«Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
На этом уроке были использованы аудиозапись сказки и былины "Никита Кожемяка". Проводилось сравнение между двумя этими произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_skazka_nikita_kozhemyaka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Вера Станиславна
Город Миасс
МКОУ «ООШ № 28»
учитель начальных классов
Урок литературного чтения составлен по теме «Русская народная сказка «Никита Кожемяка», проводится в третьем классе, образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Конспект урока литературного чтения.
Тема: Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
Цели:- развивать творческое воображение, любовь к поэтическому слову, умение сравнивать, делать выводы, умение давать связанный ответ;
- обучать беглому, выразительному, осмысленному чтению; коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности;
-воспитывать нравственные понятия: отвагу, верность, способность на поступок, долг, ответственность;
Оборудование:
- запись сказки и былины
- выставка книг по теме урока
- карточки с пословицами
- карточки с заданиями для групповой работы
- карточки для определения рефлексии
Ход урока:
I Организация класса.
II Речевая разминка.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»
-Прочитайте «жужжащим » чтением. Что вы прочитали?
- А сейчас прочитайте это стихотворение, выделяя голосом слово «сказка» .
- Что нам хотел сказать автор этого стихотворения?.
III Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Мне хотелось бы пригласить вас сегодня в мир былин и сказок.
Звучит музыка Н. Римского - Корсакова
В этом таинственном прекрасном мире только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию. Напрасно думаете, что это легко уметь читать и видеть красивое, слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой, сравним её с былиной, которую читали дома.
IV Проверка домашнего задания.(С элементами литературного анализа)
- Какие литературные рода вы знаете? К чему относятся былины и сказки?
- Чем вам понравилась былина «Илья Муромец и Святогор»?
- Почему былины написаны в стихотворной форме?
(Былины сочинялись как стихи, чтобы их исполняли особые люди – сказители нараспев, играя на гуслях).
- Зачитайте зачин, концовку былины.
Проверка заданий по группам.(Было задано разноуровневое домашнее задание)
(1 группа: Выразительное чтение отрывка со слов «Тут Святогор…»)
(2 группа: Найти слова, которые сейчас не употребляются).
(3 группа: Сочинение – миниатюра на тему « Не перевелись ещё богатыри на земле русской»)
Вывод (Создание проблемной ситуации)
- Богатыри – это только герои былин? Каких людей в настоящей жизни можно назвать богатырями? (рассуждения учеников)
V Объяснение нового материала.
Подготовка к первичному восприятию.
- Посмотрите на этого молодого парня. Можно ли его назвать русским богатырём?
- Наш земляк, который родился и проживал в селе Маянга, Степан Остапенко во время Великой Отечественной войны совершил подвиг . Для того чтобы его товарищи смогли переправиться через реку Днепр, он один вызвал огонь на себя и погиб в неравном бою. За этот подвиг посмертно он был награжден званием Героя Советского Союза.
- А как вы теперь считаете, можно ли назвать Степана Остапенко русским богатырём? (Высказывания учащихся)
- Откройте учебник. Прочитайте название сказки, с которой мы будем знакомиться. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Можно ли этого человека назвать богатырём? Сделайте прогноз по заглавию и иллюстрации, о чём пойдёт речь в сказке.
- Послушайте сказку и ответьте на вопрос: «Чем Никита Кожемяка был похож на героев былин?»
- Послушайте былину «Никита Кожемяка»
Первичное чтение сказки подготовленными учениками.
Проверка первичного восприятия сказки.
- Похож ли Никита на русского богатыря?
- Какие чувства затронуло у вас это произведение? С каким настроением вы слушали сказку?
-О чём вы задумались, прочитав сказку?
- Все ли слова в сказке были понятны?
Словарная работа.
- Поборы – сборы.
- Промыслы – охота
- Сыскал – нашёл
- Лютый – злой
- Авось – может быть
- Берлогу размечу – разнесу
- Межа – граница
- Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей
- Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг
Физминутка (Музыкальная миниатюра)
Анализ сюжета. (Путь анализа – по сюжету)
- Сейчас вы сами будете читать сказку, и одновременно мы поработаем над её содержанием, чтобы сказка была более понятна.
- Какая беда постигла жителей города Киева?
-Почему пришлось отдать змею царскую дочку?
- Почему змей не съел красавицу?
- Кто мог спасти царевну? Как она об этом узнала?
- Чем занимался Никита? Для чего мнут кожи?
- Как Никита и змей делили землю и воду?
- Что осталось от змея?
Рисованная сюжетная цепочка(Картинный план)
- Расположите рисунки в порядке происходящих событий в сказке.
Составление системы образов, выяснение мотивов поступков героя и их последствий.
- Кто из героев появляется первым? Кто следующий? Какие отношения были между ними?
(Появляется схема произведения)
- С помощью данной схемы сделайте вывод. (Если ты любишь людей, уважаешь старых , защищаешь малых, то и они отплатят тебе тем же )
- Давайте это подтвердим эпизодами из сказки. Найдите отрывок, в котором описывается, почему Никита согласился идти воевать со змеем. Какая черта характера героя описана в этом отрывке?
- Зачитайте, как Никита и змей делили землю и воду. Что вы можете сказать о герое в этой ситуации?
- Найдите финальный эпизод сказки. Подтверждают ли эти слова наш вывод, что за все свои поступки Никита Кожемяка был награждён всеобщим уважением и любовью?
- Давайте вернёмся к нашему прогнозу. Подтвердились ли наши предположения о том , что сказка «расскажет» нам о сильном человеке по имени Никита Кожемяка?
- Как по-другому вы могли бы озаглавить сказку?
VI Закрепление изученного. Применение новых знаний в нестандартных ситуациях.
- Ребята, давайте сравним сказки с баснями, сказочных героев и богатырей.
Заполним таблицу.
- Рассмотрите репродукцию картины. Кто знает её название и фамилию художника, который написал эту картину?
(Картина В. Васнецова «Три Богатыря»).
- Я предлагаю вам пофантазировать и словами «нарисовать», где бы мог расположиться на этой картине Никита Кожемяка и как бы он выглядел. (Рисование словесных картин)
Самостоятельная работа. Работа в группах.(Разноуровневые задания)
1 группа. Среди предложенных пословиц найти и выписать пословицы, которые подходят к прочитанным на уроке басне и сказке.
2 группа. Выполняют фантастическое задание «Салат из сказок» (Никита Кожемяка повстречался с Ильёй Муромцем. Что могло произойти?)
Отчёты групп.
VII Итог урока
Заранее подготовленный ученик читает до конца стихотворение Ю. Энтина, с которого начался урок.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
Нам нельзя без света,
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть Добро навеки
Побеждает Зло!
- Победило ли добро в сказке «Никита Кожемяка»?
- Как относится автор к Никите?
- А как вы относитесь к нему и людям подобных ему?
Рефлексия.
- Перед вами лежат карточки, на которых изображены столбики. Отметьте, пожалуйста, свою работу на уроке по каждому пункту.
VIII Домашнее задание.
Подготовиться по одному из направлений:
- Музей пластилиновых фигур.
- Составление пожеланий Никите Кожемяке.
- Спасибо за урок, молодцы! Оценки…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...
Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)
Планы-конспекты к урокам по теме "Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)", 3 класс, "Школа-2100"...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...