И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.
Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег.
Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками.
Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема урока: И. С. Соколов – Микитов «Зима в лесу»
Гецаева Л П –
учитель начальных классов
Дигора
Цели урока:
Знакомство детей с произведением И Соколова-Микитова «Зима в лесу».
Развитие интереса к чтению через беседу о красоте родной природы и подачу информации красочно и наглядно.
Формирование чувства сопричастности к сохранению Земли – нашему дому.
Ход урока:
1 Организация урока
Ну, ребята, был звонок.
Начинается урок.
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь!
- Начинаем урок литературного чтения..
2 Проверка домашнего задания.
«Дети Деда Мороза»
- Сколько детей было у Деда Мороза?
- Что сделал Ветер?
- Какую работу сделал Лед?
- О чем говорил Иней?
- Что рассказала Снежинка?
- Кто лучше помог людям? Почему?
3 Новый материал.
- Ребята, как красива наша природа в любое время года - осенью, зимой, весной, летом.
Закройте глаза и представьте себе такую картину:
Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов.
- Куда мы с вами сейчас перенеслись? ( В зимний лес)
Не эту ли картину вы увидели закрытыми глазами?
Слайды 1-6 (П.И Чайковский «Святки»)
- Что нас окружает зимой в лесу? (Сугробы, деревья, следы, ветер)
- Сегодня мы прочитаем о зимнем лесе в рассказе Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Зима в лесу».
Слайд 7
В 1892 году в семье Сергея Никитича Соколова – управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных, родился мальчик Ваня. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвез его в Смоленск, где определил его в Александровское реальное училище. В училище Соколов – Микитов увлекся идеями революции. За это он был исключен из пятого класса училища.
Иван Сергеевич прожил большую и нелегкую, но интересную жизнь. Написал много замечательных книг
Слайд 8
В их основе – любовь к родной земле, к живущим на ней людям. Книги Ивана Сергеевича еще много лет будут доставлять радость многим поколениям людей, потому что всегда будут дороги им родная земля и ее природа, человечность, доброта и чистое, звучное поэтическое слово.
Слайд 9
- Послушайте рассказ «Зима в лесу» в исполнении Олега Табакова. (Аудио запись)
- О каком времени года рассказал автор?
- Какой зимний лес в этом рассказе? (тихий, холодный, белый, чистый, красивый)
4 Чтение рассказа детьми.
- Что автор говорит о лесе?
-Чьи следы увидел автор на снегу? (Дети подготовили небольшие презентации)
- Прочитайте, что говорится в рассказе о зайце.
Слайды10-12
В наших лесах встречаются зайцы: беляк и русак. Оба летом одинаковые – серо – бурого цвета. Зимой русак светлеет, а беляк меняет шубу на чисто белую. Зайцы очень пугливы, кормятся только ночью, а днем спят. Заяц очень осторожен, он не пойдет прямо к себе домой, а будет петлять, путать следы. Подпрыгивать, от врагов зайцы уходят кругами. Врагов у зайца много: охотники, волки, собаки, лисицы, совы, орлы.
Заяц норку не роет, он когтями разгребает ямку и там спит, прижав уши к спине. В таком окопчике появляются зайчата.
- Найдите и прочитайте, что же говорится в рассказе о белке.
Слайды13-15
Из всех грызунов белка самый резвый, непоседливый зверек. В теплую погоду белка постоянно в движении: она быстро спускается с ели на землю, а потом быстро взлетает по стволу обратно, цепляясь за кору дерева длинными и острыми когтями, или перепрыгивая с ветки на ветку. Шерсть белки рыжеватая по цвету и похожа на сосновую кору. Домов у белки может быть несколько – основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от врага, устроить склад запасов. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами . Основной корм белок – семена хвойных деревьев.
Летом, в жаркую погоду, белка днем прячется в дупле. Еду она ищут только рано утром или поздно вечером. Осенью белка собирает грибы, орехи и желуди – готовит себе пищу на зиму.
Несмотря на свою очень теплую шубу, белка зимой в сильные морозы совсем не выходит из гнезда. Спит 20-22 часа в сутки.
- Прочитайте, что говорится в рассказе о тетереве.
Слайды 16 – 18
- Прочитайте, что говорится в рассказе о медведе.
Слайды 19-23
Медведи бывают бурые , черные и белые.
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мед
Да малину с веток рвет.
В лесах Северной Осетии живет бурый медведь. Это самое крупное животное наших лесов. Они очень сильные, ловкие, быстрые звери. Весит взрослый медведь 350-400кг.
Все лето и осень он копит жир для зимней спячки, питаясь орехами, ягодами, птичьими яйцами и мелкой живностью. Летом, когда вокруг много растительной пищи, медведь не нападает на крупную дичь.
Поздней осенью медведь укладывается в берлогу. Перед залеганием в берлогу он собирает для подстилки разную лесную ветошь и мох, скатывает все это, а затем, пятясь задом, затаскивает в берлогу. Бурые медведи проводят зиму в берлоге и спят. Спят и сосут лапу (живут за счет накопленных жиров) К весне у медведицы появляются медвежата.
- А еще с кем встретился охотник?
Слайды 24-25
5 Озаглавить каждую часть.
1 Заячья радость.
2 Охотник в лесу.
3 В берлоге у медведя. (Мишкины запасы)
- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской. Но сколькими его оттенками!
- Только очень любящий природу человек может увидеть всю ее красоту. Мне хочется , чтобы вы по- доброму относились к природе, любили ее. Запомните три очень важных правила, которые должен выполнять каждый человек:
- охраняй природу;
- береги ее;
- ко всему живому относись по-доброму
Слайды 26,27
6 Домашнее задание
Подготовить пересказ текста «Зима в лесу»
7 Итог урока
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось на уроке…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 4 классе по чтению и развитию речи. Тема: И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»
1. Краткое описание. В урок включены разнообразные виды учебной работы, направленные на развитие навыков правильного и осознанного чтения вслух целыми словами, развитие связной речи, ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
конспект уроа по чтению на тему Иван Сергеевич Соколов - Микитов «ЗИМА В ЛЕСУ» 4 класс
конспект отрытого урока по чтению и развитию речи в 4 классе vIII вида...
И. Соколов-Микитов "Зимой". Работа с текстом
Материал предназначен для внеклассной работы по литературному чтению....
Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )
Эту презентацию можно использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов). Иллюстрации...
Иван Сергеевич СОКОЛОВ -МИКИТОВ. "Зима в лесу".
Ну, ребята, был звонок.Начинается урок.Повернитесь все назад,Гости там у нас сидят.Мило улыбнитесь,Обратно повернитесьИ тихонечко садитесь!...
Внеклассное чтение И.Соколов-Микитов "Весна в лесу"
Презентация к уроку....