II этап. Актуализация знаний Цель – побуждать детей к свободному высказыванию
III.Изучение нового материала. Цель - показать литературу, как мир, который создан фантазией писателя , художника; что фантазия является одной из движущих сил в развитии человечества ПР: будут знать, что именно умение фантазировать, помогло сделать людям множество научных открытий
| Учатся решать проблемную ситуацию, синтезировать, делать выводы
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
| Организовать создание проблемной ситуации включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Показать литературу, как мир, который создан фантазией писателя , художника; что фантазия является одной из движущих сил в развитии человечества
| II этап. Актуализация знаний
Последний наш урок закончился ответом на вопрос автора учебника-А что ты любишь делать с книгами? Может у вас появились новые варианты ответов? Для чего человек создавал книги? Чему они нас учат? (…, мечтать , фантазировать)
III.Изучение нового материала. А что такое фантазия? (…) Слово это пришло к нам из греческого языка. Оно обозначает способность к творческому воображению, т.е. умение создавать нечто надуманное, несбыточное, неправдоподобное. А знаете, однажды в разговоре я услышала такие слова: «Придумывать то, чего не существует – это пустая трата времени. Это занятие для детей. А взрослые пусть создают нужные, реальные вещи, делают научные открытия» А вы согласны с этим утверждением? (…) Не будем спорить, а чтобы разобраться в этом: нужно или не нужно фантазировать взрослым, мы сейчас отправимся в страну, которая и создана фантазией и воображением . Она так и называется «Страна Больших и Маленьких Фантазий». -Как вы думаете , сможем ли мы найти эту страну на географических картах? -Почему? -А как мы попадём туда? И в этом нам помогут те воображаемые волшебные входы, которые вы дома нарисовали потому, что только такой вход сможет открыть нам путь в эту страну? (только воображаемый) Итак, вход у нас есть, а что же мы увидим там, за ним? (…) -У меня сейчас возник вдруг такой вопрос, а в каком возрасте человек лучше всего умеет мечтать и фантазировать? А бывают люди, которые даже став взрослыми, могут заглянуть за нарисованную дверь? Кем становятся взрослые, не забывшие детство, умеющие представить себе будущее, видеть несуществующий мир? (Писателями, художниками) Пожалуй, я с вами соглашусь. Художники, писатели именно те взрослые, которые видят то, чего не видят другие. Они путешествуют в мире фантазий, совсем не боясь заблудиться. Их воображение творит чудеса: луковичка превращается в озорного мальчишку, в оловянном солдатике начинает биться живое сердце и сгорать от любви, с далекой планеты прилетает Маленький принц. Как чудесно, что художники и писатели, не желая путешествовать в одиночестве, приглашают и нас с вами в эту удивительную страну. И попасть туда очень легко. Надо только... (пауза) открыть книжку. Посмотрите, какие знакомые симпатичные гости пришли к нам сегодня на с.6. -Узнаете? (Дети называют героев сказок.) -А вы знаете, кто привел этих героев из мира фантазий в наш мир, кто их придумал? (Дж. Родари, Астрид Линдгрен, Шарль Перро…) -А вот вот эта дама в желтом, с длинным носом , что-то я никак её не могу узнать? Это Баба Яга?! -Что-то не похоже. -Какая Баба Яга в сказках? (Злая, коварная...) -А эту как изобразил художник? -Что это с ней случилось? (С ней любезничает и вежливо ей кланяется Кот в сапогах.) -Ай да кот, ай да молодец, какие же комплименты он говорит Бабе-Яге, что она так растрогалась? -Однако Кот нарушил правила этикета (правила хорошего тона). Не знаете, какие? (Кот кланяется даме, а шляпу не снял). -Чей портрет вам больше всего понравился? Почему?
-А мне больше всего понравился портрет Бабы Яги. Потому что он меня больше всего удивил. Злая Баба Яга превратилась в очень милую и добродушную особу. Замечательная фантазия художника. Давайте мы тоже пофантазируем. Так... (Задумываюсь.) Баба Яга у нас уже превращенная, пусть она немного с Котом полюбезничает; других злодеев мы пока трогать не будем, а то сказки расстроятся: мы все зло победим, что же тогда богатырям и добрым молодцам делать придется, заскучают они у нас, квалификацию потеряют.
-И знаете, какие у меня вдруг возникли мысли? А могут ли в Стране Больших и Маленьких фантазий подружиться отрицательные герои с положительными или хищные животные с травоядными?? (…). – А могут ли подружиться, например, лошадь и тигр? (…). -А давайте проверим наши мысли, для этого прочитаем рассказ английского писателя Дональда Биссета «Под ковром». Хотите послушать этот рассказ?
| Коммуникативные УУД–выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; –аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; –учет разных мнений; –использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные УУД Познавательные УУД –анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; –извлечение необходимой информации из текстов ; –осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;
|
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – Научить отличать безобидную фантазию от корыстного обмана и лжи и обосновывать свой выбор. Отрабатывать практический навык чтения ПР: уметь различать безобидную фантазию от корыстного обмана и лжи и обосновывать свой выбор.
| Осуществлять анализ, классификацию, работать в парах формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Учатся работать самостоятельно по инструктажу | Организовать работу по анализу и классификации, работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания.
Организовать самостоятельную работу в парах после предварительного инструктажа
| IV этап. Закрепление изученного. Работа по учебнику стр. 6-7 1) Первичное знакомство со сказкой (чтение учителем) – Понравился рассказ? Вы внимательно его слушали? -Тогда я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы. - Назовите главных героев этого рассказа (может возникнуть коллизия, кто именно является главным героем рассказа) – Где живут тигр и лошадь? – Кто их туда поселил? – Как они туда поместились? – Что значит «воображаемые»? – Что можете сказать о девочке? Какая она? найдите и отметьте в списке слова подходящие к описанию характера девочки ( Работа в парах, на каждой парте список слов) (Обманщица, фантазёрка, мечтательница, лгунья , выдумщица) Фронтальная проверка. -Почему вы выбрали именно эти слова? Разве они обозначают не одно и то же? (Здесь может возникнуть коллизия, дети могут засомневаться ) -В чём же отличие фантазии от обмана?(безобидная выдумка, приносящая радость и выгода, корысть, которые могут причинить страдания другому) 2) Повторное чтение Вы меня уже послушали, а теперь и я хочу послушать ваше чтение. В рассказе встречаются очень длинные и сложные слова, давайте прочтём их все вместе. Подготовительная работа к чтению. На слайде трудные слова разделённые на слоги: Во-о-бра-жа-е-мы-е По-хру-пы-ва-ни-е У-до-воль-стви-е За-шу-шу-ка-лись – Все ли слова вам понятны? (чтении цепочкой) Беседа после чтения: – Что девочка рисовала для лошади? – Кто любит бутерброды с сеном? – Что вы можете сказать о характере лошади? (Проказница, весёлая, игривая). – А тигр какой? (Скромный). – Ну, а что же любят тигры? А давайте вообразим, что у нас есть возможность пообщаться с тигром. Спросите у него, что он любит.(Дети наклоняются над книгой, шёпотом спрашивают у тигра, что он любит, затем высказываются в слух)
| IVэтап. Закрепление изученного. Вывод: фантазия и ложь совершенно противоположные нравственные понятия.
Познавательные УУД –подведение под понятие; –установление причинно-следственных связей ; –выполнение действий по алгоритму; –осознанное и произвольное построение речевого высказывания; –построение логической цепи рассуждений, доказательство ; Коммуникативные УУД–формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации ; –учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ; –использование критериев для обоснования своего суждения . –достижение договоренностей и согласование общего решения ; Личностные УУД–осознание ответственности за общее дело;
|
Контролирующее задание | Разве можно все узнать о человеке, то есть о тигре и лошади, пообщавшись с ними не больше пяти минут. Надо познакомиться с ними поближе. Пошушукайтесь с ними ещё немножко, может быть, они вам еще что-нибудь о себе расскажут. Чтение рассказа про себя | – А сейчас задание для самых внимательных. Сосчитайте, сколько раз девочка заглянула под ковёр. – Так сколько же раз девочка заглянула под ковёр? (Дети отвечают: « 3 раза»). – Зачитайте. (Дети зачитывают те эпизоды, где говорится, что девочка клала под ковёр) – А где здесь сказано, что девочка туда посмотрела? Какие слова указывают на это действие? (Ищут слова, указывающие на данное действие). – Встретились ли здесь слова: посмотрела, заглянула, увидела, обнаружила,…? – Какой вывод из этого следует? (Девочка ни разу не заглянула под ковёр) – Почему девочка подсовывала записки не заглядывая под ковёр? – Что бы она там увидела? (Она придумала сказку и верила в неё. Она не хотела, чтобы сказка исчезла).
| Коммуникативные УУД -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; –формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; –использование критериев для обоснования своего суждения; Познавательные УУД -рефлексия способов и условий действия; –контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные УУД –самооценка на основе критерия успешности ; –адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; –следование в поведении моральным Нормам и этическим требованиям .
Вывод: только от самого человека зависит, появится рядом с ним сказка или нет |
|
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
| V. А вы верите, что под ковром кто-то живет?
| Вы не боитесь, что придет время, ковер свернут в рулон, чтобы вынести его на улицу, перекинуть через перекладину и поколотить палкой, а на полу останется лишь слой пыли? Не кажется ли вам, что все эти фантазии - пустая трата времени и сил, ведь мы с самого начала знали, что под ковром никого нет и быть не может? Зачем же человеку нужны фантазии? (Если бы человек не фантазировал, не мечтал, не представлял бы себе яркие заманчивые картины будущего, разве он стремился бы превратить их в реальность? Что бы заставило человека тяжело работать, изобретать, бороться ради будущего, которое лишено привлекательности? Только осуществляя свои лучшие мечты, человечество движется вперед. И даже самые немыслимые фантазии сбываются. Тысячи лет главной мечтой человека была мечта о полете. Во все времена находились чудаки, которые были одержимы идеей подняться в небо и быть свободными, как птицы. Их высмеивали, называли пустыми мечтателями, фантазерами, они погибали под обломками своих летательных аппаратов. Когда-нибудь я вам расскажу истории некоторых из них. И вот эти чудаки оказались правы - человек сумел преодолеть земное притяжение. И прошлый 2011 год даже был назван годом Космонавтики) Дорогие мои мальчики и девочки! Мечтайте, фантазируйте, вдруг именно вы приблизите человечество к его заветной мечте. Кто знает? Один мудрый человек сказал: «Фантазия, соединенная с разумом, мать искусства и источник его чудес». (Ф. Гойя)
Я предлагаю вам побывать в собственной стране Больших и маленьких фантазий, куда каждый из вас войдёт через те выдуманные входы, которые вы сами нарисовали, внимательно осмотреться там по сторонам и нарисовать то, что вы увидите.
| Познавательные УУД -рефлексия способов и условий действия; –контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные УУД –самооценка на основе критерия успешности ; –адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; –следование в поведении моральным Нормам и этическим требованиям .
Вывод: без способности мечтать и фантазировать, без изобретений выдуманных именно человеком, человечество бы совсем не развивалось.
|
|