Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся па основе двух принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщении. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению
на 2013 – 2014 учебный год
4 «В» класс.
Разработала учитель
начальных классов
Михайловская Е.С.
Программа составлена на основе программы под редакцией Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации
Пояснительная записка
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся па основе двух принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщении. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Цель уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица).
Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся:
- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Требования к подготовке учащихся
Обучающиеся должны:
- Владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- Вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- Знать названия, темы и сюжета 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
- Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- Знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- Знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, то есть быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ. Какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Перечень основных средств обучения
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Родная речь. Учебник для 4 класса в четырёх частях, М.: Просвещение, 2006.
С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс, М. «Вако», 2012 год
С. В. Кутявина. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс, М. «Вако», 2011год.
Календарно - тематический план учебного курса
102 часа - 3 часа в неделю
1 триместр – 27 часов
2 триместр–51 час
3 триместр – 24 часа
Название учебной темы | Содержание | Кол-во часов | Формы освоения материала |
Летописи. Былины. Жития | Откуда пошла Русская земля «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского» (отрывок). | 8 | Ориентировка в учебной книге: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях «абзац», «подзаголовок», «красная строка». |
Чудесный мир классики | П.П.Ершов «Конёк – горбунок» (в сокращении),А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…», М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик –Кериб», Л.Н.Толстой «Детство»(отрывок), «Как мужик убрал камень», А.П.Чехов «Мальчики». | 15 | Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определённую тему. Коллективное, групповое и индивидуальное создание «картин», диафильмов, слайдов по прочитанным произведениям. Рисование портретов героев литературных произведений, словесное описание портретов. |
Поэтическая тетрадь | Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет « Весенний дождь », «Бабочка», Е.А. Баратынский « Весна, весна! Воздух чист! », « Где сладкий шепот », А.Н. Плещеев «Дети и птички »,И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями», Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»,И.А.Бунин «Листопад», В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская», С.А.Есенин «Бабушкины сказки», «Лебёдушка», М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Б.Л.Пастернак Золотая осень»,С.А. Клычков «Весна в лесу», Д.Б. Кедрин «Бабье лето»,Н.М. Рубцов «Сентябрь». | 18 | Организация практикумов по выразительному чтению: а) проведение упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции; б) овладение правилами литературного произношения слов, словесным ударением; в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения) Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением. Слушание и заучивание наизусть стихотворений; -наблюдение над звукописью, звукоподражанием, аллитерацией. Нахождение в тексте средств выразительности. |
Литературные сказки | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П.П. Бажов «Серебряное копытце», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (в сокращении). | 12 | Составление творческих пересказов: от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя; Составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения. Сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу; Письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Практическое различение художественных и научно – популярных текстов. |
Делу время – потехе час | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»,В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | 7 | |
Страна детства | Б.С.Житков «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М.М.Зощенко «Ёлка», | 6 | |
Природа и мы | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А.И.Куприн «Барбос и Жулька», М.М. Пришвин «Выскочка», Е.И. Чарушин «Кабан», В.П. Астафьев « Стрижонок Скрип». | 11 | |
Родина | И.С. Никитин «Русь», С.Д.Дрожин «Родине», А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»,Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». | 5 | Сравнение стихотворных произведений, написанных на одну тему разными поэтами. |
Страна Фантазия | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» (отрывок), К.Булычёв «Путешествие Алисы» (отрывок). | 5 | Коллективная драматизация художественных произведений; - введение игровых ситуаций, которые помогли бы детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя. Рассказ – импровизация на заданную тему. |
Зарубежная литература | Д. Свифт « Путешествие Гулливера» (отрывок), Г.Х.Андерсен « Русалочка », Марк Твен « Приключения Тома Сойера » (отрывок), С. Лагерлёф « Святая ночь », « В Назарете ». | 15 | Коллективное слушание литературно – художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определённых ситуациях. |
Повторение – 4 часа
Резерв учителя – 2 часа
Тематическое планирование уроков литературного чтения
№ п/п | Тема урока | Цели изучения | Стр. | Основные понятия темы | Сам – ная работа учащихся; Д/з | сроки |
1триместр – 27 часов | ||||||
Летописи, былины, сказания, жития (8 часа) | ||||||
1. | Ознакомление с учебником. Летописи. | -повторить правила обращения с книгой; - ознакомить с новым учебником; -ввести в новую тему «Летописи»; -развивать память, речь, мышление. | 3-9 | Летописи Летописание Летописец Летоисчисление Яства Гривна Паволоки Уроречье | Найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга. | 1 Н |
2. | «И вспомнил Олег коня своего…» | - показать значение летописей для людей; -учить правильно, читать и понимать исторические произведения. | 10-11 | Волхвы Кудесник слыть | Найти и прочитать А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | |
3 | Былины «Ильины три поездочки» | -обобщить и обогатить знания детей о былинах; -учить правильно, читать их, понимать исторический текст; -работать над содержанием былины; -обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; -развивать память, речь, мышление, воображение. | 12-24 | Былины Старины Богатырь | Прочитать былину | |
4 | Былины «Ильины три поездочки» | -обобщить и обогатить знания детей о былинах; -учить правильно, читать их, понимать исторический текст; -работать над содержанием былины; -обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; -развивать память, речь, мышление, воображение. | 12-24 | Булатная броня, сие, палица, яхонты, вертлюги, сажень, монах, витязь, амбар, целовальники, облатынивать, застава богатырская, смета, заподваливать, речи елейные, гнездовину разнёс, по ордам, не простофильтесь | Перечитать былину, разделить на смысловые части. | |
5 | Былины «Ильины три поездочки» | -обобщить и обогатить знания детей о былинах; -учить правильно, читать их, понимать исторический текст; -работать над содержанием былины; -обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; -развивать память, речь, мышление, воображение. | 12-24 | Пересказать одну часть былины от лица Ильи Муромца | 2 Н | |
6 | «Житие Сергия Радонежского» | -ознакомление с отрывком из «Жития Сергея Радонежского»; -учить внимательно относится к слову, обогащать словарный запас; -развивать память, речь, мышление. | 25-33 | Найти и прочитать весь текст; рассказать о подвигах Сергия Радонежского | ||
7 | «Житие Сергия Радонежского» | -ознакомление с отрывком из «Жития Сергея Радонежского»; -учить внимательно относится к слову, обогащать словарный запас; -развивать память, речь, мышление. | 25-33 | Благородный, угодник, добродетель, праведный, обет, благочестивый, ангел, смирение, мошна, благодать, отрок | Найти материал к картинам на с.34, 36; ответить на вопросы 3, 4, 5, с.35 | 3 Н |
8 | Обобщающий. Игра «Летописи, былины, сказания, жития» | -обобщить знания учащихся по разделу; -учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; -развивать речь, мыслительные операции и творческие способности. | 34-36 | |||
Чудесный мир классики (15 часов) | ||||||
9 | П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» | - ознакомить учащихся с творчеством П. П. Ершова; -работать над содержанием сказки, данной в учебнике; -обучать правильному выразительному чтению; -развивать память, речь, мышление, воображение; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -учить понимать поступки героев, давать им характеристики. | 37-63 | Классика | Прочитать с.41-45 до слов «Братья, то есть, испугались…» | |
10 | П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» | 37-63 | Дочитать сказку до конца, дать характеристику братьям. | 4 Н | ||
11 | П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» | 37-63 | Читать произведения А. С. Пушкина | |||
12 | А. С. Пушкин. Стихи | -продолжить ознакомление с творчеством А. С. Пушкина; -учить понимать и правильно читать стихи поэта; -прививать любовь к природе, к поэзии; -развивать память, воображение, речь. | 64-71 | Акра Рампа Алчный Унылый Ликующий | Выучить любое стихотворение | |
13 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | -прочитать сказку А. С. Пушкина; -учить анализировать поступки героев; -обучать грамотному, выразительному чтению.; -развивать память, речь. | 72-93 | Перечитать сказку, нарисовать иллюстрацию. | ||
14 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 72-93 | Дочитать сказку до конца, подобрать синонимы и антонимы к данным словам, выписать 5 эпитетов. | 5 Н | ||
15 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 72-93 | Черница | Подробно пересказать одну из частей сказки | ||
16 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». | -ознакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова; -отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок; -развивать память, речь, мышление. | 94-98 | Терек | Найти интересные факты из жизни поэта; выразительное чтение любого стихотворения | 6 Н |
17 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» | -ознакомить учащихся со сказкой «Ашик – Кериб»; -обучать правильному выразительному чтению; -пополнять словарный запас учащихся; -развивать память, внимание, мышление; -учит анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы. | 99-113 | Ашик, Кериб, пророк, газель, зарок, сааз, паша, намаз | Перечитать сказку, ответить на вопрос 2, с.113 | |
18 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» | 99-113 | Приготовить краткий пересказ сказки | |||
19 | Л. Н. Толстой «Детство». | -расширить знания учащихся о жизни Л. Н. Толстого; -обучать правильному чтению; -развивать речь, память. | 114-120 | Прочитать рассказ, ответить на вопросы; написать сочинение о маме. | ||
20 | Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» (басня). | -вспомнить прочитанные произведения Л. Н. Толстого; -ознакомить с басней «Как мужик камень убрал»; -воспитывать любовь и уважение к маме; -развивать память, речь, мышление. | 121 | Найти и прочитать другие басни, приготовить выразительное чтение. | 7 Н | |
21 | А. П. Чехов «Мальчики» | -ознакомить учащихся с творчеством А. П. Чехова; -отработать навыки правильного выразительного чтения; -учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев произведения; -воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; -развивать память, речь, мышление. | 122-136 | Розвальни Башлык Сюртук Самоеды Бизон Пампасы Мустанг Индейцы Москит Термит Чечевица Плантации Флигель Приказчик урядник | Перечитать рассказ, объяснить непонятные слова. | |
22 | А. П. Чехов «Мальчики» | 122-136 | Приготовить пересказ по составленному плану | 8 Н | ||
23 | Обобщающий. КВН по разделу «Чудесный мир классики». | -обобщить полученные знания детей по разделу; -развивать творческие способности учащихся; -воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы к команде. | 137-138 | |||
Поэтическая тетрадь (8 часов) | ||||||
24 | Ф. И. Тютчев. Стихи. | -расширить знания детей о творчестве Ф. И. Тютчева; -обучать правильному чтении. Стихов; -развивать память, речь, мышление. | 139-142 | Воздвинуться Изнемочь Него | Выучить любое стихотворение. | |
25 | А.А. Фет. Стихи. | -расширить знания учащихся о творчестве А. А. Фета; -учить видеть и замечать прекрасное в природе; -обогащать словарный запас; -развивать память, речь, воображение. | 143-144 | Завеса очертанье Бархат | Выучить любое стихотворение. Нарисовать рисунок. | |
26 | Е. А. Баратынский. Стихи. | -ознакомить с жизнью и творчеством Е. А. Баратынского; -учить видеть прекрасное с помощью поэзии; -воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; -развивать речь, память, воображение. | 145-146 | Оглобля Варюха Древа Обнажены Ветхий Незримый | Найти другие стихи, приготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию. | 9 Н |
27 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». | -познакомить с жизнью и творчеством А. Н. Плещеева; -обучать правильному выразительному чтению; -прививать любовь к природе; -воспитывать бережное отношение к ней; -развивать память, речь, мышление. | 147 | Выучить стихотворение наизусть. | ||
2 четверть – 21 час | ||||||
28 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | -расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве; -пополнять словарный запас учащихся; -учить видеть прекрасное в окружении; -развивать память, речь, мышление. | 148 | Межа | Найти другие стихи И. С. Никитина, одно выучит наизусть | 10 Н |
29 | Н. А. Некрасов. Стихи. | -расширить знания детей о творчестве Н. А. Некрасова; -обучать правильному чтению стихов; -пополнять словарный запас; -развивать память, речь. | 149-151 | Сумерки Салазки | Найти другие стихи Н. А. Некрасова, приготовить выразительное чтение одного, нарисовать иллюстрацию. | |
30 | И. А. Бунин «Листопад». | -ознакомить детей с жизнью и творчеством И. А. Бунина; -учить чувствовать поэтический мир; -пополнять словарный запас учащихся; -развивать речь, память, мышление, воображение. | 152-153 | Найти другие стихи И. А. Бунина, приготовить выразительное чтение одного, нарисовать иллюстрацию. | ||
31 | Обобщающий. Развивающий час по разделу Поэтическая тетрадь». | -обобщить знания детей по данному разделу; -развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; -формировать умение работать в группах. | 154-156 | |||
Литературные сказки (12 часов) | ||||||
32 | В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке». | -ознакомить с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; -изучить литературную сказку «Городок в Табакерке»; -пополнять словарный запас учащихся; -при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; Формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; -обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; -учить передавать содержание прочитанного от имени героя. | 157-170 | Табакерка Пёстренькая Счесть нельзя Уверился Померкли Мудрено Затеплилась звёздочка Право Извольте С сими словами Учтиво Свод Камин Досадно Ни пяди Вымощена перламутром Индо Одинакие Опамятоваться | Перечитать сказку. | 11 Н |
33 | В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке». | 157-170 | Перечитать сказку, поделить на части. | |||
34 | В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке». | 157-170 | Ответить на вопросы 3, 4, с.170 | 12 Н | ||
35 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | - пополнять словарный запас учащихся; -воспитывать чувство сострадания к другим; -расширить знания детей о жизни и творчестве В. М. Гаршина; -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -учить анализировать поступки и характер героев. | 171-181 | Кол Пика Барбос Повилика Коровяк Пронизать Лань Тунь Линь | Найти сведения об авторе. | |
36 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 171-181 | Перечитать сказку, подумать сколько в ней сюжетов, ответить на вопрос 8, с.181 | |||
37 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 171-181 | Сочинить и записать сказку о растении или животном, оформить в виде книжки. | 13 Н | ||
38 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | -ознакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова; -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, мышление; -обучать чтении. По ролям, умению характеризовать поступки героев. | 182-194 | Барская рукодельня Взъесться Голбчик Пожитки Похлёбка Несподручно Пособник Покосные ложки Статочное ли дело | Перечитать сказку, приготовить выразительное чтение. | |
39 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 182-194 | Прочитать другие сказки П. П. Бажова, приготовить пересказ. | |||
40 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | -ознакомить детей с жизнью и творчеством С. Т. Аксакова; -начать работу над сказкой; -обогащать словарный запас учащихся; -воспитывать любовь и уважение к родителям; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -учить делить текст на части. | 195-216 | Именитый Заморский Не ведаю Парча Тувалет Венец Самоцветный Сажень Беспорочный Доподлинный Сходный Колода Почитай Торная Чертог Паче зеница ока Утешался Во единое ока мгновение Гвалт Пяльцы Почали Лебезить Рехнулся Заутра | Прочитать с.195-206 до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного…» | 14 Н |
41 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 195-216 | Дочитать сказку до конца, поделить текст на части, озаглавить их. | |||
42 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 195-216 | Подготовиться к обобщающему уроку. | 14 Н | ||
43 | Обобщающий. «Крестики – нолики». | -обобщить знания детей по изученному разделу; -учить работать сообща; -развивать память, творческие способности. | 217 | |||
Делу время – потехе час (7 часов) | ||||||
44 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | -ознакомить детей с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -учить анализировать характер и поступки героев; -развивать память, речь, мышление. | 3-16 | Окладистая Керосиновая лампа Ходики Пола. полы | Перечитать сказку, объяснить непонятные слова. | 15 Н |
45 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 3-16 | Приготовить чтение по ролям, нарисовать иллюстрацию. | |||
46 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 3-16 | Сочинить и записать свою сказку о том, как человек избавился от какого – нибудь недостатка. | |||
47 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | -расширить знания детей о творчестве В. Ю. Драгунского; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -учить детей учиться на основе рассказа В. Ю. Драгунского. | 17-23 | Подготовить пересказ от имени Дениса, найти сведения о жизни и творчестве драгунского. |
16 Н | |
48 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | -расширить знания детей о творчестве В. Ю. Драгунского; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 24-28 | Приготовить выразительное чтение рассказа. Читать другие рассказы Драгунского. | ||
3 четверть – 30 часов | ||||||
49 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | -расширить знания детей о творчестве В. В. Голявкина; -помочь понять смысл произведения; -учить анализировать поступки героев; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь. | 29-34 | Патент | Написать мини – сочинение о прогульщике. | 17 Н |
50 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». | -обобщить знания учащихся по данному разделу; -воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; -развивать память, творческие способности учащихся. | 35-36 | |||
Страна детства (6 часов) | ||||||
51 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | -расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова; -обучать беглому, выразительному чтению; -раскрыть смысл содержания рассказа Б. С. Житкова; -учить характеризовать главного героя, его поступки; -развивать память, речь, мышление. | 37-46 | Корма Мачта Палуба Полировать Лакировать | Подготовить выразительное чтение рассказа. | |
52 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 37-46 | Приготовить пересказ от имени главного героя. | |||
53 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | -расширить знания детей о творчестве К. Г. Паустовского; -помочь детям понять смысл произведения; -обучать правильному выразительному чтению; -учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; -развивать память, мышление, воображение. | 47-58 | Аккорд Симфонический Ботфорты Парча Фетровая шляпа | Перечитать текст, найти материал о жизни и творчестве писателя. | 18 Н |
54 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 47-58 | Выписать из текста эпитеты и олицетворения. | |||
55. | М. М. Зощенко «Ёлка». | -ознакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; -обогащать словарный запас учащихся; -учить анализировать поступки героев; -развивать речь, мышление, память и чувство юмора. | 59-64 | Золотушный | Приготовить пересказ от лица мамы или папы, нарисовать рисунок. | 19 Н |
56. | Обобщение по разделу «Страна детства». | -повторить и обобщить изученный материал; Развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления. | 65-66 | |||
Поэтическая тетрадь (4 часа) | ||||||
57 | В. Я. Брюсов. Стихи. | -ознакомить с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; -обучать правильному, выразительному чтению стихов; -развивать память, речь, мышление. | 67-70 | Дебри Гиппопотам | Выучить одно из стихотворений. | |
58 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки2. | -ознакомить учащихся со стихотворением «Бабушкины сказки» С. А. Есенина; -пополнить биографические знания о поэте; -обогащать словарный запас учеников. | 71 | Опостылеть | Читать другие стихи С. Есенина, одно из них выучить | 20 Н Я |
59 | М. И. Цветаева. Стихи. | -ознакомить с творчеством М. Цветаевой; -раскрывать мир поэзии, учить читать стихи выразительно; -развивать память, речь. | 72-73 | Приготовить выразительное чтение стихов. | ||
60 | Обобщающий. Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь». | -повторить и обобщить изученный раздел; -развивать память, мышление, творческие способности учащихся. | 74 | Выучить наизусть стихотворение любимого поэта. | ||
Природа и мы (11 часов) | ||||||
61 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «приёмыш». | -расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка4 -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -учить анализировать характер и поступки героев; -прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; -развивать память, речь, мышление. | 75-84 | Доспехи Протока Сайма Муштровать Муштра | Подготовить выразительное чтение рассказа. | 21 Н |
62 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «приёмыш». | 75-84 | Придумать и записать, что случилось с Приёмышем дальше. | |||
63 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Куприна; -раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысл дружбы, верности; -учить анализировать поступки героев; -прививать любовь к животным; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать речь, мышление. | 85-91 | Приземистый Сталактит Флирт Фестон Подпалина Лицемерный Лицемерие Лавры Карьер Триумфальный | Перечитать рассказ | |
64 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 85-91 | Приготовить пересказ от имени Барбоса, индивидуальное задание: приготовить рассказ о сороках. | 22 Н | ||
65 | М. М. Пришвин «Выскочка». | -расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина; -раскрыть смысл рассказа; -учить анализировать поступки и характер героев; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 92-95 | Бдительность Радужный | Подготовить выразительное чтение рассказа. | |
66 | М. М. Пришвин «Выскочка». | 92-95 | Написать свою историю из наблюдение за животными. | |||
67 | Е. И. Чарушин «Кабан» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Е. И. Чарушина; -учить анализировать текст, пересказывать его; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 96-99 | Марал Сопеть Гуськом Небоскрёб | Приготовить пересказ от имени автора. | 23 Н |
68 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -учить детей анализировать поступки героев; -делить текст на части, озаглавливать каждую часть; -учить составлять сравнительное описание на основе текста; -расширить знания детей о стрижах и лебедях; -прививать любовь и бережное отношение к животным. | 100-110 | Бесцеремонно Заполошно Лепиться Яр | Перечитать рассказ | |
69 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 100-110 | Подготовить пересказ от имени Скрипа | |||
70 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 100-110 | Ответить на вопрос 8, с.112 | 24 Н | ||
71 | Обобщающий. Конкурс знатоков «Природа и мы». | -повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы2; -развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. | 111-112 | |||
Поэтическая тетрадь (6 часов) | ||||||
72 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». | -ввести в раздел «Поэтическая тетрадь»; -познакомить с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака; -учить понимать язык поэзии; -читать поэтические произведения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, мышление. | 113-115 | Чертог Каталог | Выучить стихотворение наизусть | |
73 | С. А. Клычков «Весна в лесу». | -познакомить с жизнью и творчеством С. Клычкова; -учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника; -развивать память, речь, мышление. | 116-117 | Утренник Рудый Лом Никнуть Клохтать Сойка Свирелка | Приготовить выразительное чтение | 25 Н |
74 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | -познакомить с жизнью и творчеством Д. Б. Кедрина; -рассмотреть такое явление природы, как «бабье лето»; -учить детей выражать свои мысли; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать речь, мышление. | 118 | Написать мини сочинение о бабьем лете. | ||
75 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». | -ознакомить с жизнью и творчеством Н. М. Рубцова; -продолжить формирование навыка выразительного чтения, умения сравнивать; -развивать речь, мышление, память. | 119 | Выучить стихотворение наизусть | ||
76 | С. А. Есенин «Лебёдушка» | -ознакомить с новым произведением С. Есенина; -обогащать словарный запас учащихся; -обучать правильному выразительному чтению; -раскрыть красоту поэтического произведения; -развивать память, речь, воображение. | 120-126 | Выучить стихотворение наизусть, повторить раздел. | 26 Н | |
77 | Обобщающий. Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…» | -контроль усвоения материала раздела учащимися; -развитие творческих способностей, памяти, речи, мышления. | 126 | |||
Родина (5 часов) | ||||||
78 | И. С. Никитин «Русь» | -ознакомить со стихотворением «Русь» И. С. Никитина; -учить понимать поэтические произведения о родине; -воспитывать патриотические чувства; -развивать память, речь, мышление. | 127-132 | Мурава Казна Курган | Составить план стихотворения, подготовить выразительное чтение. | |
4 четверть – 24 часа | ||||||
79 | С. С. Дрожжин «Родине» | -продолжить работу над поэтическим произведением о родине; -ознакомить с биографическими данными С. Д. Дрожжина; -воспитывать патриотические чувства; -развивать умение делить текст на части. | 133-137 | Молитвенно Чарующий Приветный | Выучить стихотворение наизусть | 27 Н. |
80 | А. В. Жигулин «О, Родина!» | -ознакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина; -обучать выразительному чтению стихотворений; -воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; -развивать память, речь, мышление. | 138 | Найти другие стихи Жигулина, приготовить выразительное чтение одного. | 27 Н | |
81 | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане». | -ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. А. Слуцкого; -формировать навыки правильного, выразительного чтения; -воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания. | 139-141 | Выучить наизусть | ||
82 | Обобщающий урок по разделу «Родина» | -повторить и обобщить изученный материал; -развивать память, речь, мышление. | 142 | |||
Страна фантазия (5 часов) | ||||||
83 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | -ознакомить с понятием научно – фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е. С. Велтистовым; -проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; -учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, мышление. | 143-149 | Научно – фантастическая литература | Перечитать отрывок, объяснить непонятные слова. | 28 Н |
84 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 143-149 | Кибернетик Кибернетика Контрабас | Приготовить пересказ | ||
85 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | -ознакомить с жизнью и творчеством писателя – фантаста К. Былучёва; -заитерисовать учащихся его произведениями; -читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; -учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; - развивать память, речь, мышление. | 150-157 | Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрацию. | 29 Н | |
86 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 150-157 | Приготовить пересказ, нарисовать иллюстрацию на космическую тему. | |||
87 | Обобщающий. Путешествие по «Стране Фантазии». | -обобщить знания по изученному разделу; -развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся. | 158 | Придумать и записать историю о путешествии на другую планету. | ||
Зарубежная литература (15 часов) | ||||||
88 | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» | -ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Дж. Свифта; -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, воображение; -развивать умение пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; -привить интерес к зарубежной литературе. | 159-166 | Колчан Врассыпную Мальчик - паж | Перечитать текст, нарисовать иллюстрацию. | 30 Н |
89 | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» | 159-166 | Придумать и записать рассказ о том, что произошло, когда ты на время стал великаном. | |||
90 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Кораллы Янтарь Сан Фейерверк Вал | Перечитать прочитанную в классе часть, поделить её на части, озаглавить. | |
91 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Перечитать страницы, которые читали в классе, поделить на части, озаглавить. | ||
92 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Перечитать страницы, которые читали в классе, поделить на части, озаглавить, нарисовать иллюстрацию. | 31 Н | |
93 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Дочитать сказку, поделить на части, озаглавить. | ||
94 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 167-193 | Читать сказки Г. Х. Андерсена | 32 Н | ||
95 | Марк Твен «приключения Тома Сойера» | -ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; -учить пересказывать текст от имени героя; -прививать интерес к зарубежной литературе; -развивать память, речь, мышление. | 194-200 | Перечитать отрывок, приготовить выразительное чтение. | ||
96 | Марк Твен «приключения Тома Сойера» | 194-200 | Приготовить пересказ от имени Тома Сойера. | |||
97 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | -ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; -раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; -учить анализировать характер и поступки героев; -обогащать словарный запас учащихся; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 201-208 | Приготовить выразительное чтение. | ||
98 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | 201-208 | Приготовить пересказ от имени пастуха. | 33 Н | ||
99 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | -ознакомить учащихся с новым произведением С. Лагерлеф; -расширить знания детей по данной теме; -отрабатывать навыки выразительного чтения текста; -учить анализировать характер и поступки героев; -развивать умение работать с иллюстрацией; -обогащать словарный запас учащихся. | 209-216 | Околок Жбан для ванны Исподтишка | Перечитать текст, найти материал об Иисусе и Иуде. | |
100 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | 209-216 | Подготовить ответы на вопросы 1, 2, с.217 | 34 Н | ||
101 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» | -повторить и обобщить изученный раздел; -учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; -развивать память, речь, логическое мышление. | 217 | |||
102 | Обобщающий. Игра «Литературные тайны». | -повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; -развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой.
Рабочая программа для 4 класса по литературному чтению. 4 часа в неделю....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Рабочая программа по "Литературному чтению" к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Рабочая программа по "Литературному чтению" к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение" Л.Ф. Климанова
Для уроков чтения мною выбрана программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации. Она осуществляет ...

Рабочая программа по литературному чтению, автор учебника Л.Ф. Климанова
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого в редакции 2019-2020 года
Учебники по литературному чтению Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого до 2018 года отличаются от новой редакции 2019-2020. Планирование составлено на 102 часа в соответствии с учебником 2020 года....