конспект уроа по чтению на тему Иван Сергеевич Соколов - Микитов «ЗИМА В ЛЕСУ» 4 класс
план-конспект урока по чтению на тему

Шилохвостова Татьяна Николаевна

 конспект отрытого урока по чтению и развитию речи   в 4 классе   vIII  вида 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_4_klasse_i.docx2.58 МБ
Файл chtenie_irazvitie_rechi.docx82.76 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Кумены Куменского района Кировской области

                                                                                                         

                                                                                                          Утверждаю

                                                                                                          Директор школы                        Г.В.Зыкова                                                                                        

                                                                                                          Приказ №           от                            г.

 

Рабочая программа по  чтению  и развитию речи

Базовый уровень

1 класс.

 Всего 165  учебных часов 

                                                                                               

 Учитель:  Шилохвостова Татьяна Николаевна

                                                                                        2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
      
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
      Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
      В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
      Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями
слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
      Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
     К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки
а, у, м в начале слов.
      В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
      
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (
ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

Содержание образовательной программы по  обучению грамоте  и развитию речи

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание

1

Добукварный период

15 ч

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
      2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
      4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
      Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
      5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
      Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (
у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
      Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
      Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

2

Букварный период

139 ч

 Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
      
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
      Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
      Образование из усвоенных звуков и букв слов (
ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
      Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
      
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
      Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
      Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
      Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (
ма-ма, мы-ла).
      Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (
сом).
      
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
      Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
      Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (
па, ли, лук, вил).
      Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (
пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
      Чтение предложений из двух-трех слов.
      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
      
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
      Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
      Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (
тра, кни, пле).
      Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов     

3

Повторение пройденного

11 ч

      Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
      Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
      Использование предлогов
в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
      Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса

Итого:

165 ч.

Основные требования  к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны уметь:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

Учащиеся должны знать:

Наизусть 3-4 коротких стихотворений или четверостиший, разученных с голоса учителя.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Содержание урока +словарная работа

Дата проведения

план

факт

           

                       Добукварный период 15 ч.

1

 Знакомство с букварем. Речь устная и письменная

Составление предложений об отдыхе и летнее время. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

2

Экскурсия. Знакомство со школой.

Знакомство с классом и школой, с режимом учебного дня.

С. 2-5 -  рассматривание иллюстраций, выделение отдельных деталей, ответы на вопросы  учителя, самостоятельные высказывания по предложенным темам.

 

3

Школа, класс, режим дня, урок, перемена.

Что находится в классе,  правила поведения на уроке, в перемены, их назначение; порядок в классе; учитель и ученики.

Беседа о том, что и кто  находятся в классе.

Употребление в речи имен, запоминание имен учителя и одноклассников.

С. 6 - называние основных цветов, дифференциация имён окружающих людей

4

Беседа: «Я и моя семья». Ближайшее окружение ребенка. Имена родственников, степень их родства.                  

Ответы на вопросы учителя по теме урока  с опорой на личный опыт и  иллюстрации учебника.

С. 7 - рассматривание иллюстраций, выделение отдельных деталей, ответы на вопросы  учителя, самостоятельные высказывания по предложенной теме.

Понятие  «Слово

 Составление предложений о семье.

5

Правила поведения на уроке. Беседа: «Игрушки и учебные вещи».              

Привитие учащимся навыков учебной деятельности.

Наличие навыков, сопутствующих адекватной   учебной деятельности:

- сидеть за партой;

- вставать;

- слушать учителя;

- поднимать руку;

- входить в класс и выходить.

Дифференциация учебных принадлежностей и игрушек.

С. 8 - дифференциация основных цветов и заданных групп предметов; составление разносложных слов

6

Предложение. Определение (на слух) количества слов в предложении, составление предложений по картинке

Развитие устной речи учащихся. Уточнение и развитие слухового восприятия. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения.

Определение количества слов в предложении.

 Навык составления предложения с опорой на иллюстрацию.

С.9 - составление двусложных предложений  и их схем с опорой на предметные картинки

7

Обучение разучиванию короткого стихотворения с голоса учителя. Беседа: «Режим дня»  

Развитие устной речи учащихся. Уточнение и развитие слухового восприятия. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения.

Выполнение простых поручений учителя  по словесному заданию.

Деление двусоставного предложения на слова.

С. 10 - рассказывание наизусть стихотворения, разученного с голоса учителя;  активное участие в беседе по теме урока с опорой на серию сюжетных картинок.

8

Различение звуков окружающей действительности. Беседа: «Занятия детей».  

Развитие устной речи учащихся. Уточнение и развитие слухового восприятия. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения.

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Составление простых предложений учащимися по теме беседы.

С.11 - -  рассматривание иллюстраций, выделение отдельных деталей, ответы на вопросы  учителя, самостоятельные высказывания по предложенным темам; составление двусложных предложений.

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Знать, что такое общение и какова его роль в жизни человека.

Уметь оценивать правильность поведения как своего, так и товарища.

9

Деление простых по структуре слов на слоги. Различение звуков в звукосочетаниях.                                                  

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Практический навык определения количества слогов в словах. Составление предложений на тему: «Сбор урожая в саду».

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

С.12 -  рассматривание иллюстраций, выделение отдельных деталей, ответы на вопросы  учителя, самостоятельные высказывания по предложенной теме;  деление слов на слоги путём составления схем слова.

10

Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (л, а, у).

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Деление слов на слоги. Выделение в слогах гласного звука, составление предложений на тему: «Сбор урожая в поле и на огороде».

С. 13 - рассматривание иллюстраций, выделение отдельных деталей, ответы на вопросы  учителя, самостоятельные высказывания по предложенной теме;  деление слов на слоги путём составления схем слова.

 Развивающая игра «Во саду ли в огороде».

 Запоминание названий огородных и садовых культур

11

Выделение в словах звука [а] в начале слова. Беседа: «Осенние изменения в природе».                                                  

Выработка у учащихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова.

Узнавание и называние звука [а] в начале слова. Подбор слов, начинающихся со звука [а].

С. 14 – ответы на вопросы по содержанию иллюстраций;  выделение в словах заданного звука с голоса и с опорой на картинку и схему слова.

12

Выделение звука [у] в начале слова. Разучивание стихотворения с голоса учителя

Выработка у учащихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова.

Определение первого звука в слове.

Развитие навыка слухового восприятия и воспроизведения стихотворного текста.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 15 - ответы на вопросы по содержанию иллюстраций;  выделение в словах заданного звука с голоса и с опорой на картинку и схему слова.

13

Выделение звука [м] в начале слова. Беседа: «Лес осенью. ОБЖ в лесу».  

Выработка у учащихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова.

Различение звука [м] в словах-названиях предметов на картинках и воспринимаемых на слух.

Участие  детей в беседе по теме НРК.

С. 16 ответы на вопросы по содержанию иллюстраций;  выделение в словах заданного звука с голоса и с опорой на картинку и схему слова.

14

Пересказ сказки (с помощью учителя) с опорой на иллюстрацию и вопросы учителя.                                                      

Развитие устной речи учащихся. Уточнение и развитие слухового восприятия. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения.

Уточнение и развитие слухового восприятия. Развитие умения следить за последовательностью изложения.

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного и по иллюстрациям к тексту.

С. 17 - рассказывание и  посильное  инсценирование сказки с опорой на серию сюжетный картинок

15

Обучение пересказу сказки «Репка».

Развитие устной речи учащихся. Уточнение и развитие слухового восприятия. Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения.

Развитие речевого слуха и формирование речевого воспроизведения.

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного и по иллюстрациям к тексту.

С. 18 - рассказывание и  посильное  инсценирование сказки с опорой на серию сюжетный картинок

Букварный период 139 ч.

16

Звук и буква Аа. Практическое знакомство с гласным звуком

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Составление по картинке предложений. Соотношение звука и буквы А. Печатная буква а.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 19 - выделение изучаемого звука в заданных словах, составление схем слов.

17

Звук и буква Уу. Дифференциация букв А-У.                                                            

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Различение букв А-У при чтении и звуков [а] [у] на слух. Выделение звуков и букв А-У в начале и на конце слова.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 20 - выделение изучаемого звука в заданных словах, составление схем слов; дифференциация звуков и букв а-у.

18

Образование и чтение слов из букв А-У. Использование этих слов при составлении рассказа по картинке.          

Образование и чтение слогов из изученных букв.

Чтение слов с буквами А-У с протяжным произношением. Составление рассказа по сюжетной картинке из 2-3 предложений.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 21 – чтение  слогов и слов с буквами а-у; активное участие в беседе  по содержанию сюжетной иллюстрации.

19

Звук и буква Мм. Практическое знакомство с согласным звуком

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Чтение, узнавание, различение изученных букв.

Понятие согласного звука.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С.22 - выделение изучаемого звука в заданных словах, составление схем слов.

20

Образование и чтение закрытых, двузвуковых слогов. Беседа: «Чистота – залог здоровья».                                              

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Формирование навыка слияния звуков в слоги и их чтение.

Ответы на вопросы учителя с опорой на иллюстрацию. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий.

С. 23 - – чтение  слогов и слов с буквами а-у-м; активное участие в беседе  по содержанию сюжетных иллюстраций.

21

Образование и чтение открытых двузвуковых слогов, слов из этих слогов.  

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур (ам, ма).

Слияние звуков в открытые слоги. Чтение слогов и слов.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 24 – чтение слогов, слов и предложения  с буквами а-у-м.

22

Составление, чтение и печатание слов из изученных букв.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур (

Дифференциация изученных букв. Соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги, составление слов из слогов.

Печатание слогов и слов под диктовку. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 25 - чтение слогов, слов и предложения  с буквами а-у-м; составление рассказа по сюжетной картинке после предварительной работы.

23

Составление, чтение и печатание слов из изученных букв.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Дифференциация изученных букв. Соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги, составление слов из слогов.

Печатание слогов и слов под диктовку. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 25 - чтение слогов, слов и предложения  с буквами а-у-м; составление рассказа по сюжетной картинке после предварительной работы.

24

Звук и буква Оо. Определение количества звуков и букв в словах

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Дифференциация изученных букв (гласных и согласных).

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 26 - чтение слогов, слов и предложения  с буквами а-у-м-о; составление рассказа по сюжетной картинке после предварительной работы

25

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с изученными буквами

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Формирование навыка чтения  слогов и слов с изученными буквами.

Печатание слогов и слов с голоса учителя. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С.27  - образование и чтение слогов и слов с изученными буквами

26

Составление и чтение слов из знакомых слогов

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Чтение слогов и слов. Их звуко-буквенный анализ. Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий.

С.28  -   образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

27

Составление и чтение слов из знакомых слогов.                                                  

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  

местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Чтение слогов и слов. Их звуко-буквенный анализ. Составление предложений и рассказа по сюжетной картинке. Использование

 предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий.

 Составление рассказа по картинке на стр.28

28

Звук и буква Сс. Анализ слов с буквой С в различных позициях.                      

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Выделение звука и буквы С [с] в начале и конце слова.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 29 -  чтение слогов, слов и предложения  с буквами а-у-м-о-с; составление рассказа по сюжетной картинке после предварительной работы Разучивание скороговорки.

29

Образование и чтение открытых и закрытых двузвуковых слогов с буквой С.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Слияние гласного и согласного звуков в слоги.

Чтение слогов по слоговой таблице.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 30 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

30

Составление и чтение слов из знакомых слогов, предложений из освоенных слов.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Составление из букв разрезной азбуки слогов и слов с голоса учителя.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

Составление предложений по сюжетной картинке. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий.

С. 31 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

31

Звук и буква Хх. Образование и чтение открытых и закрытых слогов

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Выделение нового звука и буквы в различных позициях. Звуко-буквенный анализ слогов, их печатание.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 32 -  чтение слогов, слов и предложения  с буквами а-у-м-о-с-х; составление рассказа по сюжетной картинке после предварительной работы

32

Определение количества букв и слогов в словах с буквой Х.                            

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Формирование навыка чтения слов и предложений с изученными буквами.

 Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 33 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

33

Определение количества букв и слогов в словах с буквой Х

Формирование навыка чтения слов и предложений с изученными буквами.

С. 33 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

 Составление рассказа по картинке на стр. 33. Четкое произношение и запоминание названий рыб

34

Чтение слов и предложений с изученными буквами

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Печатание слогов и слов с голоса учителя после звуко-буквенного анализа.

 Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

Чтение текста «Уха!»

С. 34 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами.

Отгадывание загадок

35

Восстановление деформированных слов, чтение повествовательных и восклицательных предложений

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Звуко-буквенный анализ деформированных слов.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

Дифференциация знаков на конце предложения.

С. 35 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами 

Упражнять в плавном слоговом чтении слов и коротких предложений

36

   Определение позиции изученных букв в словах

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Составление слов по схеме и предметной картинке на стр. 36

Отработка плавного слогового чтения слов и предложений: Ма-ма! О-са! Му-ха! Ма-ма са-ма.

37

Звук и буква Шш

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Составление слов по схеме и предметной картинке на стр.37

38

Составление и чтение из слов с буквой Ш и двусложных предложений.                

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур

Соотношение звуков с соответствующими буквами.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 38 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

39

Составление и чтение из слов с буквой Ш и двусложных предложений.              

С. 38 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

,Разучивание скороговорки. 

Упражнять в плавном слоговом чтении слов и коротких предложений

40

Дифференциация звуков С-Ш

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Чтение слогов, слов, предложений с буквами С-Ш. Звуко-буквенный анализ.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 39 - образование, чтение и дифференциация слогов и  слов с буквами с-ш. Фонематическое лото «звонкий-глухой»

41

Дифференциация звуков С-Ш

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Чтение слогов, слов, предложений с буквами С-Ш. Звуко-буквенный анализ.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 39 - образование, чтение и дифференциация слогов и  слов с буквами с-ш.

42

Звук и буква Лл. Выделение звука и буквы в различных позициях.

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Повторение и дифференциация изученных букв.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 40 - узнавание звука и буквы л, чтение слогов, слов и предложений, чтение наизусть разученного стихотворения.

43

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Навык плавного слогового чтения. Чтение простых предложений и текста из 4-х предложений.

 Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий при составлении самостоятельных ответов на вопросы.

С. 41 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

44

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  

местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Звуко-буквенный анализ слов, состоящих из одного закрытого слога.

Практическое различение слов, сходных по

 звуковому составу.

С. 42 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами

Запоминание предметов мебели

45

Звук и буква ы. Практическое определение единственного и множественного числа

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Понятие единственного и множественного числа на практических примерах.

Дифференциация изученных букв и звуков.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 43 - образование и чтение слогов, слов с буквой  -ы-, дифференциация групп слов: «один-много».

46

Чтение предложений и текстов с изученными буквами. Беседа: «Правила личной гигиены».                        

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Упражнения в образовании ед. и мн. числа, составление предложений с этими словами.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 44 - образование и чтение слогов, слов с изученными буквами, дифференциация групп слов: «один-много».

Отработка навыков плавного слогового чтения.

47

Звук и буква Нн.                      

Знакомство с согласным звуком и буквой Н; выполнять графический анализ буквы.Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Определение места заданного звука и буквы в слове. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 45 - узнавание звука и буквы н, чтение слогов, слов и предложений, чтение наизусть разученного стихотворения.

48

Чтение слов с буквой Н. Составление и чтение предложений и текста с данными словами

Дифференциация изученных букв, навык плавного слогового чтения.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Отработка навыков плавного слогового чтения.

 Разучивание скороговорки

49

Чтение слов с буквой Н. Составление и чтение предложений и текста с данными словами

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Познавательная игра «Моя квартира».

Составление рассказа по картинке на стр.47

50

Звук и буква Рр

Знакомство с согласным твердым и мягким звуком и буквой Р.

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

С. 48 - узнавание звука и буквы р, чтение слогов, слов и предложений,

51

Образование и чтение слов из усвоенных ранее слогов.                                

Составление слов по слоговым таблицам. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С.49 -   составление слогов и слов, восстановление деформированных слов

 Отгадывание загадок

Отработка навыков плавного слогового чтения.

52

Чтение текста, состоящего из ранее усвоенных слов. пересказ текста с опорой на иллюстрацию.      

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Восстановление деформированных слов путем образования множественного числа (шар – шары…).

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 50 – чтение слов и предложений с этими словами; составление предложений с опорой на иллюстрацию.

53

Дифференциация Л-Р.        

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Чтение предложений из слов, знакомых учащимся. Определение количества слов в предложении.

С. 51 -  составление и чтение слов с буквами л-р и предложений с этими словами;  правильное употребление в устной речи форм мужского и женского рода.

54

Дифференциация Л-Р.        

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Чтение предложений из слов, знакомых учащимся. Определение количества слов в предложении.

С. 52 -  составление и чтение слов с буквами л-р и предложений с этими словами;  правильное употребление в устной речи форм мужского и женского рода.

 Орфографически четкое произношение слов за учителем

55

Чтение текста по цепочке. Составление рассказа по сюжетной

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Дифференциация согласных и гласных звуков.

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий.

С. 53 -  чтение связного текста на время, пересказ по  вопросам учителя с опорой на иллюстрацию.

 Запоминание диких животных

56

Звук и буква Кк.                    

Знакомство с согласным твердым и мягким звуком и буквой К.

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Составление односложных слов состоящих из трех букв с голоса учителя. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 56 - узнавание звука и буквы к, чтение слогов, слов и предложений.

Чистоговорки.

57

Восстановление деформированных слов с буквой К. Слова синонимы

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Чтение текста. Пересказ с опорой на иллюстрацию.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 57 - чтение слов и предложений с этими словами; составление предложений с опорой на иллюстрацию.

58

Составление и чтение слов, состоящих из двухбуквенных и трехбуквенных слогов.      

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Звуко-буквенный анализ составляемых слов.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 58 - составление и чтение двусложных и трёхсложных слов, печатание слогов и слов с голоса.

59

Звук и буква Пп.

Обучение чтению текста по ролям

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Отработка навыков плавного слогового чтения по ролям.

Выделение звука и буквы П в различных позициях. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

Составление рассказа по картинке на стр. 59.

Беседа «Правила поведения за столом»

Запоминание названия посуды

60

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале

С. 60 - составление и чтение слогов и слов, чтение предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию

Отработка навыков плавного слогового чтения

Ответы на вопросы учителя по картинке на стр.60

61

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале

С. 61 -и чтение слогов и слов, чтение предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию

Отработка навыков плавного слогового чтения

62

Чтение 2-3 сложных предложений и текста. Пересказ прочитанного с опорой на иллюстрацию

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Определение количества слов в предложении.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 62 - чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию.

 Составление предложений о цирке.

63

Составление, чтение, звуко-буквенный анализ 2-3 составных слов.              

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Правило «большой буквы», навык слогового, протяжного чтения. Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

С. 63 - чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию.

64

Звук и буква Тт

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове

С. 64 - узнавание звука и буквы т, чтение слогов, слов и предложений.

Отработка навыков плавного слогового чтения по ролям.

Отгадывание загадок на тему «инструменты»

65

Составление слов по слоговой таблице. Чтение текста с новыми словами.  

Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение  местонахождения их в слогах и словах. Составление и чтение слогов и слов из усвоенных слоговых структур.

Определение количества предложений в тексте.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 65 - чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию.

66

Анализ содержания текста. пересказ с опорой на иллюстрацию

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Слитное, плавное, слоговое чтение знакомого текста. Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий.

С. 66 - чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию.

Запоминание инструментов

67

Звук и буква Ии.  

Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове.

Участие  детей в беседе по вопросам и иллюстрациям.

С. 67 - узнавание звука и буквы и, чтение слогов, слов и предложений.

68

Практический навык согласования слов в числе и роде

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи.

Составление и чтение из усвоенных слоговых структур.

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

С. 68, -чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию

Упражнение в чтении текстов «Куклы».

Составление рассказа об игрушках

69

Практический навык согласования слов в числе и роде

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи.

Составление и чтение из усвоенных слоговых структур.

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий.

С. 69 -чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию

Запоминание деревьев

70

 Звук и буква Ии как показатель мягкости

Ответы на вопросы по теме «семья»

Вставка пропущенных букв в словах под картинками.

71

Правило чтения и написания сочетания Ши. Чтение слов с сочетанием Ши

Чтение рассказа «Малыши»

Дифференциация изученных букв. Чтение слов и предложений с изученными слоговыми структурами.

Знакомство с правилом написания стр. 71

72

Звук и буква Зз.                          

Выделение нового звука и буквы в различных позициях. Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 72 - узнавание звука и буквы з, чтение слогов, слов и предложений.

Чтение текстов «Роза»

73

Чтение 2-3 составных слов со звуком и буквой Зз в различных позициях.  

Практическое согласование слов в падеже.

Определение количества слов в предложении, воспринимаемом на слух.

С. 73 - чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию

Чтение слов с изученными буквами, рассказа «Коза». Р/р: составление предложений о домашних животных

74

Чтение 2-3 составных слов со звуком и буквой Зз в различных позициях

Практическое согласование слов в падеже.

Определение количества слов в предложении, воспринимаемом на слух

С. 73 - чтение  слов, предложений и связных текстов, пересказ с опорой на иллюстрацию

75

Дифференциация С-З. Чтение слов из усвоенных слоговых структур.        

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Практическое согласование слов в падеже.

Определение количества слов в предложении, воспринимаемом на слух.

С. 74 – различение при чтении звуков с-з;  сравнение слов с с-з по звучанию, написанию и лексическому  смыслу.

76

Дифференциация С-З. Чтение слов из усвоенных слоговых структур.        

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Практическое согласование слов в падеже.

Определение количества слов в предложении, воспринимаемом на слух.

77

Чтение и анализ содержания связного текста.                                                  

Беседа « Зимние забавы детей»

С. 75 Упражнение в чтении  текста « Зима»

Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение. – различение при чтении звуков с-з;  сравнение слов с с-з по звучанию, написанию и лексическому  смыслу.

78

Чтение и анализ содержания связного текста.                                                  

Закрепление навыка ориентирования в тексте.

Организованное участие в беседе. Составление предложений на основе увиденного или описанного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

С.75 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

79

Чтение и анализ содержания связного текста.                                                  

 Обучение пересказу. Составление предложений на тему «Зима»

Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение.

Плавное чтение по слогам слов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

80

Звук и буква Вв.                

Знакомство с согласным звуком и буквой. Отработка навыков плавного слогового чтения.

Подбор слов по схеме и иллюстрации с заданной позицией звука и буквы Вв.

Составление предложений на основе увиденного или описанного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

81

Звук и буква Вв.            

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

С. 76 - узнавание звука и буквы в, чтение слогов, слов и предложений

 Беседа о зимующих птицах.

82

Чтение слов и предложений с усвоенными словами.                                        

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Отработка навыка плавного слогового чтения.

Ориентировка в тексте, чтение по цепочке связного текста.

Организованное участие в беседе.

С.77 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

83

Чтение связного текста, анализ содержания с опорой на иллюстрацию

Введение понятия – «полное имя». Определение начала и конца предложения в тексте.

Ориентировка в тексте, чтение по цепочке связного текста.

Организованное участие в беседе.

84

Чтение связного текста, анализ содержания с опорой на иллюстрацию

С.78 – чтение связного текста «Наши повара» после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

Отработка навыков плавного слогового чтения

85

Звук и буква Жж

Знакомство с  твердым согласным звуком и буквой.

Правописание сочетаний жи-ши. 

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Организованное участие в беседе. Составление предложений на основе увиденного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

С. 79 - узнавание звука и буквы ж, чтение слогов, слов и предложений.

86

Чтение связного текста с усвоенными словами, анализ содержания с опорой на иллюстрацию.    

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Ориентировка в тексте, чтение по цепочке связного текста.

Организованное участие в беседе. Составление предложений на основе увиденного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

С. 80 - самостоятельное чтение по заданию учителя слов и предложений  в учебнике.

87

Чтение слов с сочетанием Жи. Правило чтения и написания слов с сочетанием Жи.  

Вставка пропущенных букв в словах под картинками.

Составление слов с изученными буквами из слогов (по слоговой таблице).

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 81 - правильное чтение и печатание слов с сочетаниями жи-ши.

88

Дифференциация букв Ш-Ж в слогах и словах.  

Чтение, анализ состава предложений, соотнесение их по смыслу с соответствующими иллюстрациями.

С. 82 - правильное чтение и печатание слов с сочетаниями жи-ши.

89

Дифференциация букв Ш-Ж в слогах и словах.  

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова

Четкое произношение слов с этими звуками

Отработка навыков плавного слогового чтения

90

Дифференциация сочетаний Ши, Жи в словах

Навык чтения рассказа. Анализ содержания с опорой на личный опыт детей.

 Составление предложений на основе увиденного или описанного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где

С. 83 - правильное чтение и печатание слов с сочетаниями жи-ши.

Беседа: «Игры детей в зимнее время».

91

Звук и буква Бб. Чтение усвоенных слоговых структур.

Знакомство со звуком и буквой. Звуко-буквенный анализ слов.

Определение места буквы и звука в словах в различных позициях.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 84 - узнавание звука и буквы б, чтение слогов, слов и предложений

92

Чтение слов с изученными буквами и связного текста из простых распространенных предложений

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на вопросы по содержанию связного теста. Использование предлогов  и некоторых наиболее употребительных наречий.

Чтение связного текста по цепочке с соблюдением интонации конца предложения.

С.85 – чтение связного текста «Барабан»  после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

93

Чтение, анализ, пересказ связного теста «Рыбалка

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря.  Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

94

Дифференциация звуков и букв Б-П.                                                  

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова

Четкое произношение слов с этими звуками

Отработка навыков плавного слогового чтения

 Разучивание отрывка из сказки «Муха Цокотуха»С. 86, 87 – составление и печатание под диктовку букв, слогов, слов

95

Звук и буква Гг.                        

Выделение звука [г] в различных позициях (начало, середина, конец слова).

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 88 - узнавание звука и буквы г, чтение слогов, слов и предложений.

Запоминание домашних птиц

96

Чтение, анализ содержания рассказа «Гости».                                                  

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

С.89 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

97

Дифференциация звуков и букв Г-К в словах и слогах. Рассказ «Игрушки»    

Чтение по цепочке и анализ содержания прочитанного, связного текста по вопросам и сери иллюстраций.

С. 90 – различение при чтении звуков г-к;  сравнение слов с буквами г-к  по звучанию, написанию и лексическому  смыслу.

98

Чтение рассказа «Кира и Вика», анализ с опорой на иллюстрацию

Чтение слитными слогами, определение кол-ва слов в каждом предложении.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 91 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

99

Чтение связного текста, анализ содержания с опорой на иллюстрацию

Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение.

 Ответы на вопросы по тексту на стр.91.

 Составление рассказа на тему: «Моя любимая игрушка»

 Правила обращения с иголкой.

100

Звук и буква Дд.              

Выделение звука в различных позициях.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 92 - узнавание звука и буквы д, чтение слогов, слов и предложений

101

Чтение, анализ содержания связного текста «Садик».                                          

Отработка навыков плавного слогового чтения.

С. 93 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

102

Чтение связных текстов с изученными буквами

Плавное чтение по слогам слов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

С. 94 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

103

Дифференциация звуков и букв Д-Т.

Выполнение звуко-буквенного анализа читаемых слов.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 95 – различение при чтении звуков д-т;  сравнение слов с буквами д-т  по звучанию, написанию и лексическому  смыслу.

104

 Чтение предложений и текста

Формирование ответов на вопросы по содержанию

Чтение рассказов, ответы на вопросы.

 Составление  рассказа из 3-5 предложений «Мои домашние обязанности».

105

Звук и буква й. Чтение с буквой й на конце слова.                                       с. 96

Выделение указанного звука в читаемых словах, определение позиции его в слове.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 96 - узнавание звука и буквы й, чтение слогов, слов и предложений

106

Чтение слов с й в середине слова.

С. 97 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

Работа над рассказом «Лайка и зайка»

107

Образование новых форм слов. Чтение слов, предложений с изученными буквами

Плавное, слитное, слоговое чтение слов и образованных от них форм.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 98– чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

108

Дифференциация звуков и букв И-Й.

Чтение, звуко-буквенный анализ слов  со звуками и буквами И-Й.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 99 – различение при чтении звуков и-й;  сравнение слов с буквами и-й  по звучанию, написанию и лексическому  смыслу.

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

109

Дифференциация звуков и букв И-Й.

Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение.

 С.99 чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

110

Знакомство с буквой Ь. Практическое выделение твердых и мягких согласных.

Практическое различение при чтении  пройденных звуков, дифференциация букв, не обозначающих звуков. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изученными вновь, и слов с разделительным ь.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 96 - узнавание буквы ь, чтение слогов, слов и предложений.

Запоминание названий рыб нашего района

111

Чтение слов с Ь на конце слов.    

Практическое различение при чтении  пройденных звуков, дифференциация букв, не обозначающих звуков. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изученными вновь, и слов с разделительным ь.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с деформированными словами,  вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

С. 101 – самостоятельное чтение слов с ь на конце слова.

Составление рассказа «Я помогаю маме»

112

Чтение слов с Ь в середине слов.  

Практическое различение при чтении  пройденных звуков, дифференциация букв, не обозначающих звуков. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изученными вновь, и слов с разделительным ь.

С. 102 – самостоятельное чтение слов с ь в середине  слова

Беседа «Виды спорта»

113

Чтение слов, предложений. Текстов с изученными буквам

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

114

Работа над связным текстом: чтение по цепочке, по ролям, выборочно («В саду»).

Навык правильного, слогового, плавного чтения.

Составление предложений на основе увиденного или описанного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

С. 104 -самостоятельное чтение текста после словарной работы.

115

Работа над рассказом «Зоопарк» (чтение по цепочке, выборочно, ответы на вопросы по содержанию текста).    

Дифференциация изученных букв. Плавное, слоговое чтение слов с изученными буквами.

Составление предложений на основе увиденного или описанного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

  Чтение учителем рассказов о тигре, морже.

116

Звук и буква Ее.                  

Знакомство со звуком и буквой. Звуко-буквенный анализ слов.

Определение места буквы и звука в словах в различных позициях.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 106 - узнавание звука и буквы е, чтение слогов, слов и предложений

Беседа: «Лесные жители».

117

Чтение слогов, слов со звуком и буквой Ее. Рассказ «У реки

С. 107– чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие.

 Беседа «Как вести себя на реке»

118

Чтение, анализ, работа над пересказом рассказа «В лесу».                          

Плавное чтение по слогам слов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

 Заучивание названий грибов, деление на слоги.

119

Звук и буква Ёё. Рассказ «Ёлка».  

Составление распространенных предложений, ответы на вопросы по содержанию прочитанного рассказа

С. 109 - узнавание звука и буквы ё, чтение слогов, слов и предложений

120

  Составление и чтение слов с мягкими согласными

Звуко-буквенный анализ слов.

Определение места буквы и звука в словах в различных позициях.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу

121

Чтение слов с буквой Ё. Чтение рассказа «Самолет».                                  

С. 110– чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводя

Отработка чтения и понимания текста

Пересказ содержания по опорным словам и иллюстрации.

122

Чтение предложений и текстов с усвоенными языковыми структурами.      

Плавное чтение по слогам слов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

Дидактическая игра «Чей малыш»

123

 Чтение предложений и текста

Отработка чтения и понимания текстов. Выборочное чтение.

Разучивание пословиц и поговорок

124

Звук и буква Яя.                    

Выделение звука и буквы Я в различных позициях.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 112 - узнавание звука и буквы я, чтение слогов, слов и предложений

125

Чтение слогов, слов, предложений с буквой и звуком Я

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

 Подбор слов со звуком «йа».

126

Чтение слогов, слов, предложений с буквой и звуком Я.                                  

Звуко-буквенный анализ слов с изученными буквами. Слогообразующая роль гласных.

С. 113 - узнавание звука и буквы я, чтение слогов, слов и предложений

 Составление рассказа « Мое любимое занятие»

127

Чтение слов, предложений, текстов с усвоенными слоговыми структурами. Рассказ «На поляне».                                

Дифференциация изученных букв и звуков. анализ содержания прочитанного текста по вопросам и опорным словам.

С. 114– чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

128

Звук и буква Юю

Выделение звука и буквы Ю в различных позициях.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 115- узнавание звука и буквы ю, чтение слогов, слов и предложений

129

Дифференциация У-Ю. Чтение слогов и слов с этими буквами.      

Звуко-буквенный анализ слов с буквами У-Ю.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 116 – различение при чтении звуков у-ю;  сравнение слов с буквами у-ю  по звучанию, написанию и лексическому  смыслу.

 Беседа на тему  «Морской транспорт»».

130

Чтение, анализ содержания, работа над рассказом «Клюква».                    

Различные виды работы над текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы, пересказ.

 Работа с деформированными словами,  вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Участие  детей в беседе

С. 117 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

Беседа: «Лесные  ягоды»

131

Звук и буква Цц.

Выделение звука и буквы Ц в различных позициях.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 118- узнавание звука и буквы ц, чтение слогов, слов и предложений

132

Чтение слов, предложений, текстов с усвоенными слоговыми структурами. Рассказ «Мой отец»

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова (в зависимости от того в каком положении звук легче выделяется)

 Составление предложений о профессиях людей

133

Чтение слов и предложений со звуком и буквой Ц. Рассказ «Курица и лисица».

Навык плавного, слогового, правильного чтения предложений и текста с усвоенными языковыми структурами.

Работа с деформированными словами,  вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

С. 119 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

Беседа «Домашние птицы»

134

Звук и буква Чч.                          

Выделение звука и буквы Ч в различных позициях.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 120- узнавание звука и буквы ц, чтение слогов, слов и предложений

135

Чтение слов и предложений со звуком и буквой Ч. Рассказ «Игры детей»

Звуко-буквенный анализ слов со звуком и буквой Ч. Работа над пересказом текстов по опорным словам и вопросам.

136

Чтение слов, предложений, текстов с усвоенными слоговыми структурами. Рассказ Милка и Жучка»

Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

С. 121 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

137

Чтение слов, предложений, текстов с усвоенными слоговыми структурами Работа над текстом «Урок».    

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

С. 122 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

138

Чтение и правописание сочетаний Ча-Чу, слов с этими сочетаниями

Звуко-буквенный анализ слов с сочетаниями Ча-Чу.

Составление предложений на основе увиденного или описанного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

С. 123 - правильное чтение и печатание слов с сочетаниями ча-чу.

139

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба

С. 124 – чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

Пересказ сказки

140

Звук и буква Щщ.  

Выделение звука и буквы Щ в различных позициях.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

С. 125- узнавание звука и буквы щ, чтение слогов, слов и предложений

141

Чтение слов с сочетаниями  Ща, Щу

Дифференциация слов с сочетаниями Ча, Ща, Чу, Щу. Правило чтения и написания.

С. 126 - правильное чтение и печатание слов с сочетаниями ща-щу.

142

Чтение слов с сочетаниями Ча - Ща, Чу-Щу.                                              

Дифференциация слов с сочетаниями Ча, Ща, Чу, Щу. Правило чтения и написания.

Чтение наизусть короткого стихотворения, разученного с голоса учителя.

С. 127 - правильное чтение и печатание слов с сочетаниями ча-ща чу-щу.

143

Чтение слов с сочетаниями Ча - Ща, Чу-Щу.                                              

Дифференциация слов с сочетаниями Ча, Ща, Чу, Щу. Правило чтения и написания.

С. 128 - правильное чтение и печатание слов с сочетаниями чу-щу.

144

Звук и буква Фф  

Выделение звука и буквы Ф в различных позициях. Различение звука на слух и в произношении.

Практическое различение слов, сходных по звуковому составу.

Вставка пропущенных букв в словах под картинками.

С. 129- узнавание звука и буквы ф, чтение слогов, слов и предложений

145

Чтение усвоенных языковых структур со звуком Ф.

Звуко-буквенный анализ слов со звуком  буквой Ф. Составление  слов из букв и слогов разрезной азбуки.

Работа с деформированными словами,  вставка пропущенной буквы в словах под картинками

Беседа  на тему «Профессии людей»

146

Дифференциация  звуков и букв в-ф.

Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твёрдых и мягких.

Звуко-буквенный анализ слов со звуком  буквой Ф.

С. 131  дифференциация  звуков и букв в-ф, чтение слогов, слов и предложений

147

 Чтение слов, предложений, текстов с усвоенными слоговыми структурами

Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного

148

Звук и буква Ээ.              

Выделение звука и буквы Э в различных позициях.

Различение  изученных звуков на слух и в произношении.

С. 132 -  узнавание звука и буквы э, чтение слогов, слов и предложений

149

Звук и буква Ээ

Правильное и отчётливое произношение изучаемого звука, различение его в начале и конце слова

 Подбор слов со звуком «Э»

150

 Чтение слов, предложений, текстов с усвоенными слоговыми структурами

Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи при составлении самостоятельных ответов на вопросы по содержанию прочитанного,

151

Буква Ъ. Чтение слов с Ъ

Понятие разделительного Ь и Ъ знаков. Навык чтения слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

Адекватное слушание и восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию.

С. 134 - узнавание буквы ъ, чтение слогов, слов и предложений

152

Буква Ъ. Чтение слов с Ъ.        

Практическое различение при чтении  пройденных звуков. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изученными вновь, и слов с разделительным ъ.

С. 135- узнавание буквы ъ, чтение слогов, слов и предложений

153

 Разделительный ь

Практическое различение при чтении  пройденных звуков. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изученными вновь, и слов с разделительным ъ

154

Чтение слов и предложений со звуком и буквой ь. Рассказ «Наша семья»

Адекватное слушание и восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию.

Навык плавного, слогового, правильного чтения предложений и текста с усвоенными языковыми структурами.

С. 135 – чтение связного текста «Наша семья» после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

Повторение пройденного за год 11 ч.

155

Слушание, чтение и отгадывание загадок «Когда это бывает?»  

Слоговое, плавное, правильное чтение.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста с опорой на иллюстрацию.

 Беседа «Времена года».

Разучивание стихотворения

156

Чтение стихов  А.Л.Барто. «Мячик», «Кошка».

Слоговое, плавное, правильное чтение.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста с опорой на иллюстрацию.

С. 137- чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

Заучивание наизусть стихотворения

157

Чтение рассказа Л.Н.Толстой «Чиж»,

Плавное чтение по слогам сов, предложений и короткого текста из букваря. Правильное употребление форм знакомых слов в устной речи.

158

Чтение рассказа Л.Н.Толстой «Котята».

Слоговое, плавное, правильное чтение.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста с опорой на иллюстрацию.

 Игра «Большой-маленький»

Беседа «Бережное отношение к животным»

159

Чтение рассказа. Чтение рассказа Л.Н.Толстой «Верный друг».  

С. 139 - чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы

160

Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок

 Составление предложений на основе увиденного или описанного действия, добавление к ним пояснительного слова по вопросам: что? чем? куда? где?

Работа над составлением рассказа по сюжетным картинкам.

161

Чтение стихотворения «Что мы сажаем…». Чтение предложений с изученными буквами.    

С. 140-141 чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

 Беседа «Бережное отношение к растениям

Заучивание стихотворения

162

Чтение рассказа «Светофор». Чтение предложений с изученными буквами.    

Слоговое, плавное, правильное чтение.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста с опорой на иллюстрацию.

С. 142- чтение связного текста после анализа и чтения трудных слов; пересказ с опорой на иллюстрацию и наводящие вопросы.

163

Чтение рассказа «Светофор»

Совершенствование навыков чтения и понимания учебного текста.

 Беседа «Правила перехода улицы»

164

Повторение пройденного за год по теме «Звуки и буквы».

Обобщение и систематизация знаний

165

 Обобщающий урок по теме: «Спасибо, букварь!»

Чтение стихов о букваре, буквах, сценки, песни.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

1. Воронкова, В.В., Коломыткина, И.В. Букварь: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / 1 класс. – М.: Просвещение, 2007. – 142 с.

1.Программа 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, М., Просвещение, 2011

2..Волкова, Л.Логопедия / Под ред. Л.Волковой.  – М.: Просвещение, 1997.

3.Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.,1997.

4..Рудченко, Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс / авт. – сост. Л.И. Рудченко. Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.

5.Успенская, Л.П., Успенский, М.Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников:  Учпедгиз. Москва, 1960. – 205 с.

1.Сюжетные картины: «Первое сентября», «Семья», «Фруктовый сад», «Огород», «В лесу», «На поляне», «Урок».

2.Картинки по теме: «Утро школьника», «Режим дня».

3.Иллюстрации к сказке: «Колобок», «Репка»

4. Предметные картинки для изучения каждой цифры.

5. Алфавит.

6. Кассы букв и слогов.

7. Звуковая линейка.

8. Наборное полотно.

9. Таблицы: «Сад», «Зоопарк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 4 классе по чтению и развитию речи. Тема: И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

1. Краткое описание. В урок включены разнообразные виды учебной работы, направленные на развитие навыков правильного и осознанного чтения вслух целыми словами,  развитие связной речи, ...

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....

Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...

Иван Сергеевич СОКОЛОВ -МИКИТОВ. "Зима в лесу".

Ну, ребята, был звонок.Начинается урок.Повернитесь все назад,Гости там у нас сидят.Мило улыбнитесь,Обратно повернитесьИ тихонечко садитесь!...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».

Конспект урока по  литературному  чтению в 3 классе по теме «Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек». Цель: формирование грамотного читателя через актив...

И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»

Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.Серебрятся на солнце сугробы. Всеми  цветами радуги сверкает снег.Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежн...