Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

УМК "Школа России" к учебнику Л.Ф.Климановой "Литературное чтение" ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_.3kl.odt46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Учебник: к УМК Л.Ф.Климановой («Школа России») ФГОС

в 3 классе «А» на 2013-2014уч.год

3 часа в неделю

Учитель:Аристархова Раиса Геннадьевна

Дата     

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

 результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

  Вводный урок. Самое великое чудо на свете (3ч)

1-2

Знакомство с учебником

3 клаcc.

Знакомство  с названием раздела.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Первопечатник  Иван Федоров.  Подготовка сообщения о первопечатнике  Иване Федорове

Диагностическая работа

Зачем нужен по лите-ратурному чтению  учебник?Какое чудо  считаете самым удивительным? Какие книги называют руко-писными? Как созда-валась первая русская печатня? Почему царь Иван Васильевич ре-шил построить печатный двор?

Словарь, сис-тема условных обозначений, со-держание, руко-писная,книга,заставка, концовка, переплёт, пер-гамент, монах, летопись, посох, друкарь, напрас-лины

Работа с учеб-ником, (знакомство с услов- ными обозначения-ми, содержанием учебника, словарем.) Научится самостоя-тельно выбирать интересующуюся

литературу,пользо-

пваться справочны-ми источниками для понимания и получе- ния  дополнительной информации, нахо-дить и обобобщать необходимую инфор-мацию в книге.

Р - ориентироваться в учебнике;

П - поиск и выделе-ие необходимой инфор-мации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную гла-ву и нужное произве-дение в содержании учебника, пользова-ться словарем в конце учебника);

К- задавать вопросы, обращаться за помо-щью.

Целостное отношение к книге.

3

Урок -  обобщение. Оценка достижений.

Тест №1

Почему книгу назы-вают великим

чудом?

типография

Научатся придумы-вать рассказы о кни-ге, используя раз-личные  источники информации

Р- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

П-рефлексия спосо-бов и условий дейст-вий,  контролировать и оценивать процесс и результат деятель-ности;

К –  осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.

Адекватная мотивация.

Устное народное творчество (11ч. )

4

5

Знакомство с названием  раздела. Прогнозирование

содержания раздела.

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические  и шуточные.

Что такое народное творчество? Как слагались народные песни?

Когда пелись колыбельные песни?

Фольклер, кал-ядка. невзгодою, кликати., лукош-ко, заклички

Научатся   различать виды устного народ-ного творчества: ма-лые и большие жан-ры, воспроизводить наизусть  текст русских народных песен

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П – перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

К –  аргументировать свою позицию и ко-ординировать её с по-зициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего ре-шения в совместной деятельности.

Этническое воспи-тание.Адекватная мотивация.Целостное отношение к песням, сказкам,

6

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская, хох-ломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Какие сказки называ-ются докучными? Где возникли  эти  народ-ные промысла?Откуда  получили такое наз-вание?

Докучные сказ-ки «докука», промысел,гжель, хохлома,дымков-ская игрушка.

Научатся отличать докучные сказки от других  видов сказок, называть их особен-ности,научатся на-

зывать виды прик- ладного искусства.

Р- высказывать своё предположение, сос-тавлять небольшое монологическое вы-сказывание с опорой на авторский текст;

П - сбор информации (извлечение необхо-димой информации из различных источников)

К - строить моноло-гичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грам-матическими и син-таксическими норма-ми родного языка;  слушать собеседника;

Адекватная мотивация.

Целостное отно-шение к сказке, к  произведениям прикладного искусства

7

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка».

Зачем народ придумал эту сказку?  В чем смысл сказки?Чему научила вас эта сказка?

Хоромы, сказка

Научатся находить,

сравнивать   и ха-рактеризовать героев

Р- работать по пред-ложенному учителем плану;

П — находить ответы на вопросы в тексте, иллюст-рациях

К -учиться работать в паре, группе; выпол-нять различные роли (лидера исполнителя

Эмоционально-оценочное отно шение к прочи-танному.

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регу-ляторы мораль-ного поведения

8

Русская народная сказка «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана.

  Почему так  ласково говорит сочинитель о своих героях?                        Как  героям удалось одержать победу над ведьмой?

Котлы чугунные, ножи булатные

Научатся делить  текст на части,

составлять план

Р - составлять план и последовательность действий; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К - осуществлять вза-имный контроль,  -адекватно оценивать собственное поведе-ние и поведение ок-ружающих,оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Эмоционально-оценочное

отношение к прочитанному.

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регу-ляторы мораль-ного поведения

9

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

Проверка техники чтения

Почему  именно Иван -Царевич приобрел счастье , а не его братья?

Караулы,позарился, наутёк., похит-ник,задолит

Научатся использо-

вать слова с проти-воположным значе-нием при характе-

ристике героев, сравнивать героев произведения, на-зывать основные черты характера героев

Р- работать по пред-ложенному учителем плану;

П- находить отве-ты на вопросы в тексте,иллюстра-циях

Кчиться работать в паре, группе; выпол-нять различные роли (лидера исполнителя)

Эмоционально-оценочное от-ношение к прочитанному.

Этические чув-ства – совести, вины, стыда – как регуляторы мо-рального назы-вать основные черты характера героев поведения

10

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Деление текста на части. Составление плана. Сравнение художествен-ного и живописного текстов.

Почему  важна последовательность событий в сказке?

Научатся переска-зывать текст по са-мостоятельно сос-тавленному плану;

сравнивать содер-жания сказок и ил-люстрация к ним

Р-- составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регу-ляции своей деятель-ности;

П--перерабатывать и преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую(составлять план);

-устанавливать причинно-след-ственные связи;

К- слушать и пони-мать речь других.

Эмоционально-оценочное от-ношение к про-читанному.

Этические чувства – совети, вины, стыда – как рег-уляторы мораль-ного поведения

11

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

Почему конь стал служить Ивану?

Вещая каурка,

баловать, добрая пшеница, худая одежонка

Научатся находить,

сравнивать   и характеризовать героев и анализи-ровать их поступки

Р- работать по пред

ложенному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- слушать и пони-мать речь других

Эмоционально-оценочное от-ношение к прочитанному.

Этические чувст-ва – совести, ви-ны, стыда как ре-гуляторы мораль-ного поведения

12

Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана.

Почему именно Иванушке,  а не его братьям достались волше-бный конь и Еле-на Прекрасная?

Научатся опреде-лять границы час-тей, составлять план

Р- работать по пред-ложенному учителем плану

П- делать выводы в результате совме-стной работы класса и учителя;

К- - договариваться о распределении фун-кций и ролей в сов-местной деятельности;

Эмоциональнооценочное от-ношение к прочитанному.

Этические чу-вства –совести, вины, стыда – как регуляторы мо-рального пове-дения

13

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

Что является общим для всех  волшебных сказок? Какие

элементы народной  сказки были исполь-зованы каждой группы? Чья сказка оказалась наиболее близка к фольклор-ной, а чья-действи-тельно оригинальной имеющий лишь отдаленное сходство с народными сказками?

Научатся опреде-лять ,где присказка зачин, концовка сказки

Р-- составлять план и последовательность действий;

- выбирать действия в соответствии с поста-вленной задачей и условиями её реали-зации,

П-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассужде-ния;

К-формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

Адекватная мотивация

14

Обобщение по теме. Оценка достижений.

Проверочная работа №1

Какие жанры УНТ ты можешь назвать?

Что означает понятие устное народное творчество?Что та-кое  сказка? Какие сказки называются волшебными?Что такое зачин,присказ-

ка. концовка?

Песня, прибаут-ка, считалка, по-тешка, пестуш-ка, скороговорка, песенки-заклич-ки, зачин, при-сказка. концовка

Научатся придумы-вать свои сказочные истории, сравнивать произведения сло-весного, музыкаль-ного, изобразитель-ного искусства, про-верять себя и самос-тоятельно оценивать свои достижения

Р--работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректи-ровать свою деятель-ность;

П- делать выводы в результате совмес-тной работы класса и учителя;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения; -адекватно использо-вать речевые средства для решения различ-ных коммуникатив-ных задач; владеть монологической и диалогической фор-мами речи.

Адекватная мотивация

Поэтическая тетрадь  1 (8ч)

15

Знакомство с названием  раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной  статьи Я. Смоленского.

Какие произведения входят в раздел: стихотворные или прозаические?Каким советам

Я.Смоленского

последуете при чте-нии стихотворения?

Научатся прогно-зировать содержа-ния раздела.

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое выс-казывание с опо-рой на авторский текст;

П - ориентироваться в разнообразии спосо-бов решения задач;

К--адекватно исполь-зовать речевые сред-ства для решения различных комму-никативных задач; владеть монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи.

Адекватная мотивация

15-16

Русские поэты XIX-XX веков.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

Как поэт помог нам  «услышать грозу?»

Какие приметы осени описываются в стихотворении?

Олицетворение,  резвяся, перлы,

проворный, гам, нагорный.

Зефиры (борей)

Научатся читать выразительно стихи, передавая настрое-ния автора

Р- высказывать своё предположение, сос-тавлять небольшое монологическое вы-сказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой инфор-мации

К-потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Чувство прекрас-ного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно  относи-ться ко всему живому; чувствовать красоту художе-ственного слова, стремиться к со-вершенствованию собственной речи;

17

Сочинение – миниатюра

« О чем расскажут осенние листья».

О чем расскажут осенние листья?

Олицетворение

Научатся опреде-лять различные средства вырази-тельности сочинять свои стихотворения

Р- высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- поиск и выделение необходимой информации

К--высказывать и обосновывать свою точку зрения;

высказывать своё отношение к героям прочи-танных произ- ведений, к их поступкам.

18-19

Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета и  И. С. Никитина.

Что изобразил Фет в своем стихотворении? Как передает настро-ение лирического ге-роя?

Какие картины природы сменяют друг друга в стихот-ворении Никитина?

Тороватый, прихотливый, караван, степь, рифма.

Полно , ковыль, копна, в угоду косцам.

Научатся видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повто-рением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова

Р- работать по предложенному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте

К- Умение выражать свои мысли  полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Чувство прекрас-ного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно отно-ситься ко всему живому; чувствовать красоту художе-ственного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

20

И. С. Никитин «Встреча зимы . Роль заголовка и олицетворения.

Подготовка сценария утренника «Первый снег».

Как относится автор  к родине и к русскому человеку?

Искони

Научатся исполь-зовать приемы ин-тонационного чтения ( выразитьрадость,

удивление,опреди-лить силу  голоса, выбрать тон и темп чтения)

Р- работать по пре- дпложенному учи-телем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте

К- Умение выражать свои мысли  полно и точно

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Чувство прекрас-ного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно относи-

ться ко всему живому; чувствовать красо-ту художественно-го слова,стреми- ться к соверше- нствованию соб-ственной речи;

21-22

Сказочность стихотворения.

И. З. Сурикова «Детство»

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

И. З. Суриков «Зима».

Чем отличается

Ваше детство от описанного в стихотворении?

Лапти, светца, прялка,сравнение, пеленою

Научатся определять различные средства выразительности.

Р--самостоятельно формулировать тему и цели урока;

П-пользоваться разными видами чтения:изучающи, просмотровым, ознакомительным;

К- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть гото-вым корректировать свою точку зрения;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

22

Обобщение по разделу. Оценка достижений.

Контрольная работа №1

Не кажется ли вам, что ритм придает сти-хам особую музы-кальность?Как мело-дия этих стихотворе-ний связана с их содержанием?

Ритм, рифма, эпитеты, олицетворение.

Учить  анализиро-вать средства художественной выразительности;

выразительно чи-тать стихотворения;

использовать инто-нацию;

читать стихотвор-ные произведения наизусть (по выбору);

участвовать в диа-логе при обсужде-нии прочитанного произведения.  

Р- учиться рабо-тать по предложен-ному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте

К- Умение выражать свои мысли  полно и точно.

Адекватная мотивация

Чувство прекрасного

  – умение во-спринимать кра-соту природы, бе-режно относиться ко всему живому; чувствовать кра-соту художест-венного слова, стремиться к совершенствова-

нию собственной речи;

Великие русские  писатели  (23ч.)

23

А. С. Пушкин .Подготовка сообщения « Что интерес-ного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

Кто такой А.С.Пушкин?

Что мы знаем о великом  русском поэте?

Император, сонливость

Научатся прогно-зировать содержа-ние раздела, плани-ровать работу на уроке, выбирать ви-ды деятельности

Р- высказывать своё предположение, сос-тавлять небольшое монологическое выс-казывание с опорой на авторский текст;

П  - ориентироваться в разнообразии спо-собов решения задач;

К - адекватно исполь-зовать речевые сред-ства для решения раз-личных коммуника-тивных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Интерес к чте-нию, к ведению диалога с авто-ром текста; потребность в чтении;

24

Лирические стихи А. С. Пушкина о природе.

Из каких отдельных зарисовок складыва-ется общая картина осени, созданная поэтом? Из каких  слов ясно , что зима долго не наступает?

Караван, сень, куртины, на третье в ночь

Научатся различать лирическое и проза-ическое произведе-ние

Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

П- строить рассу-ждения;

-осуществлять ана-лиз и синтез;

К- оформлять свою мысль  в   устной   ре-чи ,  высказывать   свою    точку зрения

Интерес к чте-нию, к ведению диалога с авто-ром текста; потребность в чтении;

25-26

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Настроение стихотворения и прием контраста .

Проверка техники чтения

Есть ли разница в изображении зимнего вечера и зимнего утра в стихотворении?

Негой, Аврора, вечор, нынче.

Веретено, кроет, лачужка,обветша

лая кровля

Научится понимать смысл стихотворе-ния и настроение лирического героя

Р- учиться рабо-тать по  предло-женному учите-лем плану.

П- осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следст-вен-ные связи;

строитьрассужде-ния;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональность-умение осозна-вать и определять (называть) свои эмоции;

27

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки.

Можно ли это произведение назвать сказкой?

Почувствовали  ли вы отношение ав-тора к своим героям?

Светлицы, удел,

повариха, ткачи-ха,аршин, пир, грамота, указ, лук, зыбей, клёв, чаро-дей,маковки церк-вей, граду ,колы-магах,двор, прес-толе, не приваль-ный, терема,

Научатся  понимать содержание про-читанного, выска-зывать своё отно-шение,.

Р- учиться работать по пред-ложенному учи-телем плану

П- пользоваться разными видами чтения: изучающим, про-смотровым, озна-комительным;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональностьумение осоз-навать и опре-делять (называть) свои эмоции;

28

А. С. Пушкин  « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки.

Можно ли «Сказку  о царе Салтане… » сравнить с народной?

изумруд, в свой удел, бает, дьяка, в чешуе, витизь, че-тами, дозор об-ходит, булат, неу-казанным,товаром, восвояси, холят, пеняет, унимает, вое, дух в нём занялся, насилу,

Научатся разли-

чать лирическое и прозоическое произ-ведения

Р- учиться рабо-тать по предло-

женному учителем плану

П- -осуществлять анализ и синтез;  сравнение,установ- ление аналогий;

К- оформлять свою мысль  в   устной   речи ,  высказывать   свою    точку зрения

Эмоциональность; умение осознавать иопределять(назы-вать) свои эмоции;

29

30

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Герои  литературной сказки. Нравственный смысл сказки.

Рисунки И.Билибина к сказ-

ке. Соотнесение рисунков

с художественным текстом

Чему сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?

Научатся опреде-лять нравственный смысл литературной сказки изумруд, в свой удел, бает, дья-ка, в чешуе, витизь, четами, дозор обхо-дит,булат, неуказан-ным товаром, восво-яси, холят, пеняет, унимает, латы, рети-вое, дух в нём за-нялся, насилу.

Р- учиться рабо-тать по предло-женному учителем плану

П - построение рассуждения; обобщение.

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональность умение осозна-вать и определять (называть) свои эмоции;

31

Подготовка сообщения о

И. А. Крылове  на основе статьи  учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет Крылову.

Кто такой А.И.Крылов?

В чем же его успех?

Проза, басня,

Научатся различать в басне изобра-женные события и замаскированный, скрытый смысл

Р - формулировать и удерживать учебную задачу,

П-  анализ инфор-мации;

- обработка информации

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Интерес к чте-нию, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

32

Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».

Почему  баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

Если бы не было морали в басне, то бы вы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

Мартышка, дюжина, полдюжины, темя, нанижет, невежда, познатней

Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать  героев на основе их поступков, инсценировать басню

Р - формулировать и удерживать учебную задачу,

П- -осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-след-ственные связи;

-строить рассуж-дения;

К- оформлять свою мысль  в уст-   ной   речи ,  выска-зывать   свою точ-    ку зрения

Появление интереса к жанру басни

33

Нравственный урок и мораль басни  И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

В ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Чему учит эта басня?

Чем обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна » похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»?

Образ, кум, ужимки, сатира, на руку нечист

Научатся определять басню как жанр литературы по харак-терным признакам, находить мораль в произведении пред-ставлять героев, ха-рактеризовать  ге-роев на основе их поступков, инсцени-рование  басни

Р -работать по пла-ну, сверяя свои

действия с целью, корректировать свою деятельность;

П- находить отве-ты на вопросы в тексте, иллюст-рациях;

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Появление интереса к жанру басни

34

Басня «Ворона и лисица». Характеристика героев басен  И. А. Крылова на основе их поступков.

В чём сила басни?

Что высмеивают, обличают басни Крылова?

Лесть , льстец,

Гнусный, взгро-моздиться,

пленил, вещуньина, зоб

Научатся определять особенности басни, выделять мораль , представлять героев, характеризовать  ге-роев на основе их поступков, инсцени-рование  басни

Р- учиться рабо-тать по предло-женному учи-телем плану

П - установление аналогий; установление причинно-след-ственных связей;

- обобщение.

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения

Появление инте-реса к жанру басни

35

 Инсценирование  басен И. А. Крылова.

Кто обычно является героями басен И. А. Крылова?

Как автор относится к своим героям?

Можно ли утверж-дать, что автор хочет нам рассказать только о животных?

Научатся характе-ризовать  героев на основе их поступков, инсценировать басен

Р -работать по пла-ну, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятель-ность;

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К-умение слушать других, формировать свои мысли вслух.

Появление интереса к жанру басни

36-38-

М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения  на основе статьи  В.Воскобойникова. М. Ю. Лермонтов. Лирические стих- ния( «Горные вершины», «Утес», «Осень». настроение и образность. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Подбор музы-кального сопровождения к лирическому произведению.

Какую  музыку: печальную, грустную, протяжную, торжест-венную- вы могли бы подобрать к стих-нию  «Горные верши-ны»,?

Совпадают  ли по настроению стих-ние и содержание картины  И.Шишкина?

В чём особенность в стих-нии «Утес»?

Какие краски будут преобладать в ил-люстрации, в этих стихотворениях?

Риза, утёс

Научатся видеть скрытый, перенос-ный смысл стихот-ворения, выразит-ельному чтению, пониманию прочи-танного

Р- учиться рабо-тать по предло-женному учите-лем плану

П- преобразовывать информацию из од-ной формы в другую: подробно переска-зывать небольшие тексты

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоциональность

умение осоз-навать и опреде-лять (называть) свои эмоции;

39

Подготовка сообщения  

на основе статьи  о детстве и творчестве Л. Н. Толстом.

Какую тайну он поведал своим братьям?

Какой  идел он вынес из детства и пронес через всю жизнь?

Муравейное братство

Научатся составлять разные виды,пла-

нов, воссоздавать текст по плану

Р- учиться рабо-тать по предло-женному учителем плану

П- делать выводы в результате индиви-дуальной работы и совместной работы всего класса

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Творческое отно-шение к процессу выбора и выпол-нения заданий

40

Тема и главная мысль рассказа «Акула».

Можно ли дать другое названия рассказа?

Якорь, артиллерист, застлал

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию

Р- учиться рабо-тать по предло-женному учителем плану

П- делать выводы в результате сов-местной работы класса и учителя;

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Эмоциональностьумение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

41

Составление различных планов к рассказу «Акула».

Почему  с маль-чиками произош-

ла беда, едва не закон-чившая  трагедией?

Научатся составлять разные виды пла-нов, воссоздавать текст по плану

Р- определять и фор-мулировать цель дея-тельности на уроке с помощью учителя

П-работать по плану, сверяя свои действия с целью,

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

42

Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема.

Какова основная мысль рассказа

«Прыжок».?

Мачта, аршин, раззадорился

Научатся соотно-сить заглавие рас-сказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев

Р- определять и фор-мулировать цель дея-тельности на уроке с помощью учителя

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

43

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема.

Почему лев умер?

Ощетинился, засовы

Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию,

Р- определять и формулировать цель деятельности на уро-ке с помощью учителя

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамот-но формулировать высказывание

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

44

Особенности  прозаического  лирического текста. « Какая бывает роса на  траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов. Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание).

С какой цель Толстой написал эти рассказы?

алмазы

Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждения

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П-синтез;  сравнение,  построение рассужде-ния;обобщение.

К-умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

45

Обобщение по теме. Оценка достижений.

Контрольная работа №2

Какой из прочитан-ных рассказов произ-вёл на тебя самое сильное впечатление?

Научатся  проверять себя и самостоя-тельно оценивать свои достижения

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате индив-идуальной работы и совместной работы всего класса

К- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулиро-вать высказывание.

Адекватная мотивация

Поэтическая тетрадь 2 (6ч.)

46

47

Знакомство с названием  раздела.

Стихи о природе

 Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..»

Какое настроение возникло у вас при чтении этих произведений?

Поблёкнуть, палицей

Научатся прогно-зировать содержа-ние раздела и во-спринимать стихи на слух, создавать сло-весные картины по тексту стихотворе-ния

Р- высказывать своё предположение, сос-тавлять небольшое монологическое выс-казывание с опорой на авторский текст;

П- ориентироваться в разнообразии спо-собов решения задач;

К- адекватно исполь-зовать речевые сред-ства для решения раз-личных коммуника-тивных задач; владеть монологической и диалогической фор-мами речи.

Адекватная мотивация

48

Повествовательное произведение в стихах Дедушка  Мазай и зайцы».

Можно ли сказать, что в произведении изо-бражён не сказочный, а реальный случай из жизни?

Как относится поэт к главному герою?

Гинут, сажании, гутаря, баграми, гурьбой,зипуном

Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение,

объяснять смысл непонятных слов и выражений с опо-рой на текст, с по-мощью словаря в учебнике или толко-вого словаря

Р – определять и фор-мулировать цель дея-тельности на уроке с помощью учителя.

П- делать выводы в результате совмест-ной работы класса и учителя;

К-- ставить вопросы,- обращаться за помо- щью.

Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки.

49-50

Создание словесных картин в стихах К. Д. Бальмонта «Золотое слово» и И. А. Бунина «Детство». И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы.

Почему поэт К. Д. Бальмонта «Золотое слово»назвал так  стихотворение?

Почему поэту » И. А. Бунина «Детство». Важно поделится с чита-телями своими детскими воспоми-наниями? Почему ав-тора привлекают скромные полевые цветы? О чем сти-хотворение И. А. Бунин «Густой зе-леный ельник у дороги».?

Научатся   находить средства художественной выразительности:  сравнение, эпитеты, олицетворения, соз-давать словесные картины по тексту стихотворения

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

Чувство прекрасного

  – умение воспри-нимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать кра-соту художест-венного слова, стремиться к со-вершенствованию собственной речи;

51

Оценка достижений.

Контрольная работа №3

Какое стих-ние произвело на тебя особое впечатление?

Как считаешь, оди-наковы они по настроению?

Научаться читать стихотворение, выражая авторское настроение, выска-зывать свои собст-венные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения

Р –-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

П- делать выводы в результате совмест-ной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для ор-ганизации собствен-ной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

Литературные сказки  (10 ч)

52

53-54

Знакомство с названием  раздела.

Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки»,

«Сказка про Храброго зайца..» Нравственный смысл сказки.

Проверка техники чтения

Какие сказки русских писателей вы читали?Где ты встречался с при-сказкой и в чём её особенность?

Зачем писатель при-думал сказку про храброго Зайца и рас-сказал её Аленушке?

Задал, стрекача

Научатся  прогнозировать со-держание раздела, воспринимать на слух тексты лите-ратурных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержа-ние литературной и народной сказок, определять нравст-венный смысл сказки

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опо-рой на авторский текст;

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собст-венной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация

55

 В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки.

Докажите, что «Лягушка-путеше-ственница».-сказка?

Присутствие духа          

Научатся наблюдать за развитием и пос-ледовательностью событий в литера-турных сказок, сравнивать героев

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П--перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К-- умение выражать свои мысли  полно и точно.

Чувство прекрасного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно относи-ться ко всему живому; чувствовать красоту художест-венного слова, стремиться к со-вершенствованию собственной речи;

56

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй.

Чем похожа героиня сказки В. М. Гарши-на на героев народных сказок о животных и чем отличаот  ся от них?

Присутствие духа

Научатся сравнивать и характеризовать героев сказок, используя текст  сказки

Р – учиться работать по предложенному учителем плану;

П- делать выводы в результате совмест-ной работы класса и учителя;

К-- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грам-матическими и син-таксическими норма-ми родного языка; - слушать собеседника;

Самостоятельная и личная ответст-венность за свои поступки.

57

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

Какое название дал лягушке автор? Что нарушило однажды спокойную лягуша-чью жизнь?

Научатся сравнивать  и определять нравственный смысл сказки, читать в лицах

Р – учиться работать по предложенному учителем плану

П- делать выводы в результате совмест-ной работы класса и учителя;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Самостоятельная и личная ответст-венность за свои поступки.

58

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

Чем эта сказка схожа  и чем различается с русской народ-ной сказкой  «Морозко»?

Исстари, платки рубить, студенец,, горнице, почивать

Научатся сравнивать содержание литера-турной и народной сказок

Р – определять и формулировать цель деятельности на уро-ке с помощью учителя

П-выделения сущест-венных признаков;

- сравнение

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Чувство прекрасного

  – умение вос-принимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать кра-соту художествен-ного слова, стре-миться к совер-шенствованию собственной речи;

59

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ.

Можно ли  сказать , что В.Одоевский для создания своего произведениями ис-пользовал не только сказку  «Морозко»  но и другие народ-ные  сказки?

Научатся сравни-вать героев в литератур-ной сказке, ха-ракте-ризовать их, исполь-зуя текст сказки, чи-тать сказку в лицах, наблюдать за разви-тием и последова-тельностью событий в  литературных сказках

Р – определять и фор-мулировать цель дея-тельности на уроке с помощью учителя;

П--строить рассуждения;  обработка информации;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Чувство прекрасного

  – умение воспринимать кра-соту природы, бе-режно относиться ко всему живому; чувствовать кра-соту художест-венного слова, стремиться к со-вершенствованию собственной речи;

60

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ.

Что в сказке правда, а что не правда? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Научатся опреде-лять авторское отно-шение к изобража-емому, наблюдать за развитием и после-довательностью со-бытий в  литератур-ных сказках

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П--строить рас-суждения;  обработка информации;

К- задавать вопросы, необходимые для ор-ганизации собствен-ной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Чувство прекрасного

  – умение воспринимать красоту природы, бережно отно-ситься ко всему живому; чувствовать кра-соту художест-венного слова, стремиться к со-вершенствованию собственной речи;

61

Оценка достижений.

Диагностическая работа

В чём отличие лите-ратурной сказки от фольклорной?

В чём сходство?

Научатся проверять себя и  самостоя-тельно  оценивать свои достижения на основе диагности-ческой работе, представленной в учебнике

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- делать выводы в результате совме-стной работы класса и учителя;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собст-венной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Адекватная мотивация

Были-небылицы  ( 9 ч)

62

Знакомство с названием  раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой». .Знакомство с героями произ-ния. Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького

Как вы думаете, это рассказ или сказка?

Лангусты, ак-тинии, кларнет, голотурии, авиа-тор, сепии, сифо-нофоры

Научатся прогно-зировать содержание раздела, определять особенности рас-сказа, различать вымышленные события и реальные

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опо-рой на авторский текст;

П- находить ответы на вопросы в тексте,

К -- ставить воп-росы,- обращаться за помощью.

Адекватная мотивация

63

М. Горький «Случай с Евсейкой».  Прием сравне-ния – основной прием опи-сания подводного царства в рассказе М. Горького

Почему  автор поместил этот рассказ в разделе «были и небылице»

Научатся выражать собственное отноше-ние к поступкам ге-роев в сказочных и реальных событиях

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- находить ответы на вопросы в тексте,

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя)

Самостоятельная и личная ответст-венность за свои поступки.

64

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

Чего опасался мальчик?

Научатся  переска-зывать текст под-робно и кратко, вы-борочно, самостоя-тельно придумывать сказочные и реаль-ные истории

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творчес-кого и исследователь-ского характера;

К-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Самостоятельная и личная ответст-венность за свои поступки.

65

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои, характеристика героев.

Какие вопросы волновали К. Г. Паустовского?

Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображе-нию писателя?

Сварливая, торба

Научатся понимать поступки и состоя-ние героев и давать характеристики персонажу

Р- высказывать своё предположение, сос-тавлять небольшое монологическое выс-казывание с опорой на авторский текст;

П- осознанно и про-извольно строить со-общения в устной и письменной форме, в том числе творческо-го и исследователь-ского характера;

К -договариваться и приходить к общему решению в совмест-ной деятельности

Самостоятельная и личная ответст-венность за свои поступки.

66

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ.

Что же сказочного в произведении

К. Г. Паустовского?

Чем оно отличается от народной сказки?

Научатся  находить в тексте слова и выра-жения,подтверждаю-щие высказанную мысль, составлять план для кратко-го и полного пере-сказов

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творчес-кого и исследователь-ского характера;

К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Самостоятельная и личная ответст-венность за свои поступки.

67

А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения.

Как вы думаете , в произведении Куп-рина описываются реальные или вымыш-ленные-фантастичес-кие события?

Вершка, пудов

Научатся переска-зывать текст подроб-но и кратко, выбор-очно

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П - анализ, - интер-претация передача информации (устным, письменным, циф-ровым способами);

К - -задавать вопросы, - аргумен-тировать свою пози-цию

Эстетические потребности

68

А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Можно ли было пред-ложить, что девочку вылечит живой слон?

Что необычного в рассказе А. И. Куприн «Слон».?

Научатся составлять план краткого и полного пересказов

Р- высказывать своё предположение, сос-тавлять небольшое монологическое выс-казывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой инфор-мации

К  -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Эстетические потребности

69

А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам.

Не было ли с вами или вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произ-вели большие впечатление?

Научатся определять характеристики героев произведения с опорой на текст, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие  высказанную мысль

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- поиск и выделение необходимой информации

К -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию.

Эстетические потребности

70

Оценка достижений.

Проверочная работа №2

Какой тебе больше рассказ понравился? Почему?

Научатся рассказы-вать о прочитанных книгах, читать про-изведения по ролям

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой инфор-мации

К- задавать вопросы, необходимые для организации собст-венной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Уважительное отношение к чужому мнению

Поэтическая тетрадь  1 (6 ч)

71-72

Знакомство с названием  раздела.

Стихи о животных С Черного «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей». «Слон». Авторское отноше-ние к изображаемому в стихах С. Черного. Отработка выразительного чтения.

Что ты тискаешь утенка?

Что объединяет произведения С. Черного? О ком они: о животных или людях?

Что  в произведении «Слон» похоже на сказку?

Тискаешь, рвется прочь, в свой черед, брыкаться, притиснешь, капут.

Вьюшко, бисер

Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опо-рой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой инфор-мации

К  -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию

Адекватная мотивация

73-74

Картины зимних забав в стихах А.  Блока.

Какие знакомые сказки напомнили вам стихотворение А.Блока?

Ветхий Лампадка, внемлю, дремные покровы, покров

Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст

Р-в диалоге с учите-лем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответст-вии с этими критери-ями.

П -поиск и выделение необходимой информации;

К- -договариваться и приходить к общему решению в совмест-ной деятельности;

Стремиться к совершенствованию собственной речи

75

С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных авторов на одну тему.

Почему стихотворе-ния поэта проникнуты любовью к природе?

Пряная, вкрадчиво

Научатся понимать и чувствовать окружающую природу

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П -поиск и выделение необходимой информации

К--слушать и слы-шать других, пыта-ться принимать иную точку зрения, быть готовым корректи-ровать свою точку зрения;

Стремиться к совершенствованию собственной речи

76

Оценка достижений.

Тест №2

А чём пишут авторы свои стихи с которы-ми вы познакомились в этом разделе?

Научатся сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, проверять правиль-ность высказывания, сверяя с текстом, са-мостоятельно оцени-вать свои достиже-ния

Р- прогнозирование уровня усвоения

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

Люби живое (14 ч.)

77

78

Знакомство с названием  раздела.

М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст.

Что по вашему мне-нию , объединяет все произведения, вклю-ченные в раздел «Люби живое»?

С чего начинает и чем заканчивает своё произведение писатель?

Научатся прогно-зировать содержание раздела, планировать работу с произве-дением на уроке, используя условные обозначения,

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опо-рой на авторский текст;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- задавать вопросы, необходимые для организации собст-венной деятельности и сотрудничества с партнёром

Адекватная мотивация

79

Сочинение на основе художественного текста. Тема «моя Родина»- основная мысль текста.

Какой смысл вклады-вает М.Пришвин в слово Родина?

кладовая

Научатся определять основную мысль рассказа, понимать нравственный смысл рассказа

Р- - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческо-го и исследователь-ского характера;

К-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражда-нина России, чувства сопри-частности и гор-дости за свою Родину, народ и историю,

80

И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.

В чём своеобразие сказки листопад?можно ли его назвать позновательной?

хатка

Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К - -задавать вопросы,  аргументировать свою позицию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

81

И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек».Составле-ние рассказа о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Что  писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему вооб-ражения, фантазия?

Научится пере-сказывать произве-дение на основе плана

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческо-го и исследователь-ского характера;

К - -задавать вопросы, - аргумен-тировать свою пози-цию

Стремиться к совершенствованию собственной речи

82-83

В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку ». Оглавление текста, герои рассказа.

Что общего в этих рассказах?Над чем тебя заставили пора-змышлять рассказы о Мальке?

Батявка, плёсо

Научится озаглав-ливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа.

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

84

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа.

Что писатель мог наблюдать в жизни, а что придумал, когда сочинял историю про мышонка Пика?

Научится построению рассказа.

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- слушать и понимать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

85

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры.

Чем Бианки хотел поделиться с читателем?

Научится описывать характеры главных героев.

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

86

В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

Чем могли закончи-ться приключения мышонка?

Научится составлять план на основе названия глав для пересказа произведения.

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К- слушать и понимать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

87

Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои рассказа.

От чьего имени ведется рассказ?

Десятина, казенный, контора

Научится давать характеристику главным героям.

Р – проговаривать последовательность действий на уроке;

П- сбор, обработка, анализ, передача ин-формации

К- слушать и пони-мать речь других

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

88

Б. С. Житков «Про обезьян-ку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ.

Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки, сожа-лели ли об этом окружающие?

Десятина, казен-ный, контора

Научится пере-сказывать текст по плану.

Р- адекватно исполь-зовать речь для пла-нирования и регуля-ции своей деятель-ности;

П- сбор, обработка, анализ, передача информации

К- учиться рабо-тать в паре,группе; выполнять различ-ные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

89

В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

Какую птицу охотники называют капалухой? Откуда такое название?

Валежник, космы.

Научатся оценивать поступки главных героев.

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опо-рой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой информации

К- учиться рабо-тать в паре,группе; выполнять различ-ные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

90

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

О ком написал автор свое произведение? Как ты понимаешь название рассказа?

Научатся понимать нравственный смысл рассказа.

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П—сбор, обработка, анализ, передача информации

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

91

Оценка достижений.

Контрольная работа №4

Что нового узнал о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»? Какие рассказы запомнились больше всего?

Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных.

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации

К - вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

                              Поэтическая тетрадь  2 (7ч)

92-93

Знакомство с названием  раздела.

С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стих-ния.

Какое настроение возникло у вас при чтении этого произведения?

Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома?

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- перерабатывать и преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую

К - вести  устный диалог в соответст-вии с грамматичес-кими и синтаксичес-кими нормами родно-го языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

94

С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворе-ния.Отработка выразитель-ности.

Как можно озаглавить стихотворение?

Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»?

Научить анализи-ровать поэтическое изображение птиц в стихах;

выразительно читать стихотворения;

использовать интонацию;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из од-ной формы в другую

К- учиться рабо-тать в паре,группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Стремиться к совершенствованию собственной речи

95

А. Л. Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение.

Проверка техники чтения

Действительно ли все поступки в стихотворении «Разлука» мальчик совершал для мамы?

Можно ли осуждать девочек в стихотворении «В театре»  за их поведение? Сравните эти два стихотворения.

Балет, гамма.

Научить   находить рифму в произ-ведении,  сравнивать и составлять неболь-шое монологическое высказывание с опорой на авторский текс , оценивать события, героев произведения

Р- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

П- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

К- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Стремиться к совершенствова-

нию собственной речи

96

С. В. Михалков «Если» Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок». Заголовок стих-ния.  Выразительное чтение.Заголовок стих-ния. Выразительное чтение.

Почему автор назвал своё стихотворение «Если»? Почему Е. А. Благинина так много пишет о любви к животным?

Научатся читать выразительно стихи, передавая настрое-ния автора.

Р- адекватно исполь-зовать речь для пла-нирования и регуля-ции своей деятель-ности;

П- перерабатывать и преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую

К- учиться рабо-тать в паре,группе; выполнять различ-ные роли (лидера исполнителя).

Стремиться к совершенствова

нию собственной речи

97

Проект: «Праздник поэзии».

Какие стихотворения русских поэтов о временах года и о природе вы знаете?

Научатся читать выразительно стихи, передавая настрое-ния автора, научи-ться самим сочинять стихотворения.

Р- находить смыс-ловые связи в произ-ведении и жизни

П-  рефлексия спосо-бов и условий дейст-вий.

К- договариваться о распределении функ-ций и ролей совмест-ной деятельности.

Адекватная мотивация

98

Оценка достижений.

Тест №3

На какую тему, о ком пишут  Маршак, Михалков, Барто, Благинина?

Научатся вырази-тельно читать стихотворения

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой инфор-мации

К-- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грам-матическими и син-таксическими нор-мами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

Собирай по ягодке - соберёшь  в кузовок   (14 ч)

99-100

Знакомство с названием  раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.

Почему автор дал название своему рассказу пословицей?

Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы встретились в тексте и каково их значение?

Штукарное и молярное дело, вылощил

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить посло-вицы и содержания произведений

Р- высказывать своё предположение, составлять неболь-шое монологическое высказывание с опо-рой на авторский текст;

П- перерабатывать и преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую

К - вести  устный диалог в соответст-вии с грамматичес-кими и синтаксичес-кими нормами родно-го языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация

101-102

А. П. Платонов «Цветок на земле».Герои рассказа, особенности речи героев.

Чтение по ролям.

Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете?

Осерчал

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл. Научатся выразительно читать юмористические рассказы по ролям

Р - учиться работать по предложенному  учителем плану,   проговаривать        последовательность  

действий  на уроке;

П -оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

К- -выразительно читать и переска-зывать текст.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

103-104

А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям.

Почему автор так озаглавил свой рассказ? Как Вы его понимаете?

Оробел, ступай,

Научатся вырази-тельно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев.

Р - -работать по пла-ну, сверяя свои дей-ствия с целью, кор-ректировать свою деятельность;

П –-делать выводы в результате сов-местной работы класса и учителя;

К- -выразительно  читать и пересказы

вать текст.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

105

М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои.

Как вы думаете, о чем рассказ? Почему автор выбрал именно такое название?

Абсурд, прельщала

Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить посло-вицы и содержания произведения, читать по ролям, учитывая особенности речи героев.

Р- выбирать действие в связи с поставлен-ной задачей и усло-виями ее реализации

П -находить ответы на вопросы в тексте

К- выразительно читать и переска-зывать текст.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

106

М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа.

Какие слова автор назвал «золотыми»? И почему? В чем особенность юмористического рассказа?

«Золотые слова»

Научатся находить в тексте пословицы,

 и объяснять их смысл, соотносить

пословицы и содер-жания произведения, читать по ролям,

учитывая особеннос-ти речи героев, нау-

чатся определять

особенности юмо-

ристических расска-

зов

Р- выбирать действие в связи с поставлен-ной задачей и услови-

ями ее реализации;

П -делать выводы в результате сов-местной работы класса и учителя;

К-слушать и пони- мать речь других.

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

107

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои.

Почему автор назвал ребят «Великими путешественниками»?

По каким признакам можно назвать этот рассказ юморис-тическим? Почему?

космография

Научатся выделять особенности юмо-ристического расска-за, выразительно чи-тать, описывать глав-ных героев, их ха-рактер, определять главную мысль  юмористического рассказа.

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помо-щью учителя;

П --делать выводы в результате сов-местной работы класса и учителя;

К-слушать и пони-мать речьдругих.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

108

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий.

О чем важном хотел нам рассказать Зощенко?

Одинаково поведение ребят в рассказе? Кто больше понравился и почему?

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, пересказывать текст, восстанавливать порядок событий

Р - составлять план и последовательность действий;

П --оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

К-выразительно читать и переска-зывать текст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

109

Н. Н. Носов «Федина задача».  Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Определи особенности юмористического рассказа.

Почему автор дал такое название своему рассказу?

Титулярный советник, полудённое море.

Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа

Р- учиться выска-зывать своё пред-положение(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П –-находить ответы на вопросы в тексте

К -выразительно читать и переска-зывать текст.

Творческое отно-шение к процессу выбора и выпол-нения заданий

110-111

 Н. Носов «Телефон».  «Друг детства».  Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.  Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

В чем особенность данного юморис-тического рассказа?

Научатся вырази-тельно читать по ро-лям, находить осо-бенности юморис-тических рассказов, выявлять характер героев.

Р  -учиться выска-зывать своё пред- положение(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

П -находить отве-ты на вопросы в тексте

К -выразительно читать и пере-сказывать текст.

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

112

Оценка достижений.

Проверочная работа №3

Какие юмористические рассказы понравились больше всего?

В чем особенность таких рассказов?

Кто является героями?

Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, выразительно читать по-ролям.

Р- прогнозирование уровня усвоения

П -поиск и выделение необходимой информации

К - вести  устный и письменный диалог в соответствии с грам-матическими и син-таксическими норма-ми родного языка; - слушать собеседника.

Адекватная мотивация

По страницам детских журналов (6 ч)

113

Знакомство с названием  раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы.

Какие журналы вы читали?

А какие интересные журналы Вам читали ваши родители?

Периодическая печать

Научатся  прогно-зировать содержание раздела, ,высказы-вать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию.

Р- высказывать своё предположение, сос-тавлять небольшое монологическое вы-сказывание с опорой на авторский текст;

П -поиск и выделение необходимой инфор-мации;

К -учиться рабо-тать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Адекватная мотивация

114-115

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ.

О чем проговорился попугай? Почему получилась такая неприятность?

Вежливость, доброта, отзывчивость

Научатся:

- составлять план подробного пересказа текста,

-пересказывать текст,

-находить главную мысль текста.

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П -преобразовы-

вать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

К-учиться рабо-тать в паре,группе;

Стремиться к совершенствованию собственной речи

116

Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

Почему писатель даёт именно такие советы? Можно ли эти советы переделать в добрые

Доброта, отзывчивость

Осознают то, что не все бывают советы добрыми. Научатся составлять свои добрые советы.

Р- проговаривать последователь-ность действий на уроке;

П -делать выводы в результате сов-местной работы класса и учителя;

К-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Адекватная мотивация

117

Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего города, Своего дома. Пересказ.

Что такое легенда? Как получаются легенды?

Легенда, миф.

Научатся отличать легенды от других литературных произведений. Узнают новые интересные легенды. Научатся сочинять легенды.

Р-ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

П- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

К- слушать и пони-мать речь других;

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

118

Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений.

Проверочная работа №4

Почему автор назвал свои стихи веселыми?

Опера, ария, вальс.

Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты

Р-учиться работать по предложенному учителем плану

П-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К--выразительно читать и переска-зывать текст;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

Зарубежная литература (7ч)

119

Знакомство с названием  раздела. Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей».

Кто такой Персей? Как ему удалось перехитрить злую колдунью?

Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи

Научатся  читать выразительно, осознанно текст;
– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочи-танного произведе-ния

Р- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,

П - ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К- проявлять актив-ность во взаимодей-ствии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Адекватная мотивация

120-121

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ

Почему Персей стал славным героем? Помнят ли о нем люди в наше время?

Храбрость, подвиг, скитался, бессердечная, вельможи

Научатся характери-зовать героев  на ос-нове анализа их поступков;

 читать выразитель-но, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль;

– давать характерис-тику главным геро- ям;
– участвовать в об-суждении прочитан-

ного

Р- составлять план и последовательность действий;

П - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творчес-кого и исследова-тельского характера;

К-выразительно читать и переска-зывать текст;

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

123

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».Нравственный смысл сказки.

Проверка техники чтения

Почему Г. Х. Андерсен так  назвал свою сказку?

Сочувствие, пере-живание, ликую-щий крик, орава, несуразный

Учить оценивать  поступки людей, жизненные ситуа-ции с точки зре- ния общеприня-тых норм и ценно- стей; оценивать конкретные пос-тупки как хоро-шие или плохие;

Р-в диалоге с учите-лем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответст-вии с этими критериями.

П - перерабатывать и преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую

К -учиться рабо-тать в паре,группе; выполнять различ-ные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

124

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке.

Какие иллюстрации помогут передать содержание сказки подробно.?

Сочувствие, переживание, ликующий, орава, несуразный

Научить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи.

Р-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

П - узнавать, назы-вать и определять объекты и явления окружающей дейст-вительности в соотве-тствии с содержанием учебных предметов.

К-учиться рабо-тать в паре,группе; выполнять различ-

ные роли (лидера исполнителя).

Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции

126

Оценка достижений. Итоги года. Литературная викторина.

Контрольная работа №5

С какими новыми авторами Вы познакомились?

Научатся  проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р- прогнозирование уровня усвоения;

П -поиск и выделение необходимой информации;

К- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника;

Адекватная мотивация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....