Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тема:Сергей Иванович Тургенев"Воробей";Морис "Ослик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по литературному чтению 3 класс | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Иван Тургенев. «Воробей». М. Карем. «Ослик»
Цель: познакомить с творчеством И.С. Тургенева;
учить различать позиции автора и героя стихотворения
закрепление и уточнение представлений детей о воробье;
воспитание заботливого отношения к птицам;
обогащение словарного запаса ребят.
Оборудование: Портрет И.С. Тургенева: выставка книг писателя; иллюстрации воробья и других зимующих птиц, звукозапись чириканья воробья; толковые словарики, презентация к уроку.
Ход урока
1.Орг. момент: «Настрой». (Слайд 2)
Страницы новой темы открываем.
Что ожидает нас – пока не знаем.
А здесь встречают нас друзья.
Откроем книгу – медлить нам нельзя.
Урок литературы начинаем
И встречу с новой темой ожидаем.
2. Постановка целей урока: (Слайд 3)
- Откройте учебник с. 145 и прочитайте название новой главы.
- В каких произведениях встречались эти герои?
- Кто автор этих произведений?
1. Рассмотрите иллюстрацию с. 145.
- Что вы видите?
2. Чтение текста на с. 145.
- О чем же будут произведения в этой главе? (о любви)
3. Загадка: (Слайд 4)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки подбирает. (воробей)
- Как вы думаете, кто герой нашего произведения? (Слайд 5)
3. Работа над материалом урока:
- Прочитайте фамилию писателя с.146
1. Учитель знакомит учащихся с творчеством автора. (Слайд 6)
Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. (Слайд 7).
В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, в купленном на Самотеке доме. (Слайд 8) Славилась усадьба своей красотой (Слайд 9). Замечательный был пруд, около которого очень любил проводить время Тургенев.
(Слайд 10).
В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. (Слайд 11) В это же время он начал свою литературную деятельность. В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника». (Слайд 12) (Слайд 13)
Физминутка для глаз.
2.Учащиеся читают произведение И. Тургенева «Воробей». (Слайд 14)
– О чем вы прочитали?
- К какому жанру относится это произведение?
- Кто рассказал вам эту историю? (лирический герой, за которым стоит сам автор)
- Почему Иван Тургенев назвал рассказ «Воробей»?
- Если бы автор не дал своему произведению названия, как бы вы его могли озаглавить?
- Какие строчки в тексте помогают вам придумать название?
Как вы думаете, в какой части рассказа нужно искать материал для такого названия – в начале текста? в середине? в конце? (Последние два абзаца, где содержится обобщение, например: «Героическая птица», «Маленькая героическая птица», «Любовный порыв», «Любовь сильнее смерти», «Только любовью держится жизнь».)
– Название рассказа соответствует его теме или основной мысли? (Название «Воробей» дано в соответствии с темой рассказа.)
3. Словарная работа: (Слайд 15)
– Что такое «благоговеть»?
Благоговеть – значит гордиться? восхищаться? уважать? преклоняться? Уточните значение этого слова в Толковом словаре.
– Кто же испытывает чувство благоговения?
- Кто еще, кроме рассказчика, признал силу родительской любви?
4. Творческая работа: восстановите последовательность произведения с помощь картинок. ( Слайд 16)
Физминутка:
5. Работа над произведением . М. Карема «Ослик».с.148 (Слайд 17)
Загадка:
Сер да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С Копытами, да не лошадь.
(Осел)
- Вам знаком этот поэт?
Учитель произносит имя поэта с правильными ударениями и произношением твердого звука [р] в фамилии. Поэт Мо́рис Ка[рэ́м].
Морис Карем (1899-1978) – один из крупнейших франкоязычных поэтов 20 в., автор 60 поэтических сборников. В 1972г. В Париже он был провозглашен «королем поэтов», а его стихи переведены более чем на 100 языков мира.
Основным направлением творчества М. Карема была детская поэзия. Он полагал, что юный читатель должен узнать и полюбить много добрых, светлых и веселых стихов, тогда и в жизни он будет добром и светлым человеком.
6. Учащиеся читают стихотворение М. Карема «Ослик».
- Вам понравилось это стихотворение?
- Какие условные обозначения вы заметили?
- Кто герой?(ослик и его мама)
- Найди в толковом словаре слово «поклажа».
- Чем занималась мама ослика?
– Хочет ослик катать отдыхающих по пляжу? (Он совсем не хочет делать то, что делает его мама, – катать отдыхающих по пляжу.)
Найдите в тексте строчки, в которых выражено беспокойство ослика по поводу своего будущего. (Строчки выделены голубым цветом.)
– Как вы думаете, придется ли ему, как и его маме, это делать?
- Мама ослика знает об этом?
– Прочитайте строчки, в которых выражено утешение, исходящее от мамы, которая знает о нелегком труде сынишки в будущем, но убеждает его в том, что это наступит еще очень не скоро и что в ближайшем будущем его ждут одни радости и наслаждения. (Строчки выделены оранжевым цветом.)
- Зачем же она его обнадеживает? (Мама из любви обнадеживает сынишку, поддерживает его и утешает, не хочет, чтобы он расстраивался и падал духом.)
– Как вы думаете, почему именно после того, как маленькому ослику в спину вцепился репей, он спрашивает у мамы о своем будущем? (Маленький ослик почувствовал боль от репья в спинке и сразу разволновался: он вдруг представил, что на его спине все время может быть какая-то тяжесть, и стал это немедленно уточнять у своей мамы.)
- Почему именно слово «спина» упоминается неоднократно: то как «спина», то как «спинка», то как «ненаглядная спина»? (Для ослика спина – это место, на которое люди садятся сами или нагружают поклажу.)
III. Итог урока.
– С какими произведениями познакомились?
- Кто их автор?
- Что их объединяет? (они о великой силе материнской любви)
- Кто герои произведений?
- Как вы должны относится к животным и птицам? (Слайд 18)
-Какую помощь вы можете оказать?
Чтение учащимися стихотворения:
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Рефлексия: Оцените свою работу на уроке.
Закончи предложение:
«Я работал с ………………. настроением».
Дом.задание: выразительное чтение стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...