Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Школа России С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Денисова Елена Анатольевна.

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Школа России С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3a.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 20.03.2018                                                                                                                             ФИО учителя: Селянина Н.В.

Школа: 152                                                                                                                                     ФИ студента: Денисова Елена

Класс:                                                                                                                                    ФИО методиста: Зубарева Н.С.

Кабинет: 215

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное  чтение)

Тема: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…».

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.Маршака, формирование  умений: анализировать стихотворение; осознанно и выразительно читать;  учить детей выражать свои мысли, чувства; воспитание чувства красоты слова, любви к родной природе.

Планируемые результаты

Предметные:

знать

особенности и структуру стихотворения как литературного жанра;                                                                                            

уметь                                                                                                                                                                                                                           - определять главную мысль стихотворения; формулировать простые выводы; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные: ориентироваться  в нравственном содержании и смысле стихотворения; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;  понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «ШР», учебник Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова;  портрет  С. Я. Маршака, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Садитесь, пожалуйста.

Парная  форма работы

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        Практический: выраз. чтение чистоговорки

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-6мин

Фронтальная форма работы

-Прочитайте самостоятельно скороговорку.

Белый снег, белый мел,

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

-Какой звук повторяется?

-Теперь прочитайте медленно.

-Начните читать медленно постепенно ускоряя темп.

-Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Вспомните, как он называется?

-А сейчас предлагаю разгадать вам кроссворд, и вы узнаете, чьи стихи мы будем читать на этом уроке. Прочитайте и вставьте пропущенные слова в строчки.

Звук (б)

Читают медленно постепенно ускоряя темп.

«Поэтическая тетрадь 2»

Разгадывать кроссворд.

Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Разгадывают кроссворд.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Фронтальная форма работы

- Молодцы, все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитайте фамилию в выделенных клетках.

-Итак, какая же тема нашего урока?

-Какие цели поставим?

-А сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я.Маршака. На доске написаны названия, выберите, какие из указанных произведений написал Самуил Яковлевич?

«Мастер-ломастер», «Круглый год», «Усатый-полосатый», «Урок вежливости», «Крокодил», «Багаж», «Пожар», «Муха-цокотцха», «Кот и лодыри».

-А кто написал остальные произведения?

С.Я.Маршак.

Корней Иванович Чуковский.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание

6мин

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Гроза днем».

-Но прежде чем познакомиться со стихотворением, я хочу вам немного рассказать об авторе.

Ранние годы

Родился Самуил Маршак в Воронеже в еврейской семье. Фамилия рода «Маршак»

в кратком переводе означает – «наш учитель».

Образование

Первое образование Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Учитель словесности выделял его талант среди других детей в классе, считал самым одаренным. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака.

Путешествие

В 1911 году писатель совершает путешествие на Ближний Восток. Под впечатлением от поездки, Маршак пишет одни из самых удачных своих стихотворений того периода. В путешествии он знакомится со своей будущей женой Софьей.

Произведения

За свою биографию Самуил Маршак сочинил много произведений для детей. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», «Пожар», «Усатый-полосатый».

Книги Самуила Яковлевича Маршака были переведены на многие языки. Именем писателя названы улицы и установлены мемориальные доски во многих городах: в родном Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Ялте и других.

Слушают слово об авторе

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т,

Слушание.

Словарная работа

5мин

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

-Откройте учебник на странице 110.

-Прочитайте название стихотворения

-Прочитайте про себя стихотворение, возьмите в руки карандаш и подчеркните для себя непонятные вам слова.

-А теперь давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

-Сейчас прочитайте стихотворение еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома. Произнесите их.

-Какой звук в этих словах повторяется?

-Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.

Открывать учебник.

Читать название стихотворения.

Читать стихотворение про себя.

Проехал, громко, грома

Отвечают на вопросы

Звук (р).

 

В парах выразительно читать стихотворение

Читать стихотворение выразительно.

Выявлять непонятные значения слов.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так: тик так.

(наклоны головы в сторону)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так.

(наклоны туловища)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

(наклоны головы в стороны).

Повторять движения за учителем.

Практич:  чтение и анализ Т

Чтение и первичный анализ.

Анализ языковых особенностей.

Фронтальная форма работы

-Я прочитаю вам стихотворение, а вы  приготовьтесь ответить на мои вопросы.

-Ваши впечатления от услышанного. Что представляли, когда слушали стихотворение?

 -Если бы вам нужно было нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы?

 -Если бы вам нужно было написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы?

 -А теперь давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

-Поднимите руку, кто знает значение слова «росистый»?

-Ребята, поднимите руку, кто знает почему в стихотворении говорится о стеклянном голосе кукушки? Как вы объясните это выражение?

-От чьего имени написано стихотворение?

-Какие воспоминания о лете хочет увезти с собой в город мальчик?

 

-Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?

-Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?

Анализируют язык произведения

Отвечать на вопросы учителя.

Росистый-Покрытый росой

Ответы детей.

От имени мальчика

Как кукушка встречает рассвет.

 Помню я лагерь, платки.

На самой опушке лесной.

И птицу игравшую в прятки.

В рассветном тумане со мной.

Ответы детей.

По первой строчке стихотворения.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый:выборочное чтение,

3мин

Подготовка к выразительному чтению.

 -Возьмите простые карандаши. Расставьте в стихотворении паузы и логические ударения

 -Давайте разберем каждую строчку, как вы справились с партитурой. Согласны с таким чтением? Чьё чтение удачнее? Почему?

-Каким должно быть ваше чтение? Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта

-Прочитаем по цепочке, каждую строчку

Отвечают на вопрос

Читают по цепочке

П: осмысленное чтение худож. текста

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII.Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ стихотворения

4-6мин

Фронтальная  форма работы

-Ребята, есть желающие выйти к доске и прочитать выразительно стихотворение?

Сравнивают выступления , отмечают интересные наблюдения.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

2-4мин

-С каким произведением какого автора мы сегодня познакомились?

-О чём эти стихотворения?

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

-На слайде представлены рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан, мясорубка,корзина

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.(на доске картинки)

Отвечают на вопросы

-сегодня мы познакомились  с автором Самуилом Яковлевичем Маршаком, со стихотворением «Гроза днем», «В лесу на росистой поляной».

Ответы на вопрос.

Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»...

Конспект урока по литературному чтению на тему: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Тип урока: открытие нового знания.Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.Планируемые результаты: Предметн...

Конспект к уроку литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…», 3 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве С. Я. Маршака;формирование навыка выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию С. Я. Маршака и содер...

Конспект урока литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С. Маршака, формирование умений: анализировать стихотворение; осознанно и выразительно читать; учить детей выражать свои мысли, чувства; во...