Урок по литературному чтению 4 класс. Козлов И.И. "Вечерний звон".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Нижегородцева Наталья Борисовна

урок по литературному чтению 4 класс. УМК "Школа России". Тема урока "Козлов И.И. "Вечерний звон".

Урок по теме «И.И Козлов «Киев». «Вечерний звон».                                                                                                                                  

  Цели: познакомить с биографией и творчеством поэта И.И. Козлова, его произведениями «Киев» и  «Вечерний звон», показать на примере жизни и творчества И.И.Козлова пути преодоления жизненных невзгод,  познакомить с некоторыми страницами истории страны, совершенствовать навыки выразительного чтения, организовать деятельность учащихся по восприятию нового поэтического произведения и его осмыслению;  создать условия для развития умений сравнивать, выделять главное, анализировать; воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения, воспитание сопереживания, сочувствия.                                                                                    

Ход урока.

I  Организационный момент.      

II Постановка цели урока. Актуализация знаний     

    – Сегодня мы с вами прочитаем стихи русского поэта XIX века о древнем русском городе – Киеве.         

  III Вводная  беседа.                                                                                                                                                                                                       (Сл.1)     Это Иван Иванович Козлов.

 

(Сл.2)Родился он в Москве в 1779 году в знатной дворянской семье. Домашние учителя дали ему блестящее образование. С 16 лет служил он в гвардии, где славился как блестящий военный, к тому же танцор и щёголь (значение слова на доске). Тогда он и не помышлял о литературном творчестве. Но в 1816 он тяжело заболел и к 1821 году ослеп и лишился ног вследствие паралича. Подумайте, как любому человеку приходиться в таком положении?                                                                                                                              

      - Итак, что вы скажете, в каком настроении был Иван Иванович Козлов во время болезни? (выслушиваются ответы детей).                                                                                                                                                

            Да, конечно вы правы, ему было действительно тяжело. Но в том то и заключается сила духа человека, когда он не смиряется, а продолжает бороться с трудностями, жить  и наполнять свою жизнь чем-то, очень нужным ему и очень важным и для нас тоже.                                                                                 

     (сл.3)За годы болезни он выучил английский и немецкий языки, с детства он знал итальянский и французский. И это ему и помогло в выборе его дальнейшей деятельности. Дело в том,  что у него начались ещё и материальные трудности, и нужно было как-то  зарабатывать денег себе на жизнь.

А как вы думаете, чем может заняться человек, знающий много языков? Подумайте.            

   - Ну и что вы решили? (Выслушиваются ответы учеников)(сл.4)  Вспомним, ведь он ослеп и  не мог ходить. И  тогда он занялся переводами иностранных поэтов на русский язык. А затем стал и сам писать стихи. Но конечно, всё это было бы невозможно без помощи друзей. Одним из таких друзей поэта был Василий Иванович Жуковский – вспомним кто это? Правильно замечательный русский поэт, именно он и его друзья посодействовали, чтобы в 1825 году была напечатана первая поэма Козлова «Чернец», которая и принесла её автору популярность.(сл.5) Поэт А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные стихи:

 

Певец, когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На всё минувшее воззрел
И в хоре светлых приведений
Он песни дивные запел.
О, милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю к ним…

 

(сл.6)Поэт Иван Иванович Козлов усвоил высокую стихотворную культуру пушкинской эпохи: его лучшие стихи очень задушевны, музыкальны и религиозны.                                                                                      IV Изучение нового материала.    

  1. Работа над стихотворением «Киев».            (слайд 7) Послушайте его стихотворение «Киев». (чтение стихотворения учителем. На  доске – значение слов: пленяю - очаровываю   Баян- древнерусский певец, аккомпанирующий себе на гуслях  небесные – здесь значит «святые» ).          

           - Скажите, каким настроением проникнуты эти стихи?    

      - Почему   такое настроение, как вы думаете?                                                                                                                                

- Прочитайте две первые строки.                                                                                                                                          

          - Как вы  поняли две первые строки?                                                                                                                                                    

     Киевская Русь – так называлось первое государство, существовавшее у наших далёких предков – славян. Поэтому Киев ещё называют матерью городов русских.(сл.8) В 882 киевский князь Олег, о котором мы с вами уже читали в летописях, вы помните? Начал объединение всех русских земель. С этого времени и начало существовать Русское государство, одно из самых крупных в то время. Из разных стран Запада и Востока приезжали в Киев купцы и путешественники. Это был очень красивый и богатый город.                                                                                                                                                                               Прочитайте стихотворение про себя и найдите строки описывающие Киев.                                                                                                                          

    -  Какие чувства испытывает поэт к этому городу докажите словами стихотворения. (Ответы детей)  

- Что узнали об истории города? (Да действительно. На  Киев часто нападали кочевники, стремясь разграбить этот город. Самое страшное нападение было в середине 13 века, когда на Киев напали полчища татар – помните мы о них тоже читали с вами. И тогда город был полностью разрушен, жители истреблены.  Но город нашёл в себе силы и как легендарная птица феникс, которая сгорает и возрождается их пепла, восстал  ещё более могущественным и красивым.)                                                                

        2. Работа над стихотворением «Вечерний звон».                                                                                                                                                               

              1) Прослушивание записи песни на эти стихи.    (сл.9)                                                                                                                               

        - Каково это произведение по настроению?   Почему?                                                                                     

     - Почему это стихотворение так называется? Как вы думаете?                                                                                                              

       2) Чтение стихотворения детьми.                                                                                                                                                                                                   

     - О чём это произведение?                                                                                                                               

    - Какую важную мысль высказывает автор?                                                                                                                

    - В чём необычность звучания стихотворения?                                                                                                        

     - Что помогает нам услышать звучание колокола?              (сл.10)                                                                                                               

                «Вечерний звон» поражает своей светлой печалью, нежностью, дивной красотой, навевает воспоминания о самом близком и дорогом, о родных, любимых людях, ушедших навсегда, об утраченном счастье; рождает мысли о быстротечности жизни, о стремительном движении времени.                                               

               3) Выразительное чтение.                                                                                                                                                             

        V Итоги.                                                                                                                                                                                                             

   -Что нового вы сегодня узнали на уроке?                                                                                                                        

      - Что особенно понравилось и запомнилось? Чем поразила вас личность поэта И.И.Козлова?(сл.11)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlov_i.i.pptx1.07 МБ
Файл kozlov_i.i.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Козлов Иван Иванович 1779 - 1840

Слайд 2

Родился он в Москве в 1779 году в знатной дворянской семье. Домашние учителя дали ему блестящее образование. С 16 лет служил он в гвардии, где славился как блестящий военный, к тому же танцор и щёголь (значение слова на доске). Тогда он и не помышлял о литературном творчестве. Но в 1816 он тяжело заболел и к 1821 году ослеп и лишился ног вследствие паралича .

Слайд 3

За годы болезни он выучил английский и немецкий языки, с детства он знал итальянский и французский. И это ему и помогло в выборе его дальнейшей деятельности. Дело в том, что у него начались ещё и материальные трудности, и нужно было как-то зарабатывать денег себе на жизнь.

Слайд 4

Он занялся переводами иностранных поэтов на русский язык. А затем стал и сам писать стихи. Но конечно, всё это было бы невозможно без помощи друзей. Одним из таких друзей поэта был Василий Иванович Жуковский – вспомним кто это? Правильно замечательный русский поэт, именно он и его друзья посодействовали, чтобы в 1825 году была напечатана первая поэма Козлова «Чернец», которая и принесла её автору популярность.

Слайд 5

Поэт А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные стихи: Певец, когда перед тобой Во мгле сокрылся мир земной, Мгновенно твой проснулся гений, На всё минувшее воззрел И в хоре светлых приведений Он песни дивные запел. О, милый брат, какие звуки! В слезах восторга внемлю к ним…

Слайд 6

Поэт Иван Иванович Козлов усвоил высокую стихотворную культуру пушкинской эпохи: его лучшие стихи очень задушевны, музыкальны и религиозны.

Слайд 7

Пленять - очаровывать Киев Баян - д ревнерусский певец, а ккомпанирующий себе на гуслях Небесные - з десь значит «святые »

Слайд 8

КНЯЗЬ ОЛЕГ

Слайд 9

«Вечерний звон»

Слайд 11

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Урок по теме «И.И Козлов «Киев». «Вечерний звон».                                                                                                                                    Цели: познакомить с биографией и творчеством поэта И.И. Козлова, его произведениями «Киев» и  «Вечерний звон», показать на примере жизни и творчества И.И.Козлова пути преодоления жизненных невзгод,  познакомить с некоторыми страницами истории страны, совершенствовать навыки выразительного чтения, организовать деятельность учащихся по восприятию нового поэтического произведения и его осмыслению;  создать условия для развития умений сравнивать, выделять главное, анализировать; воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения, воспитание сопереживания, сочувствия.                                                                                    

Ход урока.

I  Организационный момент.                                                                                                                                                                                                      

II Постановка цели урока. Актуализация знаний.                                                                                                                                                                                        – Сегодня мы с вами прочитаем стихи русского поэта XIX века о древнем русском городе – Киеве.           III Вводная  беседа.                                                                                                                                                                                                                                                                            Это Иван Иванович Козлов.

Родился он в Москве в 1779 году в знатной дворянской семье. Домашние учителя дали ему блестящее образование. С 16 лет служил он в гвардии, где славился как блестящий военный, к тому же танцор и щёголь (значение слова на доске). Тогда он и не помышлял о литературном творчестве. Но в 1816 он тяжело заболел и к 1821 году ослеп и лишился ног вследствие паралича. Подумайте, как любому человеку приходиться в таком положении?                                                                                                                                      - Итак, что вы скажете, в каком настроении был Иван Иванович Козлов во время болезни? (выслушиваются ответы детей).                                                                                                                                                            Да, конечно вы правы, ему было действительно тяжело. Но в том то и заключается сила духа человека, когда он не смиряется, а продолжает бороться с трудностями, жить  и наполнять свою жизнь чем-то, очень нужным ему и очень важным и для нас тоже.                                                                                      За годы болезни он выучил английский и немецкий языки, с детства он знал итальянский и французский. И это ему и помогло в выборе его дальнейшей деятельности. Дело в том,  что у него начались ещё и материальные трудности, и нужно было как-то  зарабатывать денег себе на жизнь. А как вы думаете, чем может заняться человек, знающий много языков? Подумайте.               - Ну и что вы решили? (Выслушиваются ответы учеников)  Вспомним, ведь он ослеп и  не мог ходить. И  тогда он занялся переводами иностранных поэтов на русский язык. А затем стал и сам писать стихи. Но конечно, всё это было бы невозможно без помощи друзей. Одним из таких друзей поэта был Василий Иванович Жуковский – вспомним кто это? Правильно замечательный русский поэт, именно он и его друзья посодействовали, чтобы в 1825 году была напечатана первая поэма Козлова «Чернец», которая и принесла её автору популярность. Поэт А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные стихи:

Певец, когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На всё минувшее воззрел
И в хоре светлых приведений
Он песни дивные запел.
О, милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю к ним…

Поэт Иван Иванович Козлов усвоил высокую стихотворную культуру пушкинской эпохи: его лучшие стихи очень задушевны, музыкальны и религиозны.                                                                                         IV Изучение нового материала.                                                                                                                                                                                         1. Работа над стихотворением «Киев».                                                                                                                                                        (слайд 7) Послушайте его стихотворение «Киев». (чтение стихотворения учителем. На  доске – значение слов: пленяю - очаровываю   Баян- древнерусский певец, аккомпанирующий себе на гуслях  небесные – здесь значит «святые» ).                                                                                                                                - Скажите, каким настроением проникнуты эти стихи?                                                                                                              - Почему   такое настроение, как вы думаете?                                                                                                                                 - Прочитайте две первые строки.                                                                                                                                                      - Как вы  поняли две первые строки?                                                                                                                                                         Киевская Русь – так называлось первое государство, существовавшее у наших далёких предков – славян. Поэтому Киев ещё называют матерью городов русских. В 882 киевский князь Олег, о котором мы с вами уже читали в летописях, вы помните? Начал объединение всех русских земель. С этого времени и начало существовать Русское государство, одно из самых крупных в то время. Из разных стран Запада и Востока приезжали в Киев купцы и путешественники. Это был очень красивый и богатый город.                                                                                                                                                                                Прочитайте стихотворение про себя и найдите строки описывающие Киев.                                                                                                                              -  Какие чувства испытывает поэт к этому городу докажите словами стихотворения. (Ответы детей)   - Что узнали об истории города? (Да действительно. На  Киев часто нападали кочевники, стремясь разграбить этот город. Самое страшное нападение было в середине 13 века, когда на Киев напали полчища татар – помните мы о них тоже читали с вами. И тогда город был полностью разрушен, жители истреблены.  Но город нашёл в себе силы и как легендарная птица феникс, которая сгорает и возрождается их пепла, восстал  ещё более могущественным и красивым.)                                                                        2. Работа над стихотворением «Вечерний звон».                                                                                                                                                                             1) Прослушивание записи песни на эти стихи.                                                                                                                                           - Каково это произведение по настроению?   Почему?                                                                                          - Почему это стихотворение так называется? Как вы думаете?                                                                                                                     2) Чтение стихотворения детьми.                                                                                                                                                                                                        - О чём это произведение?                                                                                                               - Какую важную мысль высказывает автор?                                                                                                                    - В чём необычность звучания стихотворения?                                                                                                             - Что помогает нам услышать звучание колокола?                                                                                                                                             «Вечерний звон» поражает своей светлой печалью, нежностью, дивной красотой, навевает воспоминания о самом близком и дорогом, о родных, любимых людях, ушедших навсегда, об утраченном счастье; рождает мысли о быстротечности жизни, о стремительном движении времени.                                                                                                                                                                                   3) Выразительное чтение.                                                                                                                                                                     V Итоги.                                                                                                                                                                                                                -Что нового вы сегодня узнали на уроке?                                                                                                                              - Что особенно понравилось и запомнилось? Чем поразила вас личность поэта И.И.Козлова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект урока литературное чтение "И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон» (УМК "Перспектива"4 класс)

Тип урока : Изучение новых знанийЦели: Знакомство с произведением И.И. Козлова «Вечерний звон»Планируемые результаты: Предметные: -Уметь анализировать содержание произведении, читать ...

конспект урока литературное чтение "Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж»." (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж». Цели деятельности учителя: создание условий для ознак...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....