Урок литературного чтения. 2 класс. "Как создать диафильм. П. Кружков "Пес Прогноз"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Алимова Лариса Федоровна

С первого класса надо учить детей интерпретировать замысел автора. Детям очень нравятся такие формы работы как создание диафильма. Эта форма работы одержит компонент проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Алимова Л.Ф.  декабрь 2009г.

Урок литературного чтения.

Тема: Первые литературные опыты. Как создать виртуальный диафильм.

(Способы раскадровки шуточного стихотворения Г.М.Кружкова «Пес Прогноз»)

Цель: усвоение способа интерпретации художественного текста: составление фильма.

Задачи – формировать умение вдумчивого прочтения текста

             -  учить способам работы с литературным источником (способ усвоения переноса художественного текста на анимационный фильм)

            - учить способам словесного рисования, выразительного чтения текста

             -  учить понимать авторский замысел

            -  учить проводить исследовательскую работу над произведением

            - учить практическим умениям: выделение смысла частей, составлению плана

            - развивать творческое воображение

            - развивать умение строить высказывание на уровне культурно-литературного языка

            - развивать самостоятельность и умение работать в коллективе

            - воспитать доброжелательное отношение друг к другу

            - воспитать доброе отношение к природе

Оборудование:  экран, ноутбук, медиа-аппаратура

                          Для детей:   цветные карандаши, цветная бумага, альбом, краски, кисти, картинки (с изображением неба, солнца, лета, людей, цветов, дождя), ножницы, клей.

                         Дидактический материал:  текст письма, биография автора, портрет, текст  стихотворения, слайдовый фильм, инструкция для детей, таблица «Я умею», для ролей.

 

Ход урока:

1. ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА   (песенка из м/ф)

2. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- Какое у вас сейчас настроение?

- А когда у людей приподнятое настроение, то это располагает к хорошему знакомству.

- Сегодняшний урок я бы хотела начать со знакомства. Вот этот человек.  (портрет) Может быть кто-нибудь из вас его знает?

- Это Кружков Григорий Михайлович. Кто-нибудь из вас слышал это имя?

- Вы хотите с ним познакомиться? А вы можете предположить какой это человек? Ведь нас сначала притягивает или отталкивает внешний вид человека. (ответы детей)

- Давайте познакомимся с Григ. Мих. поближе.  Познакомьтесь с его биографией, она лежит перед каждым из вас, и расскажите, что вы узнали о нем.

Григорий Михайлович Кружков

       Родился после Великой Отечественной войны 14 сентября 1945 года в городе Москва.  В юные годы окончил Томский государственный университет, аспирантуру по специальности «теоретическая физика». И уже в зрелые годы – аспирантуру Колумбийского университета в Нью-Йорке по специальности «русская литература».

   Первые публикации были в Томской областной молодежной газете.

Он пишет стихи для детей:

«Старушка в башмаке», «Облако с крылечком».

Переводит стихи и сказки английских поэтов, писателей:

«Книга зверей для несносных детей» Х.Беллок,

«Сказки Биг Бена» англ. сказки,

 «Все наоборот: нелепицы и небылицы в стихах»

«Гном Гильом и голубой котенок» и другое.

По его произведениям поставили 1 мультфильм, спектакли, композитор Григорий Гладков написал песенку для детей.

- А Григ. Мих. написал письмо маленьким читателям. И в конце него есть небольшая приписка. Это обращение к нам с вами. Прочитайте.

Маленькое письмо к читателю

      Ребята бросьте баловаться. Читайте серьезные книги. Узнавайте как называются разные цветы и травы, которые растут по ногами. Мойте посуду. Собирайте старинные марки. Играйте в шахматы. Изучайте жизни великих путешественников. Читайте энциклопедии. Подтягивайтесь на турнике. Никого никогда не обижайте. Будьте за правду, а не за компанию. Кто так сделает, то молодец.

      Я написал много стишков для детей, перевел с английского. Но по моему произведению вышел только один мультфильм. Ребята, может вы мне  как-нибудь в этом поможете?

- Что еще можно сказать про этого человека?

   Вывод учителя:   - Это веселый, любознательный, находчивый человек. Он любит книги, спорт, путешествия, игры, причем больше интеллектуальные. Ценит трудолюбие, доброту, честность.

   

- А кто из вас хочет помочь Гр. Мих.?

- Почему мы помогаем людям, как думаете?

-  Чем мы сможем  помочь Григорию Михайловичу?

 СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:  (на экран)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?  (ответы детей)

-  Сегодня мы с вами проведем наши первые  литературные опыты: создадим  диафильм по произведению Г.М.Кружкова «Пес Прогноз».

- Как вы думаете, а для чего мы будем учиться создавать диафильм?

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ:

   - Какие у вас будут пожелания к друг другу, какими бы вы себя хотели видеть?

   - А я хотела бы вас сегодня видеть активными, творческими, заинтересованными, внимательными и аккуратными.

САМОАНАЛИЗ:

- Как вы думаете, какими умениями мы должны обладать, чтобы суметь создать диафильм? На столе у вас лист «Я умею».  Внимательно прочитайте и цветным карандашом  поставьте знак в нужной колонке.

Я умею

Мои умения

Хорошо

Не достаточно хорошо

Не умею

1. Я умею внимательно читать текст

2. Я умею определять главную мысль произведения

3. Я умею определять  главных героев произведения

4. Я умею делить текст на картинки

5.Я умею рисовать словесную картину

6. Я умею читать  

 - выразительно

 - бегло

 - правильно

Физминутка

3. ПРАКТИКА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ:

- У нас с вами в учебнике много замечательных детских стихов, но я хотела бы вам предложить стихотворение, которое я нашла в одной книге. Ведь мы с вами должны уметь пользоваться любыми источниками, смело продвигаться в мире информации.

- А сейчас мы познакомимся с текстом: я прочитаю стихотворение Григория Михайловича «Пес Прогноз», а вы постарайтесь ответить на вопрос  Почему оно так называется?   (текст на столе у каждого уч-ся)

- А сейчас прочитайте сами и приготовьтесь к работе над текстом.

 АНАЛИЗ ТЕКСТА, РАСКАДРОВКА,     СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Что, по- вашему, может вызвать удивление в сюжете  стихотворения? (сказочные образы бабушки Погоды и пса Прогноза)

- Автор использует в стихотворении сказочный мотив. Найдите и назовите элементы сказки. (Жили-были, ситуация – сказочная: нереальная, так как от настроения пса зависит состояние бабушки Погоды, а значит, и сама погода на сегодняшний день.)

- Давайте в подтверждение этому найдем строки из текста. (если пес бывал не в духе…все падало из рук;     ну а если… радовались с ним;)

- Значит, какова по -  вашему,  тема произведения? (погода, изменение ее) Можете  пользоваться рекомендациями, они у вас на парте.

1. Внимательно прочитайте стихотворение.

2. Определите главную мысль.

3. Подумайте о том, какова главная мысль автора.

4. Расскажите об основном событии, которое описано в тексте.

5. Назовите главных героев. Расскажите о том, каким вы видите каждого из них.

6. Поделите текст на картины (кадры). Расскажите о том, что будет изображено на каждом кадре. Определите настроение каждого кадра.

7. Подготовьте листы бумаги для создания кадров.

- А на самом деле может погода зависеть от настроения какого-нибудь пса? (нет)

- Ребята, именно в этом и привлекательность шуточного сюжета. Это стихотворение представляет излюбленный жанр Г.М.Кружкова – перевертыш. Как вы это понимаете? (Можно на экран определение понятия)   (Реальность «переворачивается» автором и становится нереальной, неожиданной и интересной.) 

- Как вы считаете, каково настроение стихотворения?

- Как думаете, оно одинаково на протяжении всего произведения?  (меняется)  Как можете доказать? (меняется настроение пса – меняется погода) Можно словами из текста.

- Это как раз и поможет нам в создании фильма.

- Как считаете, на сколько частей сам автор делит текст стихотворения? (3 части)

- Давайте посмотрим о чем рассказывается в каждой строфе?  Для этого перечитаем каждую строфу и подумаем вместе с каким настроением надо ее читать.

(ответы детей)

1строфа: в ней автор знакомит с необычной ситуацией: в странном месте («на краю земли и небосвода…») живут герои стихотворения бабушка погода и пес Прогноз. Интонация спокойная.

- Как понимаете на краю Земли и небосвода, белые козы - кого так называет автор?

- Кто из вас хочет попробовать прочитать 1 строфу, передав нужное настроение. (2-3 уч)

2стофа:  в ней автор объясняет, почему на улице бывает дождь, град, лужи – плохая погода. Настроение строфы безрадостное, печальное. Причем автор с каждой новой строки нагнетает обстановку, усиливает накал чувств.

- не в духе, все падало из рук, буянил - что значит?

- (Пробы)

3 строфа: эта строфа противоположна по смыслу и настроению 2 строфе. В ней автор показал счастливое, благополучное состояние погоды, общее веселье всех живых существ. Настроение строфы - веселое, безмятежное, счастливое, оптимистичное.

- куролесил - что значит?

- (Пробы)

- Какие, по - вашему, действия происходят внутри каждой строфы? Для этого самостоятельно прочитайте стихотворение и подчеркните карандашом слова, которые говорят об этом. Можете работать в парах или повернуться к ребятам.

- Проверим, что у вас получилось, обозначим числом каждое действие.

- К 1 строфе нарисуйте словесный рисунок. Ко 2….3. Как вы считаете, а какие картинки

можно объединить в одну картину (в один кадр)? (2 – 5 кадры, 2-ая сторофа)

Физминутка (зарядка для глаз)

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА УЧАЩИХСЯ: (Продолжает урок учитель ИЗО)

- Сейчас мы с вами начнем создавать иллюстрации к нашему фильму.

- Как вы думаете, кто участвует в создании мультфильмов? (творческие люди: режиссеры, художники, актеры, звукооператоры)

- Вот и мы с вами разделимся на творческие группы: где будет свои художники, звукооператор.

(Дети проходят к столам, вписывают роли в таблицу)

Художники

Звукооператор

- Перед работой что бы вы хотели пожелать друг другу?

- Я хочу вам дать небольшие напутствия. Однажды в одном интервью Г.М.Кружков на вопрос Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку? Ответил: Тихая. И чтобы снаружи шел снег или дождь, а в доме было тепло. Пусть в каждой творческой группе будет теплая атмосфера, так как общая идея заинтересовывает людей. А ваша общая идея – стремление создать фильм по знакомому стихотворению.

 

 (Дети работают вместе с  учителем  рисования: тот их консультирует, помогает, советует).

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: (дети выстраиваются у доски, спиной к зрителям и поворачиваются по одному, «звукорежиссер» озвучивает свой кадр: либо рассказывает наизусть, либо выразительно читает)

6. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА:   Обращение к зрителям  - Вам понравились иллюстрации, озвучивание?

                                                             - Понятен ли фильм по смыслу?

Обращение ко всем:  - Что понравилось вам сегодня?

                                    - Что заинтересовало?

                                    - Было ли что-то трудным для вас?

                                    - А как вы справились с трудностями на уроке?

7. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ:

- Сходите в библиотеку, спросите у родителей, у учителей, может быть, в Интернете поищите шуточные стихи. Следующий урок литературного чтения проведем в виде конкурса чтецов. 

8. РЕФЛЕКСИЯ:  - Ребята, вы ведь и многому сегодня научились, а кто-то закрепил свои умения. Давайте опять вернемся к листку «Я умею» и отметим свои умения.

- Ребята, мы с вами сегодня поработали хорошо. И на этом не остановимся, будем еще создавать фильмы к другим произведениям.

- А этот фильм покажем детям из детского сада и первоклассникам.

- А сейчас вас ждет сюрприз. Я вам покажу фильм как я его вижу!  (на экран мою презентацию)

- Спасибо всем за работу!

Г.М.Кружков

Пес Прогноз

 На краю Земли и небосвода

Где гуляет стадо

Белых коз,

Жили-были

Бабушка Погода

И ее любимый

Пес Прогноз.

1.Если пес

Бывал с утра не в духе.

Если хмуро

Он глядел вокруг,

Значит,

У расстроенной старухи

В этот день

Все падало из рук.

2.Дождь случался,

Или что похуже,

3.Гром буянил,

4.Град со снегом шел,

5.По дорогам

Разливались лужи,

Отменялся

В Лужниках футбол.

1.Ну а если

Пес Прогноз был весел –

И погода

Радовалась с ним,

2.Теплый ветер

В травках куролесил,

3. Небо становилось

Голубым.

4. Солнце грело.

5. С листьев, недотроги,

Испарялись

Капельки росы,

6. И гуляли по лесной дороге

Дети,

Галки,

Бабушки

И псы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: "Как создать мультфильм?"

Литературное чтение теснейшим образом связано с изобразительным искусством. Говоря об изобразительном искусстве в литературе, можно говорить об эстетической, познавательной и нравств...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...