Урок литературного чтения во 2 классе. Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Булашова Наталья Александровна

Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса, о солнце. В нём говорится ещё и об особых законах природы.  Природа, её жизнь -вечны ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе (УМК «Перспектива»)

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством Ф.И. Тютчева с его стихотворением «Чародейкою зимою…».

Задачи: предметные – способствовать формированию полноценного восприятия лирического произведения; обучению анализу произведения с эстетических позиций; развитию выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдения пауз и логических ударений, интонации; умению отвечать на вопросы по содержанию текста; формированию личностных УУД – понимание необходимости умения, важности чтения для современного человека.

Метапредметные – содействовать формированию УУД:

регулятивных – принимать учебную задачу, отбирать способы её решения; принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарём учебника; проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий;

познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; строить сообщение в устной форме; воспринимать смысл предъявляемого текста;

коммуникативных – участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого, 2 класс УМК «Перспектива», презентация, записи на доске.

Ход урока Этап урока

Время

Содержание деятельности на уроке

Примечание

1. Организационный момент

3 – 5 мин

1. Проверка готовности к уроку.

2. Речевая разминка:

а) упражнение для постановки речевого дыхания «Вьюга»

Педагог  показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

- Вьюга начинается.

Дети  по команде  делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…

Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если  говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.  

б) упражнения для развития интонационной выразительности: произнесите фразу «На улице идёт снег» сначала с интонацией радости, счастья, веселья, используя быстрый темп, а затем с интонацией спокойствия, равнодушия.

Правило: говорим всегда на выдохе

2. Подготовительная работа перед чтением

текста

2 – 3 мин

  1. Формулирование темы урока.

На доске записаны названия стихотворений: «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мама, глянь-ка из окошка…», «Осень», «Мужичок с ноготок», «Чародейкою зимою…», «Мороз-воевода».

- Перечислите стихотворения, которые вам уже знакомы? Не забывайте называть автора.

- Какое стихотворение для вас незнакомо?

- Определите, что мы сегодня будем делать на уроке?

Это значит, что сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Чародейкою зимою…»

- Верно. Откройте учебники на стр.141, сформулируйте цель.

- Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ф.И. Тютчева и его стихотворением «Чародейкою зимою…».

Запись на доске

Портрет Ф.И. Тютчева

- А какую информацию об этом писателе вы знаете?  

2. Биография Ф.И. Тютчева.

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье.

Юные годы Фёдор Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. Служил также в Турине (Сардиния).

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник».

Презентация, сообщение подготовленного ученика

3. Первичное чтение текста

3 мин

- Закройте глаза и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному, прочувствуйте настроение стихотворения.

Первичное чтение стихотворения.

Аудиозапись (В.Зельдин)

4. Беседа после первичного прочтения

3 – 5 мин

Беседа по содержанию произведения:

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? Какую картину вы себе представили?

Проведение с учащимися беседы, с целью выяснения значений словарных слов.

- С какими словами у вас ассоциируется слово «чародейка»?

- Подберите синонимы (волшебница, колдунья)

- Как вы понимаете слово «бахрома»? мещет? не затрепещет?  Давайте поставим ударение в слове «бахрома». Объясните его значение. Слово «мещет» выделено синим шрифтом, значит, можно найти значение этого слова в словаре.

Презентация

5. Повторное чтение стихотворения

2 – 3 мин

Повторное чтение стихотворения.

Физкультминутка

1 – 2 мин

(отработка ритма, интонации, ударения, мимики)

Снег идет и пропадАет.
Делся он куда, не знАю.
Я ловлю снежинки. Ах!...
Только кАпли на руках.

 

7. Анализ стихотворения

10 – 15 мин

Чтение первой строфы, создание проблемной ситуации, с помощью проблемного вопроса:

- А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе или злое? Докажите текстом.

- Прочитайте вторую строфу. О чём в ней рассказывается? (О лесе. Автор описывает лес)

- Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован». Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом. Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?

Дети читают почти всю вторую строфу.

На доске появляется запись: Лес – околдован.

- А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки-Зимы. Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?

Детские мнения разделились (дискуссия):

1) Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...», «Весь опутан, весь окован...»

2) Чародейка Зима – добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» – лёгкие, пуховые.

- Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять, нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать, что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна. Лес вроде и «окован», но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается, мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения. Автор запутывает нас всё больше и больше. Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы.

- Какой знак препинания вы видите? (Три точки)

- Кто знает, что обозначает этот знак? (Незаконченность мысли; пауза)

- Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем, что произошло с лесом.

Чтение третий строфы

- Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы? (Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы)

- Прочитайте описание леса. «Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...».

- Посмотрите сколько света в этих последних строчках. Даже хочется зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса.

= А как вы думаете, от чего так светится лес? (Солнце освещает его, чародейка Зима так его околдовала)

Запись на доске

Учитель возвращает детей к началу строфы, и обращает их внимание на то, что Солнце действительно «мещет на него свой луч косой». Но лес не реагирует на Солнце – «в нём ничто не затрепещет...», лес полностью покорён Чародейкою Зимой. Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам.

ИТОГ: Солнце – это символ жизни. Раньше на Руси говорили так: Солнце – батюшка, Земля – матушка. Для жизни человека очень важны эти символы. Если бы не было Солнца, то и жизни бы не было. Для нас с вами это очень важно.

- А так ли это важно для данного леса? (Да)

Ф.И. Тютчев очень любил природу, много стихотворений ей посвятил.

- Что же этим стихотворением хотел нам объяснить поэт?

В этом стихотворении он попытался нам объяснить, что природа всё же живёт по своим законам. Её жизнь и похожа на человеческую и нет. Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку.

Работа над фонетическим уровнем текста.

- Прочитайте ещё раз третью, заключительную строфу.

- Какие слова имеют значение света, блеска? (Солнце, луч косой, вспыхнет, заблещет, ослепительной красой)

- Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния? (С-Ч-Щ)

- Давайте прочитаем эту строфу так, чтобы не только значение слова, но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса.

Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой.

Учитель проводит работу над техническими компонентами.

Упражнение «Муха-Цокотуха» - развитие умения понимать ребенком связь темпа речи со смыслом высказывания.

Но жуки-червяки (в среднем темпе)

Испугалися, (в среднем темпе)

По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает)

Тараканы (в быстром темпе)

Под диваны, (в быстром темпе)

А козявочки (в быстром темпе)

Под лавочки, (в быстром темпе)

А букашки под кровать – (в быстром темпе)

Не желают воевать! (в среднем темпе)

И никто даже с места (в медленном темпе)

Не сдвинется… (в медленном темпе)

Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких, наоборот, медленно? Как ты думаешь почему? После выполнения данного упражнения мы старались обратить внимание учащихся на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события.

- Возможно, ли прочитать стихотворение «Чародейкою зимою…» быстро? (Нет)

- Правильно, его следует прочесть неторопливо.

- А каким должен быть тон чтения стихотворения?

- С какими оттенками настроения? (Тон – спокойный, неторопливый, таинственный)

- Настроение – волшебное, торжественное, тревожное.

- А как вы думаете, в какой строфе более проявляется тревожное чувство? (Во второй строфе)

- Почему?

- А в какой строфе чтение должно быть более торжественное? (тоже во второй строфе)

Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение «Измени фразу». Описание: послушай фразу, произнеси её столько раз, сколько в ней слов.

Мы прочитали стихотворение Тютчева.

Каждый раз делай ударение только на одном-новом-слове.

- Меняется ли смысл фразы?

- Какой вывод можно сделать?

- Определите важные слова в каждом предложении, подчеркните их одной чертой.

- Давайте подумаем, где в стихотворении нужно сделать паузу? (запятые, точки, тире, многоточие)

Какая пауза будет самой продолжительной по времени? Почему? (многоточие)

Составление партитуры текста совместно с учителем.

Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.

- Так какие же требования мы с вами должны соблюдать, для того чтобы выразительно прочитать стихотворение?

Запись на доске:

/ -короткая,

// - длинная;

_________  слово, которое необходимо выделить голосом.

П - пауза

8. Обобщающая беседа

3 мин

- О чём стихотворение «Чародейкою зимою…»?

- Колдовство Чародейки доброе или злое?

Выразительное чтение стихотворения с соблюдением партитуры.

9. Информация о домашнем задании

1 мин

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

10. Рефлексия. Подведение итогов

1 – 2 мин

1. Беседа по вопросам

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какова цель урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

2. Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

3.Учитель оценивает работу детей на уроке.

Запись на доске

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою...:

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, отражается работа над  литературными приёмами,групповая работа....

конспект урока литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою». (2 класс)

Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».Цели урока. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»;познакомить с пейзажными зарисовками зи...

Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".

Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Ф. Тютчев"Чародейкою зимою...""

Конспет урока литературного чтения 3 класс по ОС "Планета знаний" по теме: "Ф.Тютчев "чародейкою зимою""...

Конспект урока Литературное чтение 3 класс "Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид"

Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать вы...