Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи» 4 класс
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_razvitiya_rechi.docx | 106.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая негосударственная общеобразовательная организация Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
УТВЕРЖДАЮ Директор АННОО Православная гимназия имени Преподобного Сергия Радонежского ________иеромонах Тихон (Зимин) ________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Кружок «Школа развития речи» во 4Б классе
Количество часов - 32
Учитель: Захарова Элеонора Иосифовна
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
- Авторской программы «Школа развития речи» Т.Н.Соколовой.
г. Сергиев Посад, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программ по курсу « Кружок “Школа развития речи” для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от29.12.2012г№273- ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007г№309(ред.от.23.07.2013г.) »О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г.№253»Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г.№1897»;
-Авторской программы «Школа развития речи» Т.Н.Соколовой.
По программе 34 часа в год, в неделю 1 час.
В соответствии с календарным графиком реализуется учебный план Православной гимназии им. пр .Сергия Радонежского в объёме 32 часов.
Курс «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать
развитию речи детей;
-совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
-повышать уровень развития школьников;
-воспитывать познавательный интерес к русскому языку;
-решать проблемы интеллектуального развития школьников;
-углублять и закреплять знания по русскому языку;
-показать учащимся, что грамматика не свод скучные и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Материал учебного курса «Школа развития речи» представлена в программе следующими содержательными линиями:
- Культура общения
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные;
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Школа развития речи»» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования.,новые слова,канцеляризмы
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи; восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | |
1. | Культура речи. | 13 | |
2. | Слово. | 3 | |
3. | Предложение и словосочетание | 14 | |
4. | Текст. | 5 | |
Всего: 32 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 02.09 | |
2 | Представление о слове, как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова. Омонимы, омофоны, омоформы. | 1 | 09.09 | |
3 | Фразеологизмы. | 1 | 16.09 | |
4 | Диалектизмы. | 1 | 23.09 | |
5 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | 30.09 | |
6 | Метафора. | 1 | 07.10 | |
7 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | 21.10 | |
8 | Сочинение по пословице. | 1 | 28.10 | |
9 | Анализ сочинений по пословицам. | 1 | 11.11 | |
10 | Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | 18.11 | |
11 | Основные качества речи. Сочинение – пейзажная зарисовка | 1 | 25.11 | |
12 | Рифма. | 1 | 02.12 | |
13 | Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Диалог и монолог. | 1 | 09.12 | |
14 | Драматические импровизации. | 1 | 16.12 | |
15 | Умение составлять текст. Композиция текста. | 1 | 23.12 | |
16 | Работа с деформированным текстом. | 1 | 30.12 | |
17 | Творческая работа. | 1 | 20.01 | |
18 | Сочинение-миниатюра в художественном стиле. | 1 | 27.01 | |
19 | Творческая работа. | 1 | 03.02 | |
20 | Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль. | 1 | 10.02 | |
21 | Деловая игра «Верстка газеты» | 1 | 17.02 | |
22 | Официально-деловой стиль Тезисы. Конспект | 1 | 03.03 | |
23 | Метафора | 1 | 10.03 | |
24 | Я пишу письмо | 1 | 17.03 | |
25 | Сравнение. Эпитеты. Олицетворение. | 1 | 24.03 | |
26 | Личный дневник | 1 | 31.03 | |
27 | Сочинение «Мои любимые стихи» | 1 | 07.04 | |
28 | Сочинение «Сценарий для мультфильма» | 1 | 28.04 | |
29 | Конкурс на лучшее название конфет | 1 | 05.05 | |
30 | Лингвистический турнир | 1 | 12.05 | |
31 | Олимпиадные задания | 1 | 19.05 | |
32 | Итоговое занятие | 1 | 26.05 | |
33-34 | Резервные уроки | 2 |
Всего:32ч
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
СОГЛАСОВАНО на заседании МО учителей начальной школы Протокол № ___ от ________ ______________(Колосовская Т.Ю.) |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________(Лебедев А.В.)
____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...
Рабочая программа по курсу «Кружок «Спортивные игры» 4 класс
Рабочая программа по курсу «Кружок «Спортивные игры» 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Речь», составленной преподавателями Пен...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи", 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи" составлена в соответствии с ФГОС для работы по тетради Т.Н. Соколовой для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа развития речи» (духовно-нравственное направление) 3 класс
В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему ми...