Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи» 4 класс
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему

Захарова Элеонора Иосифовна

Рабочая программа по курсу «Кружок «Школа развития речи»  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_rechi.docx106.9 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая негосударственная общеобразовательная организация Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

УТВЕРЖДАЮ

Директор АННОО

Православная гимназия имени

Преподобного Сергия Радонежского

________иеромонах Тихон (Зимин) ________________________

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

По курсу «Кружок «Школа развития речи» во 4Б классе

Количество часов - 32            

Учитель: Захарова Элеонора Иосифовна

Программа разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
  • Авторской программы «Школа развития  речи» Т.Н.Соколовой.

г. Сергиев Посад, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программ  по курсу « Кружок “Школа развития речи” для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-   Федеральный Закон «Об  образовании в Российской Федерации» (от29.12.2012г№273- ФЗ);

Федеральный Закон  от 01.12.2007г№309(ред.от.23.07.2013г.) »О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного  стандарта»;

-Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г.№253»Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г.№1897»;

-Авторской программы «Школа развития речи» Т.Н.Соколовой.

По программе 34 часа в год, в неделю 1 час.

В соответствии с календарным графиком реализуется учебный план Православной гимназии им. пр .Сергия Радонежского  в объёме 32 часов.

Курс  «Школа развития речи» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному  и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать

развитию речи детей;

 -совершенствовать у них навыки лингвистического  анализа;

   -повышать  уровень развития школьников;

-воспитывать познавательный интерес к русскому языку;

-решать проблемы интеллектуального  развития школьников;

-углублять и закреплять знания по русскому языку;

-показать учащимся, что грамматика не свод скучные и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

 и видов деятельности.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Материал учебного курса «Школа развития речи» представлена в программе следующими содержательными линиями:

  • Культура общения
  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

 Культура речи.

        Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

      Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

      Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.   

Результаты освоения курса внеурочной деятельности            

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

Регулятивные;

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К окончанию курса «Школа развития речи»» обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;  крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования.,новые слова,канцеляризмы

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи; восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

             

  Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

1.

Культура речи.

13

2.

 Слово.

3

3.

Предложение и словосочетание

14

4.

 Текст.          

5

Всего: 32 ч.

                         КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во

 часов

Дата

план

Дата

факт

1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

02.09

2

Представление о слове, как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.

Омонимы, омофоны, омоформы.

1

09.09

3

Фразеологизмы.

1

16.09

4

Диалектизмы.

1

23.09

5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

1

30.09

6

Метафора.

1

07.10

7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

21.10

8

Сочинение по пословице.

1

28.10

9

Анализ сочинений по пословицам.

1

11.11

10

Художественный стиль. Общее понятие.

1

18.11

11

Основные качества речи.

Сочинение – пейзажная зарисовка

1

25.11

12

Рифма.

1

02.12

13

Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Диалог и монолог.

1

09.12

14

Драматические импровизации.

1

16.12

15

Умение составлять текст.

Композиция текста.

1

23.12

16

Работа с деформированным текстом.

1

30.12

17

Творческая работа.

1

20.01

18

Сочинение-миниатюра в художественном стиле.

1

27.01

19

Творческая работа.

1

03.02

20

Публицистический стиль.

Газетно-публицистический стиль.

1

10.02

21

Деловая игра «Верстка газеты»

1

17.02

22

Официально-деловой стиль

Тезисы. Конспект

1

03.03

23

Метафора

1

10.03

24

Я пишу письмо

1

17.03

25

Сравнение. Эпитеты. Олицетворение.

1

24.03

26

Личный дневник

1

31.03

27

Сочинение «Мои любимые стихи»

1

07.04

28

Сочинение «Сценарий для мультфильма»

1

28.04

29

Конкурс на лучшее название конфет

1

05.05

30

Лингвистический турнир

1

12.05

31

Олимпиадные задания

1

19.05

32

Итоговое занятие

1

26.05

33-34

Резервные уроки

2

Всего:32ч

Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

                 СОГЛАСОВАНО

на заседании МО учителей

начальной школы

Протокол № ___ от ________

______________(Колосовская Т.Ю.)

          СОГЛАСОВАНО

      Зам. директора по УВР

_______________(Лебедев А.В.)

____________________________

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

Рабочая программа по курсу «Кружок «Спортивные игры» 4 класс

Рабочая программа по курсу «Кружок «Спортивные игры» 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Речь», составленной преподавателями Пен...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи", 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи" составлена в соответствии с ФГОС для работы по тетради Т.Н. Соколовой для 3 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Школа развития речи» (духовно-нравственное направление) 3 класс

В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему ми...