К.Паустовский "Какие бывают дожди"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Ребенок Ольга Ивановна

Урок не только создает условия для формирования умения свободно ориентироваться в тексте, пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, но и учиться понимать живопись, слушать шум дождя и упражняться в написании синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «К.Паустовский «Какие бывают дожди?»»

 Цели урока: 

  • Создать условия для умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.
  • Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
  • Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
  • Учить эмоциональному восприятию текста.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей.
  • Развивать умение работать в группах.

Ход урока.

 1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения. Давайте настроимся на работу.
– Сегодня на уроке мы беседовать друг с другом и с главным героем урока чтения – книгой.
– Ребята, а что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор? (Придумывать ответы или искать их в книге; задавать вопросы; представлять, что будет дальше и проверять себя)

2. Актуализация знаний.

 – Скажите, о ком идет речь? «Он переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в старой армии во время первой Мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом и, наконец, писателем. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной.

– Так как же зовут этого писателя? (Константин Георгиевич Паустовский) (Слайд 1)
– Какие произведения К. Г. Паустовского вы знаете? (Рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», сказка «Стальное колечко», сказка-рассказ «Тёплый хлеб») (Слайд 2)

 А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по произведениям К. Паустовского. Давайте разгадаем кроссворд. (Слайд 3)

1. «Он схватил кота за шиворот и приподнял над землей» (Ленька)

2.  «Анютины глазки с косичками» (Варюша)

3. Кто подарил девочке колечко? (Солдат)

4. Этот герой «спал на шестке, раздувшись как шарик» (Сидор)

5. «Он сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться раз – другой – ему бы сразу полегчало» (Дед)

6. Как звали петуха в рассказе «Кот – Ворюга» (Горлач)

– Мне всегда было интересно, какими качествами должен обладать человек, чтобы писать такие замечательные, интересные рассказы и сказки о природе? Какие они – писатели? (Наблюдательные, видят необычное в обычном, умеют фантазировать, добрые, честные)
– А зачем писатели пишут эти произведения для нас? Может, они хотят нам что-то сказать, или обратить внимание на что-то, научить нас чему-то? (Любить родную природу)

3. Изучение нового произведения

1) Эвристическая беседа

– Можем мы с вами по названию догадаться, о чём будет это произведение? (О дожде, о видах дождя)
– А что, разве дождей может быть много? Ведь всегда говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь, « льет как из ведра», «льет стеной».

2) Эмоциональная минутка

– А сейчас нам надо настроиться на восприятие нового произведения. И мы проведём эмоциональную минутку. Я прошу вас закрыть учебники, закрыть глаза и прислушаться.

(Звучит фонограмма дождя) (Слайд 4)

– А сейчас открываем глазки и включаем мысленный экран – воображение. Ведь вообразить можно всё: и звуки, и запахи, вкус, цвет, которые описывает автор в своём произведении.

3) Чтение произведения учителем и хорошо читающими детьми.

4) Беседа по первичному восприятию произведения

– О каких дождях нам рассказывает К. Паустовский

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

5) Словарная минутка

– В рассказе нам встретились слова, значения которых вам могут быть непонятны. Разберём их: голосят и крапать. Подобрать синонимы.
– Попробуем догадаться о значении этих слов из текста, (зачитываются  предложения из текста, дети объясняют)

- Какие приемы использует автор для характеристики дождя? (Сравнение, олицетворение) Привести пример из текста.

Физминутка (снятие напряжения с глаз) (Слайд 5)

4. Отработка навыка чтения через систему упражнений

– Ребята, найдите в тексте и зачитайте отрывки, которые подойдут к иллюстрации.

- Работа в тетрадях. (Работа в парах, взаимопроверка)

- Работа с фразеологизмом.  «После дождичка в четверг» (Неизвестно когда или никогда» (Слайд 6)

5. Художники о дожде.

 Дождь… Как много он способен рассказать. Его часто не любят, презирают, ругают, однако, все равно ждут, как манну небесную. Ведь он не только спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому.  Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости. Наверное, именно поэтому практически каждый художник хотя бы один раз в жизни рисовал его. (Слайды 7 – 10)

6. . Составление синквейна (Слайд 11) Работа в парах.

– А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн. Вы знаете, что такое синквейн?

(Пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии)

 1 строка – название темы (Дождь)

2 строка – два прилагательных (Спорый, проливной)

3 строка -  три глагола (Льет, припустил, расходится)

4 строка – характеристика данной тем (С дождями связано много примет))

5 строка – вывод (Как разнообразны дожди!)

Чтение детьми вариантов синквейнов. Оценивание.

7. Итоги урока, Домашнее задание.

– Вот и подошёл к концу наш урок. Думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня вы узнали много нового о дожде. Что наиболее запомнилось?
– Какое домашнее задание после сегодняшнего урока вам хотелось бы выполнить?

(Сочинить стихотворение или сказку о дожде, нарисовать рисунок, выполнить задание в тетради)

Конспект урока

по литературному чтению

К.Г.Паустовский

«Какие бывают дожди»

(Программа «Школа 21 века» 3 класс)

Работу выполнила:

О.И.Ребенок

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе.: К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди.

 Урок литературного чтения в 3 классе.( Использование ИКТ и технологии мод...

Конспект урока литературного чтения и риторики в 3 классе по теме "Текст. К.Паустовский "Какие бывают дожди".

Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока литературного чтения и риторики в 3-ем классе по теме "Текст. Виды текста. К.Паустовский "Какие бывают дожди". К сожалению, видеофильм, на фо...

Урок литературного чтения в 3 классе ( УМК «Начальная школа ХХI века»). «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.Задачи:- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, на данном уроке с научно-познавательным рассказом «Какие бывают дожди»;- про...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают дожди"

Урок составлен в соответствии требованиям ФГОС , с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди"

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению К.Г. Паустовского " Какие бывают дожди". Главной моей целью на уроке было привить любовь к природе, учить видеть и слышать всё, что в ней прои...

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК 21 века - К.Г.Паустовский. "Какие бывают дожди."

Цели:     1. Познакомить  с произведением  К.  Паустовского, работать над содержанием по модели,  совершенствовать  умение, анализировать текст, делать выв...

К. Г. Паустовский – "Какие бывают дожди" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Константин Георгиевич Паустовский – Какие бывают дождиЦели урока:- продолжить знакомить детей с творчеством К. Паустовского;   - читать произведение «Какие бывают дожди»;- учить ...