литературное чтение 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подготовила: Семенова Наталия Николаевна
учитель начальных классов
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Житкова.
2. Развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части; учить составлять картинный план; развивать речевые навыки.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Оборудование: портрет Б.Житкова; иллюстрации стрекозы, утёнка.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Мы начинаем урок литературного чтения.
- Речевая разминка
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
- Прочтите эту запись. Чтобы наш язычок хорошо работал, потренируемся читать четко, быстро.
- Постановка целей урока
- Как вы думаете, почему для разминки я использовала скороговорку про уточку? (будем читать рассказ про уточку, будем читать произведение о животных. Узнаем о творчестве ещё одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать)
IV. Проверка домашнего задания
1. Введение в тему.
- Как называется рассказ, который читали на прошлом уроке?
(Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»)
- Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным?
- Почему нужно беречь животных?
- Кто из вас готов получить «3»? (выразительное чтение)
- Кто готов получить «4»? (пересказ по плану)
- Кто готов получить «5»? (Составить текст про своего любимца)
- Чему учит этот рассказ?
- Как ты – так и к тебе!
- Природу может спасти только наша любовь! А мы знаем, что животные составляют часть природы.
- Итак, мы продолжаем работу над данным разделом.
- Работа по теме урока
- А вам интересно узнать, как называется рассказ, который мы будем читать?
- Тогда отгадайте загадки:
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …( стрекоза)
- Что вы знаете о ней?
- В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
- Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
- Чем она питается?
- Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
- Кто же второй герой?
Удивительный ребенок.
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
- Почему сказали утенок?
- Как называют его мать? (утка)
- В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
- Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).
- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
- Почему говорят «покрошил яйцо»?
- Вы знаете, мне очень интересно узнать, почему стрекоза и утенок встретились в одном рассказе. А вам интересно?
2. Первичное чтение.
- Прочитайте название рассказа (с.139)
- Итак, наши гости - стрекоза и утенок. Они готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. Эту историю сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
- Борис Степанович Житков (1882–1938) родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди».
- Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам. Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утенок»
- Прежде чем я начну читать, будьте готовы ответить на вопрос: это сказка или рассказ?
(Рассказ читает учитель и хорошо читающие дети)
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
- О чём он?
- Как хозяйка кормила утят?
- Почему они не ели?
- Почему утята боялись стрекозу?
- О чём думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?
- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?
- Как ему это удалось?
- Каким был утёнок Алёша? Выбери нужное: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, весёлый, несмышленыш.
- Физкультминутка
- Если я права – хлопайте в ладоши, если нет, то топайте ногами.
У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овченок ( ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок ( теленок)
У свиньи – свиненок ( поросенок)
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок ( малек)
У лосихи – лосенок.
У волчицы – волчонок.
У голубки – голубенок ( птенец)
- Закрепление изученного
- Вторичное чтение.
Чтение текста по частям и озаглавливание.
- С чего начинается рассказ?
- Как озаглавишь 1ч. Хозяйка кормит утят.
- Почему утята не ели?
- Как озаглавишь 2 ч.? Утята боятся стрекозы.
- Чему удивлялась хозяйка?
- Как озаглавишь 3 ч.? Удивление хозяйки.
- Кто к ним приходил в гости?
- Что происходило между ними?
- Как озаглавишь 4 ч? Разговор Алеши с утятами.
- Что произошло?
- Как озаглавишь 5 ч.? Алеша прогоняет стрекозу
- Чем заканчивается рассказ?
- Какое чувство испытывают утята?
- Как озаглавишь 6 ч.? Довольные утята.
- Рефлексия
- За что бы вы похвалили себя?
- Продолжите мою фразу: «После урока мне бы хотелось…»
- Подведение итогов
- Как назывался рассказ Б.Житкова?
- Чему нас учит этот рассказ?
- Как вы думаете, как писатель относится к животным?
- Можно закончить наш урок следующей пословицей? ( Друг друга поддерживать, победу одерживать.)
Домашнее задание: с.139-141 пересказ по плану.
Выставление оценок.
Борис Степанович Житков (1882–1938) родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки.
Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....