урок литературного чтения в 4 классе на тему "Весна в лесу"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока:
Поэтическая тетрадь.
С. А. Клычков «Весна в лесу».
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения по программе "Школа России", учебник Л. Ф. Климановой... | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поэтическая тетрадь. С. А. Клычков «Весна в лесу».
Задачи: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста; развитие навыков анализа произведения, внимательного отношения к слову; развитие творческого воображения; воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к окружающей природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, распечатанные на каждого ученика тексты с описанием леса из произведения В. Бианки «Синичкин календарь», раздаточный материал для работы в паре: таблица с трудными словами стихотворения, полоски со значением этих слов.
План урока: 1.Организация начала урока.
2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.
3. Работа с текстом.
4. Первичное чтение стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу».
5. Вторичное чтение. Словарно-лексическая работа.
6. Работа над содержанием стихотворения.
7. Рефлексия. (Ресурсный круг). Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организация начала урока.
2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.
(на доске записаны отрывки из известных детям стихотворений, изученных в 1 части учебника, подготовлена презентация к этому заданию)
- Прочитаем строки с доски, постараемся вспомнить, кто их автор.
А) Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит…
( А. А. Фет «Весенний дождь») – на 1-м слайде презентации появляется портрет А. А. Фета.
Б) …Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
(Евгений Абрамович Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!»)
На 1-м слайде появляется изображение автора.
В) Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
( Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)
На 1-м слайде - портрет автора.
- Что объединяет произведения, отрывки из которых мы сейчас читали? (тема весны)
2-й слайд. Слово «Весна».
3. Ресурсный круг (ауди-визуальное восприятие – по рядам).
- (первому ряду – Что видите, когда произносят слово весна? (распускающиеся листья, яркое солнце, голубое небо, подснежники, ручьи, птиц…)
- (второму ряду) – Что слышите? (журчание ручья, песню жаворонка…, жужжание пчёл…, детские голоса…)
- В какие уголки природы привело вас воображение? (на луг, в лес, во двор…)
4. Работа с отрывком из произведения В. Бианки «Синичкин календарь».
- Мы отправимся с вами в замечательный весенний уголок природы вместе с необычным проводником.
3- слайд – изображение большой синицы.
- Узнали, с кем? Это синичка Зинька. А куда нас приглашает Зинька, догадайтесь, прочитав текст, который на партах. (дети читают индивидуально)
…Снег спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно было достать его там. В поле давно уже зеленела посеянная с осени рожь, а он все еще стоял голый. Но уже было в нем весело, не то что зимой. Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями, прыгали по земле и пели, - пели на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе.
И вот раз вечерком ей показалось, будто лёгкий зеленоватый туман окутал все березы, осины,сосны, ольхи. А когда на следующий день поднялось солнце, на каждой березе, на всякой веточке показались точно маленькие зеленые пальчики: это стали распускаться листья.
Тут и начался настоящий праздник. Засвистал, защелкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Звонко куковала кукушка. Дятел-красношапочник - и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что повсюду слышна звонкая барабанная дробь. Каждый веселился на свой лад, кто как умел. Зиньке все было любопытно. Она всюду поспевала и радовалась вместе со всеми…
-Догадались? (в лес)
4- 6 слайды. Изображение леса.
– Какие отрывки текста помогли найти верный ответ? ( выборочное чтение)
- А какую иллюстрацию из предложенных вы бы поместили в этом произведении?
Слайд 7. Все 3 изображения леса на одном слайде.
5. Первичное знакомство со стихотворением С. А. Клычкова «Весна в лесу».
- Послушайте ещё одно произведение. С какой иллюстрацией ассоциируются картина леса, описанная автором? ( читает ученик, после чтения дети отвечают на вопрос)
- Почему так решили? (бор – хвойный лес)
6. Знакомство с автором.
Слайд 8. Портрет автора, годы жизни, название стихотворения.
- Это стихотворение написал Сергей Антонович Клычков (Лешенков). Называется оно «Весна в лесу».
- Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника. Окончил сельскую школу, затем гимназию в Москве. Любовь к родной природе, мотивы русских народных сказок и песен характерны для его ранних стихов. В 20-30 годы в творчестве поэта появляется тревога за сохранение родной природы и народной крестьянской культуры.
7. Вторичное чтение стихотворения. Словарно-лексическая работа.
- Откроем стр. 116, прочитайте стихотворение сами.
- Все ли слова понятны?
8. Интерактивная стратегия. Работа в парах.
( на партах таблицы со словами)
- Попробуйте, работая в паре, соотнести слова в таблице с их значением.
Проверка. ( две пары читают свои варианты)
Слайд 9. Утренник – утренняя заря, начало дня
Рудый- растущий на сухих местах, очень прочный, грубый
Дубровы- лес вообще
Никнет – опускается, пригибается
Истома – чувство приятной расслабленности
Яр – глубокий заросший овраг
Свирелка - дудка из дерева, тростника
Сои – пёстрая лесная птица
В лому – в валежнике, поваленных деревьях
Странничек - человек, странствующий пешком
9. Работа на содержанием стихотворения и выразительным чтением.
- С каким настроением будем читать это стихотворение? Почему? (природа оживает от зимнего сна, радуется теплу)
- Как поэту удаётся показать, что в лес пришла весна, и природа оживает? (зачитывают отрывки про животных)
- В какое время суток приглашает нас автор в лес? Почему рано, в утренник? (чтобы больше успеть увидеть)
- Скажите, какой художественный образ возникает при чтении стихотворения? (называют разные образы)
-Трудно ответить.
- Да, весна в лесу - образ собирательный.
- Возьмите карандаш и подчеркните легонько действующие лица, персонажи. - Что у вас получилось?
- Почему так много действующих лиц? (Чтобы лучше рассказать о весне в лесу)
- Чудный странник (чем-то необычный).Кого описывает автор? Может быть Лель? (любимый герой Клычкова)
А может быть ему виделся Сергей Есенин? В золотых кудрях? Клычкову было близко творчество Есенина.
- Прочитайте, самостоятельно расставляя логические ударения, помня об интонации.
Проверка. Чтение вслух.
10. Ресурсный круг.
- Что вы чувствуете, побывав в весеннем лесу? (радость, дуновение ветерка, свежесть, прилив сил…)
Домашнее задание. С. 116-117(выразительное чтение). Найти сходство между картиной Н. Крымова «К весне» на с. 117 и произведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения по теме: Л. Яхнин. Музыка леса.
Презентация к уроку литературного чтения по программе ПНШ 2 класс по теме: Л. Яхнин. Музыка леса....
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Школа России С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…».
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Школа России С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…»....
Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"
Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....
Конспект урока литературного чтения "С.А. Клычков "Весна в лесу" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.А Клычкова; умение видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.Планируемые результаты:Предметные: ...
Конспект урока литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С. Маршака, формирование умений: анализировать стихотворение; осознанно и выразительно читать; учить детей выражать свои мысли, чувства; во...