Урок литературного чтения, 2 кл. УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Агеева Татьяна Анатольевна

Тема урока: Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения во 2 классе.

Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».

Цели: познакомить учащихся с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки правильного выразительного чтения; учить выделять смысловые части и составлять план рассказа, пересказывать по составленному плану; воспитывать доброе отношение  к животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа по его заглавию; определять последовательность событий, составлять план рассказа и пересказывать подробно по плану; уметь делать выводы по прочитанному.

Учебные материалы: книги Е.И.Чарушина, учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация.

Ход урока №1.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

Творческий пересказ текста «Ребята и утята» М.Пришвина от имени ребят.

III.Актуализация знаний.

 - Ребята, прочитайте загадку (слайд 1) сначала медленно, а затем быстро. Теперь прочитайте выразительно, выделяя голосом главные слова.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

   - Кто назовёт о ком идёт речь в загадке?  Правильно, о ёжике. Что вы знаете о этом животном? (выслушиваются ответы ребят).

(Слайд 2)Рассказ учителя о еже.

    У ежа короткое туловище, длиной до 25 см, остренькое рыльце, маленькие глазки, коротенькие ножки. Длина хвоста 2-3 см. Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. Мышцы помогают им сворачиваться в колючие шары, когда грозит опасность. Иголки имеют длину до 2 см.  Ежики живут на лугах, в степях, в лиственных лесах с подлеском, любят кучи хвороста. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Самка строит гнездо в незаметном месте, устилает его листьями, травой. У нее весной рождается 5-7 детенышей. Ежики рождаются голые и слепые. Только потом они покрываются иголками. Самка кормит их молоком. Ночью ежи выходят на охоту и тщательно ищут добычу. У ежа развито обоняние сильнее, чем зрение. Он часто принюхивается и прислушивается. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Они даже нападают на змей и пчел, так как не боятся их укусов. Могут есть грибы и ягоды. Чтобы достать мышей из-под земли, разрывают их ходы.   Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает. Птицы пользуются своими острыми когтями/ Ежи приносят людям пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых. Люди ценят это и на дачах часто прикармливают ежей. Им оставляют на ночь косточки, мясо, кашу и молоко, и ежи исправно приходят ночью съесть оставленную им пищу. Ежи легко привыкают к неволе, только зачем же их забирать из леса?

IV.Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с рассказом Евгения Иванович Чарушина. Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём этот рассказ? (выслушиваются ответы ребят)

- Ваши предположения очень интересны, но правильны ли они мы узнаем чуть позже. Сначала мы познакомимся с писателем Евгением Чарушиным. (слайд 3)

V.Работа по теме урока.

1) Знакомство с писателем.

Материал для учителя.

   Всю жизнь с раннего детства Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он подрос, стал ходить на охоту.

    С детства он увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он всё это рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Сам писатель говорит об этом так:

   «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

Выставка книг Е.И.Чарушина.

2) Первичное знакомство с рассказом.

Прослушивание рассказа на электронном приложении.

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? Почему же автор дал именно такое название?

3) Словарная работа.

- Какие слова для вас оказались незнакомыми? Обратимся к толковому словарю.

Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.

VI.Физкультминутка.

VII.Работа с текстом.

1)Беседа по содержанию.

Прочитайте рассказ самостоятельно.

 - Приходилось ли вам оставаться дома одним?

- Чем вы занимались в это время?

- Боязно ли было без взрослых?

- Почему же мальчики испугались ёжика?

- Как вы думаете, сколько им было лет? Докажите словами из текста. (сами умылись, сами разделись и легли спать в постельки)

- Зачитайте, как мальчики уговаривали себя не бояться.

- Прочитайте последние строчки. Почему теперь ежа никто не боялся?

2)Выразительное чтение.

 - Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно. На какие знаки препинания нужно обратить особое внимание?

3) Составление рассказов. Работа в парах.

- Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.

VIII. Рефлексия  учебной деятельности.

- Выберите и продолжите любое предложение. (слайд 4)

1.На сегодняшнем уроке я узнал(а) …

2.На этом уроке я похвалил(а)…

3.Сегодня я сумел(а)…

Домашнее задание: Подготовить рассказ о еже. ( Энциклопедические данные или история из собственной жизни)

Ход урока 2.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

- Какие рассказы о животных вы подготовили? (выслушиваются ответы )

III.Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Чарушина, будем делить текст на части и составлять план, который поможет нам при пересказе. Для этого обратимся к рабочей тетради. На с.64  повторим совет «Как составить план».

IV.Работа по теме урока.

1)Деление текста на части.

- В тексте вы видите подчёркнутые слова. С их помощью составьте план рассказа и запишите его в рабочую тетрадь на с.45 (Ребята работают в парах)

- Какой план у вас получился? Кто добавил пункты? Почему?

V.Физкультминутка.

VI. Работа по теме урока (продолжение).

2)Пересказ текста.

- По составленному плану подробно перескажите текст.(выслушиваются рассказы нескольких учеников)

3)Работа над различными видами текста.

- Как вы думаете, к какому жанру мы отнесём прочитанный нами рассказ?

- Откройте учебники на с.155. Прочитайте задание №7.  Что нового вы узнали о еже?

- Это научно-познавательный вид текста. Чем отличаются художественный и научный тексты? Прочитайте вывод на с.154.

VII.Рефлексия учебной деятельности.

- Для чего нужно оберегать природу?

Чарушин на этот вопрос ответил так:

   «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Домашнее задание. Придумать рассказ о своём любимом питомце: о его характере, привычках, о своём отношение к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Технологическая карта урока Литературное чтение 1класс ( Школа России)

Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (1класс)....

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)

Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула»   Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....