Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Наталья Вячеславовна

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс "Школа России" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_cht.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

клщ№

Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Дата

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

По плану

По факту

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

Самое великое чудо на свете (3ч)

1

Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги ДРЕВНЕЙ Руси.






Зачем нужен по литературному чтению  учебник?

Какое чудо  считаете самым удивительным? Какие книги называют рукописными? Как создавалась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор??

Словарь, система условных обозначений, содержание, рукописная книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент, монах, летопись.

Работа с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.) Научится самостоятельно выбирать интересующуюся литературу,

пользоваться справочными источниками для понимания и получения  дополнительной информации, находить и об обобщать необходимую информацию в книге

Р - ориентироваться в учебнике; П - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника);

К- задавать вопросы, обращаться за помощью.

Проявлять уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес и желание рассказывать о прочитанной книге

2.

Первопечатник Иван Федоров

Как создавалась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор??

книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент друкарь, напраслины

Научатся рассказывать о человеке, используя план , оформлять результаты сравнения современных книг и книг древней Руси.

Р. – планировать работу по теме, используя условные обозначения, проверять себя и адекватно оценивать свои достижения; П. –определять тему и главную мысль высказывания; главные слова, подтверждать свой ответ словами из текста. К.- задавать вопросы, обра щаться за помощью

Проявлять активный интерес в изучении темы, понимать назначена книги и ее ценность.

3

Урок -  обобщение по теме « Самое великое чудо на свете»





Почему книгу называют великим чудом?

типография

Научатся придумывать рассказы о книге, используя различные  источники информации

Р- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

П-рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;К –  осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Адекватная мотивация.

Устное народное творчество (11ч. )

4

Русские народные песни, небылицы. Народные художественные промыслы.

Произведения прикладного искусства.



Что такое народное творчество? Как слагались народные песни? Когда пелись колыбельные песни?

Разновидности русских народ песен: потешки, колыбельные, пестушки, плясовые, шуточные, лирические. Фольклор, калядка, невзгодою, кликати., лукошко, заклички.

Научатся   различать  виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть  текст русских народных песен

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;П – перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;К –  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Этническое воспитание.

Адекватная мотивация.

Целостное отношение к песням, сказкам,

5

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.






Какие сказки называются докучными? Где возникли  эти  народные промысла? Откуда  получили такое название?

Виды сказок. Докучные сказки

«докука», промысел, гжель, хохлома, дымковская игрушка.

Научатся отличать докучные сказки от других  видов сказок, называть их особенности,

научаться называть виды прикладного искусства.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;    П - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников                        К - строить монологичное высказывание; - вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация.

Целостное отношение к сказке, к  произведениям прикладного искусства

6

7

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».





Как построена волшебная сказка? Как читать диалоги героев волшебной сказки? Зачем народ придумал эту сказку?  В чем смысл сказки?

Чему научила вас эта сказка?

Особенности построения волшебной сказки,  тема , главная мысль, зачин, концовка. Хоромы, сказка

Научатся определять особенности волшебных сказок; ориентироваться в тексте, находить,

сравнивать   и характеризовать героев

Р- работать по предложенному учителем плану;

П - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К читься работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

8

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

Какие русские народные сказки вы знаете? С какими народными сказками познакомимся?

Характеристика героев сказки, Чудесные превращения в сказке, примеры фантастических событий в сказке

Научатся определять особенности волшебных сказок; ориентироваться в тексте, находить,

сравнивать   и характеризовать героев

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;    П - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников                        К - строить монологичное высказывание; - вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

9

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»





Кто окажется настоящим героем сказки? Почему  именно Иван -Царевич приобрел счастье , а не его братья?

Характеристика героев сказки, Чудесные превращения в сказке, примеры фантастических событий в сказке .Караулы,

позарился,

наутёк.,похитник, задолит

Научатся

использовать слова с противоположным значением при

характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев, находить средства выразительности- эпитеты., синонимы, сравнения и т.д.  

Р- работать по предложенному учителем плану;

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Кчиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя)

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального называть основные черты характера героев.

поведения

10

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Деление текста на части. Составление плана. Сравнение художественного и живописного текстов.





Кто обрел счастье в сказке? Чему учит сказка? Почему  важна последовательность событий в сказке?

Характеристика героев сказки, чудесные превращения в сказке, примеры фантастических событий в сказке

Научатся пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;

сравнивать содержания сказок и иллюстрация к ним

Р-- составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); 

-устанавливать причинно-следственные связи;

К- слушать и понимать речь других.

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

11 12

Русская народная сказка «Сивка- Бурка».  Деление текста на части. Составление плана.



Какие испытания выпали на долю Ивана? Какие человеческие качества помогли Ивану обрести счастье? Почему конь стал служить Ивану?

Смысловые части текста сказки, план. Репродукция, иллюстрация. Вещая каурка, баловать, добрая пшеница, худая одежонка

Научатся находить,

сравнивать   и характеризовать героев и анализировать их поступки; делить текст на части, выражать личное отношение к прочитанному.

Р- работать по предложенному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- слушать и понимать речь других

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

13

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

Что является общим для всех  волшебных сказок? Какие

элементы народной  сказки были использованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклорной,

 а чья-действительно

оригинальной. Имеющийлишь отдаленное сходство с народными сказками?

Проект, сказка, основные части сказки.

Научатся определять ,основные части сказки, представлять свою работу.

Р-- составлять план и последова тельность действий;- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

П--устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

К-- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

Адекватная мотивация

14

Обобщение по теме: УНТ .

Какие жанры УНТ ты можешь назвать?

Что означает понятие устное народное творчество?

Что такое  сказка? Какие сказки называются волшебными?

Что такое зачин, присказка. концовка?

Песня, прибаутка, считалка, потешка, пестушка, скороговорка, песенки-заклички, зачин, присказка. концовка

Научатся придумывать свои сказочные истории, сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р--работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;


П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.


Адекватная мотивация

Поэтическая тетрадь  1 (8ч)

15

Знакомство с разделом.Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной  статьи Я. Смоленского.


Какие произведения входят в раздел: стихотворные или прозаические? Каким советам

Я.Смоленского

последуете при чтении стихотворения?

Декламация, правила чтения стихотворений.

Научатся прогнозировать содержания раздела.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Адекватная мотивация

16

Внеклассное чтение. Русские поэты. Стихи об осени.

Каких русских поэтов вы знаете? Какие приметы осени описываются в стихотворении?

Стихотворные произведения, рифма, темп, средства художественной выразительности.

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П -поиск и выделение необходимой информации

К-потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

17

Русские поэты XIX-XX веков.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

Какие рекомендации по выразительному чтению вы можете предложить? Как поэт помог нам  «услышать грозу?»

Какие приметы осени описываются в стихотворении?

Олицетворение,  резвяся, перлы,

проворный, гам, нагорный.

Зефиры (борей). Рифма ,Звук

Речь

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П -поиск и выделение необходимой информации

К-потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

18

Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета. Сочинение- миниатюра  «О чем расскажут осенние листья»

Что изобразил Фет в своем стихотворе нии? Как передает настроение лирического героя?

 

Тороватый, прихотливый, караван, степь, рифма.



Научатся видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова

Р- работать по предложенному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте

К- Умение выражать свои мысли  полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции


Чувство прекрасного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова,

19

Обновление природы, отраженное в стихах И.С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении И.С. Никитина?

Осознанность и выразительность чтения, выбор темпа чтения. Полно , ковыль, копна, в угоду косцам.

Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

20

Поэтическая картина зимы. И. С. Никитин «Встреча зимы .

Как относится автор  к родине и к русскому человеку?

Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

Полно , ковыль, копна, в угоду косцам.

Искони

Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Р- работать по предложенному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте

К- Умение выражать свои мысли  полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции


Чувство прекрасного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

21

Образы детей в произведениях

И. З. Сурикова «Детство», «Зима»

Чем отличается

Ваше детство от описанного в стихотворении? С какими чувствами связаны авторские переживания? Какие рекомендации необходимо учесть, чтобы стихотворение прозвучало выразительно?

Лапти, светца, прялка, сравнение, пеленою, декламация произведения, забавы крестьянских детей.

Научатся определять различные средства выразительности

Р--самостоятельно формулировать тему и цели урока;


П-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

К- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

22

Обобщение по разделу. Знай и люби родную природу!

Не кажется ли вам, что ритм придает стихам особую музыкальность?

Как мелодия этих стихотворений связана с их содержанием?

Ритм, рифма, эпитеты, олицетворение.

Учить  анализировать средства художественной выразительности

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.  

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте

К- Умение выражать свои мысли  полно и точно.

Адекватная мотивация умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Великие русские  писатели  (20 ч.)

23

А. С. Пушкин- великий русский писатель. Биография и творчество А. С. Пушкина.


О каких великих писателях будем говорить в этом разделе? Кто такой А.С.Пушкин?

Что мы знаем о великом  русском поэте?

Система нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений)

Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности . Познакомятся с биографией и творчеством А.С Пушкина

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П  - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;К - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

24

Внеклассное чтение. Стихи А. С. Пушкина

Какие произведения великого русского поэта мы читаем?

Система нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений), Красота стихотворений А.С. Пушкина

Познакомятся с биографией и творчеством А.С Пушкина

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П  - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;К - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

25

Лирические стихи А. С. Пушкина о природе.

Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени, созданная поэтом? Из каких  слов ясно , что зима долго не наступает?

Караван, сень, куртины, на третье в ночь

Научатся различать лирическое и прозаическое произведение

Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

П- строить рассуждения;

-осуществлять анализ и синтез;

К- оформлять свою мысль  в   устной   речи ,  высказывать   свою    точку зрения

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

26

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Настроение стихотворения и прием контраста .

Есть ли разница в изображении зимнего вечера и зимнего утра в стихотворении?

Негой, Аврора, вечор, нынче.

Веретено, кроет, лачужка, обветшалая кровля

Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

Р- учиться работать по предложенному учителем плану.

П- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

27

А. С. Пушкин       « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки.

Можно ли это произведение назвать сказкой?

Почувствовали  ли вы отношение автора к своим героям?

Светлицы, удел,

повариха, ткачиха

аршин, пир, грамота, указ, лук, зыбей, клёв, чародей, маковки церквей, граду ,колымагах, двор, престоле, не привальный, терема,

Научатся  понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение,.




Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

28

29

А. С. Пушкин  « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки.

Можно ли «Сказку  о царе Салтане… » сравнить с народной?

изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу,

Научатся

различать лирическое и прозоическое

произведения

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- -осуществлять анализ и синтез; - сравнение, - установление аналогий;

К- оформлять свою мысль  в   устной   речи ,  высказывать   свою    точку зрения


Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;


30

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои  литературной сказки. Нравственный смысл сказки.

Чему сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?

Особенности жанра сказки. изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу,

Научатся определять нравственный смысл литературной сказки изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу,

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П - построение рассуждения;- обобщение.

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;


Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

31

И. А. Крылов. Биография и творчество.

Кто такой А.И.Крылов? Что такое басня?

В чем заключается мораль басни?

Проза, басня,

Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл

Р - формулировать и удерживать учебную задачу,

П-  анализ информации; - обработка информации

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

32

Внеклассное чтение. Басни И. А. Крылова

Что такое басня?

В чем заключается мораль басни?

Басня , мораль.

Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать  героев на основе их поступков, инсценировать басню

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- -осуществлять анализ и синтез; - сравнение, - установление аналогий;

К- оформлять свою мысль  в   устной   речи ,  высказывать   свою    точку зрения

33

Басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».«Зеркало и обезьяна».

Почему  баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

Если бы не было морали в басне, то бы вы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

Художественный жанр «басня». Мартышка, дюжина, полдюжины, темя, нанижет, невежда, познатней

Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать  героев на основе их поступков, инсценировать басню

Р - формулировать и удерживать учебную задачу,

П- -осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения;

К- оформлять свою мысль  в   устной   речи ,  высказывать   свою    точку зрения

Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний

34

35

Басня «Ворона и лисица». Инсценирование басен

В чём сила басни?

Что высмеивают, обличают басни Крылова?

Лесть , льстец,

Гнусный, взгромоздиться, пленил, вещуньина, зоб

Научатся определять особенности басни, выделять мораль , представлять героев, характеризовать  героев на основе их поступков, инсценирование  басни

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П - установление аналогий; устанавление причинно-следственных связей;- обобщение.К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Появление интереса к жанру басни



36

37

38

М. Ю. Лермонтов- великий русский поэт.

Лирические стих- ния

 ( «Горные вершины», «Утес», «Осень». настроение и образность.

Какую  музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную- вы могли бы подобрать к стих-нию  «Горные вершины»,?

Совпадают  ли по настроению стих-ние и содержание картины  И.Шишкина?

В чём особенность в стих-нии «Утес»?

Какие краски будут преобладать в иллюстрации, в этих сихотворениях?

Риза, утёс. Настроение автора, средства выразительности.

Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного




















Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;


Эмоциональность:умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

39

Детство Л. Н. Толстого ( из воспоминаний писателя)

Можно ли детство писателя назвать счастливым? Какой  идеал он вынес из детства и пронес через всю жизнь?

Повествовательный текст(рассказ, события, тема, главная мысль, герои) Муравейное братство

Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса


К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух



Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

40

Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой детям

В каких жанрах работал Л. Н. Толстой?

Жанры литературы, основная мысль, вопросы по содержанию

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты 

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

41

Л.Н. Толстой  «Акула».

В каких жанрах работал Л. Н. Толстой? Можно ли дать другое название рассказу?

Построение небольшого монологического высказывания. Якорь, артиллерист, застлал

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Эмоциональность:

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

42

Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.

Какова основная мысль рассказа

«Прыжок».?

Мачта, аршин, раззадорился

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты 

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;


Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

43

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема.

Какие чувства рождаются при чтении этого рассказа?Почему лев умер?

Быль, герои были. Ощетинился, засовы

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию,

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

44

 Л.Н. Толстой  «Какая бывает роса на  траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов разных видов.

С какой целью Толстой написал эти рассказы?

алмазы

Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П-синтез; - сравнение, - построение рассуждения;- обобщение.

К-умение слушать других, формировать свои мысли вслух.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

45

Обобщение по теме. Литературный праздник

Какой из прочитанных рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление?

Научатся  проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса

К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Адекватная мотивация

Поэтическая тетрадь 2 (4 ч.)

46

Стихи о природе

 Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..»

Какое настроение возникло у вас при чтении этих произведений?

Поблёкнуть, палицей. Настроение произведений, картины произведений

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;   П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Адекватная мотивация

47

Повествовательное произведение в стихах Дедушка  Мазай и зайцы».

Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни?

Как относится поэт к главному герою?

Повествовательное произведение в стихах. Гинут, сажании, гутаря, баграми, гурьбой, зипуном.

Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение,

объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К-- ставить вопросы,- обращаться за помощью.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

48

Внеклассное чтение. « Идет красавица-Зима!»Стихи русских поэтов о зиме.

Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина зимы, созданная поэтом?

Средства художественной выразительности. Красота природы в стихах.

Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;   П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

49

50

Создание словесных картин в стихах К. Д. Бальмонта «Золотое слово» и И. А. Бунина «Детство». И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы.

Почему поэт К. Д. Бальмонта «Золотое слово»назвал так  стихотворение?

Почему поэту » И. А. Бунина «Детство». Важно поделится с читателями своими детскими воспоминаниями? Почему автора привлекают скромные полевые цветы? О чем сиихотворение И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги».?

Научатся   находить средства художественной выразительности:  сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Чувство прекрасного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

51

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений.

Какое стих-ние проивело на тебя особое впечатление?

Как считаешщ, одинаковы они по настроению?

Научаться читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения

Р –-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

Литературные сказки  (8 ч)

52

53

Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки»,

«Сказка про Храброго зайца..» Нравственный смысл сказки.

Какие сказки русских писателей вы читали?

Где ты встречался с присказкой и в чём её особенность?

Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Аленушке?

Литературная сказка, Присказка, сравнение сказок.Задал, стрекача

Научатся  прогназировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;   П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация

54

 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки.

Докажите, что «Лягушка-путешественница».-сказка?

Присутствие духа . Нравственный смысл сказки. Характеристика героев.          



















Научатся наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнивать героев

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; 

К-- умение выражать свои мысли  полно и точно.

 умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

55

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй.

Чем похожа героиня сказки В. М. Гаршина на героев народных сказок о животных и чем отличаются от них?

Нравственный смысл сказки. Характеристика героев.          

Научатся сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст  сказки

Р – учиться работать по предложенному учителем плану;

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К-- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

56

Внеклассное чтение. Литературные сказки.

Какие сказки русских писателей вы читали?

Где ты встречался с присказкой и в чём её особенность?

Литературная сказка, Присказка, сравнение

Научатся сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст  сказки

Р – учиться работать по предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

57

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

Какое название дал лягушке автор? Что нарушило однажды спокойную лягушачью жизнь?

Тема, основная мысль сказки, Сравнение с народной сказкой.

Научатся сравнивать  и определять нравственный смысл сказки, читать в лицах

Р – учиться работать по предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

58

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

Чем эта сказка схожа  и чем различается с русской народной сказкой  «Морозко»?

Исстари, платки рубить, студенец,, горнице, почивать

Научатся сравнивать содержание литературной и народной сказок

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П-выделения существенных признаков;

- сравнение

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

59

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Сравнение народной и литературной сказок.

Можно ли  сказать , что В.Одоевский для создания своего произведениямиспользовал не только сказку  «Морозко»  но и другие народные  сказки?

Литературная сказка, составление плана сказки.

Научатся сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки, читать сказку в лицах, наблюдать за развитием и последовательностью событий в  литературных сказках

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П--строить рассуждения; - обработка информации;


К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Чувство прекрасного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

60

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ.

Что в сказке правда, а что не правда? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Литературная сказка, подробный и выборочный пересказ.

Научатся определять авторское отношение к изображаемому, наблюдать за развитием и последовательностью событий в  литературных сказках

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П--строить рассуждения; - обработка информации;


К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Чувство прекрасного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

61

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

В чём отличие литературной сказки от фольклорной?

В чём сходство?

Авторское отношение к героям. Отношение читателя к героям.

Научатся проверять себя и  самостоятельно  оценивать свои достижения на основе диагностической работе, представленной в учебнике

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация

62

Литературная викторина

Что изучали в первом полугодии? какие произведения впечатлили?

Научатся проверять себя и  самостоятельно  оценивать свои достижения

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Чувство прекрасног о– умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова,

Были-небылицы  (10 ч)

63

М. Горький «Случай с Евсейкой». .Знакомство с героями произ-ния. Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького

Как вы понимаете название раздела «Были-небылицы»? Как вы думаете, это рассказ или сказка?

Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького Лангусты, актинии, кларнет, голотурии, авиатор, сепии, сифонофоры

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- находить ответы на вопросы в тексте,

К -- ставить вопросы,- обращаться за помощью.

Адекватная мотивация

64

А. Гайдар. Повести и рассказы.

Какие произведения вы знаете? А. Гайдар- детский писатель.

Рассказы для детей.

Научатся выделять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные, давать характеристику героям.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- находить ответы на вопросы в тексте,

К -- ставить вопросы,- обращаться за помощью.

Уважительное отношение к чужому мнению

65

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

Почему  автор поместил этот рассказ в разделе «были и небылице»? Чего опасался мальчик?

Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького Лангусты, актинии, кларнет, голотурии, авиатор, сепии, сифонофоры

Научатся  пересказывать текст подробно и кратко, выборочно, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

66

67

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

Какие вопросы волновали К. Г. Паустовского?

Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя?

Монологическое высказывание. Сварливая, торба

Научатся понимать поступки и состояние героев и давать характеристики персанажу

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

68

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ.

Что же сказочного в произведении

К. Г. Паустовского?

Чем оно отличается от народной сказки?

Рассказ

Пересказ

Научатся  находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого и полного пересказов

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.


Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

69

А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения.

Как вы думаете , в произведении Куприна описываются реальные или вымышленные фантастические события?

Основные события произведения, составление вопросов по содержанию. Вершка, пудов

Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П - анализ, - интерпретация

 передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Эстетические потребности

70

А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Можно ли было предложить, что девочку вылечит живой слон?

Что необычного в рассказе А. И. Куприн «Слон».?

Основные события произведения, составление вопросов по содержанию. Характеристика главных героев и их поступков.

Научатся составлять план краткого и полного пересказов

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К  -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию


Эстетические потребности

71

А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам.

Не было ли с вами или вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произвели большие впечтление?



Пересказ полный и краткий, подготовка к пересказу.

Научатся определять характеристики героев произведения с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подверждающие  высказанную мысль

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- поиск и выделение необходимой информации

К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию.

Эстетические потребности

72

Внеклассное чтение. «Земля -наш дом родной»

Рассказы о природе.

Основные события произведения, составление вопросов по содержанию. Характеристика главных героев и их поступков.

Научатся ориентироваться в произведениях и подбирать произведения под нужную тему.Научатся определять характеристики героев произведения с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подверждающие  высказанную мысль

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К  -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

73

Урок-путешествие по «былям-небылицам». Оценка достижений.

Какой тебе больше рассказ понравился? Почему?

Рассказ, основная мысль, вопросы по содержанию. Выборочное чтение

Научатся рассазывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Уважительное отношение к чужому мнению

Поэтическая тетрадь  1 (4 ч)

74

Стихи о животных С.  Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». «Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах

С. Черного.

Что объединяет произведения С. Черного? О ком они: о животных или людях?

Что  в произведении «Слон» похоже на сказку?

Тискаешь, рвется прочь, в свой черед, брыкаться, притиснешь, капут.

Вьюшко, бисер

Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К  -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Адекватная мотивация

75

Картины зимних забав в стихах А.  Блока.

Какие знакомые сказки напомнили вам стихотворение А.Блока?

Ветхий

Лампадка, внемлю, дремные покровы, покров

Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и

выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст

Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

П -поиск и выделение необходимой информации;

К- -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Стремиться к совершенствованию собственной речи

76

С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных авторов на одну тему.

Почему стихотворенияпоэта проникнуты любовью к природе?

Средства художественной выразительности.Пряная, вкрадчиво

Научатся понимать и чувствовать окружающую природу

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П -поиск и выделение необходимой информации

К--слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Стремиться к совершенствованию собственной речи

77

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

А чём пишут авторы свои стихи с которыми вы познакомились в этом разделе?

Научатся сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, проверять правильность высказывания, сверяя с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения

Р- прогнозирование уровня усвоения

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

Люби живое (13 ч.)

78

М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст.

Что по вашему мнению , объединяет все произведения, включенные в раздел «Люби живое»?

С чего начинает и чем заканчивает своё произведение писатель?

Писатель-натуралист, основная мысль, тема

Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения,

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

79

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.

В чём своеобразие сказки ? можно ли ее назвать позновательной?

Определение жанра произведения, события, составляющие основу произведения хатка

Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации ; К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

80

Внеклассное чтение. Мир природы глазами писателя.

Какие писатели пишут о нашей природе?

Писатели-натуралисты, определение жанра произведения, события, составляющие основу произведения

Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации ; К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

81

И. С. Соколов-Микитов «Листопадни чек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Что  писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображения, фантазия?

Определение жанра произведения, события, составляющие основу произведения хатка

Научится пересказывать произведение на основе плана

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

82

83

В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку ». Озаглавливание текста, герои рассказа.

Что общего в этих рассказах?

Над чем тебя заставили поразмышлять рассказы о Мальке?

Главные герои рассказов, озаглавливание рассказа, описание животногоБатявка, плёсо

Научится озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации; К- формулировать собственное мнение и позицию;- задавать вопросы;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

84

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа.

Что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про мышонка Пика?

Рассказ, структура рассказа. Герои рассказа, рассказ о герое, выборочное чтение

Научится построению рассказа.

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- слушать и понимать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

85

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры.

Чем Бианки хотел поделиться с читателем?

Герои рассказа, рассказ о герое, выборочное чтение

Научится описывать характеры главных героев; читать вслух, передавая интонации героев.

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

86

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

Чем могли закончиться приключения мышонка?

Чтение и составление плана на основе глав.

Научится составлять план на основе названия глав для пересказа произведения. Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К- слушать и понимать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

87

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа.

От чьего имени ведется рассказ?

Ответы на вопросы по содержанию, описание героев. Десятина, казенный, контора

Научится давать характеристику главным героям.

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- слушать и понимать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

88

Внеклассное чтение. Рассказы о животных.

Какие писатели пишут рассказы о животных? Какие рассказы о животных мы читали?

Рассказ, герой расскаха, события.

Научатся выбирать произведение по теме, давать характеристику главным героям, высказывать свое мнение о прочитанном.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации; К- формулировать собственное мнение и позицию;- задавать вопросы;

Уважительное отношение к чужому мнению

89

Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ.

Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие?

Характер главных героев, краткий пересказ  на основе плана. Десятина, казенный, контора

Научится пересказывать текст по плану. описывать характер и поведение героев рассказа.

Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

90

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

Какую птицу охотники называют капалухой? Откуда такое название?

Нравственный смысл рассказа. Валежник, космы.

Научатся оценивать поступки главных героев. Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П -поиск и выделение необходимой информации; К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

91

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

О ком написал автор свое произведение? Как ты понимаешь название рассказа?

Название рассказа, нравственный смысл рассказа, чтение эпизодов из прочитанного для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Научатся понимать нравственный смысл рассказа. Научатся читать бегло, осознанно выразительно, передавая свое отношение к прочитанному.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П—сбор, обработка, анализ, передача информации ; К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

92

Обобщение по разделу «Люби живое». Оценка достижений.

Что нового узнал о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»? Какие рассказы запомнились больше всего?

Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных.

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации


К - вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

Поэтическая тетрадь  2 (6ч)

93

С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стих-ния.

Какое настроение возникло у вас при чтении этого произведения?

Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома?

ПРогнозирование содержания раздела,,,,, соотнесение названия произведения в его содержанием. Средства художественной выразительности.

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

К - вести  устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

94

А. Л. Барто «Разлука», «В театре».

Действительно ли все поступки в стихотворении «Разлука» мальчик совершал для мамы?

Можно ли осуждать девочек в стихотворении «В театре»  за их поведение? Сравните эти два стихотворения.

Герои произведения, Выразительное чтение,Балет, гамма.

Научить   находить рифму в произведении,  сравнивать и

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст      ,

оценивать события, героев произведения

Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ;  К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Стремиться к совершенствованию собственной речи

95

Стихи о детях. С. Я. Маршак «Если»

Почему автор назвал своё стихотворение «Если»?Кто главный герой стихотворения? Как автор относится к герою?

Особенности стихотворения, средства художественной выразительности

Научить   находить рифму в произведении,  сравнивать и

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст      ,

оценивать события, героев произведения

Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ;  К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

96

Внеклассное чтение. Рассказы М. Зощенко

Каких советских писателей мы знаем? Какие произведения написал М. Зощенко?

Название рассказа, нравственный смысл рассказа, чтение эпизодов из прочитанного для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения

Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных.

Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ;  К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

97

С. В. Михалков «Если» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Почему Е. А. Благинина так много пишет о любви к животным?

Особенности стихотворения, средства художественной выразительности

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора.

Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Стремиться к совершенствованию собственной речи

98

Проект: «Праздник поэзии».

Какие стихотворения русских поэтов о временах года и о природе вы знаете?

Творческий проект. Подбор материала по теме

Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора, научиться самим сочинять стихотворения.

Р- находить смысловые связи в произведении и жизни

П-  рефлексия способов и условий действий.

К- договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Адекватная мотивация

99

Оценка достижений.

На какую тему, о ком пишут  Маршак, Михалков, Барто, Благинина?

Научатся выразительно читать стихотворения

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации


К-- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

Собирай по ягодке - соберёшь  в кузовок   (11 ч)

100

101

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

Почему автор дал название своему рассказу пословицей?

Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы встретились в тексте и каково их значение?

Штукарное и молярное дело, вылощил. Характер главных героев, краткий пересказ  на основе плана.

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведений

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

К - вести  устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

102

103

А. П. Платонов «Цветок на земле».

Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете?

Название рассказа, нравственный смысл рассказа, чтение эпизодов из прочитанного для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. Осерчал

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл. Научатся выразительно читать юмористические рассказы по ролям

Р - учиться работать по предложенному  учителем плану,   проговаривать        последовательность  

действий  на уроке;

П -оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

К- -выразительно читать и пересказывать текст.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

104

Внеклассное чтение. Уральские сказы П. П. Бажова

Какие произведения изучали по данной теме?

Характер главных героев, краткий пересказ  на основе плана.

Р - учиться работать по предложенному  учителем плану,   проговаривать        последовательность  

действий  на уроке;

П -оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

К- -выразительно читать и пересказывать текст.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

105

106

А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям.

Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете?

Оробел, ступай,

Научатся выразительно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев.

Р - -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

П -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


К- -выразительно читать и пересказывать текст.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

107

М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои.

Как вы думаете, о чем рассказ? Почему автор выбрал именно такое название?

Абсурд, прельщала

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения, читать по ролям, учитывая особенности речи героев.

Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации

П -находить ответы на вопросы в тексте

 

К- выразительно читать и пересказывать текст.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

108

М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.

Какие слова автор назвал «золотыми»? И почему? В чем особенность юмористического рассказа?

«Золотые слова»

Научатся находить

 в тексте пословицы,

 и объяснять их смысл, соотносить

пословицы и содержание

 произведения,

 читать по ролям,

учитывая

особенности

 речи героев,

научатся

определять

особенности

юмористичес

ких рассказов

Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации;

П -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- -слушать и понимать речь других.

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

109

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои.

Почему автор назвал ребят «Великими путешественниками»?

По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

космография

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, их характер, определять главную мысль  юмористического рассказа.

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П --делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К -слушать и понимать речь других.


Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

110

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий.

О чем важном хотел нам рассказать Зощенко?

Одинаково поведение ребят в рассказе? Кто больше понравился и почему?

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий

Р - составлять план и последовательность действий;

П --оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

К- -выразительно читать и пересказывать текст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

111

Н. Н. Носов «Федина задача».  Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Определи особенности юмористического рассказа.

Почему автор дал такое название своему рассказу?

Титулярный советник, полудённое море.

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа

Р- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П -находить ответы на вопросы в тексте

К- -выразительно читать и пересказывать текст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

112

Внеклассное чтение. Сказки Шарля Перро.

Каких Зарубежных писателей мы знаем? Какие сказки написал Ш. Перро?

Зарубежные писатели-сказочники, волшебные сказки, герои и их поступки

 Научатся выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий

Р  -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П -находить ответы на вопросы в тексте

К -выразительно читать и пересказывать текст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

113

 Н. Носов «Телефон».  «Друг детства».  Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.  Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

В чем особенность данного юмористического рассказа?

Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев.

Р  -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П -находить ответы на вопросы в тексте

К -выразительно читать и пересказывать текст.


Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

114

Обобщение по теме. Оценка достижений.

Какие юмористические рассказы понравились больше всего?

В чем особенность таких рассказов?

Кто является героями?

Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, выразительно читать по-ролям.

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации


К - вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника.

Адекватная мотивация

По страницам детских журналов (5 ч)

115

 «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы.

Какие журналы вы читали?

А какие интересные журналы Вам читали ваши родители?

Периодическая печать

Научатся  прогнозировать содержание раздела, , высказывать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации;

К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).


Адекватная мотивация

116 117

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ.

О чем проговорился попугай? Почему получилась такая неприятность?

Вежливость, доброта, отзывчивость

Научатся:

- составлять план подробного пересказа текста,

-пересказывать текст,

-находить главную мысль текста.

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


К-учиться работать в паре, группе;


Стремиться к совершенствова нию собственной речи

118

Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

Почему писатель даёт именно такие советы? Можно ли эти советы переделать в добрые

Доброта, отзывчивость

Осознают то, что не все бывают советы добрыми. Научатся составлять свои добрые советы.

Р- проговаривать последовательность действий на уроке;


П -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).


Адекватная мотивация

119

Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. Пересказ.

Что такое легенда? Как получаются легенды?

Легенда, миф.

Научатся отличать легенды от других литературных произведений. Узнают новые интересные легенды. Научатся сочинять легенды.

Р-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- слушать и понимать речь других;

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

120

Внеклассное чтение. Сказки С. Лагерлеф.

Научатся выказывать свое мнение, находить нужную литературу из предложенной, Составлять небольшой рассказ о писателе и произведении.

Р-учиться работать по предложенному учителем плану

П-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К--выразительно читать и пересказывать текст;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

121

Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений.

Почему автор назвал свои стихи веселыми?

Опера, ария, вальс.

Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты

Р-учиться работать по предложенному учителем плану

П-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К--выразительно читать и пересказывать текст;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Зарубежная литература (7ч)

122

Знакомство с названием  раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

Кто такой Персей? Как ему удалось перехитрить злую колдунью?

Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи

Научатся  читать выразительно, осознанно

текст;
– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного произведения

Р- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,

П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;


К- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Адекватная мотивация

123

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ

Почему Персей стал славным героем? Помнят ли о нем люди в наше время?

Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи

Научатся характеризовать героев  на основе анализа их поступков

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного

Р- составлять план и последовательность действий;

П - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К-выразительно читать и пересказывать текст;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

125

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки.

Почему Г. Х. Андерсен так  назвал свою сказку?

Сочувствие, переживание, ликующий крик, орава, несуразный

Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


П - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

126

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке.

Какие иллюстрации помогут передать содержание сказки подробно.?

Сочувствие, переживание, ликующий, орава, несуразный

Научить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.

Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

127

Повторение изученного за з класс

Что нового мы узнали за 3 класс? С какими писателями познакомились?

Основные понятия, усвоенные в 3 классе

Научатся анализировать и систематизировать полученные знания, применять их на практике.

Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Адекватная мотивация

128

Внеклассное чтение. Сказки  Гауфа.

Какие сказки написал писатель? Почему главные герой совершают такие поступки?

Писатель-сказочник, сказка, главный герой, поступки героя и их характеристика.

Научить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.

Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

129-134

Повторение изученного за з класс

Что нового мы узнали за 3 класс? С какими писателями познакомились?

Основные понятия, усвоенные в 3 классе

Научатся анализировать и систематизировать полученные знания, применять их на практике.

Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Адекватная мотивация

135

Оценка достижений. Итоги года. Литературная викторина.

С какими новыми авторами Вы познакомились?

Научатся  проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р- прогнозирование уровня усвоения;

П -поиск и выделение необходимой информации;


К- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

136

Внеклассное чтение. Самое большое чудо на свете! Книги для чтения на лето.

Почему книга- великая ценность? Произведения каких авторов будем читать летом?

Авторская выставка книг. Обмен впечатлениями, создание иллюстраций.

Научатся высказывать свое мнение и аргументировать его, подбирать литературу под нужную тему.

Р- прогнозирование уровня усвоения;

П -поиск и выделение необходимой информации;


К- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация



СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол №___  от «____»_______200____г.

Руководитель ШМО ____________________________(ФИО)

                                                                               




СОГЛАСОВАНО

           «___»  ________200___г.

Заместитель директора по УВР ____________________________ (ФИО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....