литературное чтение 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Семенова Наталия Николаевна

Тема Б.Житков Храбрый утенок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx292.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Семенова Наталия Николаевна

учитель начальных классов

        

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Житкова.

                     2. Развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части; учить составлять картинный план; развивать речевые навыки.

                     3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оборудование: портрет Б.Житкова; иллюстрации стрекозы, утёнка.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Мы начинаем урок литературного чтения.

  1. Речевая  разминка

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

- Прочтите эту запись. Чтобы наш язычок хорошо работал, потренируемся читать четко, быстро.

  1. Постановка целей урока

- Как вы думаете, почему для разминки я использовала скороговорку про уточку? (будем читать рассказ про уточку, будем читать произведение о животных. Узнаем о творчестве ещё одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать)

    IV. Проверка домашнего задания

1. Введение в тему.

- Как называется рассказ, который читали на прошлом уроке?

(Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»)

     

- Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным?

- Почему нужно беречь животных?

- Кто из вас готов получить «3»? (выразительное чтение)

- Кто готов получить «4»? (пересказ по плану)

- Кто готов получить «5»? (Составить текст про своего любимца)

- Чему учит этот рассказ?

- Как ты – так и к тебе!

- Природу может спасти только наша любовь! А мы знаем, что животные составляют часть природы.

- Итак, мы продолжаем работу над данным разделом.

  1. Работа по теме урока

- А вам интересно узнать, как называется рассказ, который мы будем читать?

- Тогда отгадайте загадки:

Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо …( стрекоза)

- Что вы знаете о ней?
- В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
- Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
- Чем она питается?
- Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

- Кто же второй герой? 


Удивительный ребенок.

Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)


- Почему сказали утенок?

- Как называют его мать? (утка)

- В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
- Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении?
(Заботливая, любящая, внимательная).
- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
- Почему говорят «покрошил яйцо»?

- Вы знаете, мне очень интересно узнать, почему стрекоза и утенок встретились в одном рассказе. А вам интересно?

2. Первичное чтение.

- Прочитайте название рассказа (с.139)

- Итак, наши гости - стрекоза и утенок. Они готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. Эту историю сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
- Борис Степанович Житков (1882–1938) родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.
Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди».

- Книги писателя захватывают, дети слушают их с огромным интересом. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам. Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утенок»

- Прежде чем я начну читать, будьте готовы ответить на вопрос: это сказка или рассказ?

(Рассказ читает учитель и хорошо читающие дети)

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

- О чём он?

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему они не ели?

- Почему утята боялись стрекозу?

- О чём думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

- Как ему это удалось?

- Каким был утёнок Алёша? Выбери нужное: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, весёлый, несмышленыш.

  1. Физкультминутка

- Если я права – хлопайте в ладоши, если нет, то топайте ногами.


У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овченок ( ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок ( теленок)
У свиньи – свиненок ( поросенок)
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок ( малек)
У лосихи – лосенок.
У волчицы – волчонок.
У голубки – голубенок ( птенец)

  1. Закрепление изученного
  1. Вторичное чтение.

Чтение текста по частям и озаглавливание.
- С чего начинается рассказ?
- Как озаглавишь 1ч.
 Хозяйка кормит утят.

- Почему утята не ели?
- Как озаглавишь 2 ч.?
 Утята боятся стрекозы.
- Чему удивлялась хозяйка?
- Как озаглавишь 3 ч.?  Удивление хозяйки.

- Кто к ним приходил в гости?
- Что происходило между ними?
- Как озаглавишь 4 ч? 
Разговор Алеши с утятами.
- Что произошло? 
- Как озаглавишь 5 ч.? Алеша прогоняет стрекозу
- Чем заканчивается рассказ?
- Какое чувство испытывают утята?

- Как озаглавишь 6 ч.?  Довольные утята.

  1. Рефлексия

- За что бы вы похвалили себя?

- Продолжите мою фразу: «После урока мне бы хотелось…»

  1. Подведение итогов

- Как назывался рассказ Б.Житкова?

- Чему нас учит этот рассказ?
- Как вы думаете, как писатель относится к животным?
- Можно закончить наш урок следующей пословицей?
( Друг друга поддерживать, победу одерживать.)

Домашнее задание: с.139-141 пересказ по плану.

Выставление оценок.

Борис Степанович Житков (1882–1938) родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки.

Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.


      Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льды и уносили в море рыбаков.
       Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...