Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004.
Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях.
- 1 четверть - часов
- 2 четверть - часов
- 3 четверть - часов
- 4 четверть - часов
Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.
Достижение этой цели предполагает решение следующих з а д а ч:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.
2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.
4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.
Программа 4 класса содержит следующие р а з д е л ы:
– «Любимые книги»;
– «У истоков детской литературы»;
– «XIX век. Путешествие продолжается»;
– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».
Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.
На изучение литературного чтения отводится:
– всего 136 часов в учебный год (4 часа в неделю).
В том числе:
– на проведение проверочных работ – 8 ч;
– библиотечных уроков – 3 ч.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2011
2. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
Содержательные линии | Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения предмета ученик должен: | Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | |
Знать/понимать | Уметь | ||
Жанровое многообразие | Рассказ, сказка, басня, стихотворение, загадки, скороговорки | Различать жанры худ. литературы ( сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; | Самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам; |
Работа с текстом | Понимание основного содержания текста, тему, главную мысль текста. | Определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять план; Оценивать события, героев произведения; | Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении. |
Навык чтения | Выразительно читать, пересказывать, постепенно переходить к чтению целыми словами. Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ( без учёта скорости) | Самостоятельное чтение книг. | |
Читательские умения | Названия, основное содержание изученных произведений, их авторов; | Приводить примеры худ. произведений разной тематики по изученному материалу; Читать стихотворные произведения наизусть; Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист) | Самостоятельная ориентация в мире книг. Работа с разными источниками информации (словарями, справочниками) |
№ п/п | Тема урока | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты
| Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные УУД | Метапредметные и личностные УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение в курс. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником | Урок повторения | Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов | Пролог в художественном произведении | Устное сочинение «Мое путешествие в … век» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий | Урок повторения изученного | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности | Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | Урок повторения изученного | Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть | Нарисовать свой город будущего | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Е. Велтистов «Приключения Электроника» | Урок повторения изученного | Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста | Самостоятельное чтение 4-й части | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести | Урок обобщения изученного | Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести | Творческий пересказ на тему «Урок математики» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | Урок введения новых знаний | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности | Самостоятельно осмысливать заглавие произведения | Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1 (20 минут) | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения | Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках | Урок обобщения изученного | Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов | Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией | Продолжить чтение понравившихся произведений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут) | Урок развития связной речи | Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях | Письменная творческая работа на заданную тему | Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (20 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | Урок введения новых знаний | Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Осмысление цели чтения. История детской литературы | Выучить один текст наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | «Повесть временных лет». Расселение славян | Урок введения новых знаний | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Отрывки из русской летописи | Составить «летопись» о своем крае | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | Урок развития умений и навыков | Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Тетрадь, с. 16. Творческое задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого | Урок закрепления изученного | Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера | Справочники, энциклопедии | Задание № 3 на с. 41 учебника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице» | Урок закрепления изученного | Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
| Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 45 учебника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия | Урок развития умений и навыков | Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия | Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | Урок повторения изученного | Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций | Стихи для детей поэтов XVII в. Симеона Полоцкого, Кариона Истомина | Выучить наизусть любое стихотворение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого маль- чика | Урок развития умений и навыков | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать темы и героев путешествия | Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей | С. 57–59, читать по учебнику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги | Урок повторения изученного | Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика | Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения | С. 59–63, читать по учебнику | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа № 2 (20 минут) | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа | Уметь: – выполнять творческие задания; – определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги | Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы | Задание № 4 по тетради для чтения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Внеклассное чтение. Книги о книгах | Урок обобщения изученного | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов. | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Предисловие. Послесловие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21–22 | С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | Уроки повторения изученного | Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Автобиографическое произведение | Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни» | Урок введения новых знаний | Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары) | Задание № 4 в тетради, с. 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24–25 | Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | Урок развития умений и навыков. Урок закрепления изученного | Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи | Знать: – о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом; – отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.
| Уметь: – сравнивать построение нравоучительных статей; – соотносить текст с пословицами | Периодическая печать: детские журналы | Выразительно читать одну из статей Н. И. Новикова. Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | Урок введения новых знаний | Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
| Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3 (20 минут) | Урок обобщения и контроля изученного | Жанры. Связный рассказ о прочитанном | Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | Урок обобщения изученного | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). | Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности | Характер героя, его поступки и их мотивы | Продолжить чтение понравившихся книг | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы» (40 минут) | Урок развития связной речи | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Уметь: – выбирать смысловые слова, тему; – анализировать тему и содержание сочинения | Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (38 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» | Урок введения новых знаний | Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность) | Подготовить рассказ об И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни | Урок закрепления изученного | Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Наблюдение над языком художественных произведений | Выучить наизусть басню | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Обобщение. Басни И. А. Крылова | Урок обобщения изученного | Выразительное чтение. Средства художественной выразительности | Место произведения в истории русской детской литературы | Проиллюстрировать басню И. А. Крылова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица» | Урок развития умений и навыков | Различие жанров произведений. Осознанное чтение | Характер героя, его поступки и их мотивы | Дочитать до конца 1-ю часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | А. Погорельский «Черная курица» | Урок закрепления изученного | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки | Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план; – делать вывод | Характер героя, его поступки и их мотивы | Найти другие сказки этого автора | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | А. Погорельский «Черная курица» | Урок повторения изученного | Выделение языковых средств художественной выразительности | Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | А. Погорельский «Черная курица» | Урок обобщения изученного | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план с помощью учителя | Прочитать сказку А. Погорельского целиком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой | Урок введения новых знаний | Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Н. В. Гоголь | Подготовить рассказ об А. С. Пушкине | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Урок развития знаний и умений | Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей | Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией | с. 118–126, самостоятельно читать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Урок развития знаний и умений | Понимание содержания литературного произведения | Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах | с. 127–132, самостоятельно читать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Урок закрепления изученного | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | с. 132–145, самостоятельно читать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Урок закрепления изученного | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Выучить наизусть отрывок из сказки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Урок повторения изученного | Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | Находить в тексте материал для составления рас-сказа на определенную тему | Составить мультфильм (из рисунков), озвучить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | Урок обобщения изученного | Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль | Самостоятельно осмысливать заглавие произведения | Найти и прочитать сказку Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек») | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | В. А. Жуковский «Спящая царевна» | Урок повторения изученного | Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Характер героя, его поступки, их мотивы | Выучить наизусть отрывок из сказки В. А. Жуковского | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Литературные сказки. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского (обобщение) | Урок обобщения изученного | Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
| Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Наблюдение над языком художественных произведений | Найти и про-читать сказку В. Одоевского «Городок в табакерке» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) | Урок развития умений и навыков | Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка | В. Даль. Сказки и игры для детей | Прочитать любую сказку в обработке В. Даля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание В. И. Далю) | Урок развития связной речи | Создание небольших письменных ответов по прочитанному | В. Даль. Сказки и игры для детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей») | Урок закрепления изученного | Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них | – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Краткий пересказ, задание 3 на с. 163 учебника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» | Урок обобщения изученного | Жанры. Главная мысль | Задания-размышления в тетради | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века) | Урок обобщения изученного | Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация) | Прочитать: рассказ А. П. Чехова; воспоминание И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | Урок повторения изученного | Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
| Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Сережи с весной, со сказкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | Библиотечный урок. Справочная литература | Урок сообще-ния инфор-мации о правилах работы с книгой | Умение работать с книгой | Энциклопедии. Словари | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева | Урок закрепления изученного | Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение | Любое стихотворение выучить наизусть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе | Урок закрепления изученного | Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения | Выразительно читать оба стихотворения. К одному из них нарисовать иллюстрацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Урок закрепления изученного | Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер | Написать этюд «Летний дождь» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Урок повторения изученного | Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана | Выучить наизусть отрывок из стихотворения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги | Урок развития знаний и умений | Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Ответить на вопросы 1–3 в учебнике на с. 190 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» | Урок закрепления изученного | Жанры: сказка, описание, рассказ | Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л. Толстым | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | Л. Н. Толстой «Как ходят деревья» | Урок повторения изученного | Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них | Выучить наизусть первый абзац описания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | Проверка техники чтения. (I полугодие) | Урок контроля и коррекции | Правильное, сознательное и выразительное чтение | Темп чтения вслух – 80–90 слов. Про себя – 115–120 слов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | К. Д. Ушинский «Столица и губернский город» | Урок закрепления изученного | Главная мысль. Жанр. Элементы | Ответить на вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62– 63 | К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» | Уроки повторения изученного | Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом | Сам-но читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | К. Д. Ушинский «Наше Отечество» | Урок повторения изученного | Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подра-жание Ушинскому | Урок повторения изученного | Связной рассказ. Элементы | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Сочинение на заданную тему | Дописать сочинение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | А. И. Куприн «Слон» | Урок повторения изученного | Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль. Устное изложение текста по плану | Деление текста на части. Составление плана | Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | А. И. Куприн «Слон» | Урок развития знаний и умений | Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Подробный, сжатый, выборочный пересказ | Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | А. И. Куприн «Слон» | Урок обобщения изученного | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Работа над образом литературного героя | Выполнить задания в тетради | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 мин) | Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей | Урок обобщения изученного | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Уметь: – выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова; – охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений; – выразительно читать (пересказывать) | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение текстов по выбору: Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (35 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 | Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской | Урок развития знаний и умений | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки» | Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) | Урок повторения изученного | Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ | Повествование от первого лица. Творческие пересказы | Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11) | Урок повторения изученного | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения | Характер героя, его поступки и их мотивы | Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение) | Урок применения знаний и умений | Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин, Жуковский | Различие жанров произведений: повесть | Подготовиться к уроку внеклассного чтения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков | Урок обобщения изученного | Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Произведения: Д. Мамина-Си-биряка, А. Ку-прина, Д. Григо-ровича, В. Ко-роленко | Читать книги Г. Осте-ра, Э. Ус-пенского, Л. Петру-шевской | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год | Урок введения новых знаний | Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя | Прочитать рассказ Б. Житкова, с. 36–42 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин» | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Подготовить рассказ о морском капитане; выполнить задания в тетради | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
78 | К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон | Урок повторения изученного | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения | Подготовить пересказ текста, с. 44–49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
79 | Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | Урок повторения изученного | Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему | Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 | Юрий Владимиров «Чудаки» | Урок закрепления изученного | Выразительное чтение | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – использовать статьи литературных критиков; – участвовать в обсуждении текстов; – объяснить смысл названия путешествия; – рассказывать о полюбившихся детских журналах | Выделение языковых средств художественной выразительности | Выучить стихотворение наизусть, с. 53–54 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
81 | Александр Введенский «О рыбаке и судаке» | Урок обобщения изученного | Выразительное чтение | Юмор и сатира в произведениях детской литературы | Выучить стихотворение наизусть, с. 55–56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
82 | Внеклассное чтение. Современные чудаки | Урок применения знаний, умений, навыков | Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение | Юмор и сатира в произведениях детской литературы | Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
83 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака» | Урок закрепления изученного | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения | Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста | с. 58–59, читать. Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
84 | С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!» | Урок закрепления изученного | Классики детской литературы | Свободные высказывания о выступлениях одноклассников | Прочитать одно из произв-ний классиков детской литературы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы | Урок применения знаний, умений, навыков | Восприятие произведений на слух | Периодические издания для детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
86 | Е. Шварц «Два брата» | Урок усвоения новых знаний | Произведение классика советской детской литературы. Понимание сод-я произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – анализировать сказки; – составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации | Дочитать сказку до конца | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
87 | Е. Шварц «Два брата» | Урок повторения изученного | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль | Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
88 | Е. Шварц «Два брата» (обобщение) | Урок обобщения изученного | Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ |
| Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план | Выполнить задание в тетради, с. 76 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
89 | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему» | Урок развития умений и навыков | Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Смысловые связи частей текста. Составление простого плана | Отвечать на вопросы в учебнике, с. 85 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90 | А. Н. Толстой «Фофка» | Урок повторения изученного | Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения | Рассказать о своем воображаемом герое | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
91 | А. Н. Толстой «Кот – сметанный рот» | Урок повторения изученного | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям | Выучить наизусть любой фрагмент | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
92 | М. Пришвин «Изобретатель» | Урок повторения изученного | Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану | Пересказ текста от 3-го лица | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 | С. Я. Маршак «Сила жизни» | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания прочитанного | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.; – выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений | Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы | Выполнить задания в тетради на с. 79 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 | Р. Киплинг «На далекой Амазонке» | Урок повторения изученного | Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения | Осмысление цели чтения. | Выразительно читать стихотворение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 | Р. Бёрнс «В горах мое сердце» | Урок повторения изученного | Выразительное чтение. Осознанное чтение. Правильность чтения. Скорость чтения | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Выразительно читать стихотворение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 | С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор | Урок повторения изученного | Особенности творчества С. Я. Маршака | Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному | Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
97 | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10) (20 мин) | Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков | Особенности творчества писателей XX в. | Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
98 | Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах) | Урок обобщения изученного | Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
| Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж; – характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение | Читать юмористические рассказы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
99 | Библиотечный урок | Урок-сообщение | Иллюстраторы книг: Ив. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Характер героя, его поступки и мотивы | Выразительно читать сказку В. Маяковского | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
101 | А. Барто «Снегирь» | Урок повторения изученного | Различие жанров произведений: стихотворения. Выразит. чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности | Выучить стихотворение А. Барто наизусть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного произведения | Ознакомление с историей создания литературного произведения | Прочитать 3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» | Урок повторения изученного | Герои произведения | Характер героя, его поступки и их мотивы | Прочитать 5-ю часть сказки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 | Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | Урок обобщения изученного | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Установление смысловых связей частей текста. План | Ответить на вопросы, с. 128 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105 | Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (40 мин) | Урок-практикум | Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов |
| Уметь: – выделять ключевые фразы, мысли при чтении; – комментировать прочитанное | Приемы работы с текстом | с. 128–130, выразительно читать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30–50-х ГОДОВ (10 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети» | Урок усвоения новых знаний | Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа | Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы. | Иметь целостное представление о книге. Уметь: – относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать; – пересказывать текст с добавлением диалога; – характеризовать героев; – участвовать в обобщающей беседе по вопросам | Биографические сведения о жизни А. Гайдара | Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 | А. Гайдар. «Тимур и его команда» | Урок повторения изученного | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последоват-ть | Исторические приметы времени создания повести | Прочитать 3 и 4-ю части текста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 | А. Гайдар. «Тимур и его команда» | Урок повторения изученного | Герои произ-ния. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Характер героя, его поступки и их мотивы | Дочитать текст | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
109 | А. Гайдар. «Тимур и его команда» | Урок обобщения изученного | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию |
| Выучить наизусть отрывок из текста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» | Урок усвоения новых знаний | Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста | Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения | Задание 5, с. 156 учебника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111 | В. Драгунский «Что любит Мишка?» | Урок повторения изученного | Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя | Подробный пересказ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
112 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника | Урок применения знаний, умений и навыков | Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного | Юмористический рассказ. Сведения об авторе | Читать рассказы и сти-хи В. Голяв-кина, И. Пи-воваровой. О. Кургузова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
113 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Н. Носова | Урок применения знаний, умений и навыков | Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного | Юмористический рассказ. Сведения об авторе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | Урок повторения изученного | Жанр: стихотворение | Юмор и сатира в произведениях детской литературы | Выучить наизусть сатирическое стихотворение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
115 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой) | Урок применения знаний, умений и навыков | Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение | Найти и прочитать сборник стихотворений любимого поэта; выучить наизусть одно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–90-х ГОДОВ (21 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
116 | Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Бла-гининой, Б. Заходера, Ю. Коринца | Урок усвоения новых знаний | Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи | Знать произведения классиков детской поэзии | Средства художественной выразительности | Выучить наизусть любое стихотворение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
117 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | Урок повторения изученного | Выразительное чтение. Жанр: небылица | Знать: – отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов; | Уметь: – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов; – определять авторские особенности; – выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное; – импровизировать произведения; – размышлять о творчестве поэтов; – рассказывать об авторах произведений; – создавать собственные миниатюры | Различие жанров произведений | Выучить наизусть любое стихотворение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
118 | Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского | Урок повторения изученного | Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи | – авторов и их произведения данного периода.
| Средства художественной выразительности | Выразительное чтение стихотворений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
119 | Стихи С. Чёрного, В. Долиной | Урок повторения изученного | Жанр: стихотворение. Выразительное чтение | Средства художественной выразительности | Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цы-ферова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 | Миниатюры Г. Цыферова | Урок повторения изученного | Выразительное чтение миниатюр | Средства художественной выразительности | Продолжить сочинение-ми-ниатюру | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
121 | Стихи Н. Матвеевой | Урок повторения изученного | Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Средства художественной выразительности | Выучить на-изусть одно из стихотворений Н. Матвеевой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
122 | Внеклассное чтение. Любимые стихи | Урок применения знаний, умений и навыков | Жанр: стихотворение. Выразительное чтение | Сведения об авторе. Средства выразительности | Подготовиться к уроку-отче-ту. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
123 | Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотво-рению Н. Матвеевой «Лето» (40 минут) | Урок-практикум | Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного | Выделение языковых средств художественной выразительности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
124 | Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» (20 минут) | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений | Жанры. Герои произведений | Знать произведения классиков детской поэзии. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Произведения XX в. для детей, их авторы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
125 | С. Козлов «Снежный цветок» | Урок закрепления изученного | Понимание содержания произведения: тема, главная мысль | Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.
| Уметь: – анализировать характеры героев; – инсценировать пьесу; – читать по ролям; – рисовать волшебный цветок; – участвовать в обобщающей беседе | Место произведения в истории русской детской литературы | Прочитать картины 3–5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
126 | С. Козлов «Снежный цветок» | Урок закрепления изученного | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы | Дочитать сказку, выполнить рисунки с изображением цветка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
127 | С. Козлов «Снежный цветок» | Урок повторения изученного | Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении | Особенности создания образов в пьесе | Выучить роли к инсценировке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
128 | Библиотечный урок | Урок обобщения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
129– 130 | Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле» | Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления изученного | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям | Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
131 | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | Урок повторения изученного | Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного |
| Уметь: – читать выборочно, цитировать текст; – замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора | Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям | Выразительное чтение стихотворений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
132 | Проверка техники чтения за II полугодие | Урок контроля и коррекции | Темп чтения вслух – 85–90 слов, про себя – от 100–140 слов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
133 | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя» (40 минут) | Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений | Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы | Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы | Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – пред-ставителей этих этапов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
134 | Эпилог. Письмо к читателям | Урок обобщения и систематизации знаний | Выразительное чтение | Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам» | Пролог и эпилог в художественном произведении | Оформить письмо рисунками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
135 | Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать | Урок применения знаний, навыков и умений | Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный) | Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг | Изучить список литературы для чтения летом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
136 | Путешествие по «океану света» | Урок-игра | Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение |
Темы уроков внеклассного чтения
№ п/п | Тема | Рекомендуемые произведения | Дата |
1 | Внеклассное чтение (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). Книги о ребятах-сверстниках | Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек общественный», В. Медведев «Баранкин, будь человеком!», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и др. | |
2 | Книги о книгах | Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах», В.Ян «Никита и Микитка», В.Паль «Человек придумал книгу», А.Глухов «Из глубины веков», Л.Львов «Книга о книгах» | |
3 | Писатели о себе (автобиографические книги) | Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты», А. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы», А.Аксаков «Детские годы Багрова –внука», М.Горький «Детство», «В людях» | |
4 | Литературные сказки писателей 19 века. | А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», В.Одоевский «Городок в табакерке», М.Лермонтов «Ашик – Кериб», С.Аксаков «Аленький цветочек» | |
5 | «Вчера и сегодня» (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем) или «Литературные сказки писате- лей XIX века» | В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», В.Даль «Сказка о Иване молодом сержанте…» | |
6 | Произведения А.П. Чехова для детей | А.П. Чехов «Мальчики» | |
7 | «Мир детства» | Л.Андреев «Петька на даче», А.Куприн «Белый пудель», Д.Григорович «Гуттаперчивый мальчик», А.П.Чехов «Детвора», «Каштанка»,В Короленко «В дурном обществе», Н Гарин – Михайловский «Гимназисты» | |
8 | Современные чудаки | Э.Успенский «Про Веру и Анфису», «Страшные истории: Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы», Г Остер Рассказы («Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета и др.), «Вредные советы», Л. Петрушевская «Все непонятливые», Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш, Нетак» | |
9 | Современные детские журналы | По вашему выбору(или По страницам «Детской Роман-газеты», Тамара Крюкова, Дмитрий Емец) | |
10 | «Творцы книг» (Рассказы о писателях, о художниках -иллюстраторах.) | С.Сивоконь «Уроки детских классиков», Б.Галанов «Книжка про книжки» | |
11 | Юмористические рассказы Ю. Сотника и В. Драгунского | ||
12 | «Не про меня ли это?» (веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой) | И.Пивоварова «Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса», В. Голявкин «Никакой я гочицы не ел» и др. | |
13 | Любимые стихи | По вашему выбору | |
14 | Зарубежная литература о детях | П.Треверс «Мери Поппинс» | |
15 | Книги о подвиге в годы Великой Отечественной войны. | По вашему выбору | |
16 | Урок-отчет «О чем можно, о чем хочется читать» | По вашему выбору |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....