I. Организационный момент. -Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения. II. Речевая разминка На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и чётко, грамотно говорить. А для этого вы должны управлять своим дыханием, т.е. правильно дышать 1. -Представьте, что Странная звёздочка с неба упала Вам на ладошку легла, не растаяла. -Поймали её? А теперь полюбуйтесь её красотой. Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки! (Повторите 3 раза) 2.-Обратите внимание на доску. -На доске записано одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести чётко за мной предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.(см. оформление на доске) Падают с неба снежинки. Падают с неба снежинки. Падают с неба снежинки. II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока). 1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение. Учитель выразительно читает стихотворение. -Ночью ветер волком выл И по крыше палкой бил Утром глянули в окно, Там - волшебное кино: Раскатала белый холст, Набросала белых звёзд. И папахи на дома Нахлобучила зима. В. Фетисов. - Почему зимнее время года называют волшебным?
Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме.
- Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения. III. Актуализация знаний. - Что было задано на дом?
IV. Знакомство с новым произведением. 2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг. - Приготовьте учебник “Литературное чтение”, откройте на стр.134 Если трудный вопрос Для тебя не проблема, Если ты изыскатель И рвёшься вперёд, Встреча с новым писателем Ждёт непременно, Радость новых открытий Урок принесёт. - Назовите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Эдуард Шим) - Как называется произведение? (“Всем вам крышка”) - Слышали ли вы когда – нибудь такое выражение? Когда так говорят? - О чём может быть содержание этого произведения? - Выскажите своё мнение.
3 слайд: фамилия автора и название произведения. Словарная работа. V. Постановка проблемы. Учитель читает самое начало: "Шёл Морозко первый раз по лесу…" -Ребята, кто такой Морозко? -В каких произведениях встречается? -Каким он обычно бывает в сказках?
- Морозко молод или стар? Почему так решили? -Слушайте дальше. Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился". -Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый.
-А здесь он какой? -Да ещё обещает: "Всем вам крышка!". - А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко? - А что ещё можно предположить? -На какой вопрос нам надо найти ответ? 5 слайд: проблемный вопрос Кому Морозко грозит? VI. Проверка гипотезы. -Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?
Наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.
6 слайд: Кому Морозко грозит? План. Читать. Наблюдать. Рассуждать. Вывод. - План наших действий наметили? -Вы, помните, почему Морозко рассердился? -Найдите ответ в тексте. - С этого всё и началось. Ставится карточка с названием части сюжета. - Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать? - Для чего? -Дочитаем 1 часть до конца и узнаем, какое необычное происшествие случилось.
-Что же произошло? - Как поступил Морозко? -Каким вам представляется вам Морозко? -Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?
-Понравились ли вам поступки Морозко? Дополняется схема. Физминутка. Не боимся мы пороши - Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны, по швам! Снега хватит нам и вам! Мы шагаем по сугробам. По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу Проложи себе дорогу.
Учитель читает самое начало 3 главы: "Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает. -Я один тут властелин! - Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов? Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались." Схема дополняется. - Кто из вас был прав? -Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям? -Давайте проверим ваши версии. -Чем всё закончилось? VII. Выражение решения. - Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос? - На кого же рассердился Морозко?
- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"
- Так ли неправильно поступил Морозко?
- Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э. Шим?
- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму. - В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом. - Так какая же тема урока была сегодня? - К какому жанру относится это произведение? - На сколько частей разделена сказка? - А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки. VIII. Реализация продукта. - Какая группа лучше справилась с заданием? - Почему им это удалось? - Интересно было читать такое произведение? - Хотите услышать его ещё раз? Повторное выразительное чтение учителем. - А теперь давайте смоделируем обложку нашей сказки. IX. Рефлексия. - Выполнили ли мы план наших действий? - Сумели ли проследить за развитием сюжета? - Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вы считаете, что работали на уроке без ошибок – возьмите голубую снежинку, если ошибки допускали немного – синюю, если работали слабо – белую. X. Домашнее задание. Прочитать сказку, приготовить пересказ любой части по плану. XI. Работа в тетради (если останется время) XII. Литературная викторина(если останется время) Вы готовы проверить себя, свою память? - Сейчас мы узнаем, кто самый внимательный читатель класса. - Ваша задача: назвать жанр произведения, автора и из какого произведения взяты эти строчки. За правильный ответ Морозко дарит вам снежинку. - “Позвал Дед Мороз своих детей и говорит: “ Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет? Дети пошли к людям”. (Рус. нар.сказка “Дети Деда Мороза” )
- “… Первый снег. Он лежит словно просто для красоты… Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым , холодным одеялом накрывает он поля” ( рассказ автора Иванова “Каким бывает снег” )
- “…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы…” (Рассказ, автор Пришвин, “Деревья в лесу”)
- “… Однако старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко , пригрело горшочек, и снег стал таять…,пищит что-то в горшочке…,девочка, беленькая ,как снежок, и кругленькая, как комок…” (авторская сказка, Даль В.И., “ Девочка Снегурочка”)
- “Снежок порхает, кружится,
На улице бело, И превратились лужицы В прозрачное стекло”. (Стихотворение автора Александрова “Зима”)
(По числу набранных снежинок выявляется САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ в классе.) XIII. Чтение по ролям (если останется время)
|
Учащиеся приветствуют гостей и занимают рабочие места. .
Ответы учащихся.
Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.
От каждого ряда выбирается представитель, который читает стихотворение наизусть С. Есенин «Пороша» или З.Александрова «Снежок порхает, кружится…»
- Кого-то накажут, всем вам конец. Дети высказывают всевозможные варианты предположений
По ходу чтения
-Мороз, Мороз Иванович, ДедМороз. - В сказочных. - Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:
-Злой, сердитый.
Предположения детей: птицам, рыбам, животным, людям, весне, насекомым.
- Кому грозит Морозко?
-Должны сначала прочитать. - Читая, будем наблюдать. - Обязательно порассуждаем. - В конце сделаем вывод.
-Наметили. Читают 1 и 2 абзац про себя, ищут ответы и зачитывают. Читают вслух 3 абзац (4 предложения)
- Пошёл воду запечатывать. Самостоятельно читают про себя. - Морозко заморозил всех обитателей лужицы. -Плохо, безжалостно, жестоко. - Злой, сердитый, жестокий, безжалостный. -Хотим. Вторую главу читают 2 ученика вслух. Один про болото, другой - про озеро.
Ответы учащихся.
Высказывают своё мнение. Дочитывают текст до конца.
-Все остались живы и ждут прихода весны.
-Нашли.
- На обитателей водоёмов: насекомых, земноводных, рыб.
- Все жители водоёмов замёрзли бы.
Ответы детей. -Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители.
- Э Шим "Всем вам крышка". - К сказкам. - На 3 части. Краткий пересказ в группах: 1ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть, 3 ряд – 3 часть.
- Внимательно читали, легко удавалось находить ответы на вопросы в тексте. Два ученика у доски. Ответы детей.
|