Урок литературного чтения, 2 кл. УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тема урока: Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Е.И.Чарушин "Страшный рассказ" | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: Е.И.Чарушин «Страшный рассказ».
Цели: познакомить учащихся с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки правильного выразительного чтения; учить выделять смысловые части и составлять план рассказа, пересказывать по составленному плану; воспитывать доброе отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа по его заглавию; определять последовательность событий, составлять план рассказа и пересказывать подробно по плану; уметь делать выводы по прочитанному.
Учебные материалы: книги Е.И.Чарушина, учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику, презентация.
Ход урока №1.
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
Творческий пересказ текста «Ребята и утята» М.Пришвина от имени ребят.
III.Актуализация знаний.
- Ребята, прочитайте загадку (слайд 1) сначала медленно, а затем быстро. Теперь прочитайте выразительно, выделяя голосом главные слова.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
- Кто назовёт о ком идёт речь в загадке? Правильно, о ёжике. Что вы знаете о этом животном? (выслушиваются ответы ребят).
(Слайд 2)Рассказ учителя о еже.
У ежа короткое туловище, длиной до 25 см, остренькое рыльце, маленькие глазки, коротенькие ножки. Длина хвоста 2-3 см. Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. Мышцы помогают им сворачиваться в колючие шары, когда грозит опасность. Иголки имеют длину до 2 см. Ежики живут на лугах, в степях, в лиственных лесах с подлеском, любят кучи хвороста. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Самка строит гнездо в незаметном месте, устилает его листьями, травой. У нее весной рождается 5-7 детенышей. Ежики рождаются голые и слепые. Только потом они покрываются иголками. Самка кормит их молоком. Ночью ежи выходят на охоту и тщательно ищут добычу. У ежа развито обоняние сильнее, чем зрение. Он часто принюхивается и прислушивается. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Они даже нападают на змей и пчел, так как не боятся их укусов. Могут есть грибы и ягоды. Чтобы достать мышей из-под земли, разрывают их ходы. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает. Птицы пользуются своими острыми когтями/ Ежи приносят людям пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых. Люди ценят это и на дачах часто прикармливают ежей. Им оставляют на ночь косточки, мясо, кашу и молоко, и ежи исправно приходят ночью съесть оставленную им пищу. Ежи легко привыкают к неволе, только зачем же их забирать из леса?
IV.Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с рассказом Евгения Иванович Чарушина. Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём этот рассказ? (выслушиваются ответы ребят)
- Ваши предположения очень интересны, но правильны ли они мы узнаем чуть позже. Сначала мы познакомимся с писателем Евгением Чарушиным. (слайд 3)
V.Работа по теме урока.
1) Знакомство с писателем.
Материал для учителя.
Всю жизнь с раннего детства Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он подрос, стал ходить на охоту.
С детства он увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он всё это рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Сам писатель говорит об этом так:
«Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
Выставка книг Е.И.Чарушина.
2) Первичное знакомство с рассказом.
Прослушивание рассказа на электронном приложении.
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным? Почему же автор дал именно такое название?
3) Словарная работа.
- Какие слова для вас оказались незнакомыми? Обратимся к толковому словарю.
Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.
Клеть – кладовая при избе или в отдельной постройке.
VI.Физкультминутка.
VII.Работа с текстом.
1)Беседа по содержанию.
Прочитайте рассказ самостоятельно.
- Приходилось ли вам оставаться дома одним?
- Чем вы занимались в это время?
- Боязно ли было без взрослых?
- Почему же мальчики испугались ёжика?
- Как вы думаете, сколько им было лет? Докажите словами из текста. (сами умылись, сами разделись и легли спать в постельки)
- Зачитайте, как мальчики уговаривали себя не бояться.
- Прочитайте последние строчки. Почему теперь ежа никто не боялся?
2)Выразительное чтение.
- Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно. На какие знаки препинания нужно обратить особое внимание?
3) Составление рассказов. Работа в парах.
- Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Выберите и продолжите любое предложение. (слайд 4)
1.На сегодняшнем уроке я узнал(а) …
2.На этом уроке я похвалил(а)…
3.Сегодня я сумел(а)…
Домашнее задание: Подготовить рассказ о еже. ( Энциклопедические данные или история из собственной жизни)
Ход урока 2.
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
- Какие рассказы о животных вы подготовили? (выслушиваются ответы )
III.Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над рассказом Чарушина, будем делить текст на части и составлять план, который поможет нам при пересказе. Для этого обратимся к рабочей тетради. На с.64 повторим совет «Как составить план».
IV.Работа по теме урока.
1)Деление текста на части.
- В тексте вы видите подчёркнутые слова. С их помощью составьте план рассказа и запишите его в рабочую тетрадь на с.45 (Ребята работают в парах)
- Какой план у вас получился? Кто добавил пункты? Почему?
V.Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока (продолжение).
2)Пересказ текста.
- По составленному плану подробно перескажите текст.(выслушиваются рассказы нескольких учеников)
3)Работа над различными видами текста.
- Как вы думаете, к какому жанру мы отнесём прочитанный нами рассказ?
- Откройте учебники на с.155. Прочитайте задание №7. Что нового вы узнали о еже?
- Это научно-познавательный вид текста. Чем отличаются художественный и научный тексты? Прочитайте вывод на с.154.
VII.Рефлексия учебной деятельности.
- Для чего нужно оберегать природу?
Чарушин на этот вопрос ответил так:
«Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Домашнее задание. Придумать рассказ о своём любимом питомце: о его характере, привычках, о своём отношение к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)
Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....
Технологическая карта урока Литературное чтение 1класс ( Школа России)
Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (1класс)....
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула» Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...
презентация к уроку литературного чтения 3кл. "Школа России". Виктор Астафьев "Капалуха"
презентация к уроку....
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....