 (20 минут) | 1 | Доп.чтение | ||
2/16 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги). | 1 | Редактирование сочинения | ||
2/17 | Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» | 1 | |||
3 | Детская литература XIX века. | 30 | |||
1. Басни И. А. Крылова. | 3 | ||||
3/1 | Москва начала XIX века. И.А.Крылов. «Слон и Моська». | 1 | Чтение басен Крылова | ||
3/2 | Характерные особенности жанра басни. И.А.Крылов. «Квартет». | 1 | Наизусть басню по выбору | ||
3/3 | Обобщение - викторина. Басни И.А.Крылова. | 1 | Рисунок | ||
2. Первая русская литературная сказка. | 2 | ||||
3/4 | 1828 год. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский. «Черная курица. | 1 | Дочитать I часть | ||
3/5 | Нелегкий путь в подземное царство. А.Погорельский. «Черная курица». | 1 | Пересказ «В гостях у подземных жителей» | ||
3. А. С.Пушкин « Сказки…» | 5 | ||||
3/6 | Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | Чит. сказки А.Пушкина | ||
3/7 | Знакомство с героями сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | С. 122-127, читать | ||
3/8 | Сказочное и реальное в тексте сказки. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | С. 127-132, читать | ||
3/9 | В чем главный смысл сказки? А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». | 1 | Выучить отрывок сказки | ||
3/10 | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | ||||
4. «Как писать для детей?» | 7 | ||||
3/11 | В. А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | Выучить отрывок | ||
3/12 | Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение) | 1 | Задание 3 в тетради | ||
3/13 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) | 1 | Чит. любую сказку в обработке Даля | ||
3/14 | Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | 1 | Доп.чтение | ||
3/15 | Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | 1 | С. 163 задание 3 в тетр. | ||
3/16 | А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») | 1 | Доп.чтение | ||
3/17 | Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» Проверочная работа №5. Внеклассное чтение. | 1 | |||
5. Мир природы на страницах детских книг | 5 | ||||
3/18 | Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука. | 1 | Пересказ, с. 171 задание 2 в тетради | ||
3/19 | Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука. | 1 | Выр. чит. стихи Толстого, Плещеева | ||
3/20 | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева | 1 | Наизусть стих. Тютчева | ||
3/21 | Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе | 1 | Цитаты, зад.3 в тетради | ||
3/22 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 1 | Наизусть отрывок из стих. «Дед Мазай и зайцы» | ||
6. Учебные книги Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского. | 5 | ||||
3/23 | Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. Л. Н. Толстой «Два брата». | 1 | Чит. любые произведения Л.Толстого | ||
3/24 | Практикум. «Учусь читать художественную прозу». К.Ушинский. «Столица и губернский город» | 1 | С. 190 вопросы 1-3 | ||
3/25 | К.Ушинский. «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Наше Отечество» | 1 | Чит.главу «Деревня и уездный город» | ||
3/26 | Сочинение в форме путевого очерка. | 1 | Редактирование сочинения | ||
3/27 | К.Ушинский. «Жалобы зайки». Р\р Сочинение -подражание Ушинскому. | 1 | Редактирование сочинения | ||
7. Рассказы русских писателей о животных. | 3 | ||||
3/28 | А.Куприн «Слон» Проверка техники чтения | 1 | Читать весь рассказ | ||
3/29 | Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 минут) | 1 | Чит. ч. 4-5 | ||
3/30 | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей. | 1 | |||
4 | Детская литература ХХ века. | 48 | |||
1. Путешествие… в библиотеку. | 4 | ||||
4/1 | (В… библиотеку). Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». | 1 | Чит. главу 8, сост.словарик эпохи | ||
4/2 | (В… библиотеку). Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». | 1 | Чит. главы 10,11, вопросы 1, 2, 4 | ||
4/3 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»Образ Елены Икониной. | 1 | Сост.биографию Л. Икониной | ||
4/4 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков. | 1 | Доп.чтение | ||
2. Новые встречи со старыми друзьями. | 6 | ||||
4/5 | Путешествие 9.Петроград. 1923 год. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» | 1 | Чит.рассказ «Николай Исаич Пушкин» | ||
4/6 | К. Чуковский «Серебряный герб». Телефон | 1 | Задание 3 в тетради | ||
4/7 | Обериуты. Стихи Д.Хармса,Ю.Владимирова,А.Веденского. | 1 | С. 49 вопрос 2 | ||
4/8 | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 | Выуч. стих. Хармса | ||
4/9 | «Вокруг Маршака» С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!» | 1 | Выуч. стих. на выбор | ||
4/10 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы. | 1 | Доп.чтение | ||
3. Сказка Е. Шварца «Два брата» | 2 | ||||
4/11 | Е. Шварц «Два брата» | 1 | Дочитать сказку | ||
4/12 | Е. Шварц «Два брата» | 1 | Сравнение сказок | ||
4. Произведения А.Толстого, М.Пришвина, С.Маршака для детских журналов. | 6 | ||||
4/13 | Б. Галанов «Книжка про книжки» «Пишу на ту же тему по-своему» | 1 | С. 85, дочит. рассказ | ||
4/14 | А. Н. Толстой «Фофка» «Кот – сметанный рот» | 1 | Рассказ о воображаемом герое | ||
4/15 | М. Пришвин «Изобретатель» | 1 | Прочит. главы, выуч. фрагмент любого текста Л.Толстого | ||
4/16 | С. Я. Маршак «Сила жизни» С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. | 1 | Чит. рассказ Пришвина | ||
4/17 | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10) (20 минут) | 1 | Чит. любой рассказ, очерк Пришвина | ||
4/18 | Внеклассное чтение. Творцы книг | 1 | Доп.чтение | ||
5. Сатира и поэзия в произведениях для детей. | 6 | ||||
4/19 | Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» А.Барто « Снегирь» | 1 | Наизусть стихи А.Барто | ||
4/20 | Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» | 1 | Чит. главы 3-4, рисун. | ||
4/21 | А.Барто « Снегирь» | 1 | Чит. главу 5 | ||
4/22 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | 1 | С.128-130, зад.1 в тет. | ||
4/23 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | 1 | Доп.чтение | ||
4/24 | Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». | 1 | |||
6. Детская литература 30 -50-х гг. | 9 | ||||
4/25 | «Дорогие мои мальчишки». Р.Фраерман. «Гайдар и дети» | 1 | Подготовка материалов о биографии А.Гайдара | ||
4/26 | Этот чердак обитаем. А.Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | Чит. части 3-4 | ||
4/27 | Игра или серьезное дело? А.Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | Дочитать текст | ||
4/28 | Тимур и тимуровцы. А.Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | Прочитать всю повесть | ||
4/29 | Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» | 1 | С. 156 задание 5 | ||
4/30 | В. Драгунский «Что любит Мишка?» | 1 | |||
4/31 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника ,Н. Носова | 1 | |||
4/32 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | |||
4/33 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой) | 1 | С. 161 задание 6, доп.чтение | ||
7. Детская литература 60 – 90-х годов. Мир фантазии в лирике для детей. | 8 | ||||
4/34 | Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца | 1 | Выучить наизусть стих.по выбору | ||
4/35 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | 1 | Чит. рассказы Л.Каминского | ||
4/36 | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского | 1 | Наизусть стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира,… | ||
4/37 | Стихи С. Чёрного, В. Долиной | 1 | Доп. чтение | ||
4/38 | Миниатюры Г. Цыферова. Обобщение по творчеству Г.Цыферова. | 1 | Закончить сочинение | ||
4/39 | Стихи Н. Матвеевой. Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | С. 183 задание 4 | ||
4/40 | Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотворению Н. Матвеевой «Лето». | 1 | Доп.чтение | ||
4/41 | Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» (20 минут) | 1 | Рисунок, доп. чтение | ||
8. Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок». | 2 | ||||
4/42 | Что такое пьеса – сказка? Пьеса – сказка С. Козлова «Снежный цветок». | 1 | подгот. к чтению по ролям | ||
4/43 | Пьеса–сказка С. Козлова «Снежный цветок». Обучение ролевому чтению. | 1 | Чит. картины 3-5 | ||
9. Произведения молодых детских писателей. | 5 | ||||
4/44 | Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле» | 1 | Чит. рассказ «Ерунда на постном масле» | ||
4/45 | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | 1 | Доп. чтение | ||
4/46 | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 | 1 | Оформить письмо рисунками | ||
4/47 | Проверка техники чтения. | 1 | |||
4/48 | Эпилог. Письмо к читателям. Внеклассное чтение.О чем можно, о чем хочется читать. | 1 | |||
ИТОГО: 102 ч, пр.р – 8, сочин.-5, пров.тех.чтен.-2, вн.чтен. - 14 |
- ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
для реализации рабочей программы «Литературное чтение»
Литература для учащихся:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2011 Учебник - Литературное чтение «Капельки солнца»
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2011 Рабочая тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца»
Дополнительная литература:
1. «Итоговая аттестация по чтению», Т. А. Круглова, 2009
2. Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2009
6. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
7. Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005
8. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Итоговые тесты по литературному чтению. – М:
-Астрель, 2009
Печатные пособия:
1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)
2. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
3. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
4. Портреты поэтов и писателей
Пособия для учителя:
1.Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.:ВАКО, 2007
2. Ефросинина Л,А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч. 2.- М.: Вентана-Граф, 2007
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2011 Уроки литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света» Методические рекомендации для учителя.
Технические средства:
Проигрыватель. Магнитофон. Компьютер Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс,2010- 400 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.-4-е изд.,переработ. –М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
4. . «Основная образовательная программа ОС «Школа 2100».
http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php
- КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тексты для проверки техники чтения
1 полугодие
Проверка техники чтения про себя
Учитель предлагает учащимся прочитать текст. Через минуту он просит детей отметить место, где они остановились. Еще через минуту учащиеся также делают отметку в тексте. (Учитель замеряет скорость чтения про себя, подсчитывая количество слов между двумя отметками.) Потом ученики читают текст до конца и выполняют задания. Этот же отрывок после самостоятельной подготовки учащихся можно предложить для проверки выразительного чтения.
Н. Красильников «Манька»
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны, _поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи. Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она рядом, рукой подать до веранды, – и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверно, не подложит ли чего еще сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками – хорошо, с осени осталась связка. Теперь белка каждое утро – хоть сверяй по часам – поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей.
А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь, по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:
– Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть... Хотя мне и было жалко Маньку, но я все, же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
Вопросы и задания, которые учащиеся выполняют после чтения:
1. Определи тему текста.
2. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.
3. Почему закончилась дружба с Манькой?
4. Как ты понял значение слов и выражений:
• рукой подать
• реагировать
• смородинки глаз
2 полугодие
М. Горький
Утро
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул, пер вый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины гор улыбаются ласковой улыб! кой, точно говорят мягким теням ночи:
– Не бойтесь – это солнце! Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
– Приветствуем вас, владыка мира! Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны. – Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?
Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят, и говорят:
– Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы. Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко – мы такие простые...
Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и смеются!
Сняв почтительно шляпу, я говорю им:
– Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но у меня сегодня нет времени... День пришёл! (228 слов)
Вопросы после чтения.
1. О чём этот текст?
2. Где автор наблюдал рождение нового дня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК 2100
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа составлена по программе 2100. Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "ШКОЛА 2100"
Рабочая программа по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс школа 2100
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...
рабочая программа по литературному чтению 4 класс ШКОЛА 2100
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...