Календарно-тематическое планирование. 4 класс. Система учебников: "Начальная школа 21 века".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Надеждина Надежда Михайловна

Календарно-тематическое планирование. Предмет: Литературное чтение. Класс: 4. Система учебников:  Начальная школа 21 века (авт. Ефросинина). Планирование построено на основе Федерального учебного плана и расчитано на 68 часов.; 2 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Поурочно-тематическое планирование

Учебник Л.А. Ефросинина "Литературное чтение" в 2 ч. ;

Тетрадь на печатной основе "Литературное чтение" №1,2.

Класс: 4 "Б"

Учитель: Надеждина Надежда Михайловна

Количество часов:  всего -68  , в неделю - 2.

№ п/п

Раздел,

тема урока,

тип урока

Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

Дата проведения

1

Повторение. Произведения фольклора. (1 ч)

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван Царевич и серый волк» Комбинированный урок

1

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

2

Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. (5 ч)

Произведения фольклора. Былины.  

 «Волх Всеславович»

Чтение и анализ нового произведения

1

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине.

 Образы былинных героев

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь слушать и выделять основную мысль произведений, анализировать содержание, составлять план, рассказывать по плану

Текущий. Выразительное чтение

3

  Легенды. «Легенда о граде Китеже»

Чтение и анализ нового произведения

 1

Выделение исторических фактов.

Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни

Текущий. Выразительное чтение

4

Легенды: «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Чтение и анализ нового произведения  

1

Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль

5

Героическая песня. «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения

Чтение и анализ нового произведения

1

Героическая песня – жанр фольклора

Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы

Текущий. Выразительное чтение

6

Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь-эльф». Библейская легенда

«Суд Соломона» 

Слушание и работа с детскими книгами

1

Легенда – жанр фольклора. Виды легенд: народные, литературные

Знать особенности легенды.

Уметь понимать основное содержание текста, анализировать произведение

Текущий. Выразительное чтение

7

Басни. Русские баснописцы.

(4 ч)

 И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»
 Комбинированный урок

1

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Текущий, выразительное чтение

7

И. И. Хемницер «Друзья»  

А. Е. Измайлов «Кукушка»,

Чтение и анализ нового произведения

1

Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий. выразительное чтение, чтение наизусть

9

И. А. Крылов «Мартышка и очки»,

«Квартет».

И. Дмитриев «Муха» Чтение и анализ нового произведения

1

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Выразительное чтение

Басни. Русские баснописцы. Проверь себя.

1

Проверочная работа

10

Произведения
В. А. Жуковского. (3 ч)
 Стихотворения В. А. Жуковского «Песня», «Ночь». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер»,

«Там небеса и воды ясны», «Загадки» 

Чтение и анализ нового произведения

1

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать стихи, выделять смысловые части.

11

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица»

 Чтение и анализ нового произведения

1

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.   сравнения.  

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий. Выразительное чтение

12

Слушание книг
В. А. Жуковского и работа с ними.

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери» 

Слушание и анализ

нового произведения

1

Герои, их поступки, характеры. Составление

плана, пересказ по плану

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

13

Произведения А. С. Пушкина. (3 ч)

 Повторение изученных произведений А. С. Пушкина.

 А. С. Пушкин «Осень».

«Зимняя дорога»   

  «И. И. Пущину».

И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).
 
Комбинированный урок

1

Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Текущий. Пересказ по плану.

Чтение наизусть

14

Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкина

«Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» Слушание и анализ

нового

произведения

1

Основное содержание текста.
Тема. Герои

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями

Текущий. Чтение

наизусть

15

Слушание и работа с детскими книгами А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Комбинированный урок

1

Сюжет, герои, главная мысль

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Текущий.

16

Произведения М. Ю. Лермонтова. (3 ч)

 Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…»,

«Парус»,

«Горные вершины…», «Утес» 

Чтение и анализ нового произведения

1

Жанр произведения. Эпитеты, рифма Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта,) определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Текущий. Чтение наизусть

17

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) Чтение и анализ нового произведения

1

Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки

Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

Текущий. Чтение наизусть

18

М. Ю. Леромнтов «Три пальмы» (восточное сказание),

«Казачья колыбельная песня» 

Комбинированный урок

1

Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники

Уметь выразительно читать стихи

Текущий.
Выразительное чтение

19

Обобщение по разделу «Русские поэты. Произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

1

Текущий. Обобщение

20

Произведения П. П. Ершова.
(1 ч)
 

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»  П. П. Ершов «Кто он?» Чтение и анализ нового произведения

1

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки. Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Текущий. Чтение наизусть

21

Произведения
В. М. Гаршина. (4 ч)

Дополнительное чтение. В. М. Гаршин «Сказание о гордом Агее». Пересказ старинной легенды.

Чтение и анализ нового произведения

1

Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль

Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

Текущий. Выразительное чтение

22

В. М. Гаршин

 «Лягушка-путешественница»

 Чтение и анализ нового

произведения

1

Авторская (литературная сказка). Главная

мысль сказки. Образ лягушки. План

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

23

Слушание и работа с книгами.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»,

«Пленница» Слушание и анализ нового произведения

1

Содержание текста, главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение

Текущий. Пересказ по плану

24

В. М. Гаршин «Attalea Princeps» 

Чтение и анализ нового произведения

1

Сюжеты, поступки героев, главные мысли. Рассказывание по плану

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану

25

Произведения П.П.Ершова, В.М.Гаршина. Проверь себя

Текущий. Проверочная работа

26

Произведения русских писателей о детях. (2 ч)

 Н. Г. Гарин-Михайловский

«Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») 

Чтение и анализ нового произведения

1

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

27

Слушание и работа с книгами русских писателей о детях.

К. М. Станюкович «Максимка».

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»
 Слушание и анализ нового произведения

1

Образы детей-
героев в произведениях русских писателей

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

 28, 29

Произведения зарубежных писателей. (4 ч)

 В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

 Чтение и анализ нового произведения

2

Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы

30, 31

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

 Чтение и анализ нового произведения

2

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Текущий. Пересказ

32,

33

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»,

  Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»,
   

Комбинированный урок

2

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль. Рифма. Сравнение.

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть
 Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена.
Уметь выразительно читать.

34

Обобщение по разделу. Проверь себя.

Текущий. Проверочная работа

35

В мире книг. Книга книг. Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Знать о житие как жанре древнерусской литературы.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки.

 Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

36

Произведения
Л. Н. Толстого. (3 ч)
Повторение произведений Л. Н. Толстого.

Л. Н. Толстой рассказ «Акула», сказка «Два брата»

Комбинированный урок

1

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

37

Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак» Чтение и анализ нового произведения

1

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях.  

38

Басня Л.Н.Толстого «Мужик и водяной», былина «Святогор»

1

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях.  

39

Произведения Л. Н. Толстого. Обобщение

1

Тематический. Обобщение

40

Стихи А. А. Блока. (1 ч)

 Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»,

«Рождество»,

Чтение и анализ нового произведения

1

Тема, тон, темп, ритм.

 Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок .

Тема произведения

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

Ритм, позицию поэта  

выразительно читать наизусть или с листа

Текущий. Выразительное чтение

41

Стихи  К. Д. Бальмонта. (2 ч) 

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», «К зиме», 

«Снежинка

Чтение и анализ нового произведения

1

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть. 

Текущий. Выразительное чтение

42

К. Д. Бальмонт », «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи» Слушание и работа с детскими книгами

1

Эпитеты, сравнение, олицетворение

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения, понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

43,

44

Произведения А. И. Куприна (3ч) А.И.Куприн «Скворцы» 

Чтение и анализ нового произведения

2

Легенды русских писателей. Произведения фольклора

Уметь понимать основное содержание текста

Текущие.

45

Слушание и работа с детской книгой.

Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих» 

1

46

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк».

В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

 Слушание и работа с детскими книгами

1

Библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление, аннотация)

Уметь слушать и работать с детскими книгами

Текущий. Выразительное чтение

47

Стихи
И. А. Бунина. (3 ч)
 

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет»,

«Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство» 

Чтение и анализ нового произведения

1

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

48

И. А. Бунин «Листопад» Чтение и анализ нового произведения

1

Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Текущий. Чтение наизусть

49

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских

поэтов. Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок), «Генерал Топтыгин».

К. И. Чуковский  «Н. А. Некрасов» 

Слушание и работа с детскими книгами

1

Главная мысль

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

Текущий. Чтение

наизусть

50

Произведения
С. Я. Маршака (3 ч)
 

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки»,

«Зеленая застава»  

Р. Бернс «В горах мое сердце…» 

Чтение и анализ нового произведения

4

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

Тематический. Самостоятельное составление словаря

 51,

52

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

Чтение и анализ нового произведения

2

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Текущий. Инсценирование сказки

53

Слушание и работа с детскими книгами

С. Я. Маршака

«Сказка про козла»,

«Ледяной остров»

 Слушание и работа с детскими книгами

1

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах

Текущий. Выразительное чтение

54

Стихи Н. А. Заболоцкого.(1 ч)

 Н. А. Заболоцкий

 «Лебедь в зоопарке», «Детство» 

Чтение и анализ нового произведения

1

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Текущий. Выразительное чтение

55-57

Произведения о детях войны.(3 ч) 

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы). Дополнительное чтение К.М.Симонов «Сын артиллериста»

Чтение и анализ нового произведения

3

Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к

герою

Знать героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, отношения автора к

герою

Тематический. Оформление книжки «Герои любимых книг»

58

Стихи Н. М. Рубцова. (2 ч)

Стихи Родине,  родной природе.

Н. М. Рубцов «Березы», «Тихая моя Родина», «Ласточка» 

Чтение и анализ нового произведения

1

Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

59

Проверь себя. «Страничка книгочея» 

Обобщающий урок

1

Тематический. Проверочная работа

60

Произведения С. В. Михалкова. (3 ч) 

Стихи С. В. Михалкова «Школа»,

 «Хижина дяди Тома».

Чтение и анализ нового произведения

1

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

61

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»,

 «Дым без огня» (хр.)

Чтение и анализ нового произведения

1

Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Текущий. Чтение наизусть

62

Слушание и работа с детскими книгами

С. В. Михалкова.  

Сказка «Как старик корову продавал» Слушание и работа с детскими книгами

1

Тема и жанр произведений. Основное содержание текста

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Самостоятельная работа

63

Юмористические произведения.

(2 ч)

Юмористические рассказы и стихи о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача». И.Л.Гамазкова «Страдания»

Чтение и анализ нового произведения

1

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки. Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог, стихи.

Текущий.

Выразительное чтение

64

Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей:

В. Драгунский «Тайное становится явным»,   Детские газеты и журналы 

Слушание и работа с детскими  книгами.

1

Юмористические произведения на страницах газет и

журналов

Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной

литературой

Текущий.

Выразительное чтение

65

Очерки. (1 ч) И. С. Соколов-Микитов «Родина», А.И.Куприн «Сказки Пушкина» Н. Шер «Картины сказки»,

Чтение и анализ нового произведения

1

Тема произведения и авторская позиция. Основное содержание текста

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию, понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

66

Путешествия, приключения,

фантастика. (3 ч)

 Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» 

Чтение и анализ нового

произведения

1

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

67

Н. П. Вагнер «Береза»

Чтение и анализ нового произведения

1

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

68

  Н. П. Вагнер

«Фея фантаста» 

Чтение и анализ нового произведения.

 Летнее чтение

1

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Выразительное чтение



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К курсу «Литературное чтение»

 

      Программа по литературному  чтению для 4 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она   разработана  в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом  межпредметных  и   внутрипредметных  связей, логика учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа  рассчитана  на 68 часов, из расчета 2 учебных  часа  в  неделю.

 

 

Общая характеристика учебного предмета.

В программу включены для изучения разножанровые произведения, разные по объему и разнообразные по темам. Материал представлен разделами, каждый раздел предваряет вступительная статья, содержащая учебную задачу. К каждому тексту произведения предлагается методический аппарат – вопросы и задания, словарь, справочный материал, рубрики   «Книжная полка» и «Проверь себя». Для дополнительного чтения по изучаемой теме составлена хрестоматия, которая включает произведения, собранные в тематические блоки: «Крупицы народной мудрости», «Страницы старины седой», «Произведения писателей-классиков 19 века», «Произведения писателей 20 века», «Произведения современных писателей», «Писатели о писателях». В программу входят рабочие тетради с заданиями и упражнениями к каждому произведению, вошедшему в учебник и учебную хрестоматию.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.

В рабочей программе по литературному чтению  определяются следующие содержательные линии: «Развитие навыка чтения», «Развитие восприятия литературного  произведения», « Развитие речевых умений», «Развитие творческой деятельности учащихся», «Формирование  и развития читательских умений», «Нравственно - эстетическое  воспитание».

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ.

В результате обучения литературного чтения реализуются следующие цели:

-формирование  основ читательских и речевых умений;

-развитие     интереса к чтению;

-расширение  читательского кругозора;

-воспитание нравственно-эстетические представления о гражданственности и  человечности.

Курс представляет также формирование у детей восприятия произведения на уровне главной мысли (идеи). Программа решает задачу воспитания квалифицированного читателя. Большое время отводится  самостоятельной работе с текстом произведения, беседы носят аналитико-синтетическую направленность, способствуя развитию мышления учащихся и формированию собственного  отношения к  прочитанному.

Формирование полноценного восприятия  литературного произведения происходит эффективно на этапах анализа и  вторичного синтеза. Эффективное  понимание  произведения, его идеи, формы и содержания дают задания  аналитического и синтетического характера.

Программа литературного чтения предусматривает знакомство со средствами  изобразительности от простейшего наблюдения до уяснения детьми образного смысла произведения, понимания мыслей и чувств писателя через слова-образы, которые использует автор.

Курс литературного чтения направлен  на решение комплекса  концептуальных задач: развитие личности  ребенка, его интеллекта и общей культуры. Содержание курса  обогащает  эмоциональную сферу  ученика эстетическими переживаниями. Программа помогает  решать  нравственно-эстетическое развитие, развитие  восприятия литературного произведения как произведения искусства,  совершенствования навыка и выразительности чтения, обогащение  речи  школьника  средствами литературы.

 

       Тематическое распределение количества часов    

Содержание

Кол-во часов

1    

Малые жанры фольклора

8

2

Книги древней Руси

2

3

Басни

3

4

Произведения русских писателей и поэтов

36

5

 

Произведения зарубежных  писателей

8

6

 

Произведения современных   писателей и поэтов

11

Всего:

68

 

                                              Учебно-тематический план

По четвертям

Тема раздела

Количество часов

1 четверть

Повторение. Произведения фольклора.  

Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания.  

5 ч

Мифы народов мира.

 3ч

Книги Древней Руси.

 2 ч

Басни. Русские баснописцы.

 3 ч

Произведения В. А. Жуковского.  

 3 ч

2 четверть

Произведения А. С. Пушкина.  

3 ч

Произведения М. Ю. Лермонтова.

 3 ч

Произведения П. П. Ершова.
 

 1ч

Произведения В. М. Гаршина.

 4ч

Произведения русских писателей о детях.

2 ч

Произведения зарубежных писателей.  

 4 ч

 3 четверть

Произведения Л. Н. Толстого.

  3 ч

Произведения А. П. Чехова

 3 ч

Стихи А. А. Блока.

 1ч

Произведения А. М. Горького.

 1 ч

Стихи К. Д. Бальмонта.

 2 ч

Произведения В. В. Вересаева.

 2 ч

Стихи И. А. Бунина.

 3ч

Произведения С. Я. Маршака

Произведения А. П. Платонова.

 2ч

Стихи Н. А. Заболоцкого.

4 четверть

Произведения о детях войны.

 2 ч

Стихи Н. М. Рубцова.

 2 ч

Произведения  С. В. Михалкова.

 3 ч

Юмористические произведения.

2 ч

Очерки.

 1 ч

Путешествия, приключения, фантастика.

3 ч

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ

4 КЛАССА

Называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;
  • стихов и рассказов из круга детского чтения;
  • детского игрового фольклора (загадки, пословицы, песенки, скороговорки).

Различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • сказки народные и литературные;
  • словари и справочники;
  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
  • Устанавливать связи, объяснять:
  • определять тему;
  • развитие событий в тексте, структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение ее с заглавием;
  • соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями;
  • устанавливать связи внутри событий.

Кратко характеризовать, описывать:

  • основную мысль художественного произведения;
  • героев произведения (их поступки и характеры);
  • свое отношение к прочитанному произведению.

Решать практические задачи:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух не менее 80 слов в минуту, про себя — 100—120 слов в минуту;
  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;
  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;
  • определять тему и жанр незнакомой книги;
  • работать со справочной литературой.

      ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО   ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

1. Ефросинина  Л. А.  Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В двух частях. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

2. Ефросинина   Л. А.   Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 4класса общеобразовательных учреждений: В двух частях. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

                3.Л.А.Ефросинина. «Литературное чтение. Учебная хрестоматия  4 класс» , «Ветана-Граф», 2004

4. Виноградова Н. Ф.  Сборник программ к комплекту  учебников «Начальная школа  21 века». Издательский центр «Вентана-Граф», 2004, 2009

5.  Ефросинина Л.А. Методическое  пособие. Литературное  чтение:4 класс, «Вентана-Граф», 2013.

6. «Беседы с учителем. Четвертый класс четырехлетней начальной школы».      

7. Л.А.Ефросинина  «Литературное чтение  в начальной школе: контрольные работы, тексты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания» ( в 2-х частях) », М: «Вентана-Граф», 2006.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-теамтическое планирование по системе учебников "Начальная школа ХХ1 века" 2 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики и музыки для учащихся 2-го класса с учётом ФГОС по системе обучения "Начальная школа ХХ1 ...

Рабочая программа по математике. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по математике. 2 класс создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс. Создана в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...

Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"

Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .

Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок  интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позв...