Календарно-тематическое планирование УМК "Начальная школа 21 век" 3 класс курса "Литературное чтение"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по учебнику Л.А. Ефросининой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_cht_3_klass.odt | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса:
«Литературное чтение»
3 класс «Б» 2013 — 2014 уч. г.
Учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина 2013 г.
Учитель Ильина Ирина Иосифовна
№№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 16 |
2 | Произведения А.С. Пушкина | 10 |
3 | Стихи русских поэтов: Тютчев, Майков, Фет, Некрасов, Есенин | 26 |
4 | Сказки зарубежных писателей | 4 |
5 | Басни | 5 |
6 | Произведения русских писателей: Толстой, Чехов ,Мамин-Сибиряк | 24 |
7 | Произведения о детя и для детей | 41 |
8 | Произведения зарубежных писателей | 10 |
Итого | 136 |
Календарно-тематическое планирование курса литературное чтение
3 класс «Б» 2013 — 2014 уч. Год.
Учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина 2013 г.
Учитель Ильина Ирина Иосифовна
Номер урока | Сроки изучения | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | |||||
Устное народное творчество | ||||||||||
Сентябрь 1 неделя | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка – сказка. В.Даль «Старик годовик» | Урок открытия нового знания | Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. | ||||||
Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение пословицы. | Урок общей методологической направленности | Пословица, темы пословиц, особенности построения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении | Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. | |||||||
Русские народные сказки. «Самое дорогое» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки | Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). | |||||||
«Про Ленивую и Радивую» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки | Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Презентовать устное сочинение | |||||||
|
| Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Дополнительное чтение Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |||||
Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка | Урок открытия нового знания | Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | |||||||
Волшебные сказки. «Царевич Нехитер – Немудер». Русская народная сказка. О присказках. | Урок открытия нового знания | Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям | Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения | |||||||
Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц» | Урок открытия нового знания | Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
| Вводная контрольная работа | Урок развивающего контроля | ||||||||
Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора | Урок открытия нового знания | Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Былины. «Добрыня и Змея» | Урок открытия нового знания | Понятие «былина». Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. | |||||||
| «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Урок открытия нового знания | Слушание произведений. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя | Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. | ||||||
«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | |||||||
Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение «Про Добры ню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» | Урок открытия нового знания | Слушание произведений. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | |||||||
Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. | ||||||||
Басни | ||||||||||
| Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград» | Урок открытия нового знания | Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. | ||||||
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица» | Урок открытия нового знания | Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник» | Урок открытия нового знания | Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | |||||||
Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е. Измайлов. «Филин и чиж» | Урок открытия нового знания | Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | |||||||
| Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | ||||||||
Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...» | Урок открытия нового знания | Работа с текстом и текстовой иллюстрацией Упражнения в выразительном чтении: наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | |||||||
Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой» | Урок общей методологической направленности | Работа с текстом и текстовой иллюстрацией Упражнения в выразительном чтении: наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | |||||||
«Сказка о царе Салтане...» | Урок открытия нового знания | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | |||||||
| Главные герои сказки «Сказка о царе Салтане...» | Урок общей методологической направленности | Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев | Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. | ||||||
Сравнение сказок «Сказки о царе Салтане…» и «Царевич Нехитер –Немудер» | Урок общей методологической направленности | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим | |||||||
Контрольная работа №1 | Урок развивающего контроля | |||||||||
Слушание и работа с детской книгой. К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение А. С. Пушкин.«Сказка о попе и о работнике его Балде» | Урок общей методологической направленности | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | |||||||
| «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...» | Урок открытия нового знания | Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев | Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения | ||||||
А. С. Пушкин.«Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. | Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения, из предложенных учителем, учащимися класса. | |||||||
А. С. Пушкин.«Няне» | Урок открытия нового знания | Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении | Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета | ||||||||||
9 неделя | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | Урок открытия нового знания | Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | ||||||
А.Н. Майков. «Осень» | Урок открытия нового знания | Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | |||||||
А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены | |||||||
Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение И.А. Бунин.«Листопад» | Урок общей методологической направленности | Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении | Сравнивать произведения разных жанров. | |||||||
| Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | ||||||||
Произведения Л.Н. Толстого | ||||||||||
Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка) | Урок открытия нового знания | Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Чтение по ролям | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены | |||||||
Л.Н. Л.Н.Толстой «Белка и волк» (басня) | Урок открытия нового знания | Работа с текстом: выявление сходства и различия. Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | |||||||
Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой.«Работник Емельян и пустой барабан» | Урок открытия нового знания | Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Чтение по ролям | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | |||||||
| Научно-познава- тельные и худо- жественные рассказы.«Лебеди», «Зайцы». | Урок открытия нового знания | Работа с текстом: выявление сходства и различия. Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание | Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. | ||||||
Дополнительное чтение «Лев и собачка» | Урок открытия нового знания | Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |||||||
Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». | Урок открытия нового знания | Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения | |||||||
Былина «Как боролся русский богатырь» | Урок открытия нового знания | Работа с текстом: выявление сходства и различия. Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание | Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
12 неделя | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Ореховая ветка»; А. Сергеенко. «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | Урок открытия нового знания | Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения | Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | ||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Произведения Н.А.Некрасова | ||||||||||
«Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» | Урок открытия нового знания | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. | Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) | Урок открытия нового знания | Введение понятия лирический герой, поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении | Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей | |||||||
| «Славная осень...».Дополнительное чтение «Зелёный Шум». | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень». | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге | ||||||
К. И. Чуковский. «Зелёный Шум» | Урок открытия нового знания | Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. И. Чуковского. Работа над содержанием | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | |||||||
Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | Урок общей методологической направленности | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза | Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы | |||||||
Слушание и работа с детской книгой. К. И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём» | Урок общей методологической направленности | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. | Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. | |||||||
| Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | ||||||||
Произведения А.П Чехова | ||||||||||
Повесть «Степь» (отрывок). Дополнительное чтение А. П. Чехов. «Белолобый» | Урок открытия нового знания | Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | |||||||
И. С. Тургенев. «Лес и степь» | Урок открытия нового знания | Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | |||||||
А. П. Чехов «Ванька». | Урок открытия нового знания | Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены | |||||||
| Дополнительное чтение Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова» | Урок открытия нового знания | Обобщение по разделу. Рассказы детей об | Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. | ||||||
Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное чтение Л. Андреев. «Кусака» | Урок открытия нового знания | Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. | Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). | |||||||
| Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | ||||||||
Сказки зарубежных писателей | ||||||||||
Ш. Перро. «Подарки феи» | Урок открытия нового знания | Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей | Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей | |||||||
| Контрольная работа №2 | Урок развивающего контроля | ||||||||
Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка» | Урок открытия нового знания | Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены | |||||||
Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен.«Снеговик»; Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская» | Урок открытия нового знания | Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей | Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. | |||||||
Урок-утренник «В мире сказок» | Урок рефлексии | Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге | |||||||
Стихи русских поэтов | ||||||||||
| И. С. Никитин. «Русь» | Урок общей методологической направленности | Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части | Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. | ||||||
И. С. Никитин. «Утро» | Урок общей методологической направленности | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | |||||||
И.З. Суриков.«Детство» | Урок открытия нового знания | Слушание. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | |||||||
Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...» | Урок открытия нового знания | Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | |||||||
| С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день» | Урок открытия нового знания | Слушание. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | ||||||
Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва» | Урок открытия нового знания | Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка | ||||||||||
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш» | Урок открытия нового знания | Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра, высказывание собственного мнения. | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | |||||||
| Сказка «Умнее всех» | Урок открытия нового знания | Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев | Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения | ||||||
Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение «Постойко» | Урок открытия нового знания | Чтение вслух, пересказ произведения по плану | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Произведения А.И.Куприна | ||||||||||
| А.И. Куприн «Синяя звезда» | Урок открытия нового знания | Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | ||||||
А.И.Куприн «Барбос и Жулька». | Урок открытия нового знания | Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | |||||||
Дополнительное чтение А.И. Куприн «Собачье счастье» | Урок открытия нового знания | Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. | Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. | |||||||
Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение «Ю-ю» | Урок открытия нового знания | Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
21 неделя | Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | ||||||||
Стихи С.А.Есенина | ||||||||||
Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...» | Урок открытия нового знания | Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения | |||||||
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...» | Урок открытия нового знания | Чтение. Работа над содержанием стихотворения. Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. Выразительное чтение, работа над интонацией | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | |||||||
«Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки) | Урок открытия нового знания | Чтение. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворение, сравнение строф. Выразительное чтение | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | |||||||
| С.А.Есенин «Бабушкины сказки» | Урок открытия нового знания | Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта) Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | ||||||
Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И. С. Тургенев. «Деревня» | Урок открытия нового знания | Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Библиотечный урок. Стихи русских поэтов | Урок рефлексии | Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге | |||||||
Произведения К.Г.Паустовского | ||||||||||
| Сказка К.Г.Паустовского «Стальное колечко» | Урок открытия нового знания | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. | Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст | ||||||
Описание образа Вари в сказке «Стальное колечко» | Урок общей методологической направленности | Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | |||||||
Пересказ по плану сказки «Стальное колечко» | Урок общей методологической направленности | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | |||||||
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга» | Урок общей методологической направленности | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
24 неделя | К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ | Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | ||||||
Дополнительное чтение «Заячьи лапы» | Урок открытия нового знания | Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. | Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. | |||||||
Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского. | Урок общей методологической направленности | Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. | Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. | |||||||
Дополнительное чтение «Тёплый хлеб» | Урок общей методологической направленности | Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. | Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | |||||||
| Слушание и работа с детскими книгами о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим,В. Бианки и др.). | Урок общей методологической направленности | Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | ||||||
Дополнительное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; И.С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка» | Урок открытия нового знания | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. | Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Урок-утренник «Моя любимая книга» | Урок рефлексии | Выставка книг. Инсценирование, Викторина | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге | |||||||
100 |
| Контрольная работа №4 | Урок развивающего контроля | |||||||
Произведения С.Я.Маршака | ||||||||||
| С.Я.Маршак «Урок родного языка» | Урок открытия нового знания | Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении | Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. | ||||||
С.Я.Маршак «Ландыш» | Урок открытия нового знания | Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении | Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. | |||||||
Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом» | Урок открытия нового знания | Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |||||||
| Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком» | Урок развивающего контроля | Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг С.Маршака. Рассматривание художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения | Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим | ||||||
Произведения Л. Пантелеева | ||||||||||
Л. Пантелеев «Честное слово» | Урок открытия нового знания | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
Пересказ по плану П.Пантелеева «Честное слово» | Урок общей методологической направленности | Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | |||||||
Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | Урок открытия нового знания | Слушание. Беседа по выявлению первичного восприятия, словарная работа. | Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. | |||||||
28 неделя | Пересказ рассказ Л. Пантелеева «Камилл и учитель» | Урок общей методологической направленности | Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | ||||||
Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение «Фенька», «Новенькая» | Урок открытия нового знания | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. | Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Произведения А.П.Гайдара | ||||||||||
А.П.Гайдар «Горячий камень» | Урок открытия нового знания | Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана | Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. | |||||||
| Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) | Урок открытия нового знания | Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | ||||||
Пересказ отдельных глав А.П.Гайдара «Тимур и его команда» | Урок общей методологической направленности | Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | |||||||
С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение С.В.Михалков «Ошибка» | Урок открытия нового знания | Очерк | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | |||||||
Слушание и работа с книгами о детях. Дополнительное чтение В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре» | Урок открытия нового знания | Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана | Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим | |||||||
Произведения М.М. Пришвина | ||||||||||
| М.М.Пришвин очерк «Моя Родина». | Урок открытия нового знания | Обобщение читательского интереса. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | ||||||
Дополнительное чтение М.М.Пришвин «Двойной след» | Урок открытия нового знания | Работа над жанром: художественный рассказ | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | |||||||
М.М.Пришвин «Выскочка» | Урок открытия нового знания | Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию | Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей) | |||||||
М.М.Пришвин «Жаркий час» | Урок открытия нового знания | Работа с образами героев произведения | Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. | |||||||
| В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине» | Урок открытия нового знания | Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведения зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения | Презентация своего высказывания окружающим | ||||||
Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение В. В. Бианки. «По следам» | Урок открытия нового знания | Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
Произведения зарубежных писателей | ||||||||||
Дж. Лондон. «Волк» | Урок открытия нового знания | Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. | Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. | |||||||
32 неделя | Дж. Лондон. «Волк». Пересказ по плану | Урок общей методологической направленности | Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. | ||||||
Дж. Лондон. «Волк». Краткий пересказ | Урок общей методологической направленности | Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна | Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). | |||||||
Итоговая контрольная работа по тексту администрации | Урок развивающего контроля | |||||||||
Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | Урок открытия нового знания | Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
| Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» Пересказ по плану | Урок общей методологической направленности | Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. | ||||||
Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Краткий пересказ | Урок общей методологической направленности | Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений | |||||||
Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | Урок открытия нового знания | Обобщение по разделу, работа с книгами зарубежных писателей | Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |||||||
Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя») | Урок развивающего контроля | |||||||||
| Комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов) | Урок развивающего контроля | ||||||||
Библиотечный урок «Летнее чтение» | Урок рефлексии | Обобщение по разделу, работа с книгами зарубежных писателей | Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей | |||||||
Резервный | Урок рефлексии | |||||||||
Резервный | Урок рефлексии | |||||||||
Резервный | Урок рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": литературное чтение, 2 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс...
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа ХХI век" литературное чтение 3 класс
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа ХХI век" литературное чтение 3 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое планирование УМК " Школа России" по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образовани...