Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" И.А. Крылов "Ворона и лисица" басня
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов басня "Ворона и Лисица". УМК "Школа России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Урок литературного чтения в 3 классе
И.А.Крылов «Ворона и Лисица» басня
Учитель: Попова Л.Н.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №5
Мыски 2008
Тема: И. А. Крылов «Ворона и Лисица» басня.
Цели
Образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром
- басней, добиться понимания содержания басни,
научить находить мораль- поучение в произведе-
нии, учить выражать свои мысли посредством вы-
разительного чтения.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, твор-
ческое воображение, выразительную речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать по-
ложительные черты характера на примере басни.
Место урока в учебном плане: 3 урок по теме «Басни И.А. Крылова»
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстратив-
ный.
Оборудование: портрет И.А. Крылова
иллюстрации к басням
ПК
мультимедийный проектор
экран
выставка книг «Басни Крылова»
учебник «Родная речь» авторы М.В.Голованова,
В.Г.Горецкий
выдержки из басен
ХОД УРОКА:
- Организация класса.
- Речевая разминка:
Вот уже звенит звонок
Начинается урок.
Вы, ребята, не ленитесь
К новым знаниям стремитесь.
Что ж, работать нам пора
Вы со мной согласны? ДА!
слайд 1
Учитель: Ребята, посмотрите, слова рассыпались. Давайте попробуем
их собрать и прочитать. Что получилось?
Мы получили названия басен.
- Что можете рассказать о жанре басня?
- Давайте проверим правильность ваших ответов. слайд 2
3. Сообщение темы урока:
Учитель: Кто автор басен, названия которых мы прочитали в начале урока? Мы продолжаем путешествовать в прекрасный мир басен Крылова- Что знаете об И.А. Крылове? слайд3
Учитель: Людям очень полюбились басни дедушки Крылова и в
благодарность во многих городах России Крылову установлены
памятники. Такие памятники есть в Москве, в Твери, в Белгороде.
В Санкт-Петербурге в Летнем саду тоже установлен памятник И.А.
Крылову. Деньги на памятник собирали простые люди в течение 2х
лет. Был устроен конкурс скульпторов, в котором победил скульптор
П.К. Клодт. Памятник был открыт в мае 1855 года. слайд 4
Крылов изображен сидящим в кресле, в обычном сюртуке, держит
раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.
Пьедестал памятника с 4х сторон покрыт бронзовыми фигурами различных животных- героев басен Крылова, их 36.
4. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение по ролям басни «Зеркало и обезьяна».
- Чьё чтение вам понравилось больше? Оценить чтение уч-ся.
5. Физминутка:
Нёс однажды муравей
Две былинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит-
Стрекоза к нему спешит.
«Ты, кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.»
Раз, два,три,четыре,пять
Начинаем приседать.
.
6. Знакомство с новой басней.
Учитель: отгадайте загадки и вы узнаете название басни, с которой мы познакомимся сегодня на уроке.
Окраской- сероватая,
Повадкой- хитроватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это-……(ворона). (на доске появляется рисунок вороны)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. ( на доске появляется рисунок лисы)
-Кто скажет, как называется басня?
Прослушивание басни в исполнении Ильинского. магнитофон
-Понравилась, ребята, басня?
- Прочитайте басню ещё раз, отметьте непонятные и трудные слова.
8. Словарная работа:
- Какие слова и выражения были непонятны?
Слово «пленил» выделено у вас на странице. Как вы его понимаете?
Давайте проверим себя по словарю Ожегова. Найдём это слово в словаре и прочитаем его значение.
Лесть- похвала, не соответствующая истине.
Льстец - льстивый человек.
Гнусный – отвратительный.
Взгромоздиться- взобраться с усилием на что-то высокое.
Вещунья- приносящая вести.
Зоб - у птиц расширенная часть пищевода, где накапливается и обра-
батывается пища. слайд 5
8. Продолжение работы над басней.
- Найдите, где в басне спрятан вывод? Зачитайте.
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно
слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда о тебе говорят
правду).
- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.
(«Плутовка к дереву на цыпочках подходит…»)
- Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к
Вороне.
(«Голубушка, как хороша…»)
- Как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова…»)
Учитель: С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка. Какое выражение употребляет Крылов, подчёркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно? («Вороне где-то Бог послал кусочек сыру…»)
- Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая
действия Вороны? ( взгромоздилась, собралась, призадумалась,
держала, вскружилась, каркнула)
- На что они указывают? Какой предстаёт Ворона? (глупая, неуклю-
жая).
- Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите свой ответ словами
из текста.
- Каким метким словом называет Крылов Лисицу? ( Плутовка)
Что означает это слово? Давайте прочитаем об этом в словаре
Ожегова.
9. Физминутка. ( сидя за партой)
10. Характеристика героев басни:
- Давайте дадим характеристику героиням басни. Соотнесите сло-
ва, которые вы видите на доске, с Вороной и Лисицей.
( На доске прикреплены слова: глупая, хитрая, льстивая, само-
любивая, доверчивая, лживая, умная, коварная)
11. Выразительное чтение басни:
- Индивидуальное чтение учащихся. Прочитать так, чтобы слуша-
тели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону,
а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
- Выразительное чтение басни. ( 2-3 раза)
- Чьё чтение вам понравилось? (оценить чтение уч-ся)
12. Просмотр мультфильма «Ворона и Лисица».
Посмотрите и послушайте, как представлены в этом фильме геро-
ини басни. Как голосом актёры смогли передать их характер, на-
строение.
13. Обобщение.
- Что в басне сказочное, а что - настоящее?
( животные лиса и ворона - настоящие, сказочное - герои говорят)
- Что высмеивает, обличает басня Крылова?
( басня высмеивает жадность, глупость, самовлюблённость)
- Прочитайте пословицы. слайд 6
«Верь своим очам, а не чужим речам.»
«На языке медок, а в сердце ледок .»
«У лести нет чести.»
- Как вы понимаете их смысл?
- Какая из этих пословиц выражает самое главное, о чём мы хотели
поговорить на уроке?
- Что вы приобрели на уроке? Что запомнилось? слайд 7
Я УЗНАЛ………………
Я НАУЧИЛСЯ………..
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ……..
Я БЫ ХОТЕЛ………………..
14. Домашнее задание:
1 ряд - написать басню «Ворона и Лисица» в прозе;
2 ряд- выучить басню наизусть;
3 ряд – выписать из басен Крылова слова и выражения, которые
стали пословицами и поговорками;
- Научиться выразительно читать басню.
15. Итог урока:
Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над
басенным миром. Недаром ещё Пушкин сказал: «Крылов превзо-
шёл всех нам известных баснописцев…»
И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Кры-
лова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и
тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...