Примерное тематическое планирование уроков чтения в период обучения грамоте.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Тематическое планирование уроков литературного чтения в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_literaturnoe_chtenie.docx | 104.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование уроков чтения
в период обучения грамоте.
Добуквенный период
№ | Темы уроков, основное содержание работы | Деятельность учащихся | Дата |
1 | Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником | Знакомятся с одноклассниками, рассматривают условные обозначения букваря, находят их на страницах, понимают смысл. Слушают речь учителя, отвечают на его вопросы, выполняют рекомендации. | 4.09 |
2 | Как мы здороваемся и прощаемся? | Работают с информацией, представленной картинками букваря, создают 3высказывания, соотносят этикетные высказывания с рисунками. Анализируют речевые ситуации, сравнивают средства языка, выбирают их. Моделируют речь с помощью учителя. | 5.09 |
3 | Зачем нужна речь? | Анализируют речевые ситуации, наблюдают за речью одноклассников, делают вывод о важности речи, оценивают предлагаемую учителем схему речи, аргументируют её неправильность, корректируют модель речи. | 6.09 |
4 | Правила хорошей речи. Знакомство с качествами речи – быть понятной и вежливой | Анализируют модель речи, выводят главные правила речи, схематически изображают их. Анализируют речевые ситуации на рисунках букваря, оценивают поведение персонажей, делают вывод о необходимости соблюдать правила общения. Разыгрывают речевые ситуации, меняясь ролями: говорящий – слушающий. Наблюдают за речью учителя, одноклассников, оценивают выполнение правил речи, высказывают своё мнение, советы. Пользуются этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками. | 7.09 |
5 | Об одном и том же по-разному. Знакомство со стилями речи (без термина) | Анализируют примеры речи, различают разновидности речи, создают высказывания разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта. | 11.09 |
6 | Речь устная и письменная. Знакомство с формами речи, с их особенностями и средствами | «Озвучивают» диалоги, разыгрывают ситуации общения. Различают ситуации устной и письменной речи. Соотносят образцы речи с модельными изображениями видов речи. Характеризуют настроение персонажей по их мимике, пользуются средствами выразительности в своей устной речи, слушают учителя и одноклассников, оценивают вырази-тельность их речи. | 12.09 |
7 | Предложение. Выражение мысли как основной признак предложения. Знакомство с правилом оформления границ предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Введение выражения «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения. Введение письма под диктовку слов и предложений (квази-письмо) | Наблюдают за оформлением границ предложения в устной речи, оценивают речь как понятную и непонятную, выявляют средства оформления предложений в устной речи, соотносят их со способами оформления в письменной речи. Выводят (вместе с учителем) действия при письме под диктовку и самостоятельно «записывают» предложения в виде схем (моделируют). Определяют на слух границы предложений, количество произнесённых предложений, различают интонацию конца предложения, выбирают нужный знак препинания. «Читают» и сравнивают предложения с разной интонацией. Анализируют схему предложения; соотносят предложение со схемой (моделью). Строят предложения по схеме. | 13.09 |
8 | Слово. Наличие значения как основной признак слова. Разграничение реальных предметов и слов как их названий. Знакомство с раздельным написанием слов. Прописная буква в именах собственных (без использования термина) | Сравнивают предметы и слова как их названия; делают выводы, доказывают, что слово и называемый им предмет – не одно и то же. Выделяют слова из предложения, конструируют, преобразовывают и составляют предложения. Наблюдают за значениями слов, отличают «настоящие» слова от ненастоящих», объясняют отличие. Определяют количество слов в предложении. Моделируют услышанное или составленное предложение. | 14.09 |
9 | Слог. Овладение приёмом скандирования как способом деления слова на слоги | Разыгрывают речевые ситуации. Скандируют слова, «озвучивая» картинки букваря, воспроизводят действия учителя. Наблюдают за делением слова на части, слушают сообщение учителя о названии этих частей. Осознают приём скандирования как способ действия. Делят слова на слоги путём скандирования. Моделируют слоговой состав слов с помощью слоговых схем. Соотносят слоговые схемы и слова, подбирают слова к схемам; группируют слова в зависимости от их слогового строения. | 18.09 |
10 | Звуки вокруг нас. Звуки речи. Знакомство с особенностями речевых звуков | Работают с информацией, представленной в рисунках, передают её словесно. Слушают звуки окружающего мира и объясняют отличие от них звуков речи. Сравнивают звуки и значения слов, выявляют и называют смыслоразличительные звуки; объясняют смыслоразличительную роль звуков. Вслед за учителем выполняют действия для выделения отдельных звуков. Называют изображённые предметы, определяют количество звуков в словах, соотносят слова с их звуковыми моделями. | 19.09 |
11 | Звуки речи: закрепление. Овладение способом выделения звуков и вычленением их последовательности в слове | Переводят в словесную форму учебные задания, представленные в схематичной форме, и выполняют их. Выделяют указанные в моделях звуки слов. Конструируют слова из отдельных звуков. Соотносят слова со звуковыми моделями; группируют слова в соответствии со звуковыми моделями. Контролируют процесс и результат звукового анализа слов одноклассниками. | 20.09 |
12 | Совершенствование умения выделять звуки речи. Развитие фонетического слуха учащихся. | Осознают звуки речи как предмет наблюдения. Переводят в словесную форму задания букваря, представленные в модельном виде. Подражая учителю, произносят отдельные звуки и их последовательность в слове; обозначают каждый звук условным значком. Моделируют звуковой состав слова, отражая в модели количество звуков; составляют из отдельных звуков слова. | 21.09 |
13 | Звуки гласные и согласные. Знакомство с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера | Участвуют в коллективной беседе, в общих наблюдениях. Сопоставляют первый и последний звуки в слове, сравнивают их, выявляют особенности их произнесения. Ставят фонетический опыт: пытаются произносить звуки слова заданным способом. Слушают информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные. Формулируют (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения этих звуков, выявляют способ их различения. Выполняют намеченный способ действия, различают гласные и согласные звуки, обозначают их соответствующими условными значками. | 25.09 |
14 | Звуки гласные и согласные: закрепление. Обучение выполнению фонетического анализа слов, частичного и полного | Обсуждают задачу работы на уроке. Моделируют звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Соотносят слова со звуковыми моделями; классифицируют слова в зависимости от характеристики звуков. Контролируют процесс звукового анализа и оценивают его правильность. Участвуют в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам, высказывают свою точку зрения и выслушивают чужую; соблюдают правила речевого поведения. | 26.09 |
15 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с приёмом определения ударного гласного звука | Слушают описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагают и «озвучивают» вопрос мальчика. Наблюдают за произнесением слов с интонацией удивления; сравнивают произнесение слогов. Слушают информацию об ударных и безударных слогах и их обозначении в схеме. Осознают действие «с удивлением спроси» как способ выявления ударного слога. Переносят понятие «ударный» и «безударный» слог на гласный звук как основу слога; обозначают ударные и безударные гласные звуки условными значками. Выполняют нужный способ действия и определяют место ударения в слове, разграничи-вают ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характе-ризуют звуковой состав слова по его модели; выбирают слова, подходящие к модели. Соотносят звуковые модели слов и слова; группируют слова в соответствии с моделями; проверяют звуковые схемы слов, находят в них «ошибки». | 27.09 |
16 | Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. Обучение разграничению ударных и безударных гласных звуков и слогов | По значкам-заданиям осознают учебную задачу урока. Моделируют звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Соотносят изображения предметов, их названия и модели слов; группируют слова по их моделям. Сравнивают слова, отличающиеся ударением. Делают вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщают сведения о звуках речи, строят деловой монолог на основе модели. | 28.09 |
17 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Знакомство с характеристиками твёрдых и мягких согласных звуков | Соотносят изображения предметов и слова как их названия. Выделяют и сравнивают согласные звуки, выявляют их различие. Слушают информацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Различают твёрдые и мягкие согласные, обозначают их условными значками. Сравнивают значения слов, различающихся одним звуком; наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков. Переводят в словесную форму различные задания, представленные в модельном виде, и выполняют их. | 1.10 |
18 | Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление. Знакомство с непарными твёрдыми и непарными мягкими согласными звуками. | Критически оценивают соответствие рисунка (слова) и модели. Участвуют в коллективном решении проблемы. Выполняют задания, представленные в рисунках. Различают изображения предметов и слова как их названия. Составляют пары слов по заданному признаку. Моделируют звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Выделяют отдельные звуки, характеризуют их как парные или непарные по твёрдости-мягкости. | 2.10 |
19 | Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление. Обучение разгра-ничению ударных и безударных гласных звуков, а также твёрдых и мягких согласных звуков. | Осмысливают задания, представленные в модельном виде. Различают гласные и согласные звуки, характеризуют их. Группируют слова в зависимости от характеристики согласных; подбирают слова в соответствии с моделью. Сравнивают звуковые модели, подбирают к ним слова. Составляют предложения в соответствии с моделью. Участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения. | 3.10 |
20 | Гласные и согласные звуки: обобщение | Осмысливают и выполняют задания, представленные схематически. Соотносят изображения предметов, их названия и модели. Группируют слова. Обобщают знания о звуках речи, строят монологические высказывания на основе как серии рисунков, так и модели, отражающей характеристику звуков русского языка. | 5.10 |
21 | Согласные звуки: глухие и звонкие. Знакомство с приёмом распознавания глухих и звонких согласных звуков | Обсуждают информацию, представленную в виде рисунков. Выделяют и сравнивают согласные звуки, выявляют их различие. Осознают способ действия для разграничения двух групп согласных. Слушают информацию о названии этих групп согласных звуков и способах их обозначения. Различают звонкие и глухие согласные, обозначают их условными значками. Выделяют согласные звуки, характеризуют их. Группируют слова в зависимости от характеристики согласных; подбирают слова в соответствии с моделью; критически оценивают соответствие рисунка (слова) и модели. Сравнивают значения слов, различающихся одним звуком; наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, учатся соблюдать правила речевого поведения. | 8.10 |
22 | Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление. Знакомство с непарными звонкими и глухими со- гласными звуками | Формулируют задания, представленные схематически. Выделяют указанные в схемах звуки, объединяют их в пары. Моделируют звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризуют звуки как парные или непарные по глухости-звонкости. Обобщают знания о звуках речи, строят деловые монологические высказывания на основе модели. | 9.10 |
23 | Звуки речи: обобщение. Повторение. Тренировка в выполнении фонетического анализа слов. | Рассматривают картину, участвуют в беседе по ней. Анализируют звуковой состав слов. Слушают описание картины и соотносят словесную информацию с изобразительной. Осознают познавательное значение умения читать. | 10.10 |
О
Основной период
24 | Первые буквы гласных звуков А а – О о, И и – ы, У у – Э э. Буквы А а – О о | Создают и слушают высказывания о книгах, чтении на основе картинки букваря. Выражают желание научиться читать. Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слов ударные гласные звуки и обозначают их буквами. Слушают и воспроиз-водят названия букв. Различают звуки и буквы. Распознают изученные буквы, читают их ряды, перемещая ударение. Определяют ударный гласный звук, обозначаемый указанной буквой. С опорой на модель осуществляют квази-чтение. Осознают общее правило чтения слогов. Слушают строки, находят «ошибки» в употреблении слов, выявляют различия в звуко-буквенном составе «спутанных» слов. | 12.10 |
25 | Буквы И и – ы | 15.10 | |
26 | Буквы У у – Э э | 16.10 | |
27-28 | Закрепление | 17.10 19.10 | |
29 | Буквы непарных звонких (сонорных) согласных Л л, М м, Н н, Р р. Буквы Л л – М м. | Слушают звуки слова и выделяют их в указанной позиции. Осознают необходимость узнать буквы для обозначения этих звуков, запоминают облик и названия букв. Находят новую букву среди ранее изученных. Вычленяют в словах твердые и мягкие согласные звуки, наблюдают за использованием букв, выводят правило чтения и читают, твердо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Классифицируют буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков; читают, устанавливают связь между звучанием, написанием и значением слов, составляют и читают слова. Сравнивают слова по значению; объясняют различие в значении слов, отличающихся одной буквой; сравнивают по значению слова-омонимы; соотносят прочитанные слова с картинками; критически оценивают их соответствие, задают вопросы о значении слов; находят предлагаемые слова в тексте; изменяют слова. Осознают правило чтения прямых слогов, действуют по этому правилу. Контролируют правильность и беглость чтения слогов и слов. Классифицируют изученные буквы, осознают необходимость дальнейшего изучения букв. Соотносят отдельные предложения с рисунками, моделями; находят в тексте предложение к иллюстрации. Замечают различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читают; делают умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. | 22.10 |
30 | Закрепление | 23.10 | |
31 | Буквы Н н. | 24.10 | |
32 | Буквы Р р. | 26.10 | |
32 | Закрепление. | 29.10 | |
33 | Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш. Буквы С с. | Анализируют звуковой состав слов, выделяют отдельные звуки и пытаются обозначать их буквами, осознают наличие неизвестных букв. Слушают и воспроизводят названия букв, запоминают их облик, сравнивают с другими буквами. Читают слоги и слова с изученными буквами, действуют по правилу чтения. Наблюдают и делают выводы о наличии пар звуков по твёрдости-мягкости. Выводят правило написания ударного сочетания «ши». Обозначают гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами. Рассказывают правила чтения и письма по модели. Составляют и читают слова, преобразовывают их, сравнивают по значению. Контролируют правильность и беглость чтения слов. Формулируют и выполняют задания, представленные условными обозначениями. Сравнивают по значению многозначные слова, наблюдают за их употреблением. Самостоятельно готовятся к чтению трудных слов, выделяя в них слоги; осваивают различные способы помощи в чтении слов и пользуются ими. Отвечают на вопросы по фактическому содержанию текста. Осознают необходимую последовательность предложений, выявляют её нарушения. Озаглавливают текст по его теме, выбирают более точный заголовок. Замечают различные знаки препинания в предло-жении, соотносят их со смыслом и интонацией. Разыгрывают диалоги, читают по ролям отдельные реплики; контролируют процесс чтения, оценивают его выразительность. Участвуют в обсуждении прочитанного; соблюдают правила речевого поведения; оценивают соблюдение этих правил всеми участниками. 2 четверть | 30.10 |
34 | Буквы К к. | 7.11 | |
35 | Закрепление. | 9.11 | |
36 | Буквы Т т. | 12.11 | |
37 | Буквы В в. | 13.11 | |
38 | Закрепление. | 14.11 | |
39 | Буквы П п. | 16.11 | |
40. | Буквы Ш ш. Правописание сочетания «ши». | 19.11 | |
41 | Закрепление. | 20.11 | |
1 | Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю, ь. Буквы ы – И и | Слушают стихотворные описания букв, различают буквы, изученные и неизученные. Объясняют назначение заглавной буквы «И» и отсутствие заглавной «ы». Сравнивают использование букв «ы» – «и» после букв согласных звуков; с опорой на модель формулируют правило чтения прямых слогов, действуют в соответствии с ним при чтении. Анализируют звуковой состав слов, выделяют гласные звуки, характеризуют предыдущий согласный. Выбирают букву для каждого звука, осознают необходимость узнать ещё одну букву. Выявляют в каждой предъявленной паре букв новую, воспринимают информацию о её работе. Дополняют модель правила чтения, объясняют в ней место новой буквы; воспроизводят информацию по модели. Выполняют правило чтения. Изменяют слова, наблюдают за сохранением мягкости согласного звука на конце слова, осознают проблему способа обозначения его мягкости. Воспринимают сведения об основном назначении буквы «ь». Осмысливают и объясняют графическую инфор-мацию об особенностях этой буквы, передают её словесно. Выявляют сходство и различие букв «ь» и «е, ё, ю, я, и». Обобщают и воспроизводят по модели сведения об изученных буквах. Сравнивают по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках. Понимают читаемые слова, предложения, соотносят их с рисунками, находят несоответ-ствия. Конструируют предложения, договаривая слова. С опорой на условные обозначения готовятся к чтению текста. По заголовкам предполагают содержание текста, проверяют предположение при чтении. Контролируют правильность и беглость чтения. Сравнивают слова по значению, различают слова-омонимы, многозначные слова; обсуждают значения, вносимые приставками, суффиксами, окончаниями (без терминов); значения фразеологических сочетаний. Читают и разыгрывают диалоги. Создают короткие монологические высказывания, участвуют в общении на уроке, выполняют правила речевого поведения. | 21.11 |
2 | Буквы А а – я. | 23.11 | |
3 | Буквы Э э – е. | 26.11 | |
4 | Закрепление. | 27.11 | |
5 | Буквы О о – ё. | 28.11 | |
6 | Буквы У у – ю. | 30.11 | |
7 | Закрепление. | 3.12 | |
8 | Буква ь. | 4.12 | |
9 | Закрепление. | 5.12 | |
10 | «Опасности письма» на месте безударных гласных | Участвуют в коллективной беседе поиллюстрации к сказке. Анализируют звуковой состав слов-омонимов, моделируют его, сравнивают модели. С помощью учителя обозначают звуки бук- вами. Сравнивают безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделируют результаты наблюдений; делают вывод о наличии «опасности письмана месте безударных гласных. Моделируют вывод в сводной таблице «Опасные при письме места». Читают слова, сравнивают звуки и буквы безударных гласных, проверяют правильность сделанного вывода. Словесно оформляют вывод, представленный в модели. Понимают и выполняют задания, предъявленные в модельном виде. | 7.12 |
11 | Закрепление. | 10.12 | |
12 | Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные зву- ки и их буквы. Буквы Й й | Анализируют звуковой состав слов, выделяют звук [й’], определяют его место в слове и обозначают буквой «й». Читают слова с буквой «й», сравнивают их по значению, выявляют противоположные по смыслу, устанавливают родственные связи слов. Делают обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Осмысливают классификацию букв, представленную в модели (ленте букв); строят на основе мо- дели сообщение о буквах. Различают изученные и неизученные буквы. Контролируют правильность и беглость чтения слов. Готовятся к чтению текстов, читают, обсуждают их содержание. | 11.12 |
13 | Закрепление и обобщение о непарных по глухости-звонкости со- гласных звуках и их буквах | 12.12 | |
14 | Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д – Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш. Буквы З з - С с. | Систематизируют (на основе модели) информацию о буквах и обозначаемых ими звуках. Анализируют звуковой состав слов. Сравнивают пары согласных звуков, выделяют парные по глухости-звонкости, осознают понятие «парные» звуки, опознают их буквы, выявляют неизученные, формулируют учебную задачу урока. Классифицируют, группируют буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читают слова с изученными буквами, выявляют те, значение которых не совсем понятно, формулируют вопросы о них, находят информацию на страницах букваря. Правильно произносят, составляют, преобразовывают слова, в том числе путём замены одной буквы; обсуждают смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте. Группируют слова по различным признакам. Выражают словами задания, представленные схематически, и выполняют их. Конструируют предложения, выбирают для них слова. Обсуждают тему текста (без терминов) и отражают её в за- головке; находят в тексте предложения с главной мыслью. Самостоятельно готовятся к чтению, делят для этого трудные слова на слоги, используют другие способы помощи. Отвечают на вопросы после текста, контролируют понимание читаемого. Обнаруживают в текстах «опасные места», сравнивают буквы безударных гласных, осознают смысл понятия «опасное при пись- ме место». Контролируют и оценивают правильность и беглость своего чтения, наблюдают за нормами культуры речи, соблю-дают их. Обобщают сведения о буквах на основе модели, формулируют их. Выполняют правила общения на уроке. | 14.12 |
15 | Буквы Б б – П п. | 17.12 | |
16 | Закрепление. | 18.12 | |
17 | Буквы Г г – К к. | 19.12 | |
18 | Буквы Д д – Т т. | 21.12 | |
19 | Закрепление. | 24.12 | |
20 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) | Слушают орфоэпическое чтение, выделяют и называют гласные звуки. Сравнивают два вида чтения: «как написано», «как говорим», выявляют случаи совпадения и различия звуков и букв. Проводят аналогию с согласными звуками и их буквами. Выделяют и сравнивают согласные звуки, парные по глухости-звонкости, на конце слова; сравнивают буквы на их месте; моде- лируют результаты наблюдений; делают вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости со- гласных на конце слова. Дополняют информацию в таблице, моделируют в ней новый вывод. Читают слова, сравнивают звуки и буквы на конце слова, проверяют правильность сделанного вывода. Читают предложения, тексты, понимают и выполняют задания, представленные в графической форме. | 25.12 |
21 | Буквы В в – Ф ф | См. уроки 14–19. | 26.12 |
22 | Буквы Ж ж – Ш ш. | 28.12 | |
23 | Закрепление. | 14.01 | |
24 | Правописание ударных сочетаний «жи – ши» | Сравнивают звучание ударных слогов в словах типа «мыла», «шила», выявляют сходство гласных звуков; выбирают буквы для их обозначения и объясняют различие букв. Читают слова с ударными сочетаниями «жи–ши», проводят аналогию между ними. Наблюдают за звучанием и написанием сочетания «жи», распространяют правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщают сведения и формулируют правило правописания ударных сочетаний «жи–ши». Моделируют это правило и дополняют сводную таблицу «Опасные при письме места» новой моделью. Конструируют предложения, определяют в них порядок слов, контролируют ясность выражения мысли. Читают текст, обсуждают смысл, находят в словах «опасные сочетания». | 15.01 |
25 | Закрепление сведений об «опасностях письма» | По условным обозначениям формулируют тему и задачи урока, выполняют задания, представленные в словесной и модельной формах. Группируют слова по указанным признакам. Читают пары слов, сравнивают последние согласные звуки и буквы на их месте; пополняют информацию об «опасностях письма» на месте мягких согласных, парных по глухости-звонкости, на конце слова. Систематизируют (на основе модели) информацию о буквах, объясняют их группировку. Контролируют и оценивают правильность и беглость чтения слов. Читают тексты, находят в них ответы на заданные вопросы. Разыгрывают диалоги. Участвуют в обсуждении прочитанного, соблюдают правила об- щения. | 16.01 |
26 | Повторение изученного. | 18.01 | |
27 | Читаем и рассказываем. | 21.01 | |
3 четверть | |||
1 | Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Хх, Ц ц, Ч ч, Щ щ. Повторение изученного | Рассказывают о звуках и буквах по опорным моделям, воспроизводят правила чтения, тренируются в их исполь- зовании. Выполняют задания, представленные в графической форме. Сравнивают звуки и буквы в словах, выявляют их совпадение и расхождение, подтверждают вывод о наличии «опасных при письме мест»; по освоенным признакам обнаруживают такие места в словах. Читают тексты, наблю- дают за их построением и использованием слов. | 22.01 |
2 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) | Наблюдают за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных, распространяют сделанный вывод о наличии «опасности письма» на месте пар- ных по глухости-звонкости согласных на конце слова на положение перед другим согласным. Моделируют вывод и дополняют им сводную таблицу «Опасные при письме места». Рассказывают об «опасностях письма» по таблице, находят их в отдельных словах и текстах. Читают, контролируют правильность, беглость чтения, понимание смысла. Создают предложения по картинке. Соблюдают правила общения. | 23.01 |
3 | Буквы Х х | Анализируют звучащую речь, выявляют звуки по указанным признакам. Вычленяют из слов непарные по глухости-звонкости согласные звуки, слушают информацию об обозначении этих звуков буквами, запоминают их начертания и названия. Классифицируют буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных, читают с ними слова, составляют и вырази- тельно произносят предложения. Читают тексты, объясняют значения слов, наблюдают за их строением, родственными связями; самостоятельно готовятся к чтению трудных по структу- ре слов; осознают связь между строением и значением слова. Проверяют правильность и беглость своего чтения. Читают тексты, выделяют в них главные сведения, понимают смысл знаков препинания, отражают его в интонации. Участвуют в коллективной беседе по прочитанному, соблюдают правила общения. | 25.01 |
4 | Закрепление. | 28.01 | |
5 | Буквы Ц ц. | 29.01 | |
6 | Буквы Ч ч. | 30.01 | |
7 | Буквы Щ щ. | 1.02 | |
8 | Закрепление. | 4.02 | |
9 | Читаем и обсуждаем. | 5.02 | |
10 | Правописание сочетаний «ча–ща, чу–щу» | Читают название урока и предполагают наличие новых сведений. На основе модели воспроизводят правила чтения и письма прямых слогов. Сравнивают согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а–я», «у–ю»; осознают и формулируют правила чтения и письма таких слов. Наблюдают за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных [ч’] и [щ’], выявляют отклонения от общего правила. Формулируют особое правило написания ударных сочетаний «ча–ща», «чу–щу», проверяют «открытое» правило по букварю, моделируют его и включают в сводную таблицу. Находят при чтении ударные сочетания «ча–ща», «чу–щу», а также «жи–ши» как «опасные места», объясняют в них выбор букв. Обобщают сведения об «опасностях письма», строят сообщения о них на основе моделей в сводной таблице; на- ходят известные «опасные места» в отдельных словах, предложениях и текстах. Читают тексты, осмысливают их по вопросам; выполняют на их основе задания, представленные в словесной и модельной форме. | 6.02 |
11 | Закрепление: «жи–ши, ча–ща, чу–щу» | 8.02 | |
12 | Повторение изученного | 18.02 | |
13 | Новая «работа» знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова. | Наблюдают за названиями букв «е, ё, ю, я», за «превращением» слов при изменении позиции этих букв, осознают учебную задачу урока. Выделяют звук [й’] в словах, определяют его место и обозначают соответствующими буквами. Наблюдают, сравнивают и делают обобщение о второй «работе» букв «е, ё, ю, я». Рассказывают по модели правила чтения. Читают слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях. Сравнивают использо-вание букв «й» и «е, ё, ю, я» для обозначения звука [й’]. На основе моделей обобщают знания о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й’]; с опорой на модели строят связные высказывания. Выразительно читают предложения, разыгрывают диалоги, сравнивают слова по значению, звуковому составу и строению, находят «лишнее», объясняют различия слов. Читают тексты, выявляют их смысл, восстанавливают последовательность предложений, озаглавливают с учётом темы, главной мысли (без терминов); контролируют правильность и беглость чтения. Участвуют в коллективном обсуждении прочитанного, соблюдают правила общения. | 19.02 |
14 | Буквы е, ё, ю, я после букв гласных | 20.02 | |
15 | Закрепление. | 22.02 | |
16 | Обобщение: «работа» букв гласных. | 25.02 | |
17 | Читаем и наблюдаем. | 26.02 | |
18 | Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я | 27.02 | |
19 | Разделительные знаки – ь и ъ. Буква ь (разделительный) | Читают слова с буквами «е, ю..» в разных позициях, воспроиз-водят сведения об их «работе». По модели в букваре уточняют особенность буквы «ь». Ставят «опыт»: пробуют прочитать слово с отсутствующим разделительным знаком. Слушают информацию учителя о второй «работе» буквы «ь». Распрост-раняют сведения о роли разделительного «ь» на «ъ». Анали-зируют слова со звуком [й’], сравнивают способы его обозна-чения. Наблюдают за использованием разделительных «ь» и «ъ»; подтверждают вывод об их «работе». Читают слова с разделительными знаками. Сравнивают две функции («работы») мягкого знака. Читают тексты, обсуждают их, находят в них ответы на вопросы. На основе моделей систематизируют сведения об «опасных местах», словесно оформляют их. Обнаруживают «опасные при письме места» в читаемых текстах. | 1.03 |
20 | Разделительный ъ. | 4.03 | |
21 | «Работа» букв ь и ъ. | 5.03 | |
22 | Обобщение, повторение. Читаем, наблюдаем, всё повторяем. | 6.03 | |
Завершающий период | |||
23 | Алфавит | Читают текст, находят в нём новое слово (алфавит), узнают по тексту его значение. Называют буквы в алфавитном порядке; выясняют количество букв алфавита. Читают стихотворные отрывки о буквах, опознают их, добавляют пропущенные, определяют их место в алфавитном ряду. | 11.03 |
24 | Как хорошо уметь читать! | Читают авторские тексты, узнают авторов, книги; показывают с помощью средств выразительности своё отношение к читаемому. Рассматривают обложки детских книг, предполагают темы книг; соотносят отрывки из произведений с обложками книг. Обсуж- дают прочитанное, рассказывают одноклассникам о своих любимых книгах, слушают рассказы других. Примерное тематическое планирование уроков литературного чтения. 40 ч. | 12.03 |
1 | Звенит звонок — начинается урок (7 ч) Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными» | Знакомятся с элементами книги. Учатся ориентироваться в учебнике. Воспринимают на слух художественное произведение. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школь- ной жизни. | 13.03 |
2 | Г. Новицкая «Книжки»; Р. Сеф «Учись читать!..» | Воспринимают на слух стихотворные произведения в испол- нении учителя и учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вырази-тельно читают литературные произведения, соблюдая знаки препинания и передавая позицию автора. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Озаглавливают текст. Заучивают стихотворение наизусть. | 15.03 |
3 | Л. Пантелеев «Ау»; | Воспринимают на слух прозаическое и стихотворное произ-ведения в исполнении учителя. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Выразительно читают литературное произведение, соблюдая знаки препинания и используя интонационные средства выразительности. Читают литературное произведение по ролям. Декламируют стихотворения. Составляют высказывание по плану. Отвечают на вопросы по со- держанию литературного текста. Анализируют заголовок худо- жественного произведения. Озаглавливают текст. Расширяют книжный кругозор. | 18.03 |
4 | С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке» | 19.03 | |
5 | В.Голявкин «Болтуны» | Воспринимают на слух художественное произведение в испол- нении учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивают скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Выразительно читают литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Определяют тематику текста. Озаглавливают прочитанное произведение. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Участвуют в беседе, соблюдая правила общения. Аргументируют свои высказывания. | 20.03 |
6 | С.Маршак «Угомон»; | Воспринимают на слух стихотворный текст в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. | 22.03 |
7 | Э.Мошковская «Можно всему-всему научиться…», пословицы. Обобщающий урок | Выразительно читают литературное произведение, обращая внимание на передачу логического ударения (без термина). Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу чи- таемых произведений и школьной жизни. Истолковывают смысл пословиц. Соотносят пословицы с произведениями. Озаглав-ливают прочитанное. Рассуждают на темы, связанные с обучением. Заучивают наизусть стихотворения. Осуществляют выбор книги по заданному параметру. | 3.04 |
8 | Час потехи (9 ч.) В Смит «Потехе час» | Читают выразительно. Составляют картинный план. Выбирают книги по заданной учителем теме. Озаглавливают выставку книг. | 5.04 |
9 | Потешки; колыбельные песни | Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобразие. Занима-ются музыкальным иллюстрированием прочитанных произ-ведений. Выявляют художественные особенности языка. Отвечают на вопросы по содержанию и языковому оформлению литературного текста. | 8.04 |
10 | Побасенки. | Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста. Читают текст выразительно по ролям, соблюдая знаки препинания. Инсценируют прочитанное. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносят рисунки и тексты. Создают самодельную книжечку. | 9.04 |
11 | «Русские народные загадки», С.Маршак «Загадки». | Воспринимают на слух произведения в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Отгадывают загадки. Соотносят рисунки и тексты. Создают самодельную книжечку. Выбирают книги по заданному параметру (жанру). | |
12 | Г.Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В.Берестов «Искалочка». | Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Читают текст выразительно, обращая внимание на передачу вопросительной и восклицательной интонации, а также эмоционального характера произведения. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Составляют рассказ по иллюстрации. Обсуждают свои любимые занятия. Озаглав-ливают рисунок и текст. | |
13 | «Считалки»; В.Берестов «За игрой». | Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учащихся (считалок). Читают молча и вслух плавно по слогам или целыми словами. Читают текст вырази-тельно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональный характер произведения. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Создают текст по подобию. Учат стихотворный текст наизусть. | |
14 | «Скороговорки, небылицы». С.Маршак «Я видел». | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют жанр произведения (скороговорка, небылица). Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Соревнуются в произнесении скороговорок. Соотносят иллюстрации с фрагментами текста. Создают иллюстрацию к фрагменту текста. Создают литературный текст по подобию (небылицу). Делают книжечки со скороговорками и небылицами. | |
15 | А.Босев «С нами Смех». А Усачев «Если вы собрались в гости». | Воспринимают на слух произведения в исполнении учителя и учащихся. Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Прогнозируют характер текста. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания, логическое ударение и передавая эмоциональный характер произведения. Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста. Иллюстриру-ют прочитанное. | |
16 | С.Маршак «Пудель». Обобщение прочитанного. | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Определяют эмоциональный характер текста. Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональный характер текста. Отвечают на вопросы по со- держанию литературного текста. Делают характеристику персо- нажа в опоре на набор слов. Отвечают на вопросы по содержа-нию текста. Соотносят иллюстрации с текстом. Составляют картинный план. | |
17 | «Что такое хорошо и что такое плохо» (12 ч) Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Знакомятся с разными литературными произведениями об- щей нравственной тематики. Характеризуют персонажей. Сравнивают персонажей разных произведений, объединённых общей темой. Рассуждают на нравственную тему. Читают выразительно по ролям. Устанавливают сходство и различия произведений одной тематики. | |
18 | С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» | ||
19 | В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Н. Толстой «Кто прав?» | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выразительно, передавая вопросительную и воскли-цательную интонации. Читают по ролям. Рассуждают на заданную нравственную тему. Определяют тему произведения. Выявляют идею произведения. Анализируют заголовок произ- ведения. Озаглавливают текст. Отвечают на вопросы к лите- ратурным произведениям. | |
20 | В. Осеева «Всё вместе» | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Осваивают орфоэпические нормы. Знакомятся с литературным произведением нравственной тематики. Рассуждают на нравственную тему. Соотносят пословицы с текстом. Определя-ют идею произведения. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. | |
21 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать…» | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Прогнозируют читаемое. Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям. Определяют главную мысль текста. Читают по ролям. Знакомятся с пословицами о труде. Создают книжечку с пословицами. | |
22 | Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища» | Знакомятся с творчеством Л. Н. Толстого.Воспринимают на слух басню в исполнении учителя. Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выборочно. Читают выразительно. Характеризуют персонажей. Определяют главную мысль произведения. Рассуждают на нравственную тематику. Соотносят рисунок с фрагментом произведения. Ищут и читают книги Л. Н. Толстого. | |
23 | В. Росин «Друзья познаются в беде» | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выразительно. Знакомятся с фактами биографии Л. Н. Толстого. Рассуждают на нравственную тематику. Определяют своё отношение к персонажам. Озаглавливают текст и рису- нок. Ориентируются в книге по обложке. Классифицируют книги по жанрам. Создают комикс по материалам тетради. | |
24 | С. Михалков «Ошибка» | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выразительно по ролям. Определяют главную мысль текста. Озаглавливают рисунок. | |
25 | С. Михалков «Прививка» | Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Выявляют эмоциональный подтекст. Читают вслух вырази-тельно, передавая подтекст и эмоциональное состояние персонажа. Наблюдают над использованием слова в переносном смысле в роли эпитета. Ориентируются в книгах по обложкам. Заучивают стихотворный текст наизусть и декламируют его. | |
26 | Л. Яхнин «Силачи» | Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Выражают и аргументируют своё отношение к персонажам. Определяют характер заголовка. Озаглавливают текст. Соотносят пословицы с рассказом. Читают выразительно, пере- давая черты характера персонажей и отношение к ним автора. Рассуждают на нравственную тематику. | |
27 | М. Пляцковский «Добрая лошадь» | Воспринимают на слух чтение сказки учителем. Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами. Читают выбороч-но. Читают сказку выразительно. Рассуждают на нравственную тему. Ориентируются в книге по обложке. Выбирают книги по предложенной теме. | |
28 | Обобщающий урок | Знакомятся с книгами и произведениями по изученной теме. Читают выразительно. Характеризуют персонажей. Выражают своё отношение к персонажам. Приводят из прочитанного раздела примеры сказки, стихотворения, рассказа, басни. Соотносят иллюстрации с соответствующими фрагментами текста. Выполняют упражнения с книгами, систематизируют их. | |
29 | «Там чудеса…» (12ч.) А. Шибаев «Сказки просят...» | Читают вслух выразительно це- лыми словами. Актуализируют ранее приоб- ретённый читательский опыт. Делают словесное описание иллюстрации. Иллюстрируют прочитанное. Пересказывают народные сказки, в том числе в опоре на схему. Инсценируют сказки. Находят и читают книги по за- данной теме. | |
30 | Русская народная сказка «Лиса и рак» | Читают молча, а также выразительно вслух. Определяют тему произведения. Озаглавливают текст с точки зрения его темы. Выявляют подтекст произведения. Определяют и аргументиру- ют жанровую принадлежность произведения. Пересказывают эпизоды из русских народных сказок. Классифицируют книги, находящиеся на выставке книг. | |
31 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | Читают выразительно вслух. Отвечают на вопросы к тексту. Составляют картинный план. Делают художественный пе- ресказ в опоре на картинный план. | |
32 | Ингушская сказка «Заяц и черепаха» | Читают молча, а также выразительно вслух. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют главную мысль произведения. Подбирают пословицы к прочитанному произведению согласно его главной мысли. Пересказывают текст, используя выразительные языковые средства из произведения. | |
33 | Американская сказка «Вот он, вор!» | Читают выразительно вслух. Выявляют подтекст. Знакомятся с опорными словами. Пересказывают текст по опорным словам. | |
34 | Армянская сказка «Заказчик и мастер» | Воспринимают на слух чтение учителя. Читают сказку выразительно, передавая вопросительную и восклицательную интонацию. Отвечают на вопросы к тексту. Выявляют подтекст произведения. Подбирают пословицу в соответствии с главной мыслью текста. Выбирают книги по заданным параметрам. | |
35 | Сказки А. С. Пушкина | Читают выразительно. Участвуют в литературной викторине. Знакомятся с творчеством А. С. Пушкина. Заучивают наизусть стихотворный текст. Выбирают книги по заданным параметрам. | |
36 | Викторина «Сказки Х. К. Андерсена»; Х. К. Андерсен «Принцесса на горо- шине» | Читают выразительно. Работают с опорными словами. Выявляют подтекст произведения. Соотносят иллюстрации с текстом. Озаглавливают иллюстрации. Знакомятся с творчеством и с фактами биографии Х. К. Андерсена. Участвуют в литературной викторине. Ориентируются в книгах по обложкам. | |
37 | В. Орлов «Абрикос в лесу» | Воспринимают чтение произведения учителем и учащимися. Читают выразительно вслух. Отвечают на вопросы учебника. Определяют своё отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа. | |
38-39 | А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» | Читают выразительно. Читают выборочно. Читают по ролям. Определяют эмоциональный характер произведения. Опреде-ляют образ рассказчика в произведении. Выявляют отношение рассказчика к персонажу. Перечисляют персонажей произведе-ния. Отвечают на вопросы к тексту. Характеризуют героя произведения и своё отношение к нему. Составляют картинный план. Подбирают фрагмент текста к иллюстрации. Прогнозируют характер произведения по обложке книги. | |
40 | Обобщающий урок | Читают вслух и молча. Создают высказывание, являющееся продолжением прочитанного. Дифференцируют народные и литературные произведения. Обсуждают возможное содержание летнего чтения. |
оОООлллщь0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы
В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики и педагогических требований к огранизации у пом...
Примерное тематическое планирование уроков письма в период обучения грамоте
Тематическое планирование в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"...
Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»
Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...
Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.
Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» УМК «Перспектива»...
Календарно-тематическое планирование уроков в 1 классе ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (русский язык) для УМК образовательной системы «Школа России»
Календарно-тематическое планирование уроков в 1 классе ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (русский язык)для УМК образовательной системы «Школа России»...
Урок чтения в период обучения грамоте
обучение чтению...