Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Носова Ольга Михайловна

в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc313.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004.

Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях.

  • 1 четверть -             часов
  • 2 четверть -            часов
  • 3 четверть  -           часов                
  • 4 четверть  -           часов

Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих  з а д а ч:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

Программа 4 класса содержит следующие р а з д е л ы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

На изучение литературного чтения отводится:

– всего 136 часов в учебный год (4 часа в неделю).

В том числе:

– на проведение проверочных работ – 8 ч;

– библиотечных уроков – 3 ч.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2011

2. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.

Содержательные линии

       Требования к уровню подготовки выпускников.

       В результате изучения предмета ученик должен:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

          Знать/понимать      

        Уметь

Жанровое многообразие

Рассказ, сказка, басня,

стихотворение, загадки, скороговорки

Различать жанры худ. литературы ( сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

Самостоятельный выбор и

определение содержания книги по её элементам;

Работа с текстом

Понимание основного

содержания текста, тему,

главную мысль текста.

Определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять план;

Оценивать события, героев произведения;

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении.

Навык чтения

Выразительно читать, пересказывать, постепенно переходить к чтению целыми словами.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ( без учёта скорости)

Самостоятельное чтение книг.

Читательские умения

Названия, основное содержание изученных произведений, их авторов;

Приводить примеры худ. произведений разной тематики по изученному материалу;

Читать стихотворные произведения наизусть;

Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист)

Самостоятельная ориентация в мире книг. Работа с разными источниками информации (словарями, справочниками)

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты

 

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее

 задание

Предметные УУД

Метапредметные и личностные УУД

1

Введение в курс. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

Урок повторения

Основные темы: произведения о родине;

о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художественном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие

в … век»

Раздел 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ (8 часов)

2

 Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство

с героями путешествий

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира

3

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок повторения изученного

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

Нарисовать свой город будущего

4

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок повторения изученного

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Самостоятельное чтение

4-й части

 5

Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Творческий пересказ на тему «Урок математики»

6

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

Урок введения новых знаний

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок

7

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа № 1

(20 минут)

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог

8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией

Продолжить чтение понравившихся произведений

 9

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут)

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях

Письменная творческая работа на заданную тему

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

Раздел 2. У ИСТОКОВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (20 часов)

10

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Осмысление цели чтения.

История детской литературы

Выучить один текст наизусть

11

«Повесть временных лет». Расселение славян

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Отрывки из русской летописи

Составить «летопись» о своем крае

12

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

Урок развития умений

и навыков

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного

Справочники, энциклопедии, периодические

издания для детей

Тетрадь,

с. 16.

Творческое задание

 13

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

Урок закрепления изученного

Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера

Справочники, энциклопедии

Задание № 3 на с. 41 учебника

14

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

Урок закрепления изученного

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

 

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 45 учебника

15

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

Урок развития умений

и навыков

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Стихи для детей поэтов XVII в.

Савватия

Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия

16

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

Стихи для детей поэтов XVII в.

Симеона Полоцкого, Кариона Истомина

Выучить наизусть любое стихотворение

17

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого маль-

чика

Урок развития умений

и навыков

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать темы и героев путешествия

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

С. 57–59, читать по учебнику

 18

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

Урок повторения изученного

Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика

Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения

С. 59–63, читать по учебнику

19

Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».

Проверочная работа № 2 (20 минут)

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа

Уметь:

– выполнять творческие задания;

– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги

Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы

Задание № 4 по тетради для чтения

20

Внеклассное чтение. Книги о книгах

Урок обобщения изученного

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Предисловие. Послесловие

21–22

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Уроки повторения изученного

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Автобиографическое произведение

Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова

 23

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)

Задание № 4 в тетради, с. 30

24–25

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок развития умений

и навыков.

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

 

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст

с пословицами

Периодическая печать: детские журналы

Выразительно читать одну из статей

Н. И. Новикова.

Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31)

26

Детские стихи

А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе

А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

Урок введения новых знаний

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

 

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова

 27

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3 (20 минут)

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)

28

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).

Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Характер героя, его поступки и их мотивы

Продолжить чтение понравившихся книг

29

Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»

(40 минут)

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь:

– выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения

Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему

 Раздел 3. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (38 часов)

30

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Басня, ее особенности

(сюжет, герои, сценичность)

Подготовить рассказ об

И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню

31

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Наблюдение над языком художественных произведений

Выучить наизусть басню

32

Обобщение. Басни И. А. Крылова

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение. Средства художественной выразительности

Место произведения в истории русской детской литературы

Проиллюстрировать басню

И. А. Крылова

33

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

Урок развития умений

и навыков

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать до конца 1-ю часть

34

А. Погорельский «Черная курица»

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;

– составлять стилизованный план;

– делать вывод

Характер героя, его поступки и их мотивы

Найти другие сказки этого автора

 35

А. Погорельский «Черная курица»

Урок повторения изученного

Выделение языковых средств художественной выразительности

Творческий пересказ

«В гостях

у подземных жителей»

36

А. Погорельский «Черная курица»

Урок обобщения изученного

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план

с помощью учителя

Прочитать сказку

А. Погорельского целиком

37

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

Урок введения новых знаний

Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин,

В. А. Жуковский

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Н. В. Гоголь

Подготовить рассказ об

А. С. Пушкине

38

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок развития знаний

и умений

Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией

с. 118–126, самостоятельно читать

 39

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок развития знаний

и умений

Понимание содержания литературного произведения

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах

с. 127–132, самостоятельно читать

40

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

с. 132–145, самостоятельно читать

41

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок закрепления изученного

Иллюстрация в книге

и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Выучить наизусть отрывок

из сказки

42

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Урок повторения изученного

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Находить в тексте материал для составления рас-сказа на определенную тему

Составить мультфильм (из рисунков), озвучить

 43

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Урок обобщения изученного

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Найти и прочитать сказку

Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек»)

44

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Характер героя, его поступки, их мотивы

Выучить наизусть отрывок

из сказки

В. А. Жуковского

45

Литературные сказки. Поэтическое состязание

А. С. Пушкина и

В. А. Жуковского (обобщение)

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

 

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Наблюдение над языком художественных произведений

Найти и про-читать сказку В. Одоевского «Городок в табакерке»

46

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

Урок развития умений

и навыков

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

В. Даль. Сказки и игры для детей

Прочитать любую сказку в обработке В. Даля

47

Развитие речи. Сочинение-обработка народной сказки (подражание

В. И. Далю)

Урок развития связной речи

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

В. Даль. Сказки и игры для детей

 48

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Краткий пересказ, задание 3

на с. 163 учебника

49

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается»

Урок обобщения изученного

Жанры. Главная мысль

Задания-размышления в тетради

50

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе,

его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)

Урок обобщения изученного

Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)

Прочитать: рассказ

А. П. Чехова; воспоминание

И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым»

51

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

 

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Сережи

с весной,

со сказкой

52

Библиотечный урок.

Справочная литература

Урок сообще-ния инфор-мации о правилах работы с книгой

Умение работать

с книгой

Энциклопедии.

Словари

 53

Поэты XIX века

о природе. Стихи

А. Толстого,

А. Плещеева

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

Любое стихотворение выучить наизусть

54

Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

Урок закрепления изученного

Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

Выразительно читать оба стихотворения. К одному из них нарисовать иллюстрацию

55

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Написать этюд «Летний дождь»

56

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана

Выучить наизусть отрывок

из стихотворения

57

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги

Урок развития знаний

и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука»

Л. Н. Толстого

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Ответить

на вопросы

1–3 в учебнике на с. 190

58

Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве»

Урок закрепления изученного

Жанры: сказка, описание, рассказ

Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л. Толстым

 59

Л. Н. Толстой «Как ходят деревья»

Урок повторения изученного

Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них

Выучить наизусть первый абзац описания

60

Проверка техники чтения.

(I полугодие)

Урок контроля и коррекции

Правильное, сознательное и выразительное чтение

Темп чтения вслух – 80–90 слов. Про себя –

115–120 слов

61

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы

Ответить на вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город»

62–

63

К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»

Уроки повторения изученного

Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом

Сам-но читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4

64

К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

Урок повторения изученного

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки»

 65

К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подра-жание Ушинскому

Урок повторения изученного

Связной рассказ. Элементы

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Сочинение на заданную тему

Дописать сочинение

66

А. И. Куприн «Слон»

Урок повторения изученного

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.

Устное изложение текста по плану

Деление текста на части. Составление плана

Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста

67

А. И. Куприн «Слон»

Урок развития знаний

и умений

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Подробный, сжатый, выборочный пересказ

Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома

68

А. И. Куприн «Слон»

Урок обобщения изученного

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Работа над образом литературного героя

Выполнить задания

в тетради

69

Обобщение. Проверочная работа

№ 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 мин)

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков

 70

Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей

Урок обобщения изученного

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Уметь:

– выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова;

– охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений;

– выразительно читать (пересказывать)

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение текстов по выбору:

Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель»

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (35 часов)

71

Путешествие 8.

(В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Урок развития знаний

и умений

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради)

72

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)

Урок повторения изученного

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ

 Повествование от первого лица. Творческие пересказы

Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника

73

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11)

Урок повторения изученного

Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

Характер героя, его поступки и их мотивы

Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника)

 74

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (обобщение)

Урок применения знаний и умений

Выдающиеся представители русской литературы: Пушкин,

Жуковский

Различие жанров произведений: повесть

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

75

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков

Урок обобщения изученного

Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Произведения:

Д. Мамина-Си-биряка, А. Ку-прина, Д. Григо-ровича, В. Ко-роленко

Читать книги Г. Осте-ра, Э. Ус-пенского, Л. Петру-шевской

76

Путешествие 9.

Петроград. 1923 год

Урок введения новых знаний

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя

Прочитать рассказ Б. Житкова,

с. 36–42

77

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить рассказ о

морском капитане;

выполнить задания

в тетради

 78

К. Чуковский «Серебряный герб»

(глава 1). Телефон

Урок повторения изученного

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить пересказ текста, с. 44–49

79

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Урок повторения изученного

Жанр произведения:

стихотворение.

Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль

в понимании произведения

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему

Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53

80

Юрий Владимиров «Чудаки»

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – использовать статьи литературных критиков;

– участвовать в обсуждении текстов;

– объяснить смысл названия путешествия;

– рассказывать о полюбившихся детских журналах

Выделение языковых средств художественной выразительности

Выучить стихотворение наизусть,

с. 53–54

81

Александр Введенский «О рыбаке

и судаке»

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Выучить стихотворение наизусть,

с. 55–56

82

Внеклассное чтение.

Современные чудаки

Урок применения знаний, умений, навыков

Умение работать с книгой. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Подготовить рассказ об одном из современных детских журналов

 83

Путешествие 10.

«Вокруг Маршака»

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения

Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста

с. 58–59, читать.

Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке

84

С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»

Урок закрепления изученного

Классики детской литературы

Свободные

высказывания

о выступлениях одноклассников

Прочитать одно из произв-ний классиков детской литературы

85

Внеклассное чтение.

Современные детские журналы

Урок применения знаний, умений, навыков

Восприятие произведений на слух

Периодические издания для детей

86

Е. Шварц «Два брата»

Урок усвоения новых знаний

Произведение классика советской детской литературы. Понимание сод-я произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Дочитать сказку до конца

87

Е. Шварц «Два брата»

Урок повторения изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль

Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом

 88

Е. Шварц «Два брата» (обобщение)

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ

 

Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план

Выполнить задание в тетради,

с. 76

89

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

Урок развития умений

и навыков

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Смысловые связи частей текста. Составление простого плана

Отвечать

на вопросы в учебнике,

с. 85

90

А. Н. Толстой «Фофка»

Урок повторения изученного

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения

Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения

Рассказать о своем воображаемом герое

91

А. Н. Толстой

«Кот – сметанный рот»

Урок повторения изученного

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям

Выучить наизусть любой фрагмент

92

М. Пришвин «Изобретатель»

Урок повторения изученного

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану

Пересказ текста от

3-го лица

 93

С. Я. Маршак «Сила жизни»

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;

– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений

Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы

Выполнить задания в тетради на с. 79

94

Р. Киплинг «На далекой Амазонке»

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Правильность чтения с соблюдением норм литературного произношения

Осмысление цели чтения.

Выразительно читать стихотворение

95

Р. Бёрнс «В горах мое сердце»

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Осознанное чтение. Правильность чтения. Скорость чтения

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительно читать стихотворение

96

С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

Урок повторения изученного

Особенности творчества С. Я. Маршака

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному

Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака

97

Обобщение. Проверочная работа

№ 6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8–10)  (20 мин)

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков

Особенности творчества писателей XX в.

Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов»

 98

Внеклассное чтение. Творцы книг (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах)

Урок обобщения изученного

Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

 

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Читать юмористические рассказы

99

Библиотечный урок

Урок-сообщение

Иллюстраторы книг: Ив. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина

100

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.

В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке,

и о Симе, который тонкий

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительно читать сказку В. Маяковского

101

А. Барто «Снегирь»

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворения. Выразит. чтение

Выделение языковых средств художественной выразительности

Выучить стихотворение А. Барто наизусть

102

Ю. Олеша «Кукла

с хорошим аппетитом»

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения

Ознакомление

с историей

создания литературного произведения

Прочитать

3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника

 103

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

Урок повторения изученного

Герои произведения

Характер героя, его поступки и их мотивы

Прочитать 5-ю часть сказки

104

Ю. Олеша «Кукла

с хорошим аппетитом»

Урок обобщения изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Установление смысловых связей частей текста. План

Ответить

на вопросы, с. 128

105

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (40 мин)

Урок-практикум

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

 

Уметь:

– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

– комментировать прочитанное

Приемы работы с текстом

с. 128–130, выразительно читать

Раздел 5.  ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30–50-х ГОДОВ (10 часов)

106

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман «Гайдар и дети»

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление

о книге.

Уметь: 

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога; – характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Биографические сведения о жизни А. Гайдара

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара

107

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последоват-ть

Исторические приметы времени создания повести

Прочитать 3 и 4-ю части текста

 108

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

Урок повторения изученного

Герои произ-ния. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Характер героя, его поступки и

их мотивы

Дочитать текст

109

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

Урок обобщения изученного

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

 

Выучить наизусть отрывок

из текста

110

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

Урок усвоения новых знаний

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста

Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения

Задание 5, с. 156 учебника

111

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя

Подробный пересказ

112

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

В. Драгунского,

Ю. Сотника

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

Читать рассказы и сти-хи В. Голяв-кина, И. Пи-воваровой.

О. Кургузова

 113

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы

Н. Носова

Урок применения знаний, умений и навыков

Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного

Юмористический рассказ. Сведения об авторе

114

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Выучить наизусть сатирическое стихотворение

115

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения

В. Голявкина,

И. Пивоваровой)

Урок применения знаний, умений и навыков

Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение

Найти и прочитать сборник стихотворений любимого поэта; выучить наизусть одно

Раздел 4. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–90-х ГОДОВ (21 час)

116

Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Бла-гининой, Б. Заходера, Ю. Коринца

Урок усвоения новых знаний

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии

Средства художественной выразительности

Выучить наизусть любое стихотворение

117

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира

Урок повторения изученного

Выразительное чтение. Жанр: небылица

Знать:

– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;

Уметь:

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;

– определять авторские особенности;

– выполнять различные виды чтения:

выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;

– импровизировать произведения;

– размышлять о творчестве поэтов;

– рассказывать об авторах произведений;

– создавать собственные миниатюры

Различие жанров произведений

Выучить наизусть любое стихотворение

 118

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

– авторов и их произведения данного периода.

 

Средства художественной выразительности

Выразительное чтение стихотворений

119

Стихи С. Чёрного, В. Долиной

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Средства художественной выразительности

Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цы-ферова

120

Миниатюры Г. Цыферова

Урок повторения изученного

Выразительное чтение миниатюр

Средства художественной выразительности

Продолжить сочинение-ми-ниатюру

121

Стихи Н. Матвеевой

Урок повторения изученного

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Средства художественной выразительности

Выучить на-изусть одно из стихотворений

Н. Матвеевой

122

Внеклассное чтение. Любимые стихи

Урок применения знаний, умений и навыков

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение

Сведения об авторе. Средства выразительности

Подготовиться к уроку-отче-ту. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях

123

Практикум. «Учусь читать лирический текст» по стихотво-рению Н. Матвеевой «Лето» (40 минут)

Урок-практикум

Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного

Выделение языковых средств художественной выразительности

 124

Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»

(20 минут)

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Жанры. Герои произведений

Знать произведения классиков детской поэзии.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Произведения XX в. для детей, их авторы

125

С. Козлов «Снежный цветок»

Урок закрепления изученного

Понимание содержания произведения: тема, главная мысль

Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

 

Уметь:

– анализировать характеры героев;

– инсценировать пьесу;

– читать по ролям;

– рисовать волшебный цветок;

– участвовать в обобщающей беседе

Место произведения в истории русской детской литературы

Прочитать картины

3–5

126

С. Козлов «Снежный цветок»

Урок закрепления изученного

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать сказку, выполнить рисунки

с изображением цветка

127

С. Козлов «Снежный цветок»

Урок повторения изученного

Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ

о своих впечатлениях о произведении

Особенности создания образов в пьесе

Выучить роли к инсценировке

128

Библиотечный урок

Урок обобщения

129–

130

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»

131

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

Урок повторения изученного

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

 

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Выразительное чтение стихотворений

132

Проверка техники чтения за II полугодие

Урок контроля и коррекции

Темп чтения вслух – 85–90 слов, про себя – от 100–140 слов

133

Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя» (40 минут)

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – пред-ставителей этих этапов

 134

Эпилог. Письмо

к читателям

Урок обобщения и систематизации знаний

Выразительное чтение

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»

Пролог и эпилог в художественном произведении

Оформить письмо рисунками

135

Внеклассное чтение. О чем можно, о чем хочется читать

Урок применения знаний, навыков и умений

Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный)

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

Изучить список литературы для чтения летом

136

Путешествие

по «океану света»

Урок-игра

Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение

Темы уроков внеклассного чтения

№ п/п

Тема

Рекомендуемые произведения

Дата

1

Внеклассное чтение (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). Книги о ребятах-сверстниках

Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек общественный», В. Медведев «Баранкин, будь человеком!», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и др.

2

Книги о книгах

Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах», В.Ян «Никита и Микитка», В.Паль «Человек придумал книгу», А.Глухов «Из глубины веков», Л.Львов «Книга о книгах»

3

Писатели о себе (автобиографические книги)

Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты», А. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы», А.Аксаков «Детские годы Багрова –внука», М.Горький «Детство», «В людях»

4

Литературные сказки писателей 19 века.

А. Пушкин «Сказка  о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», В.Одоевский «Городок в табакерке», М.Лермонтов «Ашик – Кериб», С.Аксаков «Аленький цветочек»

5

«Вчера и сегодня» (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем) или «Литературные сказки писате-

лей XIX века»

В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», В.Даль «Сказка о Иване молодом сержанте…»

6

Произведения  А.П. Чехова для детей

А.П. Чехов «Мальчики»

7

«Мир детства»

Л.Андреев «Петька на даче», А.Куприн «Белый пудель», Д.Григорович «Гуттаперчивый мальчик», А.П.Чехов «Детвора», «Каштанка»,В Короленко «В дурном обществе», Н Гарин – Михайловский «Гимназисты»

8

Современные чудаки

Э.Успенский «Про Веру и Анфису», «Страшные истории: Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы», Г Остер Рассказы («Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета и др.), «Вредные советы», Л. Петрушевская «Все непонятливые», Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш, Нетак»

9

Современные детские журналы

По вашему выбору(или По страницам «Детской Роман-газеты», Тамара Крюкова, Дмитрий Емец)

10

«Творцы книг» (Рассказы

о писателях, о художниках -иллюстраторах.)

С.Сивоконь «Уроки детских классиков», Б.Галанов «Книжка про книжки»

11

Юмористические

рассказы Ю. Сотника и В. Драгунского

12

«Не про меня ли это?» (веселые произведения В. Голявкина,

И. Пивоваровой)

И.Пивоварова «Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса», В. Голявкин «Никакой я гочицы не ел» и др.

13

Любимые стихи

По вашему выбору

14

Зарубежная литература о детях

П.Треверс «Мери Поппинс»

15

Книги о подвиге в годы Великой Отечественной войны.

По вашему выбору

16

Урок-отчет «О чем можно,

о чем хочется читать»

По вашему выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....