Урок Ю.Морриц Баллада о фокусах шоколада (4 класс, УМК Школа 2100)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Воросцова Екатерина Александровна

урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yu._morrits_ballada_o_fokusakh_shokoloda_4_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. (УМК «Школа 2100»)

Тема урока :Юнна Мориц « Баллада о фокусах шоколада»

Цели: 

Образовательные: Знакомство с произведением Ю. Мориц

Развивающие: Развитие познавательного интереса у детей к литературе, истории, природоведению

Воспитательные: Воспитание любви к чтению художественных произведений

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, иллюстрации.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

1. орг.момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

2. проверка домашнего задания

Пересказ 4 части ( 1 главы) Е. Велтистова « Приключения электроника» от имени Таратара Таратарыча)

1-2 человека

3. подготовительная беседа

Рассмотрение изображений картин художницы Жан Зун (оригиналы выполнены из шоколада). Рассказ одного ученика о картинах.

В чем особенность данных картин?

Из какого материала они сделаны?

Верно. Сегодня речь у нас  пойдет о шоколаде. Это его сейчас называют “праздник вкуса”, “настоящее золото Альп”, “тающим во рту, а не в руках”. На самом деле, история его началась очень давно и совсем не в Альпах, а за морем-океаном в знойной Мексике, тогдашней империи инков

- О шоколаде вспоминают и поэты, например К.И. Чуковский в стихотворении “Телефон”.

- У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон

- Откуда?

- От верблюда

- Что Вам надо?

- Шоколада

- Для кого?

- Для сына моего

- А много ль прислать?

- Да пудов этак 5 или 6: больше ему не съесть, он у меня еще маленький…

- И даже мультипликаторы заинтересовались процессом изготовления шоколада. Узнаете?

(учитель показывает динозаврика из мультфильма “Сладкая сказка”)

Логические: анализ, обоснование своей точки зрения.

Коммуникативные – построение речевого высказывания

4. Работа с текстом до чтения

Учитель:

- А я знаю еще одного героя, который попал во власть шоколада. Откройте учебник на стр. 26.

- Знаком ли вам автор? Что вы помните об этой поэтессе?

- Прочитайте заголовок.

- Что такое “баллада”? (рассказ в стихах героического или исторического содержания) Читали ли вы баллады?

Придумайте название какой-нибудь баллады ( баллада о подвиге доблестного рыцаря, о великом сражении, о мужестве и т.д.)

- Сравните с названием баллады Ю. Мориц. Что необычного в названии?

Рассмотрим иллюстрацию. Стр. 26

- Каким, по-вашему, будет содержание баллады?

Логические: обоснование своей точки зрения, сравнение.

Коммуникативные – построение речевого высказывания.

Регулятивные: выдвижение гипотезы.

5. Физ. минутка

От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад вперед
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте

6. Работа с текстом во время чтения

1. Самостоятельное чтение баллады детьми: 

  • Оправдались ли наши предположения? Что будем читать смешной или веселый текст?
  • Какое слово точнее подходит к этой балладе?
  • Над чем смеется автор?

2. Повторное чтение с комментариями:

1 строфа: 

  • Как начинается баллада?
  • Зачем автор дает начало торжественное и ироничное?
  • Съесть пожелал – шоколадку украдкой
  •  Сделала открытие – «я не дурак»

Такой прием создания смешного  называется несоответствие, что прослеживается и в названии произведения

2-3 строфа: 

  • Найдите несоответствие в этой части баллады. (Всех обгонял, мчался вперед, держал марафон Олимпийский» / не мог Николай укусить шоколадку, он мчался и ел ее только вприглядку.)
  • Почему столько восклицательных предложений?

4 строфа: 

  • Как вы понимаете слова “Пылал Николай”?
  • Обратите внимание на сравнение. ( №2 в тетради стр. 10)
  • Найдите, где в тексте заканчивается реальность и начинается фантастическая картина. ( рубеж – «и вышла осечка»)

5-6 строфа: 

  • Прочитайте фантастическую картину. Зачем она введена в текст?
  • Почему нам не жаль Николая?
  • Выполните  3, 4 и 5 задание стр. 11 раб. тетрадь

7 строфа: 

  • Какое выражение лица у Николая-Шоколая, стоящего в витрине? (покажите)
  • Сравните свою точку зрения с решением художника

Логические: обоснование своей точки зрения, сопоставление, анализ содержания.

Коммуникативные – построение речевого высказывания.

7. работа с текстом после чтения

Обобщающая беседа: 

  • Над чем смеется Ю. Мориц в своей балладе?
  • Какой урок вы для себя вынесли?
  • Есть ли опасность для каждого из нас превратиться в Шоколая?
  • Выразительное чтение баллады
  • У Ю. Мориц много героев в произведениях. Чьи голоса вы услышали в балладе?  ( автор, Николай, друзья, шофер , рассказчик)
  • Как участвует каждый из них в балладе?  ( автор-смеется и поучает, Николай – доволен собой, жадничает, ревет,друзья – видят со стороны страдания Николая)
  • Перечитайте балладу и определите, чей голос звучит в каждой строфе

 ( 1 рассказчик, 2 николай, 3-4 друзья и автор, 5 рассказчик, 6 Николай , шофер, рассказчика, 7 – автор)

  • Ролевое чтение баллады

Логические: анаиз,обоснование своей точки зрения, обобщение.

Коммуникативные – построение речевого высказывания

8. Итог урока

- Молодцы! Вот такой шоколад – вкусный, таинственный, любимый и коварный, если вы немного жадина. Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные: самооценивание, рефлексия.

Коммуникативные – построение речевого высказывания

9.Домашнее задание

Выучить отрывок из стихотворения Ю. Мориц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока математики по теме: "Единица времени - неделя." 3 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен с использованием проблемно - диалогической технологии, с использованием фронтальной и парной форм работы....

Конспект и презентация урока "Правописание безударных гласных в корне слова". 2 класс ОС "Школа 2100"

На данном уроке учащиеся  в занимательной форме знакомятся с новым материалом. Презентация составлена на основе шаблона с поддержкой макросов, что позволяет организовать работу учащихся с компьют...

Презентация к уроку математики "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс, УМК "Школа 2100"

Данная презентация может помочь при проведении урока математики по данной теме в любом УМК....

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Презентация к уроку окружающего мира "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Презентация создана в PowerPoint, сопровождает все этапы урока....