Урок литературного чтения во 2 классе. Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса, о солнце. В нём говорится ещё и об особых законах природы. Природа, её жизнь -вечны ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_f.i._tyutchev_charodeykoyu_zimoyu.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе (УМК «Перспектива»)
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством Ф.И. Тютчева с его стихотворением «Чародейкою зимою…».
Задачи: предметные – способствовать формированию полноценного восприятия лирического произведения; обучению анализу произведения с эстетических позиций; развитию выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдения пауз и логических ударений, интонации; умению отвечать на вопросы по содержанию текста; формированию личностных УУД – понимание необходимости умения, важности чтения для современного человека.
Метапредметные – содействовать формированию УУД:
регулятивных – принимать учебную задачу, отбирать способы её решения; принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарём учебника; проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий;
познавательных – искать информацию, представлять найденную информацию; строить сообщение в устной форме; воспринимать смысл предъявляемого текста;
коммуникативных – участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого, 2 класс УМК «Перспектива», презентация, записи на доске.
Ход урока Этап урока | Время | Содержание деятельности на уроке | Примечание |
1. Организационный момент | 3 – 5 мин | 1. Проверка готовности к уроку. 2. Речевая разминка: а) упражнение для постановки речевого дыхания «Вьюга» Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит: - Вьюга начинается. Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У… Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса. б) упражнения для развития интонационной выразительности: произнесите фразу «На улице идёт снег» сначала с интонацией радости, счастья, веселья, используя быстрый темп, а затем с интонацией спокойствия, равнодушия. | Правило: говорим всегда на выдохе |
2. Подготовительная работа перед чтением текста | 2 – 3 мин |
На доске записаны названия стихотворений: «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мама, глянь-ка из окошка…», «Осень», «Мужичок с ноготок», «Чародейкою зимою…», «Мороз-воевода». - Перечислите стихотворения, которые вам уже знакомы? Не забывайте называть автора. - Какое стихотворение для вас незнакомо? - Определите, что мы сегодня будем делать на уроке? Это значит, что сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Чародейкою зимою…» - Верно. Откройте учебники на стр.141, сформулируйте цель. - Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ф.И. Тютчева и его стихотворением «Чародейкою зимою…». | Запись на доске Портрет Ф.И. Тютчева |
- А какую информацию об этом писателе вы знаете? 2. Биография Ф.И. Тютчева. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье. Юные годы Фёдор Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел. Служил также в Турине (Сардиния). Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». | Презентация, сообщение подготовленного ученика | ||
3. Первичное чтение текста | 3 мин | - Закройте глаза и попытайтесь нарисовать в своём воображении картину к услышанному, прочувствуйте настроение стихотворения. Первичное чтение стихотворения. | Аудиозапись (В.Зельдин) |
4. Беседа после первичного прочтения | 3 – 5 мин | Беседа по содержанию произведения: - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? Какую картину вы себе представили? Проведение с учащимися беседы, с целью выяснения значений словарных слов. - С какими словами у вас ассоциируется слово «чародейка»? - Подберите синонимы (волшебница, колдунья) - Как вы понимаете слово «бахрома»? мещет? не затрепещет? Давайте поставим ударение в слове «бахрома». Объясните его значение. Слово «мещет» выделено синим шрифтом, значит, можно найти значение этого слова в словаре. | Презентация |
5. Повторное чтение стихотворения | 2 – 3 мин | Повторное чтение стихотворения. | |
Физкультминутка | 1 – 2 мин | (отработка ритма, интонации, ударения, мимики) Снег идет и пропадАет. |
|
7. Анализ стихотворения | 10 – 15 мин | Чтение первой строфы, создание проблемной ситуации, с помощью проблемного вопроса: - А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе или злое? Докажите текстом. - Прочитайте вторую строфу. О чём в ней рассказывается? (О лесе. Автор описывает лес) - Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован». Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом. Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес? Дети читают почти всю вторую строфу. На доске появляется запись: Лес – околдован. - А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки-Зимы. Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса? Детские мнения разделились (дискуссия): 1) Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...», «Весь опутан, весь окован...» 2) Чародейка Зима – добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» – лёгкие, пуховые. - Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять, нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать, что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна. Лес вроде и «окован», но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается, мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения. Автор запутывает нас всё больше и больше. Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы. - Какой знак препинания вы видите? (Три точки) - Кто знает, что обозначает этот знак? (Незаконченность мысли; пауза) - Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем, что произошло с лесом. Чтение третий строфы - Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы? (Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы) - Прочитайте описание леса. «Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...». - Посмотрите сколько света в этих последних строчках. Даже хочется зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса. = А как вы думаете, от чего так светится лес? (Солнце освещает его, чародейка Зима так его околдовала) | Запись на доске |
Учитель возвращает детей к началу строфы, и обращает их внимание на то, что Солнце действительно «мещет на него свой луч косой». Но лес не реагирует на Солнце – «в нём ничто не затрепещет...», лес полностью покорён Чародейкою Зимой. Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам. ИТОГ: Солнце – это символ жизни. Раньше на Руси говорили так: Солнце – батюшка, Земля – матушка. Для жизни человека очень важны эти символы. Если бы не было Солнца, то и жизни бы не было. Для нас с вами это очень важно. - А так ли это важно для данного леса? (Да) Ф.И. Тютчев очень любил природу, много стихотворений ей посвятил. - Что же этим стихотворением хотел нам объяснить поэт? В этом стихотворении он попытался нам объяснить, что природа всё же живёт по своим законам. Её жизнь и похожа на человеческую и нет. Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку. | |||
Работа над фонетическим уровнем текста. - Прочитайте ещё раз третью, заключительную строфу. - Какие слова имеют значение света, блеска? (Солнце, луч косой, вспыхнет, заблещет, ослепительной красой) - Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния? (С-Ч-Щ) - Давайте прочитаем эту строфу так, чтобы не только значение слова, но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса. Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет, Он весь вСпыхнет и заблеЩет Ослепительной краСой. | |||
Учитель проводит работу над техническими компонентами. Упражнение «Муха-Цокотуха» - развитие умения понимать ребенком связь темпа речи со смыслом высказывания. Но жуки-червяки (в среднем темпе) Испугалися, (в среднем темпе) По углам, по щелям разбежалися: (темп возрастает) Тараканы (в быстром темпе) Под диваны, (в быстром темпе) А козявочки (в быстром темпе) Под лавочки, (в быстром темпе) А букашки под кровать – (в быстром темпе) Не желают воевать! (в среднем темпе) И никто даже с места (в медленном темпе) Не сдвинется… (в медленном темпе) Стихи были прочтены в одинаковом темпе или темп менялся? О каких событиях в стихах говорилось быстро? О каких, наоборот, медленно? Как ты думаешь почему? После выполнения данного упражнения мы старались обратить внимание учащихся на то, что с помощью изменений темпа речи можно передать особенности происходящего события. | |||
- Возможно, ли прочитать стихотворение «Чародейкою зимою…» быстро? (Нет) - Правильно, его следует прочесть неторопливо. - А каким должен быть тон чтения стихотворения? - С какими оттенками настроения? (Тон – спокойный, неторопливый, таинственный) - Настроение – волшебное, торжественное, тревожное. - А как вы думаете, в какой строфе более проявляется тревожное чувство? (Во второй строфе) - Почему? - А в какой строфе чтение должно быть более торжественное? (тоже во второй строфе) Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение «Измени фразу». Описание: послушай фразу, произнеси её столько раз, сколько в ней слов. Мы прочитали стихотворение Тютчева. Каждый раз делай ударение только на одном-новом-слове. - Меняется ли смысл фразы? - Какой вывод можно сделать? - Определите важные слова в каждом предложении, подчеркните их одной чертой. - Давайте подумаем, где в стихотворении нужно сделать паузу? (запятые, точки, тире, многоточие) Какая пауза будет самой продолжительной по времени? Почему? (многоточие) Составление партитуры текста совместно с учителем. Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений. - Так какие же требования мы с вами должны соблюдать, для того чтобы выразительно прочитать стихотворение? | Запись на доске: / -короткая, // - длинная; _________ слово, которое необходимо выделить голосом. П - пауза | ||
8. Обобщающая беседа | 3 мин | - О чём стихотворение «Чародейкою зимою…»? - Колдовство Чародейки доброе или злое? Выразительное чтение стихотворения с соблюдением партитуры. | |
9. Информация о домашнем задании | 1 мин | Выразительное чтение стихотворения наизусть. | |
10. Рефлексия. Подведение итогов | 1 – 2 мин | 1. Беседа по вопросам - Какова тема сегодняшнего урока? - Какова цель урока? - Достигли ли мы поставленной цели? 2. Продолжите предложения: Сегодня я узнал… Мне было интересно… 3.Учитель оценивает работу детей на уроке. | Запись на доске |
. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"
Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...
Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."
Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...
Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою...:
Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, отражается работа над литературными приёмами,групповая работа....
конспект урока литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою». (2 класс)
Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».Цели урока. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»;познакомить с пейзажными зарисовками зи...
Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".
Конструкт урока литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Ф. Тютчев"Чародейкою зимою...""
Конспет урока литературного чтения 3 класс по ОС "Планета знаний" по теме: "Ф.Тютчев "чародейкою зимою""...
Конспект урока Литературное чтение 3 класс "Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид"
Цели деятельности учителя: сформировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;Планируемые результатыПредметные:Уметь: делать вы...