Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: «Как бы жили мы без книг?»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Алексеева Наталья Ивановна

Урок  литературного чтения в 1 классе. УМП "Перспектива" Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 1 классе.

 

Тема: «Как бы жили мы без книг?»

Цели и задачи:

- Формирование позитивного отношения к  чтению, к книге; освоение способов выбора книг; совершенствование навыков чтения, умения отбирать нужную информацию; формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

-Учить внимательно рассматривать иллюстрации в учебнике и получать необходимую информацию о библиотеке и работе в ней с книгой.

Ход урока.

Введение. Слайд 1

- Сегодня мы продолжим изучение раздела «Книги — мои друзья».

Поэтому и разговор у нас пойдет о чем, ребята? (О книгах)

               Сколько звезд на небесах.

               Сколько цвету в лесах,

               Сколько капель в реке,-

               Столько книг на земле!

               Есть - с ладошку они.

               Есть – большие тома,

               Проживают они

               Вместе с нами в домах.

Проблемная ситуация

Слайд 2

- Но вот однажды с нашими героями произошла такая история. 

Однажды Таня и Ваня возвращались из школы домой. Вдруг подул ветер, налетели тучи, засверкали молнии, началась гроза. Ветер подхватил портфели ребят и унёс в неизвестную сторону. Дети расстроились. Что же делать? Как выучить уроки? Ребята обратились за помощью к своим друзьям. Но и у друзей случилась та, же беда. Решили пойти в библиотеку, но и там, не оказалось, ни одной книги. Что же произошло? Это злой волшебник НЕЧИТАЙ решил уничтожить все книги на свете. Этому волшебнику очень не нравилось, что люди так много знают. Он считал, что виноваты в этом книги.

 

Слайд 3

- Как вы думаете, ребята, прав ли волшебник? Нужны ли нам книги?

- Для чего человек придумал книгу?

Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано все знать.

- Как в старину передавались знания?

- Как в наше время люди общаются друг с другом, сообщают что-то важное и интересное? Расскажите.

Основная часть.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг».

Слайд 5


Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!


- Какой вопрос задает поэт своим читателям? Как бы вы сами на него ответили?

Выставка книг С. Михалкова.

Слайд 6-7

- Знаете ли вы книги, которые написал С. Михалков? О чем эти книги? (Чтение и рассматривание книг.)

- Героев,  каких книг С. Михалкова вы знаете?

Слайд 8-9

Чтение отрывков из произведений С. Михалкова («Щенок», «Дядя Степа»)

Физминутка.

Работа по учебнику с.13

Анализ стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг».

Iчасть

 1-2 строка.

- Какую картину мы наблюдаем? Какие слова помогают увидеть эту картину? - Какие необычные слова вы прочитали? Подберите слова, близкие по значению к слову «миг» (быстро, коротко, мало).

 3-4 строки.

- Изменилось ли в вашей представленной картине что-нибудь?

- Что объединяет эти строфы? (Та же удивительная картина отсутствия в мире книг).

 5-8 строки.

- Изменилось ли что-нибудь? Какую картину вы увидели? Какие слова помогают увидеть эту картину? (…волшебные добрые сказки и веселые повести).

- Какой необычный знак препинания вы заметили? (?...- Многоточие означает длительную паузу. Все замерло. Все уснуло. Весь мир прекрасного, мир знаний отсутствует)

- Каков, по вашему мнению, цвет этих строчек стихотворения? Радостный или печальный этот цвет? Найдите слова, с помощью которых можно представить печаль.

II часть

- Что изменилось в этих строчках?

- Можно ли сказать, что в этих строках появился автор стихотворения? О чем он нам сообщает?

- Каков, по вашему мнению, цвет этого четверостишья?

- Радостный или печальный этот цвет? Найдите в тексте слова, которые передают радость.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения

С. Михалкова (отработка вопросительной интонации).

- Почему во все времена люди так ценили книги?

- Русская народная пословица говорит: «Кто много читает, тот много знает». Книги рассказывают нам о многом.

  Путешественник

Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.

- Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь.

Мы бережно должны относиться к книге.

 Письмо от книги.

«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так не красиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода для меня вредна. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными».

- Лицо школьника – это его книги. И в этом вы сейчас убедитесь.

  Две книжки


Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
«Ну, как твои делишки?» - одна спросила у другой.


«Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки… Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.


Боюсь, листы пойдут на змей, тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?»
«Твои мне не знакомы муки. Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки, сел ученик читать меня.


А посмотри-ка на мои листочки: на них
Чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу – о них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь, а на отлично».


     В басне этой нет загадки, расскажут напрямик
     И книжки и тетрадки, какой ты ученик.


- Вот видите, ребята, каким разным может быть отношение к книгам.

- Достаточно ли только бережно хранить книгу или нужны, ещё какие-либо правила при обращении с книгой?

Слайд 11

Вырабатываются правила вежливого читателя.

 Правило-совет для читателя

1.       Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.

2.       Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.

3.       Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

4.       Умей беречь книгу!

- Расскажите, кого можно назвать хорошим читателем. Какими качествами он должен обладать? Будет ли «разговаривать» книга без своего читателя?

Физминутка.

Загадка. Слайд 12

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем:

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины:

И черномор

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (Библиотека)

Слайд 13

- Известно ли вам значение слова «библиотека»?

Библиотека – это учреждение, собирающее и хранящее книги.

- Кто помогает в поиске книги в библиотеке? (Библиотекарь)

Слайд 14

- Основателем первой библиотеки был Ярослав Мудрый.

Работа по учебнику с.15-17

- Рассмотрите внимательно иллюстрации. Где находятся ребята?

Чтение диалога Ани и Вани.

- Что поможет ребятам правильно выбрать книгу? (каталог-перечень книг, составленный в алфавитном порядке)

- Как стоят книги в библиотеке? Какие ориентиры существуют для выбора книг? (Алфавитный указатель, систематический каталог.)

- Объясните, для чего нужны каталоги книг?  

Будем с книгой дружить!  

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

Заключение.

 Обмен мнениями по вопросам:

- Может ли компьютер заменить книгу? А кино, телевидение? Объясните почему.

- Родилось ли у вас желание всегда обращаться к книге, уметь хорошо читать и понимать написанное?

 Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым интересным

Мы всем классом шлем привет!

Резерв.

 Отработка навыка чтения в определенном темпе.

- Зачем сочиняют скороговорки?

- Прочитайте скороговорку в медленном темпе, а потом в быстром и очень быстром.

- Когда вам было трудно произносить текст скороговорки? Почему?

Работа в классе. Соревнование «Кто быстрее?». Кто четче умеет произносить скороговорки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».

Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...


 

Комментарии

 Потапова Инна Николаевна

Урок очень понравился. ПРисутствовала на этом уроке. Задействовано много приёмов, технологий. Урок ориентирован на личность каждого ученика, несёт положительную мотивацию к чтению. Учитель творческий, постоянно ищущий себя и развивающийся.