Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс "Школа России" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_cht.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
клщ№ | Тема урока (страницы учебника, тетради) | Дата | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
По плану | По факту | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Самое великое чудо на свете (3ч) | ||||||||
1 | Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги ДРЕВНЕЙ Руси. | Зачем нужен по литературному чтению учебник? Какое чудо считаете самым удивительным? Какие книги называют рукописными? Как создавалась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор?? | Словарь, система условных обозначений, содержание, рукописная книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент, монах, летопись. | Работа с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.) Научится самостоятельно выбирать интересующуюся литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, находить и об обобщать необходимую информацию в книге | Р - ориентироваться в учебнике; П - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника); К- задавать вопросы, обращаться за помощью. | Проявлять уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес и желание рассказывать о прочитанной книге | ||
2. | Первопечатник Иван Федоров | Как создавалась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор?? | книга, заставка, концовка, переплёт, пергамент друкарь, напраслины | Научатся рассказывать о человеке, используя план , оформлять результаты сравнения современных книг и книг древней Руси. | Р. – планировать работу по теме, используя условные обозначения, проверять себя и адекватно оценивать свои достижения; П. –определять тему и главную мысль высказывания; главные слова, подтверждать свой ответ словами из текста. К.- задавать вопросы, обра щаться за помощью | Проявлять активный интерес в изучении темы, понимать назначена книги и ее ценность. | ||
3 | Урок - обобщение по теме « Самое великое чудо на свете» | Почему книгу называют великим чудом? | типография | Научатся придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации | Р- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; П-рефлексия способов и условий действий, - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;К – осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. | Адекватная мотивация. | ||
Устное народное творчество (11ч. ) | ||||||||
4 | Русские народные песни, небылицы. Народные художественные промыслы. Произведения прикладного искусства. | Что такое народное творчество? Как слагались народные песни? Когда пелись колыбельные песни? | Разновидности русских народ песен: потешки, колыбельные, пестушки, плясовые, шуточные, лирические. Фольклор, калядка, невзгодою, кликати., лукошко, заклички. | Научатся различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть текст русских народных песен | Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;П – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;К – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Этническое воспитание. Адекватная мотивация. Целостное отношение к песням, сказкам, | ||
5 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Какие сказки называются докучными? Где возникли эти народные промысла? Откуда получили такое название? | Виды сказок. Докучные сказки «докука», промысел, гжель, хохлома, дымковская игрушка. | Научатся отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности, научаться называть виды прикладного искусства. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников К - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация. Целостное отношение к сказке, к произведениям прикладного искусства | ||
6 7 | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Как построена волшебная сказка? Как читать диалоги героев волшебной сказки? Зачем народ придумал эту сказку? В чем смысл сказки? Чему научила вас эта сказка? | Особенности построения волшебной сказки, тема , главная мысль, зачин, концовка. Хоромы, сказка | Научатся определять особенности волшебных сказок; ориентироваться в тексте, находить, сравнивать и характеризовать героев | Р- работать по предложенному учителем плану; П - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||
8 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | Какие русские народные сказки вы знаете? С какими народными сказками познакомимся? | Характеристика героев сказки, Чудесные превращения в сказке, примеры фантастических событий в сказке | Научатся определять особенности волшебных сказок; ориентироваться в тексте, находить, сравнивать и характеризовать героев | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников К - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||
9 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» | Кто окажется настоящим героем сказки? Почему именно Иван -Царевич приобрел счастье , а не его братья? | Характеристика героев сказки, Чудесные превращения в сказке, примеры фантастических событий в сказке .Караулы, позарился, наутёк.,похитник, задолит | Научатся использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев, находить средства выразительности- эпитеты., синонимы, сравнения и т.д. | Р- работать по предложенному учителем плану; П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального называть основные черты характера героев. поведения | ||
10 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Деление текста на части. Составление плана. Сравнение художественного и живописного текстов. | Кто обрел счастье в сказке? Чему учит сказка? Почему важна последовательность событий в сказке? | Характеристика героев сказки, чудесные превращения в сказке, примеры фантастических событий в сказке | Научатся пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; сравнивать содержания сказок и иллюстрация к ним | Р-- составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); -устанавливать причинно-следственные связи; К- слушать и понимать речь других. | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||
11 12 | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Деление текста на части. Составление плана. | Какие испытания выпали на долю Ивана? Какие человеческие качества помогли Ивану обрести счастье? Почему конь стал служить Ивану? | Смысловые части текста сказки, план. Репродукция, иллюстрация. Вещая каурка, баловать, добрая пшеница, худая одежонка | Научатся находить, сравнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки; делить текст на части, выражать личное отношение к прочитанному. | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; К- слушать и понимать речь других | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||
13 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | Что является общим для всех волшебных сказок? Какие элементы народной сказки были использованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклорной, а чья-действительно оригинальной. Имеющийлишь отдаленное сходство с народными сказками? | Проект, сказка, основные части сказки. | Научатся определять ,основные части сказки, представлять свою работу. | Р-- составлять план и последова тельность действий;- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П--устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; К-- формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; | Адекватная мотивация | ||
14 | Обобщение по теме: УНТ . | Какие жанры УНТ ты можешь назвать? Что означает понятие устное народное творчество? Что такое сказка? Какие сказки называются волшебными? Что такое зачин, присказка. концовка? | Песня, прибаутка, считалка, потешка, пестушка, скороговорка, песенки-заклички, зачин, присказка. концовка | Научатся придумывать свои сказочные истории, сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р--работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватная мотивация | ||
Поэтическая тетрадь 1 (8ч) | ||||||||
15 | Знакомство с разделом.Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | Какие произведения входят в раздел: стихотворные или прозаические? Каким советам Я.Смоленского последуете при чтении стихотворения? | Декламация, правила чтения стихотворений. | Научатся прогнозировать содержания раздела. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;К--адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватная мотивация | ||
16 | Внеклассное чтение. Русские поэты. Стихи об осени. | Каких русских поэтов вы знаете? Какие приметы осени описываются в стихотворении? | Стихотворные произведения, рифма, темп, средства художественной выразительности. | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П -поиск и выделение необходимой информации К-потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. | ||
17 | Русские поэты XIX-XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | Какие рекомендации по выразительному чтению вы можете предложить? Как поэт помог нам «услышать грозу?» Какие приметы осени описываются в стихотворении? | Олицетворение, резвяся, перлы, проворный, гам, нагорный. Зефиры (борей). Рифма ,Звук Речь | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П -поиск и выделение необходимой информации К-потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника | Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
18 | Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета. Сочинение- миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | Что изобразил Фет в своем стихотворе нии? Как передает настроение лирического героя? | Тороватый, прихотливый, караван, степь, рифма. | Научатся видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- Умение выражать свои мысли полно и точно | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, | ||
19 | Обновление природы, отраженное в стихах И.С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении И.С. Никитина? | Осознанность и выразительность чтения, выбор темпа чтения. Полно , ковыль, копна, в угоду косцам. | Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Р.Умение контролировать свои действия по результату. П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. К.Планирование учебного сотрудничества | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | ||
20 | Поэтическая картина зимы. И. С. Никитин «Встреча зимы . | Как относится автор к родине и к русскому человеку? Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? | Полно , ковыль, копна, в угоду косцам. Искони | Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление,опредилить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Р- работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- Умение выражать свои мысли полно и точно | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
21 | Образы детей в произведениях И. З. Сурикова «Детство», «Зима» | Чем отличается Ваше детство от описанного в стихотворении? С какими чувствами связаны авторские переживания? Какие рекомендации необходимо учесть, чтобы стихотворение прозвучало выразительно? | Лапти, светца, прялка, сравнение, пеленою, декламация произведения, забавы крестьянских детей. | Научатся определять различные средства выразительности | Р--самостоятельно формулировать тему и цели урока; П-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; К- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; | ||
22 | Обобщение по разделу. Знай и люби родную природу! | Не кажется ли вам, что ритм придает стихам особую музыкальность? Как мелодия этих стихотворений связана с их содержанием? | Ритм, рифма, эпитеты, олицетворение. | Учить анализировать средства художественной выразительности выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- находить ответы на вопросы в тексте К- Умение выражать свои мысли полно и точно. | Адекватная мотивация умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
Великие русские писатели (20 ч.) | ||||||||
23 | А. С. Пушкин- великий русский писатель. Биография и творчество А. С. Пушкина. | О каких великих писателях будем говорить в этом разделе? Кто такой А.С.Пушкин? Что мы знаем о великом русском поэте? | Система нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений) | Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности . Познакомятся с биографией и творчеством А.С Пушкина | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;К - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | ||
24 | Внеклассное чтение. Стихи А. С. Пушкина | Какие произведения великого русского поэта мы читаем? | Система нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений), Красота стихотворений А.С. Пушкина | Познакомятся с биографией и творчеством А.С Пушкина | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;К - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | ||
25 | Лирические стихи А. С. Пушкина о природе. | Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени, созданная поэтом? Из каких слов ясно , что зима долго не наступает? | Караван, сень, куртины, на третье в ночь | Научатся различать лирическое и прозаическое произведение | Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; П- строить рассуждения; -осуществлять анализ и синтез; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | ||
26 | А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Настроение стихотворения и прием контраста . | Есть ли разница в изображении зимнего вечера и зимнего утра в стихотворении? | Негой, Аврора, вечор, нынче. Веретено, кроет, лачужка, обветшалая кровля | Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя | Р- учиться работать по предложенному учителем плану. П- осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||
27 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки. | Можно ли это произведение назвать сказкой? Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? | Светлицы, удел, повариха, ткачиха аршин, пир, грамота, указ, лук, зыбей, клёв, чародей, маковки церквей, граду ,колымагах, двор, престоле, не привальный, терема, | Научатся понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение,. | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||
28 29 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. | Можно ли «Сказку о царе Салтане… » сравнить с народной? | изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу, | Научатся различать лирическое и прозоическое произведения | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- -осуществлять анализ и синтез; - сравнение, - установление аналогий; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||
30 | А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | Чему сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю? | Особенности жанра сказки. изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу, | Научатся определять нравственный смысл литературной сказки изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, четами, дозор обходит, булат, неуказанным товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, латы, ретивое, дух в нём занялся, насилу, | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П - построение рассуждения;- обобщение. К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||
31 | И. А. Крылов. Биография и творчество. | Кто такой А.И.Крылов? Что такое басня? В чем заключается мораль басни? | Проза, басня, | Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл | Р - формулировать и удерживать учебную задачу, П- анализ информации; - обработка информации К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; | ||
32 | Внеклассное чтение. Басни И. А. Крылова | Что такое басня? В чем заключается мораль басни? | Басня , мораль. | Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басню | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- -осуществлять анализ и синтез; - сравнение, - установление аналогий; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения | |||
33 | Басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».«Зеркало и обезьяна». | Почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? Если бы не было морали в басне, то бы вы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? | Художественный жанр «басня». Мартышка, дюжина, полдюжины, темя, нанижет, невежда, познатней | Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басню | Р - формулировать и удерживать учебную задачу, П- -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения | Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний | ||
34 35 | Басня «Ворона и лисица». Инсценирование басен | В чём сила басни? Что высмеивают, обличают басни Крылова? | Лесть , льстец, Гнусный, взгромоздиться, пленил, вещуньина, зоб | Научатся определять особенности басни, выделять мораль , представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценирование басни | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П - установление аналогий; устанавление причинно-следственных связей;- обобщение.К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Появление интереса к жанру басни | ||
36 37 38 | М. Ю. Лермонтов- великий русский поэт. Лирические стих- ния ( «Горные вершины», «Утес», «Осень». настроение и образность. | Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную- вы могли бы подобрать к стих-нию «Горные вершины»,? Совпадают ли по настроению стих-ние и содержание картины И.Шишкина? В чём особенность в стих-нии «Утес»? Какие краски будут преобладать в иллюстрации, в этих сихотворениях? | Риза, утёс. Настроение автора, средства выразительности. | Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоциональность:умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||
39 | Детство Л. Н. Толстого ( из воспоминаний писателя) | Можно ли детство писателя назвать счастливым? Какой идеал он вынес из детства и пронес через всю жизнь? | Повествовательный текст(рассказ, события, тема, главная мысль, герои) Муравейное братство | Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
40 | Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой детям | В каких жанрах работал Л. Н. Толстой? | Жанры литературы, основная мысль, вопросы по содержанию | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
41 | Л.Н. Толстой «Акула». | В каких жанрах работал Л. Н. Толстой? Можно ли дать другое название рассказу? | Построение небольшого монологического высказывания. Якорь, артиллерист, застлал | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух | Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||
42 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. | Какова основная мысль рассказа «Прыжок».? | Мачта, аршин, раззадорился | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
43 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. | Какие чувства рождаются при чтении этого рассказа?Почему лев умер? | Быль, герои были. Ощетинился, засовы | Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию, | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | ||
44 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов разных видов. | С какой целью Толстой написал эти рассказы? | алмазы | Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-синтез; - сравнение, - построение рассуждения;- обобщение. К-умение слушать других, формировать свои мысли вслух. | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
45 | Обобщение по теме. Литературный праздник | Какой из прочитанных рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление? | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р- учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. | Адекватная мотивация | |||
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч.) | ||||||||
46 | Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..» | Какое настроение возникло у вас при чтении этих произведений? | Поблёкнуть, палицей. Настроение произведений, картины произведений | Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватная мотивация | ||
47 | Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы». | Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный, а реальный случай из жизни? Как относится поэт к главному герою? | Повествовательное произведение в стихах. Гинут, сажании, гутаря, баграми, гурьбой, зипуном. | Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-- ставить вопросы,- обращаться за помощью. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
48 | Внеклассное чтение. « Идет красавица-Зима!»Стихи русских поэтов о зиме. | Из каких отдельных зарисовок складывается общая картина зимы, созданная поэтом? | Средства художественной выразительности. Красота природы в стихах. | Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
49 50 | Создание словесных картин в стихах К. Д. Бальмонта «Золотое слово» и И. А. Бунина «Детство». И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы. | Почему поэт К. Д. Бальмонта «Золотое слово»назвал так стихотворение? Почему поэту » И. А. Бунина «Детство». Важно поделится с читателями своими детскими воспоминаниями? Почему автора привлекают скромные полевые цветы? О чем сиихотворение И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги».? | Научатся находить средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | |||
51 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений. | Какое стих-ние проивело на тебя особое впечатление? Как считаешщ, одинаковы они по настроению? | Научаться читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения | Р –-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация | |||
Литературные сказки (8 ч) | ||||||||
52 53 | Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про Храброго зайца..» Нравственный смысл сказки. | Какие сказки русских писателей вы читали? Где ты встречался с присказкой и в чём её особенность? Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Аленушке? | Литературная сказка, Присказка, сравнение сказок.Задал, стрекача | Научатся прогназировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватная мотивация | ||
54 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. | Докажите, что «Лягушка-путешественница».-сказка? | Присутствие духа . Нравственный смысл сказки. Характеристика героев. | Научатся наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнивать героев | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; К-- умение выражать свои мысли полно и точно. | умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
55 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй. | Чем похожа героиня сказки В. М. Гаршина на героев народных сказок о животных и чем отличаются от них? | Нравственный смысл сказки. Характеристика героев. | Научатся сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст сказки | Р – учиться работать по предложенному учителем плану; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
56 | Внеклассное чтение. Литературные сказки. | Какие сказки русских писателей вы читали? Где ты встречался с присказкой и в чём её особенность? | Литературная сказка, Присказка, сравнение | Научатся сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст сказки | Р – учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
57 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | Какое название дал лягушке автор? Что нарушило однажды спокойную лягушачью жизнь? | Тема, основная мысль сказки, Сравнение с народной сказкой. | Научатся сравнивать и определять нравственный смысл сказки, читать в лицах | Р – учиться работать по предложенному учителем плану П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
58 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | Чем эта сказка схожа и чем различается с русской народной сказкой «Морозко»? | Исстари, платки рубить, студенец,, горнице, почивать | Научатся сравнивать содержание литературной и народной сказок | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-выделения существенных признаков; - сравнение К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; | умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
59 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Сравнение народной и литературной сказок. | Можно ли сказать , что В.Одоевский для создания своего произведениямиспользовал не только сказку «Морозко» но и другие народные сказки? | Литературная сказка, составление плана сказки. | Научатся сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки, читать сказку в лицах, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П--строить рассуждения; - обработка информации; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
60 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. | Что в сказке правда, а что не правда? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»? | Литературная сказка, подробный и выборочный пересказ. | Научатся определять авторское отношение к изображаемому, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П--строить рассуждения; - обработка информации; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | ||
61 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». | В чём отличие литературной сказки от фольклорной? В чём сходство? | Авторское отношение к героям. Отношение читателя к героям. | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работе, представленной в учебнике | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Адекватная мотивация | ||
62 | Литературная викторина | Что изучали в первом полугодии? какие произведения впечатлили? | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Чувство прекрасног о– умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, | |||
Были-небылицы (10 ч) | ||||||||
63 | М. Горький «Случай с Евсейкой». .Знакомство с героями произ-ния. Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького | Как вы понимаете название раздела «Были-небылицы»? Как вы думаете, это рассказ или сказка? | Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького Лангусты, актинии, кларнет, голотурии, авиатор, сепии, сифонофоры | Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- находить ответы на вопросы в тексте, К -- ставить вопросы,- обращаться за помощью. | Адекватная мотивация | ||
64 | А. Гайдар. Повести и рассказы. | Какие произведения вы знаете? А. Гайдар- детский писатель. | Рассказы для детей. | Научатся выделять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные, давать характеристику героям. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- находить ответы на вопросы в тексте, К -- ставить вопросы,- обращаться за помощью. | Уважительное отношение к чужому мнению | ||
65 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | Почему автор поместил этот рассказ в разделе «были и небылице»? Чего опасался мальчик? | Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького Лангусты, актинии, кларнет, голотурии, авиатор, сепии, сифонофоры | Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
66 67 | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». | Какие вопросы волновали К. Г. Паустовского? Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? | Монологическое высказывание. Сварливая, торба | Научатся понимать поступки и состояние героев и давать характеристики персанажу | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
68 | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ. | Что же сказочного в произведении К. Г. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки? | Рассказ Пересказ | Научатся находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого и полного пересказов | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. | ||
69 | А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения. | Как вы думаете , в произведении Куприна описываются реальные или вымышленные фантастические события? | Основные события произведения, составление вопросов по содержанию. Вершка, пудов | Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П - анализ, - интерпретация передача информации (устным, письменным, цифровым способами); К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Эстетические потребности | ||
70 | А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. | Можно ли было предложить, что девочку вылечит живой слон? Что необычного в рассказе А. И. Куприн «Слон».? | Основные события произведения, составление вопросов по содержанию. Характеристика главных героев и их поступков. | Научатся составлять план краткого и полного пересказов | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Эстетические потребности | ||
71 | А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. | Не было ли с вами или вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произвели большие впечтление? | Пересказ полный и краткий, подготовка к пересказу. | Научатся определять характеристики героев произведения с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подверждающие высказанную мысль | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- поиск и выделение необходимой информации К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию. | Эстетические потребности | ||
72 | Внеклассное чтение. «Земля -наш дом родной» | Рассказы о природе. | Основные события произведения, составление вопросов по содержанию. Характеристика главных героев и их поступков. | Научатся ориентироваться в произведениях и подбирать произведения под нужную тему.Научатся определять характеристики героев произведения с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подверждающие высказанную мысль | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
73 | Урок-путешествие по «былям-небылицам». Оценка достижений. | Какой тебе больше рассказ понравился? Почему? | Рассказ, основная мысль, вопросы по содержанию. Выборочное чтение | Научатся рассазывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Уважительное отношение к чужому мнению | ||
Поэтическая тетрадь 1 (4 ч) | ||||||||
74 | Стихи о животных С. Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». «Слон». Авторское отношение к изображаемому в стихах С. Черного. | Что объединяет произведения С. Черного? О ком они: о животных или людях? Что в произведении «Слон» похоже на сказку? | Тискаешь, рвется прочь, в свой черед, брыкаться, притиснешь, капут. Вьюшко, бисер | Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Адекватная мотивация | ||
75 | Картины зимних забав в стихах А. Блока. | Какие знакомые сказки напомнили вам стихотворение А.Блока? | Ветхий Лампадка, внемлю, дремные покровы, покров | Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст | Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П -поиск и выделение необходимой информации; К- -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
76 | С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных авторов на одну тему. | Почему стихотворенияпоэта проникнуты любовью к природе? | Средства художественной выразительности.Пряная, вкрадчиво | Научатся понимать и чувствовать окружающую природу | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П -поиск и выделение необходимой информации К--слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
77 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | А чём пишут авторы свои стихи с которыми вы познакомились в этом разделе? | Научатся сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, проверять правильность высказывания, сверяя с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения | Р- прогнозирование уровня усвоения П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация | |||
Люби живое (13 ч.) | ||||||||
78 | М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. | Что по вашему мнению , объединяет все произведения, включенные в раздел «Люби живое»? С чего начинает и чем заканчивает своё произведение писатель? | Писатель-натуралист, основная мысль, тема | Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения, | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Адекватная мотивация | ||
79 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | В чём своеобразие сказки ? можно ли ее назвать позновательной? | Определение жанра произведения, события, составляющие основу произведения хатка | Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации ; К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
80 | Внеклассное чтение. Мир природы глазами писателя. | Какие писатели пишут о нашей природе? | Писатели-натуралисты, определение жанра произведения, события, составляющие основу произведения | Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации ; К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
81 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадни чек». Составление рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображения, фантазия? | Определение жанра произведения, события, составляющие основу произведения хатка | Научится пересказывать произведение на основе плана | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К - -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
82 83 | В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку ». Озаглавливание текста, герои рассказа. | Что общего в этих рассказах? Над чем тебя заставили поразмышлять рассказы о Мальке? | Главные герои рассказов, озаглавливание рассказа, описание животногоБатявка, плёсо | Научится озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации; К- формулировать собственное мнение и позицию;- задавать вопросы; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
84 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. | Что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про мышонка Пика? | Рассказ, структура рассказа. Герои рассказа, рассказ о герое, выборочное чтение | Научится построению рассказа. | Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
85 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. | Чем Бианки хотел поделиться с читателем? | Герои рассказа, рассказ о герое, выборочное чтение | Научится описывать характеры главных героев; читать вслух, передавая интонации героев. | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
86 | В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | Чем могли закончиться приключения мышонка? | Чтение и составление плана на основе глав. | Научится составлять план на основе названия глав для пересказа произведения. Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации К- слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
87 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа. | От чьего имени ведется рассказ? | Ответы на вопросы по содержанию, описание героев. Десятина, казенный, контора | Научится давать характеристику главным героям. | Р – проговаривать последовательность действий на уроке; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- слушать и понимать речь других | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
88 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных. | Какие писатели пишут рассказы о животных? Какие рассказы о животных мы читали? | Рассказ, герой расскаха, события. | Научатся выбирать произведение по теме, давать характеристику главным героям, высказывать свое мнение о прочитанном. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П- сбор, обработка, анализ, передача информации; К- формулировать собственное мнение и позицию;- задавать вопросы; | Уважительное отношение к чужому мнению | ||
89 | Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ. | Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожалели ли об этом окружающие? | Характер главных героев, краткий пересказ на основе плана. Десятина, казенный, контора | Научится пересказывать текст по плану. описывать характер и поведение героев рассказа. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- сбор, обработка, анализ, передача информации К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
90 | В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. | Какую птицу охотники называют капалухой? Откуда такое название? | Нравственный смысл рассказа. Валежник, космы. | Научатся оценивать поступки главных героев. Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;П -поиск и выделение необходимой информации; К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
91 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | О ком написал автор свое произведение? Как ты понимаешь название рассказа? | Название рассказа, нравственный смысл рассказа, чтение эпизодов из прочитанного для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения | Научатся понимать нравственный смысл рассказа. Научатся читать бегло, осознанно выразительно, передавая свое отношение к прочитанному. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П—сбор, обработка, анализ, передача информации ; К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
92 | Обобщение по разделу «Люби живое». Оценка достижений. | Что нового узнал о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»? Какие рассказы запомнились больше всего? | Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных. | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6ч) | ||||||||
93 | С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стих-ния. | Какое настроение возникло у вас при чтении этого произведения? Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? | ПРогнозирование содержания раздела,,,,, соотнесение названия произведения в его содержанием. Средства художественной выразительности. | Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | ||
94 | А. Л. Барто «Разлука», «В театре». | Действительно ли все поступки в стихотворении «Разлука» мальчик совершал для мамы? Можно ли осуждать девочек в стихотворении «В театре» за их поведение? Сравните эти два стихотворения. | Герои произведения, Выразительное чтение,Балет, гамма. | Научить находить рифму в произведении, сравнивать и составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст , оценивать события, героев произведения | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ; К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
95 | Стихи о детях. С. Я. Маршак «Если» | Почему автор назвал своё стихотворение «Если»?Кто главный герой стихотворения? Как автор относится к герою? | Особенности стихотворения, средства художественной выразительности | Научить находить рифму в произведении, сравнивать и составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст , оценивать события, героев произведения | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ; К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
96 | Внеклассное чтение. Рассказы М. Зощенко | Каких советских писателей мы знаем? Какие произведения написал М. Зощенко? | Название рассказа, нравственный смысл рассказа, чтение эпизодов из прочитанного для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения | Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую ; К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
97 | С. В. Михалков «Если» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». | Почему Е. А. Благинина так много пишет о любви к животным? | Особенности стихотворения, средства художественной выразительности | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора. | Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Стремиться к совершенствованию собственной речи | ||
98 | Проект: «Праздник поэзии». | Какие стихотворения русских поэтов о временах года и о природе вы знаете? | Творческий проект. Подбор материала по теме | Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора, научиться самим сочинять стихотворения. | Р- находить смысловые связи в произведении и жизни П- рефлексия способов и условий действий. К- договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности. | Адекватная мотивация | ||
99 | Оценка достижений. | На какую тему, о ком пишут Маршак, Михалков, Барто, Благинина? | Научатся выразительно читать стихотворения | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К-- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | |||
Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок (11 ч) | ||||||||
100 101 | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Почему автор дал название своему рассказу пословицей? Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы встретились в тексте и каково их значение? | Штукарное и молярное дело, вылощил. Характер главных героев, краткий пересказ на основе плана. | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведений | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | ||
102 103 | А. П. Платонов «Цветок на земле». | Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете? | Название рассказа, нравственный смысл рассказа, чтение эпизодов из прочитанного для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. Осерчал | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл. Научатся выразительно читать юмористические рассказы по ролям | Р - учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; П -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | ||
104 | Внеклассное чтение. Уральские сказы П. П. Бажова | Какие произведения изучали по данной теме? | Характер главных героев, краткий пересказ на основе плана. | Р - учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; П -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | |||
105 106 | А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. | Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете? | Оробел, ступай, | Научатся выразительно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев. | Р - -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; П –-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | ||
107 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои. | Как вы думаете, о чем рассказ? Почему автор выбрал именно такое название? | Абсурд, прельщала | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения, читать по ролям, учитывая особенности речи героев. | Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации П -находить ответы на вопросы в тексте К- выразительно читать и пересказывать текст. | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
108 | М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. | Какие слова автор назвал «золотыми»? И почему? В чем особенность юмористического рассказа? | «Золотые слова» | Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержание произведения, читать по ролям, учитывая особенности речи героев, научатся определять особенности юмористичес ких рассказов | Р- выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; П -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- -слушать и понимать речь других. | Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | ||
109 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. | Почему автор назвал ребят «Великими путешественниками»? По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим? Почему? | космография | Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, их характер, определять главную мысль юмористического рассказа. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П --делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К -слушать и понимать речь других. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
110 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. | О чем важном хотел нам рассказать Зощенко? Одинаково поведение ребят в рассказе? Кто больше понравился и почему? | Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий | Р - составлять план и последовательность действий; П --оформлять свои мысли в устной и письменной форме; К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | |||
111 | Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Определи особенности юмористического рассказа. Почему автор дал такое название своему рассказу? | Титулярный советник, полудённое море. | Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа | Р- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; П –-находить ответы на вопросы в тексте К- -выразительно читать и пересказывать текст. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
112 | Внеклассное чтение. Сказки Шарля Перро. | Каких Зарубежных писателей мы знаем? Какие сказки написал Ш. Перро? | Зарубежные писатели-сказочники, волшебные сказки, герои и их поступки | Научатся выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий | Р -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; П -находить ответы на вопросы в тексте К -выразительно читать и пересказывать текст. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
113 | Н. Носов «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. | В чем особенность данного юмористического рассказа? | Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. | Р -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; П -находить ответы на вопросы в тексте К -выразительно читать и пересказывать текст. | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | |||
114 | Обобщение по теме. Оценка достижений. | Какие юмористические рассказы понравились больше всего? В чем особенность таких рассказов? Кто является героями? | Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, выразительно читать по-ролям. | Р- прогнозирование уровня усвоения П -поиск и выделение необходимой информации К - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника. | Адекватная мотивация | |||
По страницам детских журналов (5 ч) | ||||||||
115 | «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. | Какие журналы вы читали? А какие интересные журналы Вам читали ваши родители? | Периодическая печать | Научатся прогнозировать содержание раздела, , высказывать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию. | Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; П -поиск и выделение необходимой информации; К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Адекватная мотивация | ||
116 117 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ. | О чем проговорился попугай? Почему получилась такая неприятность? | Вежливость, доброта, отзывчивость | Научатся: - составлять план подробного пересказа текста, -пересказывать текст, -находить главную мысль текста. | Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; П -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. К-учиться работать в паре, группе; | Стремиться к совершенствова нию собственной речи | ||
118 | Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. | Почему писатель даёт именно такие советы? Можно ли эти советы переделать в добрые | Доброта, отзывчивость | Осознают то, что не все бывают советы добрыми. Научатся составлять свои добрые советы. | Р- проговаривать последовательность действий на уроке; П -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Адекватная мотивация | ||
119 | Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. Пересказ. | Что такое легенда? Как получаются легенды? | Легенда, миф. | Научатся отличать легенды от других литературных произведений. Узнают новые интересные легенды. Научатся сочинять легенды. | Р-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- слушать и понимать речь других; | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
120 | Внеклассное чтение. Сказки С. Лагерлеф. | Научатся выказывать свое мнение, находить нужную литературу из предложенной, Составлять небольшой рассказ о писателе и произведении. | Р-учиться работать по предложенному учителем плану П-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К--выразительно читать и пересказывать текст; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||||
121 | Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. | Почему автор назвал свои стихи веселыми? | Опера, ария, вальс. | Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты | Р-учиться работать по предложенному учителем плану П-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты К--выразительно читать и пересказывать текст; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
Зарубежная литература (7ч) | ||||||||
122 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | Кто такой Персей? Как ему удалось перехитрить злую колдунью? | Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи | Научатся читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; | Р- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; К- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Адекватная мотивация | ||
123 | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ | Почему Персей стал славным героем? Помнят ли о нем люди в наше время? | Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи | Научатся характеризовать героев на основе анализа их поступков – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; – давать характеристику главным героям; | Р- составлять план и последовательность действий; П - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;К-выразительно читать и пересказывать текст; | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
125 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки. | Почему Г. Х. Андерсен так назвал свою сказку? | Сочувствие, переживание, ликующий крик, орава, несуразный | Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; | Р-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
126 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. | Какие иллюстрации помогут передать содержание сказки подробно.? | Сочувствие, переживание, ликующий, орава, несуразный | Научить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи. | Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции | ||
127 | Повторение изученного за з класс | Что нового мы узнали за 3 класс? С какими писателями познакомились? | Основные понятия, усвоенные в 3 классе | Научатся анализировать и систематизировать полученные знания, применять их на практике. | Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Адекватная мотивация | ||
128 | Внеклассное чтение. Сказки Гауфа. | Какие сказки написал писатель? Почему главные герой совершают такие поступки? | Писатель-сказочник, сказка, главный герой, поступки героя и их характеристика. | Научить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи. | Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | ||
129-134 | Повторение изученного за з класс | Что нового мы узнали за 3 класс? С какими писателями познакомились? | Основные понятия, усвоенные в 3 классе | Научатся анализировать и систематизировать полученные знания, применять их на практике. | Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; П - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Адекватная мотивация | ||
135 | Оценка достижений. Итоги года. Литературная викторина. | С какими новыми авторами Вы познакомились? | Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Р- прогнозирование уровня усвоения; П -поиск и выделение необходимой информации; К- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация | |||
136 | Внеклассное чтение. Самое большое чудо на свете! Книги для чтения на лето. | Почему книга- великая ценность? Произведения каких авторов будем читать летом? | Авторская выставка книг. Обмен впечатлениями, создание иллюстраций. | Научатся высказывать свое мнение и аргументировать его, подбирать литературу под нужную тему. | Р- прогнозирование уровня усвоения; П -поиск и выделение необходимой информации; К- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; | Адекватная мотивация |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №___ от «____»_______200____г. Руководитель ШМО ____________________________(ФИО)
| СОГЛАСОВАНО «___» ________200___г. Заместитель директора по УВР ____________________________ (ФИО) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....