Урок по литературному чтению "Чтение - беседы с мудрецами"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "У истоков детской литературы". 4 класс по программе "Школа 2100". Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_-_besedy_s_mudrecami.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока чтения
« Чтение – это беседа с мудрецами»
Учитель: Арчакова Светлана Валерьевна.
Цели:
- обобщить знания по теме « У истоков детской литературы»;
- воспитывать интерес к книге как источнику нравственной мудрости; воспитывать уважении к старшим, любовь к культуре своей родины;
- развивать интерес к истории своей родины, родному языку, литературе.
1 Организационный момент.
Слайд 1
Чтение
Ходяй при водах, всяко омочится
Приседяй огню, тепла исполнится
Тако читая книги божественны
Аки по нужде будут умудренны.
Учитель выразительно читает стихотворение.
Учитель просит перевести: Коснувшись воды - намокнешь.
Сядешь к огню - согреешься.
Так читая божественные книги,
Непременно станешь мудрым.
Учитель: Дети, кто автор этого стихотворения ?
Учащиеся: Симеон Полоцкий.
Учитель :О чём это стихотворение?
Учащиеся: Это стихотворение о пользе книг.
Учитель: Почему автор призывает нас любить книги?
Ученики: Потому что в книгах заключена мудрость.
Учитель: Дети, как называется стихотворение?
Ученики: Чтение.
Учитель : Дети, а что такое чтение?
Ученики:Чтение - диалог с автором.
Учитель: Используя ключевые слова: диалог,мудрость,мудрецы, сформулируйте тему урока.
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель обобщает ответы детей.
Слайд 2
Тема урока: «Чтение – это беседы с мудрецами»
2 Постановка целей и задач урока.
Учитель: Над какой темой мы работаем на уроках литературы?
Ученик: «У истоков детской литературы»
Учитель: Начиная работать над этой темой мы поставили себе задачу узнать , кто был создателем первых книг на Руси? Эту задачу вызвались решать «историки». Произведения в этом разделе написаны на старославянском языке, поэтому нам необходимы были «переводчики», которые объясняли устаревшие слова и выражения нам, современным читателям. И мы поставили себе сверхзадачу на основе литературных образов, создать сценические образы героев. Эту задачу мы поручили нашим юношам из группы «Театр».
Учитель : Сегодня наш урок пройдёт как защита проектов.
Учитель: Дети , скажите автор этого стихотворения современный нам человек или он жил в прошлом ?
Учитель: Да, сегодня мы отправимся в далёкое прошлое к истокам русской литературы, а поможет нам в этом машина времени созданная профессором Николаем Александровичем Рождественский.
Слайд 3
Машина времени.
3 Защита проектов
Слайд 4
Монастырь.
Учитель: Мы с вами у стен монастыря, под окном монашеской кельи. Почему мы здесь? Об этом мы узнаем от участников проекта: «Создатели первых книг на Руси»
Проект «Создатели первых книг на Руси».
Слайд 5
Проект «Создатели первых книг на Руси»
Историк: Слово «монастырь» в переводе с греческого означает «уеденённое место», в монастыри люди уходили, чтобы посвятить свою жизнь Богу, монахи или иноки, то есть избравшие «иную» жизнь, отказались от « радостей земной жизни»,чтобы с помощью аскетического подвига (молитв, постов) совершаемого ради Христа, достичь духовной чистоты. Став монахом человек нарекался новым именем – символом новой жизни. Монахи были весьма образованными людьми. Из года в год в монастырях велись записи важнейших событий в государстве – летописи.
Летописи были рукописными, писались на пергамене –обработанной телячей коже. Большинство авторов летописей неизвестны, но одно имя дошло до нас Самым известным летописцем был монах Киево – Печёрского монастыря Нестор, живший в 11 –нач.12века. Главный его труд «Повесть временных лет».
Слайд 6
Учитель: Дети, посмотрите какой художественный образ Нестора – летописца создал скульптор Антокольский М.М.
Слайд 7
Художник Лебедев К. С. «Монах за книгой» 1898г
Учитель: А теперь создть литературные и сценические образы монахов – летописцев попробуют ребята из группы «Театр».
Чтение детьми стихотворения Натальи Кончаловской из книги «Наша древняя столица» и отрывка из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Рефлексия.
Учитель: Кто же был создателем первых книг на Руси?
Что это были за книги?
Назовите автора и самую известную летопись, дошедшую до наших дней. Удалось ли ребятам создать сценические образы монахов-летописцев?
Учитель даёт свою оценку и ставит отметки.
Слайд 8
Проект «Повесть временных лет»
Историк: Лишь немногие сокровища русской культуры дошли до наших дней, многие погибли в огне пожарищ во время войн. Древнейшая дошедшая до нас летописей была написана на пергамене. Она называется Лаврентьевской по имени монаха-переписчика Лаврентия. Эта летопись опирается на более древние тексты, в частности в неё входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», созданная в начале 12 века. Это самое древнейшее историческое сочинение на Руси, повествующее о рождении Древнерусского государства. Оно начинается с трёх вопросов:
Откуда есть пошла земля русская?
Кто в Киеве нача первее княжити?
И с коих пор Русская земля стала есть?
Используя устные рассказы древнейших старцев, документальных архивов, народные сказания, жития святых, будучи сам свидетелем многих событий Нестор создал монументальное историческое произведение. В этом труде и рассказы о княжеских походах, победах, свадьбах, поражениях, усобицах.
Учитель: Одно повествование рассказывает о создании славянской азбуки. Ребята из группы «Театр» попробуют оживить эту страничку…
Царь Михаил: Прислала послов ко мне славянская земля.
1 князь: Земля наша крещёна, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучал нас и толковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского.
2 князь: Одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем ни начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их.
Философ: В Солуни есть два мужа – Кирилл и Мефодий, они искусные философы и знают славянский язык.
Кирилл: И уговорил нас царь и послал в Славянскую землю.
И когда пришли, начали составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангилие и Псалтырь и другие книги,
Мефодий: И собрали мы хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября.
Рефлексия
Учитель:Как называется самая древняя летопись ,дошедшая до наших дней? О чём она повествует?
Какое значение имела азбука, составленная Кириллом и Мефодием для славян? Чему научила нас эта история?
Слайд 7
(Кирилл и Мефодий)
Слайд 8
(Рукописная книга)
Учитель: Как участники проекта выполнили свою задачу? Чьё выступление вам понравилось?
Учитель даёт свою оценку и ставит отметки.
4 Викторина.
Учитель: Летописи рассказывают нам о великих правителях, которые заботились о распространении книжного учения. Сейчас я предлагаю вам составить из слов, лежащих на столах составить высказывания и отгадать кто автор этих строк?
Дети составляют: Велика бывает польза от учения книжного.
Ибо от слов книжных обретаем мудрость.
Это ведь реки , напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся…»
Дети называют автора : Ярослав Мудрый.
Звукозапись «Поучение Владимира Мономаха детям»
Дети называют автора.
Учитель: Более восьмисот лет назад написал Владимир Мономах своё «Поучение», многое устарело, но многое осталось актуальным .Какие наставления не устарели и сейчас? Можно назвать Ярослава и Владимира мудрецами?
5 Физкультурная минутка.
(Игра в ручеёк)
Слайд 9
(Печатный станок)
Учитель: Что за предмет вы видите на экране? Кто изобрёл его?
Ученики: Печатный станок. Иван Фёдоров.
Слайд 10
Учитель: Это предмет перенёс нас в 16 век на Московский Печатный двор. И здесь мы встретимся с ещё одним мудрецом .Имя ему Савватий.
Проект «Первые детские поэты»
Слайд 11
Васнецов «Нестор-летописец»
Историк: Савватий – монашеское имя Терентия Васильева,по прозвищу Тейша.. Он служил в придворной церкви в Кремле, был иеромонахом, что значит, человеком высоких душевных качеств. В 1634 году Савватий был принят на печатный двор справщиком. Должность эта была очень почётной и ответственной. Справщик выбирал книгу для издания, редактировал, исправлял ошибки, сделанные наборщиком.
Потом он представлял книгу патриарху, если книга нравилась главе русской церкви, она выходила в свет.
Савватий был справщиком – значит, очень образованным и уважаемым человеком. Савватий считал, что лучшее время для учения время – детство, ибо «учение во младости крепче вкореняется».
Ученик читает стихотворение Савватия.
Ничто же светлее солнечного сияния,
Ничтоже сладчайше книжного писания.
Солнечный бо свет вселенну осиявает,
Книжное же писание душу просвещает.
Солнце убо согревает плоды земные,
Книжное же писание наводит на мысли благие.
Переводчик: Ничего нет ярче солнечного сияния
Ничего нет лучше книжного писания.
Солнечный свет вселенну освещает.
Книжное писание душу просвещает.
Солнце согревает плоды земные.
Книжное писание наводит на мысли благие.
Учитель: Сейчас мы познакомимся с необыкновенно талантливыми людьми с интересной судьбой.
Историк: Симеон Полоцкий.
Белорус Самуил Емельянович Ситниакович-Петровский принял монашество в 27 лет и получил в монашестве новое имя Симеон. В 1656 году познакомился с царём Алексеем Михайловичем: во время приезда царя в Полоцк читал ему свои приветственные вирши.В 1664 году он переехал в Москву, где продолжал деятельность педагога. В Москве его прозвали Полоцким – по родному городу, где он родился. Он был воспитателем государевых детей, был учителем царевичей Алексея и Фёдора, под его руководством воспитывались царевна Софья и будущий царь Пётр 1. открыл школу неподалёку от Кремля и стал придворным поэтом. Любое событие в царской семье давало ему повод для сочинения стихотворений «на случай». Эти стихи поэт собрал в огромный «Рифмологион или Стихослов».
Ученик читает стихотворение Симеона Полоцкого.
Отче мой честный мной любимый зело,
Живи век долгий здраво, весело.
А мне изволь в любви си хранити,
Иже тя имам сынолюбно чтити.
Переводчик: Отец мой честный, мною любимый очень,
Живи век долгий здоровым и счастливым.
А мне изволь в любви тебя хранить
И за то что ты рядом сынолюбно чтить.
Историк: Карион Истомин.
Карион родился в Курске. Приняв монашество приблизительно в 1679 году переселился в Москву. Здесь он служил справщиком (редактором) на печатном дворе. 4 марта 1698 года получил очень важную должность начальника печатного двора. Карион Истомин – очень плодовитый поэт. Он известен своими педагогическими сочинениями, писал приветствия царевне Софье Алексеевне, дружеские послания, поэмы, поэтические размышления о жизни. Ученик читает стихотворение Кариона Истомина.
Прелюбезная моя мати.
Что имам аз ти воздати.
За благие твои уветы
Кия нести тебе цветы.
Отнюдь недоумеваю,
Чем почтить ття – не знаю.
Переводчик: Любимая моя мамочка,
Как отблагодарить тебя
За благие твои советы
Не знаю какие выбрать цветы?
Хожу недоумеваю,
чем почтить тебя – не знаю.
Рефлексия
Учитель: Поднимите руки кому понравились стихотворения Симеона Полоцкого и Кариона Истомина? Как учат нас авторы нужно относится к матери ,отцу, учителю, взрослому человеку?
Учитель: Назовите поэтов с которыми мы познакомились в этом проекте? Чему они нас научили? Как относились к матери, отцу ? Какие мысли о значении книг высказывает Савватий?
6 Итог урока.
Учитель: Назовите над какой темой работали мы сегодня на уроке? С какими мудрецами мы познакомились сегодня на уроке? Чему они нас научили? Чья работа вам понравилась? Какой проект был на ваш взгляд лучшим? Кто хочет участвовать в проектах посвященных другим темам?
Учитель благодарит детей за урок и на память об этом уроке просит подарить друг другу закладки для книг, оформленные буквами из кириллицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...