«Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

На этом уроке были использованы аудиозапись сказки и былины "Никита Кожемяка". Проводилось сравнение между двумя этими произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_skazka_nikita_kozhemyaka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Вера Станиславна

Город Миасс

МКОУ «ООШ № 28»

учитель начальных классов

Урок литературного чтения составлен по теме «Русская народная сказка «Никита Кожемяка», проводится в третьем классе, образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р. Н. Бунеев,  Е. В. Бунеева.

Конспект урока литературного чтения.

  Тема: Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Цели:- развивать творческое воображение, любовь к поэтическому слову, умение сравнивать,           делать выводы, умение давать связанный ответ;

          - обучать беглому, выразительному, осмысленному чтению; коллективной работе, приобщать к      фактам исторической действительности;

       -воспитывать нравственные понятия: отвагу, верность, способность на поступок, долг, ответственность;

Оборудование:

- запись сказки и былины

- выставка книг по теме урока

- карточки с пословицами

- карточки с заданиями для групповой работы

- карточки для определения рефлексии

Ход урока:

I Организация класса.

II Речевая разминка.

          В мире много сказок

          Грустных и смешных,

         И прожить на свете

          Нам нельзя без них.

          В сказке может всё случиться,

          Наша сказка впереди,

          Сказка в двери к нам стучится.

          Скажем гостье: «Заходи!»

-Прочитайте «жужжащим » чтением. Что вы прочитали?

- А сейчас прочитайте это стихотворение, выделяя голосом слово «сказка» .

- Что нам хотел сказать автор этого стихотворения?.

III Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Мне хотелось бы пригласить вас сегодня в мир былин и сказок.

Звучит музыка Н. Римского - Корсакова

                 В этом таинственном прекрасном мире только читателю дано постичь тайны творчества,   ощутить волшебную  магию. Напрасно думаете, что это легко уметь читать и видеть красивое, слушать и слышать возвышенное, понимать умное и чувствовать глубокое.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой, сравним её с былиной, которую читали дома.

IV Проверка домашнего задания.(С элементами литературного анализа)

- Какие литературные рода вы знаете? К чему относятся былины и сказки?

- Чем вам понравилась былина «Илья Муромец и Святогор»?

- Почему былины написаны в стихотворной форме?

(Былины сочинялись как стихи, чтобы их исполняли особые люди – сказители нараспев, играя на гуслях).

- Зачитайте зачин, концовку былины.

Проверка заданий по группам.(Было задано разноуровневое домашнее задание)

(1 группа: Выразительное чтение отрывка со слов «Тут Святогор…»)

(2 группа: Найти слова, которые сейчас не употребляются).

 (3 группа: Сочинение – миниатюра на тему « Не перевелись ещё богатыри на земле русской»)

Вывод (Создание проблемной ситуации)

- Богатыри – это только герои былин? Каких людей в настоящей жизни  можно назвать богатырями? (рассуждения учеников)

V Объяснение нового материала.

Подготовка к первичному восприятию.

- Посмотрите на этого молодого парня. Можно ли его назвать русским богатырём?

- Наш земляк, который родился и проживал в селе Маянга, Степан Остапенко во время Великой Отечественной войны совершил подвиг . Для того чтобы его товарищи смогли переправиться через реку Днепр, он один вызвал огонь на себя и погиб в неравном бою. За этот подвиг посмертно он был награжден званием Героя Советского Союза.  

- А как вы теперь считаете, можно ли назвать Степана Остапенко русским богатырём? (Высказывания учащихся)

- Откройте учебник. Прочитайте название сказки, с которой мы будем знакомиться. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Можно ли этого человека назвать богатырём? Сделайте прогноз по заглавию и иллюстрации, о чём пойдёт речь в сказке.

- Послушайте сказку и ответьте на вопрос: «Чем Никита Кожемяка был похож на героев былин?»

- Послушайте былину «Никита Кожемяка»

Первичное чтение сказки подготовленными учениками.

Проверка первичного восприятия сказки.

- Похож ли Никита на русского богатыря?

- Какие чувства затронуло у вас это произведение? С каким настроением вы слушали сказку?

-О чём вы задумались, прочитав сказку?

- Все ли слова в сказке были понятны?

Словарная работа.  

  • Поборы – сборы.
  • Промыслы – охота
  • Сыскал – нашёл
  • Лютый – злой
  • Авось – может быть
  • Берлогу размечу – разнесу
  • Межа – граница
  • Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей
  • Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг

Физминутка (Музыкальная миниатюра)

Анализ сюжета. (Путь анализа – по сюжету)

- Сейчас вы сами будете читать сказку, и одновременно мы поработаем над её содержанием, чтобы сказка  была более понятна.

- Какая беда постигла жителей города Киева?

-Почему пришлось отдать змею царскую дочку?

- Почему змей не съел красавицу?

- Кто мог спасти царевну? Как она об этом узнала?

- Чем занимался Никита? Для чего мнут кожи?

- Как Никита  и змей делили землю и воду?

- Что осталось от змея?

Рисованная сюжетная цепочка(Картинный план)

- Расположите рисунки в порядке происходящих событий в сказке.

Составление системы образов, выяснение мотивов поступков героя и их последствий.

- Кто из героев появляется первым? Кто следующий? Какие отношения были между ними?

(Появляется схема произведения)

 

- С помощью данной схемы сделайте вывод. (Если ты любишь людей, уважаешь старых , защищаешь малых,  то и они отплатят тебе тем же )

- Давайте это подтвердим эпизодами из сказки. Найдите отрывок,  в котором описывается, почему Никита согласился идти воевать со змеем. Какая черта характера героя описана в этом отрывке?

- Зачитайте, как Никита и змей делили землю и воду. Что вы можете сказать о герое в этой ситуации?

- Найдите финальный эпизод сказки. Подтверждают ли эти слова наш вывод, что за все свои поступки Никита Кожемяка был награждён всеобщим уважением и любовью?

- Давайте вернёмся к нашему прогнозу.  Подтвердились ли наши предположения о том , что сказка «расскажет» нам о сильном человеке по имени Никита Кожемяка?

- Как по-другому вы могли бы озаглавить сказку?

VI  Закрепление изученного. Применение новых знаний в нестандартных ситуациях.

- Ребята, давайте сравним сказки с баснями, сказочных героев и богатырей.

Заполним таблицу.

- Рассмотрите репродукцию картины. Кто знает её название и фамилию художника, который написал эту картину?

 (Картина В. Васнецова «Три Богатыря»).

- Я предлагаю вам пофантазировать и словами «нарисовать», где бы мог расположиться на этой картине Никита Кожемяка и как бы он выглядел. (Рисование словесных картин)

Самостоятельная работа. Работа в  группах.(Разноуровневые задания)

1 группа. Среди предложенных пословиц найти и выписать пословицы, которые подходят к прочитанным на уроке басне и сказке.

2 группа. Выполняют фантастическое задание «Салат из сказок» (Никита Кожемяка повстречался с Ильёй Муромцем. Что могло произойти?)

Отчёты групп.

VII Итог урока

Заранее подготовленный ученик читает до конца стихотворение Ю. Энтина, с которого начался урок.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть Добро навеки

Побеждает Зло!

- Победило ли добро в сказке «Никита Кожемяка»?

- Как относится автор к Никите?

- А как вы относитесь к нему и людям подобных ему?

Рефлексия.

- Перед вами лежат карточки, на которых изображены столбики. Отметьте, пожалуйста, свою работу на уроке по каждому пункту.

VIII Домашнее задание.

Подготовиться по одному из направлений:

  1. Музей пластилиновых фигур.
  2. Составление пожеланий Никите Кожемяке.

- Спасибо за урок, молодцы! Оценки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Планы-конспекты к урокам по теме "Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)", 3 класс, "Школа-2100"...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...