Рабочая учебная программа по курсу «Чтение и развитие речи» в 1 классе
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
В школе для неслышащих детей чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_1_klass.docx | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Рекомендовано методсоветом Утверждаю:
к реализации Директор
Протокол № _____ от ______ 20__ г. Сиприкова С.А. ______________
« _____ » _______________ 20__ г.
Рабочая учебная программа
по курсу «Чтение и развитие речи» в 1 классе
2011-2012 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Булашова Н.А.
Хабаровск, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 1 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Язык и литература». I-III классы. Авторы Зыкова Т.С, Зыкова М.А.).
Согласно базисному учебному плану на данный предмет в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов в год.
В школе для неслышащих детей чтение является одним из основных средств обучения, воспитания и развития. Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации. Достижению этой цели служат не только уроки чтения, но и уроки ППО (чтение поручений, инструкций, текстов и др.).
Дети учатся самостоятельному, сознательному чтению, а не изучению предлагаемых им рассказов, текстов. Повышению эффективности обучения чтению способствует целенаправленный подбор текстов, обеспечивающих общее и речевое развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду речевой деятельности.
Цели уроков чтения:
- овладение технической стороной процесса чтения, его выразительностью;
- развитие разговорной и связной речи; эмоционального, эстетического восприятия читаемого; языковой способности; речевого развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз, синтаксических конструкций;
- обучение перифразу, ответам на вопросы, пересказу; улавливанию смысла целого текста, основываясь на знакомом речевом материале, на уяснении значения новых слов в контексте, на установлении аналогий в словоформах и конструкциях высказываний, на определении логики в развитии событий;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
Приоритетной целью обучения чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Для достижения поставленных целей изучения чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- выработка техники правильного, беглого и выразительного чтения;
- обучение сознательному, самостоятельному чтению, умению различать рассказ, сказку, стихотворение;
- выработка умения оценивать положительные и отрицательные явления, поступки действующих лиц, воспитание положительных качеств личности учащихся;
- расширение и уточнение круга представлений об окружающем мире, удовлетворение познавательной потребности школьников, приобщение их к книге как источнику знаний;
- расширение лексического запаса и овладение новыми грамматическими структурами, которые усваиваются учащимися за счет осмысления ими языковых средств, используемых в произведении;
Чтобы обеспечить выполнение этих задач, рекомендуется следующая
система приемов и методов работы над произведением:
- самостоятельное чтение произведения («про себя», чтение вслух слов, предложений; плавное чтение целыми словами, постепенно увеличивая скорость чтения; чтение текста с интонационным выделением знаков препинания);
- передачи содержания прочитанного в виде зарисовок;
- составления аппликаций и макетов по прочитанному тексту;
- повторное чтение произведения;
- разбор содержания прочитанного (путем сопоставления иллюстраций, сделанных рисунков, аппликаций с текстами; выборочного чтения) с одновременной и последующей отработкой техники, выразительности чтения;
- чтение по ролям, используя нужную интонацию, темп и тон речи;
- ответы на вопросы по прочитанному;
- пересказ прочитанного;
- составление плана текста;
При обучении чтению реализуются общие принципы, характерные для формирования речевой деятельности:
- направленность на развитие учащихся;
- связь с деятельностью и особенно с ППД;
- усиление коммуникативной направленности обучения;
- целенаправленное формирование умственной деятельности, форм деятельности;
- реализация межпредметных и внутрипредметных связей;
- дифференцированный подход к учащимся.
Внеклассное чтение
В I классе внеклассное чтение проводится в часы занятий в интернате и организуется воспитателем с учетом требований, предъявляемых к работе по формированию читательской деятельности и изложенных в разделе «Чтение и развитие речи».
Содержание учебного предмета:
- Школа (6 ч.)
- Лето (11 ч.)
- Осень (16 ч.)
- Животные (8 ч.)
- Семья (9 ч.).
- Что такое хорошо и что такое плохо (22 ч.)
- Зима (21 ч.)
- Новогодняя елка (6 ч.)
- Весна (18 ч.)
- Праздник мам (4 ч.)
- Наши космонавты (2 ч.)
- Скоро лето (8 ч.)
- Проверочная работа (5 ч.)
Школа. Первый день в школе. Занятия на уроках, после уроков.
Лето. Летние игры и занятия детей. Летом в лесу, на реке, в парке.
Осень. Рассказы и стихотворения об осени: природа осенью, игры и занятия детей, работа на пришкольном участке. Осенью в лесу, в парке. Жизнь животных.
Животные. Рассказы, сказки, стихотворения о животных и птицах. Забота взрослых и детей о домашних животных, помощь диким животным.
Семья. Семья, отец, мать, брат, сестра. Помощь родителям, бабушке, дедушке. Дни рождения.
Что такое хорошо и что такое плохо. Жизнь и дела ребят. Хорошие и плохие поступки детей, помощь окружающим. Жизнь и дела школьников. Дружба и товарищество. Помощь старшим.
Зима. Картины зимнего леса, сада, парка. Игры детей. Жизнь животных.
Новогодняя елка. Рассказы, сказки, стихотворения о празднике в школе. Подготовка к утреннику.
Весна. Рассказы, стихотворения, статьи, пословицы, поговорки и загадки о весне. Первая зелень, цветы, весенние игры, занятия детей. Лес, парк, река весной.
Праздник мам. Рассказы и стихотворения, посвященные празднику 8 Марта. 8 Марта — мамин праздник. Подарки детей.
Наши космонавты. Работа космонавтов.
День Победы. Рассказы о героизме русского народа в годы Великой Отечественной войны;
Скоро лето. Рассказы и стихотворения о природе летом, об отдыхе детей, о помощи взрослым, об охране природы, бережном отношении к ней. Жизнь насекомых.
Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)
- уроки сообщения и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
- фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы контроля в процессе обучения:
Текущий. Беседа по вопросам. Составление плана. Чтение наизусть. Озаглавливание частей рассказа. Выборочное чтение. Рассказ по ключевым словам. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Пересказ текста по частям. | Тематический. Чтение наизусть стихотворений. | Итоговый. Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 36 часов | Проверочная работа - 1 |
2 четверть | 28 часов | Проверочная работа - 1 |
3 четверть | 40 часов | Проверочная работа - 1 |
4 четверть | 32 часов | Проверочная работа - 2 |
Итого: | 136 часов (4 часов в неделю) | Проверочная работа - 5 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 1 класса
Неслышащие учащиеся
должны уметь:
- читать рассказ (60—80 слов) с четко выраженными событиями, сказку, стихотворение;
- отбирать к прочитанному тексту нужные картинки из ряда предложенных, среди которых имеются картинки, не соответствующие содержанию текста (по заданию учителя: «Отбери нужные к рассказу картинки»);
- располагать нужные картинки по порядку (по заданию учителя: «Расставь (положи) картинки по порядку»);
- определять количество картинок к рассказу (с помощью вопросов учителя: «Сколько можно нарисовать рисунков?», «Почему ты так думаешь?», «Что было сначала (потом)?»);
- изображать содержание прочитанного рассказа в рисунках и подписывать;
- располагать в соответствии с содержанием читаемого объект на аппликации или макете (с помощью учителя);
- подбирать иллюстрацию к указанному учителем отрывку текста, делать зарисовку, составлять аппликацию (с помощью учителя и самостоятельно);
- подбирать к готовым иллюстрациям отрывки прочитанного; отвечать устно (кратко или полно) на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подписывать одним-двумя предложениями картинки к рассказу или выполненные по рассказу рисунки (самостоятельно);
- вспоминать и сообщать о своих наблюдениях, случаях из жизни по аналогии с прочитанным, сравнивать с содержанием прочитанного (с помощью учителя);
- выражать свое отношение к поступкам действующих лиц; объединять описываемые в рассказе события на основе общности их места или причинно-следственной зависимости с помощью вопросов типа: «Что делают дети зимой на улице?», «Почему заболел Юра?»;
- выяснять значение непонятного слова, исходя из контекста, спрашивать у учителя или товарищей о значении нового слова;
- относить прямую речь к говорящему лицу с помощью вопросов; «Кто это сказал?», «Что сказал Вова?»;
- пересказывать содержание прочитанного с опорой на иллюстрации или сделанные рисунки, аппликации;
- выучить наизусть стихотворения (4—6 за полугодие).
Внеклассное чтение:
- читать небольшие произведения (сказка, рассказ, стихотворение) по указанию учителя и собственному выбору;
- определение названия произведения, его автора;
- подбирать картинки к содержанию прочитанного, самостоятельно иллюстрировать текст;
- знать названия детских книг, фамилий писателей;
- ориентироваться в книге при использовании оглавления;
- сопоставлять читаемое с иллюстрациями; драматизация;
- передавать одноклассникам содержание прочитанного (с помощью собственных рисунков, макетов, аппликаций и готовых картинок);
- пользоваться школьной библиотекой;
Учебно-методический комплект
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Программа | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005 |
Раздел программы | «Язык и литература». I-III классы. Авторы Зыкова Т.С., Зыкова М.А.
|
Учебник | Зыкова Т.С. Чтение. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. М.: Просвещение, 2008, 255 с.
|
Дидактические средства | Наглядно-методическое пособие «Мир в картинках» М.: Мозаика-Синтез 2003 (Насекомые. Родная природа. Дикие и домашние животные. Птицы. Рыбы. Времена года. Правила поведения в общественных местах. Будь вежливым. Деревья. Цветы. Транспорт. Одежда. Мебель)
|
Методическая литература | Рау Ф.Ф. Методика обучения глухих устной речи, М., Просвещение, 1976 г. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей, Просвещение, 1989 г. Новоселов Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. Быкова Л.М., Зыкова Т.С. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей, М., Просвещение, 1991, 303 с. Зикеев А.Г. Обучение учащихся подготовительного, I-IV классов школы глухих (русский язык и предметно-практическое обучение), М., Просвещение, 1984, 158 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 3 класс
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи» 4 класс
Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи» 4 класс...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекомендациями При...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи", 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи" составлена в соответствии с ФГОС для работы по тетради Т.Н. Соколовой для 3 класса....